Трамвайная соната

1. Река

Она стоит на лестнице. Лестница ведёт на чердак. Внизу столпотворение людей. Быстрые, шумные. Они кричат, и в крике не разобрать их слов.
Она закрывает уши руками.
Скрипят двери. Барабанит музыка.
Она опускает руки. Идёт вниз по лестнице, быстро минуя каждый этаж. Выходит на улицу, пробирается сквозь толпу.
Она вбегает в приветливо открытые двери трамвая. Поправляет волосы. Одёргивает платье.
Трамвай побрякивает стёклами. За стёклами гудят машины. Она отстукивает пальцами ритм. Машины стремительно обгоняют их. Едва слышно она начинает отбивать ритм носком ботинка.
А он стоит под мостом. Окружённый зарослями кустарников, смотрит в речную воду. Он не спешит на работу. Не спешит домой. Не спешит вообще. Воздух вокруг густой и мокроватый.
Сигналы машин и скрежет металла прорывают тишину, заставляют его поднять голову.
Она зажмуривается, когда трамвай разворачивает. Зажмуривается и зачем-то подтягивает к себе ноги.
Лежать становится неудобно. Но она лежит и закрывает руками уши. Всё так же зажмуривает глаза.
Проходит пара минут. Поразительно тихо. Тихо. Ничего не слышно.
Она поднимается. Поправляет волосы. Одёргивает немного испачканное платье. Окна открыты.
Он раздвигает руками ветви акации. Выходит на тропинку.
Поперёк моста лежит перевёрнутый трамвай. Всюду толпится народ. Всюду машины. Всё останавливается, но продолжает гудеть.
Она смотрит вниз, на реку. Волосы её растрёпаны, и ветер продолжает их распушать. Она держится за ограждения моста, крепко сжимает пальцами металл.
Он поднимает руку и машет неподвижному силуэту девушки на мосту.
Она не отвечает.
У него быстрые шаги. Он ловко перепрыгивает через камни. Но её уже нет, когда он поднимается на мост.
Трамвай уже ставят на рельсы. Мимо проходят люди в белых халатах. Направляются к машинам с красным крестом.
Он слышит их разговор. Обрывки фраз. О том, что одного человека вытащили из вагона слишком поздно.
Он шумно втягивает воздух, пытаясь заглушить этот ужасный шум. Но шум превращается в гул и уходит на задворки его разума.
Когда капают первый капли, он не достаёт из тяжёлой сумки зонт. Он крепко держится за ограждения и смотрит на реку.
Она сжимает пальцами металл и смотрит на реку. Совсем близко, но рукой не коснутся.

2. Дождь

Капли плавно стекают по окнам. Трамвай, рассыпав сноп искр, останавливается. Человек стремительно выскакивает из дверей. Его волосы выбиваются из-под капюшона, закрывают глаза, мешают видеть. Человек шагает мимо деревянного настила прямо в воду.
Вконец промокший, он перебегает дорогу, мало обращая внимание на машины, на их сигналы и яркий свет фар. Человек поправляет волосы, достаёт из сумки заламинированный листок с ярко красным крестиком. Это карта, крестиком на ней обозначен дом, ниже чёрным карандашом сделана надпись:
увидимся на 4-м
Люди движутся медленно и плавно. Они плывут под дождём. Плывёт город. Гниют деревянные настилы. Лопаются пузыри на водной поверхности.
Человека едва не сбивает компания из трёх людей, в руках одного из них такая же карта, но с другими координатами, другим красным крестиком. Многие проходят с похожими картами. Играют.
Правила игры:
Первое. Найти соигрока.
Второе. Бросить жребий.
Третье. Кому досталась короткая спичка, начинает игру.
Четвертое. Первый игрок прячет «сокровище».
Пятое. Отмечает крестиком местонахождение «сокровища».
Шестое. Передаёт карту второму игроку.
Седьмое. Второй игрок ищет «сокровище».
Восьмое. Второй игрок прячет новый клад.
Развлекаются. Плывут и развлекаются. Никто не замечает человека, хотя идут люди крайне медленно, монотонно что-то обсуждая. Но и человек не замечает прохожих, бежит мимо, надеясь скорее попасть в тот самый дом.
На карте дом кажется нежилым, похожим на одно из тех зданий, что раньше были центрами обслуживания.
Центр обслуживания – место оказания первой помощи пострадавшим в результате Дождя. Прибыльное место работы. Закрывается в связи с грабежами.
После оказания первой медицинской помощи в центре для самостоятельного пользования выдаются:
Первое. Две пары тапочек.
Второе. Набор таблеток для обеззараживания воды.
Третье. Набор охотничьих спичек.
Четвертое. Фонарик.
Пятое. Аккумуляторная батарея.
Шестое. Гематоген.
Седьмое. Литр питьевой воды (пластиковая бутылка).
Восьмое. Зонтик.
Человек наступает то на деревянные настилы, то на землю, точнее – в воду. Поднимая повыше и прижимая к себе сумку с ноутбуком, он, наконец, находит дом. Трёхэтажный. Сверяется с картой. Всё верно. На нём и есть отметка:
увидимся на 4-м.
Капюшон спадает с его головы, когда человек толкает ногой двери.
Внутри нет воды. Человек по инерции, ожидая с ней встретиться, на секунду замирает. Но здесь на полу лежат тапочки разных размеров: мужские, женские, детские. Чуть склонив голову набок, он по привычке снимает ботинки, носком цепляясь за пятку, чтобы скинуть их, не нагибаясь. Надевает первые попавшиеся тапочки.
В здании, которое по планировке является трёхэтажным, всегда есть четвёртый этаж, а иногда и пятый. Однако лестницы наверх нет.
Чуть прищурившись от тусклого света ламп, человек идёт дальше и сворачивает к винтовой лестнице. Она ведёт вниз, и с каждой её ступенькой окружающая действительность меркнет. Человек спускается быстро, перешагивая иной раз через две ступени. Одной рукой он скользит по перилам, второй прижимает к себе сумку.
Воды нет.
Человек идёт быстрее, уже едва разбирая путь, лампочки мигают, кое-где искрит проводка.
Воды нет.
Подвал оказывается на удивление чистым, ничто не хлюпает и не хрустит под ногами.
Человек достает из кармана фонарик, чтобы осветить себе дорогу. Из темноты луч фонарика выхватывает какую-то дверь. Человек ожидает увидеть на ней бумажку с подсказкой, но бумажки нет. Только ржавая табличка с цифрой «4» и указателем. Ручка поддается, и дверь открывается.
Где-то в глубине помещения слышится музыка, заливистый смех, голоса. Человек проходит внутрь и с каждым шагом всё отчётливее слышит слова, фразы, улавливает интонации.
Воды нет. И людей тоже нет.
В тусклом свете фонарика человеку удаётся разглядеть зал старого, заброшенного кинотеатра. Жёлтые кресла уже просижены, под ногами вылинявший ковёр зеленоватого цвета. Экран небольшой, занавес перед ним закрыт не до конца. Человек опускается в одно из кресел, оглядываясь по сторонам.
Весь зал заполнен звуком, но человек здесь один.
Голоса стихают, следом за ними стихает и смех.
Человек сидит неподвижно. От звуков, только что заполнявших зал, ничего не остается.
Занавес чуть дёргается, автоматика каким-то неведомым образом срабатывает. На экране появляется надпись. Женский компьютерный голос чётко произносит:
«Дамы и господа! Администрация кинотеатра просит вас отключить мобильные телефоны. Благодарим вас за понимание».
Рекламы нет. В зале почти полная тишина, лишь иногда слышно чавканье, шелест пакетов, чей-то кашель.
На экране вспыхивают краски, яркая воронка бирюзовых оттенков. Начало. Титры с именами, которые невозможно произнести. Какой-то маленький мальчик играет в песочнице, кто-то что-то говорит.
Осознание приходит с опозданием: тут нет людей, людей нет, пусто! Кто включил проектор?
Человек оглядывается по сторонам. По стенам тонкими струйками стекает вода, но она не скапливается на полу, а спускается дальше. Обернувшись назад, человек ВИДИТ!!! Шокированный, он вначале вжимается в кресло, а после срывается с места и вихрем летит прочь из зала. По обеим сторонам от прохода, по которому он бежит, сидят люди, точнее – подобия людей. Они прозрачны и похожи на манекены. А на экране в этот момент САМ ЧЕЛОВЕК, РАЗВЁРНУТЫЙ СПИНОЙ К КАМЕРЕ. Но он этого не видит.
Долетев до выхода из подвала, человек так же быстро, перепрыгивая через ступеньки, поднимается на первый этаж.
Голоса несутся следом, они чавкают и дышат ему в затылок.
Выбежав на улицу в тапках и в обнимку с сумкой, человек мчится к остановке. Сев на скамейку, он открывает ноутбук и быстро набирает сообщение:
«Почему ЭТОТ дом?!»
Минута. Две. Три. Потом три вдоха и три выдоха.
Аккуратно закрыв крышку ноутбука, человек кладёт его в сумку. Привычно обняв её, выходит из-под крыши остановки.
Отдышавшись, человек смотрит наверх и видит тучи – не единую серую массу, а нечто прекрасное, с синими, фиолетовыми, и даже розовыми переливами. Дождь. Крупные капли падают человеку на лицо.
Оглядываясь по сторонам, человек всматривается в опущенные лица прохожих, однообразных, не отличимых друг от друга. У одних в руках пакеты, у других – сумки, у третьих – заламинированные карты.
Подъезжает трамвай, рассыпающий искры. Кто-то выходит, кто-то заходит. Все происходит в общем ритме.
Человек поднимается в трамвай.
«Осторожно, двери закрываются. Уважаемые пассажиры, напоминаем вам, что в связи с дождём вводятся следующие правила пользования общественным транспортом:
Первое. Закрывать зонты до входа в транспорт.
Второе. Вытирать ноги на второй ступени.
Третье. Сушилку кондуктора не занимать»...

3. Камешки

Трамвай ритмично покачивается.
Она, схватившись за поручень, поджимает сначала одну ногу, затем вторую.
Повисла. Висит. Качается в такт.
Трамвай останавливается. Двери открываются. Двери закрываются. Едет дальше. Ритмично покачивается.
Она прикусывает нижнюю губу. Висит. Качается в такт.
Двери открываются.
Она спрыгивает. Платье немного заляпано.
Бежит к реке. Садится на камень. Множество кораблей проходит мимо. В этом городе нет порта. Солнце пылает.
Сквозь ветки старой акации бежит к зданию.
Идёт по залитым светом коридорам здания без крыши.
Проводит кончиками пальцев по стенам.
Дует прохладный ветер. Она оборачивается. Стремительно шагает ко входу. Поднимает камешек.
Около здания стоит человек – парень лет двадцати. За спиной тяжёлый рюкзак.
Она, прячась за дверным проёмом, бросает ему под ноги камешек.
Он переступает через порог, через камешек.
Она идёт позади него. Человек оборачивается.
Смотрит на него. Смотрит сквозь неё.
Второй этаж, третий.
На четвёртый идёт треснутая лестница.
Она нагибается, подбирает камешек, бросает ему под ноги.
Человек идёт дальше. Она неодобрительно мотает головой.
Она уже год не поднимается так высоко.
Он оборачивается, щурясь на солнце.
Она стоит в паре сантиметров. Ниже на голову.
Человек делает шаг. Она выхватывает из кармана складной нож.
Смотрит на него.
Человек оборачивается, смотрит через правое плечо.
Она продолжает мотать головой. Раскрывает нож. Её рука возле его плеча.
Человек не останавливается.
Лезвие рвёт ткань лямки, ткань куртки, ткань кожи.
Человек дёргается. Рюкзак падает, съехав с его плеча. Падает вниз вместе с треснутой лестницей.
Он всё так же стоит, прижимая ладонь к плечу. Немного шатается, смотрит вниз.
Она медленно, на ощупь поднимает камешек. Смотрит на него.
Камешек летит через её плечо вдаль коридора.
Он всё ещё смотрит вниз. На первом этаже в обломках лежит его порванный рюкзак.
Слышится стук камешка.
Она бежит чуть впереди человека, когда он стремится покинуть здание.
Шум камешков.
Он оборачивается, часто дышит. Прислоняется к стене, рукой проводит по шершавой краске. Идёт дальше.
Она бросает ему на ногу камешек, когда тот проходит мимо одной из дверей.
Тянется к ручке. Протискивается между человеком и стеной, не касаясь их.
Дотягивается до ручки, толкает дверь. Первой вбегает в комнату. Кидает рядом камешек.
Он смотрит на камешек. Поднимает голову наверх.
Сохранилась часть потолка. Свисают атласные ленточки. На полу растут ромашки. Лежат две подушечки с выцветшими наволочками.
Она поправляет волосы, платье. Садится на одну из подушечек.
Человек проходит в комнату.
Она кидает камешек рядом с другой подушечкой.
Он оглядывается. Она кидает ещё один камешек.
Он садится рядом с ней. Она улыбается. Дёргает за одну из ленточек. Та падает ему на плечо.
Он перехватывает кусочек материи рукой, наматывает один конец на палец.
А она, широко открыв глаза, держится от него в паре сантиметров. Бросает камешек через плечо. Он оборачивается на звук. Она быстро достаёт две разбитые чашки, чайник.
Человек слышит, как она шумит посудой.
Она фыркает себе под нос. В чайнике не осталось воды.
Он поднимает камешек, второй, третий, седьмой. Она чуть склоняет голову набок. Хватает ещё одну ленточку и бежит вниз.
Человек следит, как алую ленточку несёт ветром по коридору. Когда та скрывается за поворотом, бежит следом.
Она с огромным интересом выбрасывает содержимое его рюкзака. Одна, вторая, пятая консервная банка. Находит пластиковую бутылку с водой.
Он издали смотрит на кучу банок.
Она легонько подкатывает бутылку к его ногам. На ней повязана ленточка.
Он смеётся, поднимает бутылку. Открывает её, оглядывается. Улыбается. Протягивает руку с открытой бутылкой.
Она отходит назад, бросает камешек.
Человек быстро заменяет камешек бутылкой.
Отвернувшись, он садится на один из обломков лестницы. Достаёт из кармана все камешки.
Она стоит позади него и наблюдает, как он выкладывает знак вопроса.
Ответ – два камешка и ленточка полукругом. Улыбается.
Он берёт полупустую бутылку и ленточку.
Звук камешка у входа. И ещё. И ещё.
Он, оставив банки, спешит туда.
Она разбрасывает камешки и бежит по траве через ветки старой акации к берегу. Он бежит следом.
В кустах у воды виден небольшой помост – с таких обычно прыгают в реку. А рядом привязана лодка. Всего одно весло. Краска, когда-то ярко зелёная, облезла.
Она кидает камешек на дно лодки. Он оборачивается, а после быстро снимает обувь и залезает в лодку.
Она улыбается и отвязывает верёвку от куста.
Ей никогда не нравилось, что в этом городе нет порта. Вот и соорудила.
Он смеётся, гребёт одним веслом.
Они отправляются в путешествие. С одним веслом, наполовину полной бутылкой воды, алой ленточкой и босиком.


Рецензии