Универсальный концепт, введение

                УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ, ВВЕДЕНИЕ.


                Первый рисунок сделанный в 1973 году.


          СОЗДАВАЯ СВОИ ПАНТОМИМЫ, а также работая над картинами в рисунке и живописи (скульптурой я во времена 70х годов не занимался), я постоянно задумывался о системе, на которой зиждется искусство. На меня повлияли уроки нашего учителя по эстетике Моисея Кагана в Мухинском Училище, что на Соляном переулке дом 13 в бывшем Ленинграде (ныне Санкт Петербург). Я запоем прочёл его книгу "Морфология Искусства" и не однократно возвращался к ней, восторгаясь ясностью изложения и определений эстетических принципов разных видов искусства. Меня также захватила книжка по эстетике, написанная двумя американскими авторами и переведённая на русский язык, я должен проверить их имена и названине этой книги. Она тоже является частью моей библиотеки. Если не ошибаюсь, имена авторов: Рокфор и Эмерсон. В отличии от Моисея Кагана, два американских автора пользовались более широким обобщением и их примеры можно "прикладывать" к любой жизненной ситуации. Именно это качество в их описаниях и примерах натолкнуло меня на идею создавать аналогию "всего, происходящего", анализируя отдельные виды искусства.

          Пантомима, как вид искусства, совершенно уникально соединяет в себе элементы литературы, так как она требует драматургии и зиждется на развивающемся конфликте, независимо от её сложности. Она требует участия характеров: Чарли Чаплин, Бастер Кетон, Марсель Марсо, Ладислав Фиалка: Театр на Перилах, Прага; опять-же независимо от их сути и содержания; пантомима построена на движении и постоянном изменении; пантомима существует во времени, как кино, театр и музыкальное произведение; пантомима "скульптурна", поскольку пользуется не только двух-мерными изображениями, но и объемными; пантомима графична, поскольку любой фрагмент её в "руках" умелого создателя-режиссера должен быть законченным графическим произведением (к чему я и стремился, "пантомима ГРИГУРА). В данном случае многое зависит от жанра: бытовая пантомима, возможно не потребует такой изысканности. Пантомимы Томашевского, Полунина (то, что он называет клоунадой, на самом деле к клоунаде не имеет никакого отношения. "Слава снежное представление" это замечательная романтическая пантомима), живописны красками костюмов; буффонада, например (Торбан Йетсмарк в Копенгагене, Дания) в "Комедии Дэль Артэ" использует невероятно отточенные в движениях характеры, яркие костюмы и маски, а также богатое музыкальное сопровождение.

           Возвращаясь к теме концепта, я был вдохновлён искусствами на создание концепта-аналогии "всего" на примере анализа пантомимы. Трудно обьяснить почему, но все мои мысли начали рисовать взаимоотношения  видов искусств и их сущность в виде геометрических фигур. Мне так было легче мыслить. Круг, например, я четко видел, как "женское" начало. Я вижу круг, как "инстинктивное начало". Его линия движется вперёд, но не по прямой. Линия находится в постоянном изменении. В ней нет начала и конца. Линия постоянно "не постоянна". Её нельзя уловить. Её направление можно предугадать, но он в то же время ежесекундно меняет своё направление. Линия круга мягкая и не логична, не поддаётся анализу так, как прямая линия.  Закруглённая линия круга скорее похожа на интуитивное движение по сравнению с прямолинейностью "железной логики" прямой линии. Сочетание прямых линий, на мой взгляд, ярко ассоциируются с мужским характером, "железной логикой", которая идёт "до упора" пока внезапно не меняет направление, и снова какое-то время идёт по прямой. Так можно идти бесконечно, но в существующем во времени искусстве, как и в жизни (так как и жизнь можно рассматривать как театр), существуют ограничения. Поэтому я ограничился формой квадрата. Квадрат уникален тем, что две фигуры: круг и квадрат идеально подходят друг к другу, особенно если круг касается четырёх стен квадрата. Если круг вписан в квадрат, значит в "семье" муж охотник и "обнимает" круг, а если квадрат находится внутри круга, то соприкосновения между этими двумя фигурами значительно меньше. У них, несмотря на прочность взаимоотношений, контакт короткий, носит острый характер, и женское начало доминирует, а мужское подчинено женскому. Скорее это "эмансипированный" круг. Женская логика руководит взаимоотношениями.
          Так как любое произведение, как и все на свете, включая макрокосмос и микрокосмос, существует при помощи формы и содержания, гораздо легче обратить внимание на квадрат, как "логичную. форму". Круг не позволит видеть четкие изменения формы и содержания. Круг доказывает без сомнения то, что форма и содержание неразделимы и что они плавно переходят из одного в другое, в то время, как рассматривая квадрат, мы ясно видим, что форма и содержание нами может быть искусственно отделены друг от друга для более легкого анализа. Именно анализируя квадрат я пришёл к заключению, что квадрат выражает "идеальное" взаимоотношение между формой и содержанием. В квадрате стороны равны. Значит они одинаково зрелые. Оказывается можно определить, когда мы видим настоящее произведение искусства, и оно тогда совершенно, когда его форма равна содержанию. Но, конечно, этого равенства недостаточно. Ведь ребёнок в разговоре выражает свою мысль на родном языке и в данном случае его мысль соответствует форме выражения, но в редких случаях результатом является высокое произведение искусства. Только такие гении как Моцарт, к примеру, способны были в раннем возрасте создать вещи, оставшиеся как величайшее наследие для человечества, способного оценить это явление. Кстати, немного отвлекаясь, даже для великих произведений, очень важно иметь подготовленную аудиторию. В ином случае.и великое произведение, даже признанное человечеством, может быть уничтожено варварами, что и происходило в разные эпохи и даже происходит сейчас в Иране, где варварски разбивают исторические памятники, созданные сотни лет до нашей эры, только потому, что они не соответствуют религии ислама.
         
          Попробуем разобраться а этом. Для этого перейдём на другие рельсы для ясности представления. Пример такой: интеллигентный, мыслящий человек переселился в страну, на языке которой он может связать несколько предложений. Его окружающие, люди такого же уровня, как и он, ведут разговор на тему, которая близка этому человеку. Возможно, его знания даже глубже, чем у окружающих, но высказать свои мысли он не в состоянии. Это яркий пример того, что содержание у этого человека на уровне, но высказать свои мысли он не может. То есть форма выражения совершенно не соответствует содержанию его знаний. В нашей системе геометрических фигур это выразится прямоугольником, где содержание будет выражено длинной линией, а форма выражения-короткой. Получается геометрическая форма в виде прямоугольника.

          Но часто бывает и наоборот, когда люди много болтают, так что все устают, но по сути сказано очень мало. Мысли мелкие, а разговор долгий, или не по делу. Это тоже выразится прямоугольником. В этом случае сторона формы будет длиннее стороны содержания.

            Следовательно, не достаточно иметь равные длины формы и содержания, для того, чтобы назвать произведение совершенным. Как же определить, если создано значительное произведение, или оно является только экспериментом. Конечно для этой оценки существуют эксперты. Общество в течение веков отработало систему обучения, в которой признанные специалисты ведут талантливых учеников по ступеням от одного уровня до следующего, пока талант не станет самостоятельным и начнёт создавать независимые от учителей свои законченные вещи. Точно также, как и ребёнок, воспитываемый родителями, в конце концов становится самостоятельным человеком. Этот принцип универсален. Исключение составляют только гении, прорывающие оболочку принятой системы. Следовательно, и форма и содержание должны созреть и быть в конце концов равными для того, чтобы стать значительным произведением искусства. Определяют это эксперты в данной области. Но часто, из-за коррупции, или денежных махинаций, общество вводится в заблуждение, потому что нет об'ективных мерок, как в математике, чтобы определить уровень того, или иного произведения. Именно поэтому, многие коллекционеры, имеющие большие деньги, нанимают "консультантов" которые умело манипулируют мнением и зарабатывают деньги, вводя специально в заблуждение ничего не понимающего в искусстве покупателя. А чтобы создать видимость, что цена на купленное произведение не падает, искусственно поддерживается цена и на другие вещи автора, чтобы "маскировка" продолжалась. Целая мафия от кураторов"советчиков" и до аукционеров тщательно разрабатывают планы операций и выискивают и "делают" художников для операции ПРОДАЖА.

          И так, считая, что коррупции не существует, мы вернёмся в нашу лабораторию, где наше абстрактное мышление не подвержено влиянию материальной заинтересованности. В нашей лаборатории все чисто и стерильно, как в математике. Для того, чтобы ребёнок стал самостоятельным, необходимо время. Точно так же и для развития зрелого художника, тоже требуется время. Но здесь мы имеем дело с несколькими временными категориями: одно время для развития индивидуума, а другое время, для создания, написания самой работы этим индивидуумом. Это уточнения нам потребовалось только для анализа, а на самом деле, это является универсальным элементом. Поэтому время я обозначаю основанием равнобедренного треугольника. (я пользуюсь разными геометрическими фигурами для ясности визуализации). 
          Если мы будем говорить о создании произведения, то треугольник, как одна из уникальнейших фигур, даёт нам представление о процессе усовершенствования системы создания произведения. На основании треугольника длина линии самая большая. По мере поднятия вверх, основание следующего треугольника ( часть взятого изначально), укорачивается, и так далее, пока не превращается в точку, невидимый треугольник. Если говорить о художественном произведении, в моем понимании это означает:
1. Сокращении времени на создание произведения. Значит, чем больше опыта, тем меньше времени.
2. Последующие работы приобретают более стилизованный характер, пока не дойдут до символа, который находится на вершине.
3. Артист "отрывается" от масс, с которыми был связан ранее. Чем он более опытен, совершенен, узнаваем, более оторван от масс, которые смотрят теперь на него "снизу", тем он (она) более в перспективе( в выси). Для публики и сам артист становится символом. Теперь о нем создаются. легенды. Он невидим и все, что о нем говорится, гиперболизируется на основании треугольника, на самом деле уже пирамиды. Почему вдруг пирамиды?  Потому что любое развитие имеет поступательный характер. Как мы и говорили раньше, сейчас мы пользуемся аналитически удобной формой квадрата, который является основанием пирамиды. Если же перейти на конус, основанием которого является круг, то движение развития будет спиралевидным. Сущность одна: художник, а в универсальном смысле и общество в целом, в конце концов всегда возвращается к прошлому, но уже на другом уровне. В связи с этим сравнением работа Питера Брейгеля отлично иллюстрирует выше сказанное.  Интересно и то, что верхняя часть кона, или пирамиды, является высшим символом, содержит концентрацию, эссенцию всего, что имеет поступательное развитие (знание, опыт, правила общения в виде устоя, конституции), или накопление (финансовое, материальное, или духовное), но ве это в виде эссенции, "сжатой форме". Именно поэтому человечество должно охранять верх пирамиды, как самое ценное, собранное им.

       Григорий Гуревич
       Копирайт 1973
       Напечатано на русском языке 22го Июля 2016 года с добавлениями в Шаморине,     Словакия.

Добавлено 18 января, 2020 года, Jersey City.

Grigory Gurevich

Metaphysical Universal Concept reflects relationship of Human Being and all that exists with the timeless and endless Universe, it’s Energy and presence of Form and Content in abstract geometrical drawing.
By meditating on relationship of circles, squares, triangles you will be able to discover on how and where we, humans are connected with the universe, what is the purpose of existence, where particularly is the center of connection and where do we receive this Universal Energy, what is a meaning of circle, square, triangle and piramid,  how waves of life affect our existence, what is core of male and female and much more.
I started to work on this concept in 1973. Teaching pantomime to my students, doing architectural designs, prevuing human anatomy and observations gave me ideas for this material and made this concept UNIQUE.
This drawing was finalized in 1983 and copyrighted in a copyright office in Washington DC.
Grigory Gurevich.
This drawing will be exhibited in a group show “DESTINY”, in JCTC with the opening on February 7, from 6-10pm, 339 Newark Avenue, Jersey City, NJ, 07302
Free entrance. All welcome.
Grigiry Gurevich.


Рецензии