Когда рушатся империи...

Солнечный летний день в Тиргартене. Так называется чудесный парк в самом сердце Берлина. Солнце нещадно печет, совсем не по-июньски. 
Мы с любимой лежим на мягком зеленом ковре под вековыми липами и дубами. Весь Берлин наполнен ароматом цветущих лип! Я смотрю на то, как мирно спит моя милая, уставшая от долгого ночного переезда из Парижа. Как хорошо, как спокойно все кругом!

Передо мной лежит особенная, необыкновенная книга такого же особенного и необыкновенного писателя Андрея Белого - "Петербург". Не знаю почему, но я решил взять в наше свадебное путешествие именно эту книгу писателя-символиста, бунтаря, влюбившего меня в свой неповторимый стиль и в свой великий роман буквально с первых строчек!

Мы еще кружили над аэропортом Шереметьево, а я уже блуждал по Петербургским улицам вместе с Николаем Апполоновичем Аблеуховым, узнавал сокровенные мысли Софьи Петровны Лихутиной и переживал вместе с умудрённым опытом чиновником Аполлоном Аполлоновичем за судьбу России, за судьбу рода Аблеуховых и всего российского дворянства.

Белый рисует Петербург в начале XX века темными, страшными красками, наподобие тех, которыми в свое время великий испанский живописец Франсиско де Гойя изображал ужасы войны. А война, и правда, надвигается, страшная гражданская война. И кажется, будто монгольские орды вот-вот снова хлынут на Русь. Помутился разум у людей. И вот уже выпивший, не отдающий себе отчет в том, что он делает, Николай Апполонович дает друзьям-революционерам обещание погубить собственного отца, петербургского чиновника, взрывом бомбы.

Весь роман пронизан ощущением надвигающейся катастрофы. Рушатся устои, традиции, дети не понимают отцов. Рушится вековая Российская империя. Но есть в романе и светлые пятна, которые врываются в нить повествования, словно луч света в притихший сад золотой Петербургской осенью. Аполлон Аполлонович любит своего сына, который еще недавно был "маленьким Коленькой", и не может окончательно поверить доходящим до него слухам о связях его сына с революционерами.
А как трогательна сцена возвращения матери Николая Апполоновича Анны Петровны из Испании к законному супругу, который сохранил в доме все, что было создано при участии его суженой. Сколько счастья и тепла было в одном вечере, в одном семейном ужине, когда вся семья снова собралась вместе и сын и отец на миг забыли о всем, что их разделяло!

Удивительна красива в романе и сцена бала-маскарада, быть может, одного из последних маскарадов в Петербурге перед страшными грозами нового века. Дворянство кружится в танцах, сверкают свечи, над Петербургом осенняя ночь.

Но нет сил остановить страшный ураган, сметающий все на своём пути, и меняющий до неузнаваемости быт дворянской России!
Несмотря на все терзания Николая Аполлоновича, звучит взрыв - бомба разорвалась! И пусть пока никто не пострадал, но взрыв образовал ту пропасть, которая легла между прежней патриархальной дворянской Россией с маскарадами и балами, и новой необузданной, еще до конца не осознавшей своего места в новом Мире революционной Россией.
Отец все понял после взрыва, сын уехал за границу. Что ждет впереди молодое поколение, так глупо и необдуманно оборвавшее связи с вековыми традициями Родины?

****

Одновременно с трагическими событиями в Российской империи, угасало другое великое Европейское государство - Австро-Венгерская империя. Австрийский писатель Йозеф Рот с необыкновенным лиризмом изобразил это время в романе "Марш Радецкого".

Не зря Карл Чапек называл Йозефа Рота удивительным бытописателем, мастером ясного образа. С какой любовью Рот описывает жизнь тихого моравского городка, в котором разместился кавалерийский отряд юного Карла Йозефа фон Тротта! Читатели явственно слышат фырканье лошадей на морозе, шелест и бряцание военной амуниции!

Неповторимым обаянием старого монархического двора Габсбургов наполнена сцена посещения старым господином фон Тротта императора Франца Иосифа в его резиденции Шенбрунн в раннее летнее утро. Все в императорском саду поет и благоухает, пахнет душистым жасмином, мирно трудятся садовники. И только мудрый Франц фон Тротта предчувствует увядание прежней империи, к которой он привязан всей душой.

В центре романа, как и в "Петербурге" Белого, снова проблема отцов и детей. Мудрый, седовласый окружной начальник тихого моравского городка Франц фон Тротта, сын героя битвы при Сольферино, спасшего жизнь императору Францу Иосифу, с одной стороны. И молодой, немного легкомысленный, влюбчивый Карл Йозеф, сын Франца, с другой. Отец нашел свое место в жизни, он стал частью империи Габсбургов, ее верным слугой. Старый Франц знает всех жителей моравского городка и многих чиновников императорской Вены. Сын же, напротив, своего места найти не может. Карл Йозеф пошел по стопам легендарного деда и стал военным. Но служба в кавалерийском корпусе его не прельщает, конную езду он не любит. Юный фон Тротта теряет одного за другим дорогих ему людей: любимую женщину, верного друга Макса Деманда, полкового врача. Макс был застрелен на дуэли, состоявшейся во многом из-за неосторожного и легкомысленного поведения Карла Йозефа.

Юный фон Тротта оставляет кавалерию и тихий моравский городок, отправляясь служить в егерский пехотный полк на восточной границе империи, рядом с волынскими землями. Теперь он совсем недалеко от родины всех Тротта - словенского местечка Сиполье. И жизнь простого крестьянина зовет Карла Йозефа к себе, манит тишиной и покоем. Карл Йозеф снова влюбится, совершит безумные поступки для своей новой возлюбленной, венской аристократки. Наконец оставит армию, всего на несколько дней, чтобы совсем скоро вернуться в нее с началом Первой Мировой войны и погибнуть под пулями русских казаков.

Образ Карла Йозефа очень похож на образ Евгения Онегина. То же безразличное, во многом легкомысленное отношение к жизни, то же постоянное разочарование. Но есть большое отличие. В образе Карла Йозефа нет Онегинского эгоизма. Юный фон Тротта искренне и глубоко переживает каждое трагическое событие в своей жизни. И не колеблясь встает на защиту империи, как и его прославленный дед!

Карл Йозеф так до конца и не понял своего отца, они так и не поговорили по душам, хотя и обменивались часто формальными письмами. В трагический для Карла Йозефа момент, когда он проиграл в казино на границе большую сумму денег, отец отправляется к самому императору в Шенбрунн, потому что больше никто не может помочь. И происходит краткая, но такая знаковая встреча двух пожилых людей, двух старцев, на чьих плечах держится империя Габсбургов. И нежно пахнут жасмины, и сверкают на солнце фонтаны, и еще ничего не предвещает, что скоро начнется война.

С особенной трогательностью автор описывает дружбу двух пожилых людей: Франца фон Тротта и чешского доктора Скавроннека: их неспешные прогулки в саду, их партии в шахматы. Это настоящая, подлинная мужская дружба двух, казалось бы, таких разных по социальному статусу людей.

Старый служитель Жак, полковой врач Макс Деманд, господин Франц фон Тротта, окружной начальник, его сын Карл Йозеф и император Франц Иосиф - они все не пережили Австро-Венгерской империи. Они ушли, а вместе с ними ушла империя Габсбургов с пышными премьерами в Венской опере,  с торжественным шествиями на праздник Тела Господня, с тихой, мирной и размеренной жизнью.

****   

Итак, перед нами два произведения, такие непохожие по стилю написания и в то же время повествующие об одном и том же - о времени заката великих империй. Язык Белого необычный, взрывной, словно эпатажные мазки художников-футуристов. Язык Йозефа Рота - спокойный, тихий, задумчивый и в то же время удивительно точный в передаче деталей. Читаешь произведение австрийского автора, и кажется, будто видишь яркие натюрморты с блестящими кувшинами и сочными фруктами, нарисованные уверенной рукой старинного фламандского художника.

В центре обоих романов проблема отцов и детей. Столкновение прежнего, мирного, устоявшегося и нового, метущегося, еще не осознавшего своей роли в меняющимся мире. Авторы и сами будто олицетворяют эпохи: Йозеф Рот - мелонхаличную прежнюю, а Андрей Белый - новую, революционную.
Что будет дальше? Как изменится мир? Авторы не дают ответа, оканчивая свои произведения грустными сценами прощания. Но мы, читатели, помним, как горячо любил Аполлон Аполлонович своего Коленьку и как Франц фон Тротта отправился прямо к императору, чтобы спасти честь сына. И юные герои, порой сами того не осознавая, всей душой любили своих стариков. Проходят года, меняются эпохи, но неизменными остаются чувства отцовской любви и заботы и сыновней привязанности.
Возможно, это и есть тот самый мостик между прошлым и будущем, который свяжет воедино две эпохи. И будут созданы новые империи, и будут новые герои, беззаветно преданные своей Родине, земле своих отцов!


Рецензии