Ополченцы. Действие Второе

               
                Действие второе
 
                Лето-осень 2014 года.

                1

Славянск. Блокпост, флаг России. Выезжает военный грузовик с украинским флагом. Ополченцы в гражданской одежде с георгиевскими ленточками.

П л а х а (преграждая дорогу). Стой! (Машина останавливается.) Ваши документы.
М а й о р (из окна кабины). На каком основании?
П л а х а. Приказ коменданта Славянска.
М а й о р. Я подчиняюсь только своему командиру.
П л а х а. На территории части, а в Славянске – все подчиняются коменданту. Бекас! (Из-за бетонных плит выходит мужчина с охотничьим ружьём наизготовку.) Документы или я эту штуку (показывает гранату) в окно вам брошу. (М а й о р  передаёт документы.) Бекас! (Протягивает руку назад.)
Б е к а с (берёт документы, читает). Майор вооружённых сил Украины Гавриленко Пётр Иванович, город Житомир. Куда путь держите, товарищ майор?
М а й о р. В Луганск.
Б е к а с. У нас что забыли?
С е д о й (выходит из-за плит). Машину осматривать будем?
Б е к а с. Обязательно. Плаха!
П л а х а. Сей момент. (Лезет в кузов.)
М а й о р. Не имеете права.
Б е к а с. Народ, Пётр Иванович, единственный источник власти…
М а й о р. Так это – народ…
Б е к а с. Ух, ты! (Вскидывает ружьё.) Быстро вылезай и без глупостей. Я кабанов завалил больше, чем ты видел. (М а й о р  вылезает.) А тебе особое приглашение? (Ш о ф ё р  вылезает.)
П л а х а (из кузова). Тут ящики с Калашами, патроны и какая-то хрень!
Б е к а с. Отлично! (С е д о м у.) Автоматы у них забери. Малой! (Выходит  М а л о й  с железной трубой в руках.) Помоги Седому.
М а й о р. Вы за это ответите!
Б е к а с. Сначала ты объяснишь, кому вёз оружие. (С е д о й  с  М а л ы м  разоружают военных, обыскивают, связывают.  Б е к а с  С е д о м у.) Возьми  Малого и в штаб, а мы с Плахой тут.
М а л о й. Мне с трубой ехать?
Б е к а с. На. (Протягивает автомат.) Стрелять умеешь?
М а л о й. Нет.
Б е к а с. А рулить?
М а л о й. Великом.
Б е к а с. С автоматом всё просто. (Показывает.) Водилу придётся развязать. (М а л о й  развязывает  Ш о ф ё р а. Б е к а с  листает его военный билет.) Смотри, Серёжа, без шуток. В девятнадцать лет рано ещё умирать.
Ш о ф ё р. Мой отец в Харьков ездил Ленина охранять.
Б е к а с. Отец твой, видать, правильный мужик. Учти, Изюм рядом, если что – достанем. (М а л о м у.) Подальше от него сядь и клювом не щёлкай. Вы – в кабину, а Седой с майором – в кузов. С богом.
Садятся в машину.
П л а х а (весело). Булки, Малой, не расслабляй, если хочешь с Дашей журнал досмотреть.
М а л о й. Не учи учёного.
Машина уезжает.  Б е к а с  и  П л а х а  смотрят вслед.
Б е к а с. А где ты гранату взял?
П л а х а. В школе.
Б е к а с. Откуда там граната?
П л а х а. Учебная. Муляж. (Подбрасывает в руке.)
Б е к а с. А я, старый дурак, поверил.
П л а х а. Вам простительно, а майору… (Смеётся.) Не думал я, что они так легко сдуются.
Б е к а с. А за что им умирать?
П л а х а. Не знаю. Военные всё же.
Б е к а с (усмехается). Ты б морду свою видел! Я думал, ты всех нас угробишь.
П л а х а. Так очко ж не железное! Я думал, их там целая машина, а мы с палками против автоматов…
Б е к а с. Стрелять умеешь?
П л а х а. Не пробовал.

                2

По Донецку идёт усталый, но оживлённый отряд ополчения, одетого в пыльный, обтрёпанный камуфляж. Редкие прохожие приветливо машут руками. Мужчина передаёт блок сигарет.

1-й  о п о л ч е н е ц (берёт сигареты). Спасибо, брат. (Соседу.) А у них тут тишь да гладь. Не то, что в Семёновке…
2-й  о п о л ч е н е ц. Ничё! Через пару дней укры арту подтащат и начнут освобождение.
1-й  о п о л ч е н е ц. Жалко город!..
2-й  о п о л ч е н е ц. Им не жалко. Девиз укропа: нэ зъйим, так понадкусюю.

Отряд уходит, выходит – ещё один с вкраплениями женщин. Слышен смех. Женщина дарит цветы и смотрит вслед, вытирая слёзы.

1-я  о п о л ч е н к а (берёт цветы). Спасибо. (Соседке.) Первым делом скупаюсь…
2-й  о п о л ч е н к а. А завтра – маникюр, педикюр. Хоть день побудем женщинами…
1-я  о п о л ч е н к а. А потом с причей в окопы?
2-й  о п о л ч е н к а. Я блеск для губ эфкой как-то раздавила. Прикольно так…
1-я  о п о л ч е н к а. Покажи.
2-й  о п о л ч е н к а. Подарила укропам. Только чека осталась. (Показывает.)

Смеясь, уходят. Вместе с третьим отрядом медленно выезжает машина. Д е д – за рулём, П л а х а – рядом.
 
Д е д. Мать твоя там осталась?
П л а х а. Ага. Говорит, здесь мой дом, могилы отца, мужа…
Д е д. А ей ничё не сделают?
П л а х а. Она у меня законопослушная. До обстрелов была за Украину, а когда подруге ногу оторвало, прошивку поменяла. Пошли в магазин и та вышла, пока мать расплачивалась…
Д е д. Вот ты мне скажи, почему я, водила, сразу всё просёк, а вы, образованные, так долго вдупляетесь?
П л а х а. Все всё, Дед, понимают, только дурака включают.
Д е д. Выгоду ищут?
П л а х а. Сто пудов.

                Машина с отрядом скрываются.

                3

Квартира  В а д и м а. Отдалённые звуки боя. С в е т а  смотрит телевизор. Л и з а  рисует. Быстро входит  В а д и м. Одет, как в прошлой сцене.

В а д и м (ставит автомат у двери). Привёл мужиков. Просёлочных дорог не знают, могли бы нарваться.
Л и з а (бежит навстречу, обнимает). Деда, а что ты мне принёс?
В а д и м. Лизочка, я грязный. (Держит на вытянутых руках.) Кроме шоколадки ничего.
Л и з а. А шоколадка, как дом?
В а д и м. Поменьше, но с орехами. (Отдаёт шоколад.)
С в е т а. Теперь по нам будут лупить, как по Славянску?
В а д и м. Я скупаюсь по-быстрому.
С в е т а. Что теперь будет, я тебя спрашиваю?
В а д и м. Свет, у нас пятнадцать минут. Пока скупаюсь, собери документы, деньги и самое необходимое. На пару дней к Серёге поедете.
С в е т а. А потом?
В а д и м. Суп с котом. Да, Лиза? (Уходит. С в е т а  сидит. В а д и м  выходит, вытирая голову.) Красота! А ты чё зависла?
С в е т а. Может, они по миллионному городу стрелять не будут?
В а д и м. Бережёного бог бережёт.
Л и з а. Мы к дяде Серёже, а потом на море?
В а д и м. Посмотрим.
Л и з а. На кого?
В а д и м. Ты – на меня, я – на тебя. (Поднимает, целует.) Вкусная шоколадка?
Л и з а. Да.
С в е т а. А что, она уже всю шоколадку съела?
В а д и м. Не всю. Половину по лицу размазала. (Поворачивает  Л и з у  лицом к б а б у ш к е.)
С в е т а. Лиза, ну, ты же знаешь, что сначала надо покушать. Стоит бабушке отвлечься, как дедушка с внучкой, как маленькие…
В а д и м (опускает  Л и з у  на пол). Светуль, всё нормально. Собирайтесь. (Лизе.) Возьми игрушки. Только самые нужные.
С в е т а. Господи, что ж это будет?
В а д и м. Всё будет хорошо. Может, и нам чуток достанется, но мы их сделаем. Мужики зубами готовы рвать. Если бы нам парочку дэ тридцатых и танков, мы бы их – до Львова погнали.
С в е т а. А если с тобой что…
В а д и м. Сплюнь. Расчёт у нас классный. Все мужики донецкие. Одному двадцать пять, остальным за сорок. Даром под пули никто не полезет.
С в е т а (обнимает  В а д и м а). Вадь, я не верю, что это с нами. Как в кошмарном сне.
В а д и м. Они уже квартиры себе в Донецке выбрали.
С в е т а. Откуда ты знаешь?
В а д и м. Пленные говорили.

                4

Донбасс Арена. Безлюдно. Д а л л е с  при рукопожатии передаёт Т и х и м у  записку, которую тот прячет в карман.

Т и х и й (небрежно). Третий, между прочим, список из вашей больницы. (Медленно идёт вдоль трибуны.)
Д а л л е с (чуть сзади). Что вы хотите этим сказать?
Т и х и й (не поворачиваясь). Красивый всё-таки у вас стадион. (Демонстративно осматривает.) Такого удовольствия дончан лишили! Вы болельщик?
Д а л л е с. Домашних игр не пропускал. Мне бы за списочек…
Т и х и й. Ах да! (Передаёт конверт.)
Д а л л е с. Сенкью. Я так понял…
Т и х и й. Мы ценим вас, но согласитесь, глупо использовать врача для работы, с которой любая санитарка справится.
Д а л л е с. Что вы предлагаете?
Т и х и й. Перейти, если можно так сказать, с санитарской зарплаты на врачебную.
Д а л л е с. И что я для этого должен делать?
Т и х и й. Всего-навсего подойти к объекту и прикрепить крошечный предмет.
Д а л л е с. Маячки ставить? (Т и х и й  наклоняет голову.) Да ну, на фик, это рискованно.
Т и х и й. Риска не больше, чем со списками, а денег больше.
Д а л л е с. Диверсантов, между прочим, расстреливают.
Т и х и й. Глупых – да. Умный человек может свести риск к минимуму, неплохо заработать и уехать отсюда. Помощь в Киеве и в других городах Украины мы вам гарантируем. Когда же Украина войдёт в англо-саксонскую семью народов, вернётесь (осматривает стадион) уже в европейский Донецк. Как победитель!
Д а л л е с. Можно мне подумать?
Т и х и й (смотрит на часы, улыбается). Пару минут.
Д а л л е с. А серьёзно?
Т и х и й (командным тоном). Пять максимум.

                5

Иловайск. Раннее утро. В глубине сцены – высокий деревянный забор. Справа – частный дом с палисадником.  П е т р о в и ч  поливает цветы. П л а х а  выходит из дому.

П л а х а. Петрович, в воздух стрелять можете?
П е т р о в и ч. Могу. А зачем?
П л а х а. Нам бы часа четыре поспать, ночь не спали. Часового я выставлю, но если вы каждые полчаса раз десять в воздух выстрелите, они бы сюда не совались. Сможете?
П е т р о в и ч. Не вопрос. Только лейку поставлю. (Ставит лейку.) И говори мне «ты». Я на «вы» не привык.
П л а х а. Лады. Только из-за забора не высовывайся и сразу уходи с места, где стрелял. Хорошо?
П е т р о в и ч (отдаёт честь). Так точно, товарищ командир.
П л а х а (кричит). Малой! (Выходит  М а л о й.) Дай Петровичу Калаш и три рожка. Ты под домом, а он вдоль забора понты колотит. Через два часа Питер тебя сменит.
М а л о й, а за ним  П л а х а  уходят в дом. М а л о й  возвращается с автоматом и тремя рожками.
М а л о й. С автоматом умеете обращаться?
П е т р о в и ч. Я в армии, сынок, служил, когда ещё твоих родителей в проекте не было.
М а л о й. Вот, и отлично! (Даёт автомат.) Я под домом, а вы вдоль забора. Только не высовывайтесь, а то мне из-за вас… (Скручивает шею руками.)
П е т р о в и ч. Понял, не дурак.
М а л о й  садится. П е т р о в и ч  идёт к забору, стреляет в воздух, переходит на новое место. Над забором появляется голова. П е т р о в и ч  бьёт по ней прикладом и по-стариковски бежит к дому.               
П е т р о в и ч. Я укропа, кажись, убил…
М а л о й (улыбаясь). …и в землю закопал и надпись написал…
П е т р о в и ч. Серьёзно.
М а л о й. Хорошо, сидите здесь, а я схожу, посмотрю.
 
Осторожно уходит за забор и через время молча бежит в дом с чужим автоматом, разгрузкой, рацией и документами.

Голос  П л а х и. Твою мать! Поспали. (Выходит сонный, за ним  М а л о й  с виноватым видом.)
П л а х а. Шо Петрович?
П е т р о в и ч. Укроп через забор заглядывал, а я его по голове прикладом.
П л а х а (усмехаясь). Тяжело им тут бедным. Учись, Малой, не успел Петрович Калаш взять, как уже бендеровца ухлопал. Казённое имущество-то цело?
П е т р о в и ч. Да вроде. (Пробует приклад на прочность.)
П л а х а (М а л о м у). Надо всё обшарить, может, он не один. Вы с Питером налево, а Крест с Якутом направо.

П л а х а  уходит в дом, о п о л ч е н ц ы – за забор. Растерянный  П е т р о в и ч  стоит. О п о л ч е н ц ы  вскоре возвращаются в дом, выходит  П л а х а.
 
П л а х а (Петровичу). Заблудился, видать. У них карты советские. (Листая документы). Не сиделось ему на Львовщине. Ну, шо, Петрович? Верти дырку, к ордену представим. Только не понял, почему прикладом?
П е т р о в и ч. Страшно в человека…
П л а х а. А прикладом – не страшно?
П е т р о в и ч. Я же слегонца. (Показывает.)
П л а х а (осматривая его). На шахте, небось, работал?
П е т р о в и ч. Да, отмахал своё обушком и лопатой.
П л а х а. Понятно. Видать сильно они тебе насолили. За рацию спасибо. Автомат давай, а то всех укропов перебьёшь, нам не оставишь. (Берёт автомат, уходит.)
П е т р о в и ч  садится под дом. Из дома выходят  М а л о й  и  П и т е р. М а л о й – к забору, а  П и т е р – под дом, рядом с  П е т р о в и ч е м.
П и т е р. Всё, дедушка, отдыхайте, мы подежурим. А плачете чего? Укропа жаль?
П е т р о в и ч. Грех это…
П и т е р. Не вы к нему в дом пришли, а он к вам, и не с подарками, а с автоматом.
П е т р о в и ч. Но ведь человек…
П и т е р. Был бы человеком, не полез бы с автоматом.
П е т р о в и ч. Господи, прости нас грешных… (Крестится.)

                6

Иловайск. Разрушенные частные дома с приусадебными постройками. Справа от зрителя в уцелевшей комнате Ф у г а с  смотрит украинские новости. Входит  Д е д  с рацией.

Д е д. Во! Ты, прям, как на курорте!
Ф у г а с. Беня - на все руки мастер. Что-то сделал и свет появился.
Д е д. А телек где взяли?
Ф у г а с. Спасли из-под завала.
Д е д (прислушивается). Тебя от мовы не тошнит?
Ф у г а с. Так это ж мой родной…
Д е д. Извини.
Ф у г а с. Ничё, я уже тридцать лет на Донбассе.
Д е д. На, Плаха передал. Здесь новости поинтереснее.
Ф у г а с (берёт рацию). Щас послушаем. (Включает.)
Р а ц и я. Воны, мабуть, сплять. Щось давно нэ чуты…
Ф у г а с. Не спим, телик смотрим.
Р а ц и я. Пидкриплэння до нас пидийшло…
Ф у г а с. А куда?
Д е д (кивает в сторону телевизора). Выключи эту хрень.
Ф у г а с. Нервный ты стал, Сидор.
Д е д. Тошнит уже.
Ф у г а с. Тогда гаси. (Дед выключает телевизор.) А Пидар FM (показывает на рацию) слушать будем?
Д е д. Если, как в прошлый раз, то с удовольствием.
Ф у г а с. Скажи мужикам, пусть готовятся.
Д е д. С двух или одного?
Ф у г а с. С одного и двадцать ящиков.
Д е д. Докладывать (кивок головой наверх) будешь?
Ф у г а с. Зачем? Меньше знают, лучше спят. (Пауза.) Целее, Дед, будем. Мы ещё внукам нужны.

                7

Иловайск. В центре сцены пустой двухэтажный дом без окон и крыши. Справа – 120 мм миномёт, нацеленный влево. Сзади миномётного расчёта –  Ф у г а с, ещё дальше  – четыре  А в т о м а т ч и к а. Д е д  возле ящиков с БК.

Ф у г а с. Включаю корректировщика. (Включает рацию.) Пристрелочный, заряжай! (Д е д  достаёт из ящика мину, подаёт  П о д н о с ч и к у, тот – З а р я ж а ю щ е м у.) Огонь!

                Близкий выстрел. Дальний взрыв.

Р а ц и я. Сепары, кажись, проснулыся. Косые, курвы! Нэ достают метрив чотыреста.
Ф у г а с. Плюс четыреста. (Н а в о д ч и к  наводит миномёт.)  Огонь!

                Выстрел. Взрыв.

Р а ц и я. Пся крев! Видийдыть на трыста метрив.

                Выстрелы. Взрывы.

Р а ц и я. Звидкы воны бьют? Шукайтэ коректыровщыка.
Ф у г а с (смеётся). Шукайтэ, хлопци, шукайтэ. Огонь!

                Выстрелы. Взрывы.

Р а ц и я. Ой, боже! Шош цэ робыться?
 
                Взрыв. Рация затихает.

Ф у г а с. Твою мать, в рацию, кажись, попали!
Д е д. Концерт окончен?
Ф у г а с. Да, отрабатываем БК и рвём когти.

                Выстрелы. Взрывы.

8

Донецк. Трансформаторная будка, мусорник, многоэтажный дом. Д а л л е с  выбрасывает в мусорник пустую бутылку, идёт к будке. За его спиной  И в а н о в н а  выходит из подъезда.

И в а н о в н а. А шо вы, молодой человек, возле нашей будки забыли?
Д а л л е с. Бутылку выкинул.
И в а н о в н а. А к будке, зачем идёте?
Д а л л е с. А что, нельзя?
И в а н о в н а. Конечно, нельзя. Ходят тут всякие, а потом мы без стёкол и света сидим. Говори, зачем к будке шёл?
Д а л л е с. А почему вы мне тычите?
И в а н о в н а. Потому. (Достаёт телефон.) Сейчас сыну позвоню, узнает, чего ты тут шастаешь.
Д а л л е с (презрительно фыркнув). Та хоть господу богу. (Уходит.)
И в а н о в н а (идёт за ним). Стой! Кому говорю? (В военной форме выходит  П л а х а.) Молодой человек, держите этого! (Д а л л е с  бежит.) Стой! Держи!
П л а х а  легко догоняет толстого  Д а л л е с а, сбивает с ног, скручивает руки за спиной, обыскивает.
П л а х а. Ну, ты, мать, красавица! (Показывает маячок.)
И в а н о в н а. Шо это?
П л а х а. Маячок. Диверса поймала.
И в а н о в н а. Кого?
П л а х а. Диверсанта.

Пожилые люди окружают сидящего на земле  Д а л л е с а. Слышны выкрики: «Тварь! Скотина! Жирная свинья! Так это он по нам стреляет? Убить, гада!»

1-я с т а р у х а (подходит). Ах ты, дрянь! (Бьёт  Д а л л е с а  мусорным пакетом по голове.)
Д а л л е с (отряхиваясь от мусора). Это ошибка!
С т а р и к. Кто ж так бьёт, Семёновна?
С т а р и к  пинает  Д а л л е с а   ногой, разбивает нос. Д а л л е с  размазывает кровь. Из толпы: «Правильно! Пусть юшкой умоется! Сколько можно по нам стрелять?! Задолбали, сволочи!»  Толпа  с т а р и к о в  бьёт  Д а л л е с а. 
Д а л л е с (кричит). Я врач, я к больному шёл.
2-я с т а р у х а. Подождите, бабы. Может, он и правда врач, а мы грех на душу берём.
1-я с т а р у х а. Будет тебе врач по мусорникам лазить. (Бьёт.)
Д а л л е с. Я раненых ополченцев лечу.
П л а х а (звонит по телефону). Задержал, Плаха. (Обращается к толпе.) Адрес какой? (Толпа не слышит.) Народ, адрес у вас какой? (Из толпы: «Засядько, 12».) Засядько, двенадцать. Жду. Всё, граждане пенсионеры, провели воспитательную работу, теперь тихо, без мордобоя ждём полицию. А это у тебя, откуда, если ты врач? (Показывает маячок.)
Д а л л е с (запрокидывая голову). Нашёл. В полицию нёс.
П л а х а. А убегал зачем?
Д а л л е с. Испугался…
И в а н о в н а. Брешет он, бабы! К будке он нашей шёл, а не к больному.
П л а х а. Тише, граждане! Приедут – разберутся.

                Занавес   
               


Рецензии
Про Даллеса насмешило. И в общем такой лубок - выдержан в стиле. Вспоминается "Белеет парус одинокий". Петя с подружкой рассматривают "русско-японские" картинки. Не сердитесь. Это просто ассоциации. О трагедии я не забываю.

Владимир Прозоров   07.05.2018 17:09     Заявить о нарушении