Записки частного лица. автобиография. часть 29
ДОСАДНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ С ОЦЕНКОЙ
ПЕРВЫЙ КУРС УСПЕШНО ЗАВЕРШЕН
До 1 сентября курсанты батальона привлекались для создания учебно-материальной базы училища – автопарка, склада ГСМ, обустройства учебных полей и многого другого, что было необходимо для планового учебного процесса.
Нашему взводу была поручена установка ж/б столбов по всему периметру создаваемого полевого склада ГСМ, натяжка и укрепление на них колючей проволоки, оборудование окопов. Август прошел быстро, наступил сентябрь, и начались учебные занятия в классах и поле.
Пришли ответы на мои письма от родных, брата, друзей. Очень радовался этим письмам, но главного (от Любы) письма не было. Я продолжал ждать и писать ей письма на домашний адрес.
Дело в том, что мне не было известно поступила Люба в институт или вернулась домой. Попросил Анатолия Ионова (соседского парня) сообщить мне все, что сможет узнать о моей девушке.
Ответ пришел, но он озадачил меня еще больше. Сосед сообщал, что Люба дома, в институт не поступила, но он ее постоянно видит в центре города с каким- то парнем. Большего сообщить мне не мог из-за нежелания Любы поговорить с ним по моей просьбе.
И вот под праздник 7 ноября наконец пришло письмо от Любаши. В радостном волнении я распечатал конверт и достал из него два листка от школьной тетради, заполненные убористым почерком. Стал жадно читать письмо.
Странно сухое обращение ее в письме озадачило и породило смутную тревогу чего-то нехорошего для меня и обеспокоенность. Читая дальше, не верил своим глазам. Оказывается, свои письма я направлял уже замужней женщине. Да, да, именно замужней, о чем любезно и сообщала она в своем ответе.
Та самая Люба, которая плакала у меня на груди в Ленинграде, сетуя на то, что я забуду ее и найду себе другую подружку в Сибири, теперь сообщала, что она вышла замуж.
Каково было еще большее мое изумление, узнав далее из ее письма о том, что она вышла замуж за одного из парней, провожавших меня в Омск на перроне города Ленинграда. Теперь мне стала понятна истинная причина молчания Любы с момента моего отъезда. Но как все быстро изменилось после этого.
Почему, отчего, для чего, как могло это случиться – все эти вопросы роились в моей голове, но я не мог найти самостоятельно ответа на них. Не было честных ответов и в письме Любы, она их обтекаемо избегала. Возмущению моему не было предела.
Как можно, не объяснившись с человеком (которому ответила взаимной любовью), уйти к другому, о существовании которого до поступления в институт не знала. Что это за Любовь с первого взгляда?
Передо мной лежит письмо
Твои читаю откровенья.
И стало ясно мне одно:
Что все достойно сожаленья.
Ты упрекаешь в нем меня –
Не оправдал твоей надежды.
Да и по правде говоря
В тебе уж нет любви, как прежде.
Забудь меня, слова забудь
Что говорила на прощанье.
Того, что было, не вернуть
И не кори за обещанья...
Заканчивалось письмо Любы ничего не значащими извинениями и пожеланиями встретить свою настоящую любовь в будущем. Я долго, еще несколько раз перечитывал прощальное письмо Любы, пытаясь понять что это не розыгрыш, а горькая правда. Что же теперь делать мне, как поступить в этом случае. Решил посоветоваться с командиром взвода, он старше меня и опыта житейского побольше. Вот что он посоветовал.
Впереди у курсантов зимний учебный отпуск (у студентов – каникулы) протяженностью в две недели. За время до него необходимо успокоиться и выработать стиль своего поведения при встрече с девушкой.
Я согласился. Время – лучшее лекарство от стрессов и переживаний. Чем хорош воинский коллектив? Многим, но в первую очередь сопереживанием происходящего и дельными советами. Именно мои товарищи по учебе, друзья, с кем делился радостью и огорчениями по жизни, способствовали нивелированию тяжелых психологических нагрузок на молодой взрывной организм, связанных с любовными переживаниями.
Учеба на первом курсе была сложной для молодежи с гражданки по разным причинам. Короткая осень, ранняя морозная зима, полевые занятия в любых условиях, незнакомые военные предметы, непривычные физические нагрузки, доселе неведомые для нас, пацанов, – все это составляло суть повседневной боевой подготовки первокурсника.
Добавьте несение караульной и внутренней службы, классные занятия, строевая подготовка к участию в военном параде и ряд других мероприятий армейской жизни. Такая интенсивность учебно-боевого процесса, физические и психологические нагрузки, испытываемые курсантами в ходе этих мероприятий, были нормой их повседневной жизни.
Но чтобы у читателя не сложилось мнения, будто бы всем курсантам полагался зимний отпуск, отмечу одно – отпуск надо было заслужить. При получении «уд» в конце любой сессии курсант не имел права на зимний отпуск.
Задействовались и другие формы и методы влияния на троечника с целью повышения своей успеваемости. Так что лишение курсанта зимнего отпуска было очень эффективной мерой повышения качества учебы в училище. Для меня же учеба давалась по всем предметам довольно хорошо.
Школьные знания еще были в голове. Они составляли основу гражданских предметов. Не тревожила меня и физическая подготовка. Именно из-за низкой оценки по физо мой друг Женя Макаренко (поступивший также в Житомирское училище ПВО) был лишен зимнего отпуска.
Лично я считал тогда и сейчас, что будущий офицер (курсант) не имел права учиться на тройки. Что значит иметь тройку по огневой подготовке? На практике это означает, что подразделение, которым будет командовать в будущем этот троечник, будет посредственным. Ну не может троечник дать знания своим подчиненным на отлично.
Все это относится и к армейскому политработнику, ведь основная его функция – это воспитательная работа с подчиненными. Не может быть эффективной воспитательная работа при посредственном воспитателе. Разве может учитель обучать детей предмету, не зная его изначально? Нет.
То же самое относится и к армии. На первом курсе мы изучили материальную часть, вооружение, получили начальную практику вождения средних боевых танков Т-54, Т-55, бронетранспортеров БТР- 152, БТР-60ПБ, артиллерийских орудий 120 мм гаубицы Д- 30, 100 мм противотанкового орудия «Рапира», 80 и 120 мм минометов стрелкового вооружения, людских парашютов десантников ПД-47, Д-1-8.
По всем этим предметам у меня в зачетных ведомостях были в основном отличны показатели.
Подошло время зимнего учебного отпуска. На построении роты капитан Кулик А. П. зачитал приказ начальника училища о поощрении курсантов, успешно сдавших первую учебную сессию. Этим приказом им представлялось по 10 суток отпуска на родину, не считая дороги.
Каково было мое удивление, когда я не услышал своей фамилии среди успешно сдавших сессию. Счастливчики в учебе стали группами уезжать на вокзалы Новосибирска для убытия домой. Я и еще три лишенных отпуска курсанта роты остались в казарме, где со следующего дня нам предстояло (совместно с такими же курсантами других рот батальона) ликвидировать свою неуспеваемость.
Но что-то во мне протестовало внутри (я не считал себя троечником), поэтому на следующий день обратился к командиру взвода с вопросом разобраться в вопросе, важном для меня. На это ушло у него половина дня, еще половина на включение меня в приказ начальника училища.
Оставалось лишь моральное удовлетворение от восстановления справедливости. А ошибку нашли. В графе «оценка» напротив моей фамилии преподаватель неверно выставил оценку, вместо «5» поставил «3».
Предложили идти оформлять отпуск. Но время уже было упущено, так как самолета в ближайшие дни не было в расписании аэропорта. А поездом добираться домой нужно было около трех суток. Два дня уже прошли, а отпуск был всего 10 суток. Прибавьте ко всему трое суток времени на обратную дорогу и вы поймете, почему я отказался от поездки в зимний отпуск.
Кроме этого, меня охватила обида на все и вся, я «закусил» удила упрямства – какое уже тут спокойное решение вопроса. Однако чувствуя свою вину передо мной, командир взвода предложил мне ходить в увольнение на целый день с целью расширения своего культурного кругозора.
Несмотря на зимнюю пору, я посещал музеи Новосибирска, различные выставки произведений искусств в Академгородке. Таким образом использовал максимум возможного времени на повышение своего культурно-образовательного уровня. Позже даже был рад, что все так сложилось в жизни.
В целом первый курс обучения закончил с хорошими результатами, и это было закономерно и свойственно моим целям и задачам – раз поступил учиться добровольно, не ленись в учебе. Кроме того, доказал командирам, сослуживцам, что нам по плечу армейская служба и прошедшее было всего лишь эпизодическим недоразумением в моей курсантской службе.
Кроме всего, мне удалось завоевать определенный авторитет среди старшей возрастной категории курсантов (до поступления служивших в армии). Чем? Своим отношением и упорством в освоении военных предметов, оказании помощи им по гражданским.
Этому немало способствовало также еще одно обстоятельство. Получилось так, что мне пришлось пресечь на корню попытку проявления «дедовщины» со стороны одного курсанта-спортсмена нашего взвода.Фамилию я его не называю, он был и остался хорошим человеком в жизни, но из содеянного ничего не вырубишь топором.
Проснувшись однажды утром, стал объектом смеха над собой со стороны курсантов. Оказывается, мое лицо (нижняя его часть от носа до подбородка) была вымазана зубной пастой.
Это делали «шутники»- старослужащие тем молодым курсантам, которые имели свойство храпеть во время сна. Случилось это и со мной, но стало обидно за то, что никто не хотел признаваться в этом, а только смеялись.
Пришлось заявить во всеуслышание, что в дальнейшем такую «шутку» не потерплю и дам по морде тому, кто это совершит. Наступила пауза, все замолкли, но один курсант, прослуживший 1 год в войсках, заявил: «Не много ли берешь на себя, салага?».
Услышав оскорбление в свой адрес, подошел к нему и коротким оперкотом сшиб его с ног на кровать, а потом сел на него, показав, что он побежден окончательно.
Таким неуставным методом завоевал себе определенный авторитет среди сослуживцев. Больше никто нас, молодых, не называл этим оскорбительным словом. За себя надо уметь постоять, если ты чувствуешь, что совершаешь (пусть даже проступок) правое дело.
Природа и общество слабаков не терпит...
продолжение следует...
Свидетельство о публикации №216072101596