Н. А. Макаровец глава 2 юность часть 2-9 студент т

 СТУДЕНТ - Н. А. МАКАРОВЕЦ



НИКОЛАЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 2  ЮНОСТЬ

ЧАСТЬ 2-9  СТУДЕНТ ТМИ



Окончились вступительные экзамены.  Николай был принят в Тульский механический институт.

Довольный, счастливый, на оставшееся до начала учебного года Время, Коля поехал домой, чтобы обрадовать родителей и встретиться со школьными друзьями.
Как-то у них дела? Разлетелись все, как птицы – в разные края…

И вот, наконец, наступило 1-ое сентября.

Все, кому приходилось первый раз – в первый учебный день переступить порог  вуза, о котором ты так долго мечтал и упорно зазубривал ночами страницы учебников, на всю жизнь запомнил охватившее тебя волнение.

Вот она – аудитория, где придётся проводить время на лекциях целых 6 лет. Где-то здесь и твоё место, на отполированных скамьях лекционного зала.

И вот они – твои однокурсники. Какие они?

Со многими уже познакомились на вступительных экзаменах.

 Но тогда – каждый боролся за себя. А теперь они –  это моя группа. И жить придётся со многими – в одной общаге…

Шесть лет… Это так много… И как же быстро они пролетят. Не успеешь оглянуться, и ты уже инженер – самостоятельный человек, специалист, зарабатывающий сам на свою жизнь, а, может быть и не только на свою…

Группа, в Которую попал Николай, имела номер – 461.

Специальность, которую предстояло осваивать Николаю и его товарищам называлась – «Двигатели летательных аппаратов». Почему-то эту специальность называли – «ЧЕТВЁРКА».

Группа во многом отличалась от остальных групп. Во первых – из 24-х студентов в группу попали 18 человек, окончивших школу с медалью. Во-вторых, в эту группу зачислили отличников из всех других групп.

Как будто сразу возлагали на этот коллектив особые надежды… Но, соответственно, и требования к ним будут предъявляться повышенные…

Но в тот первый год обучения, никто из ребят даже не предполагал, что выбранная ими специализация будет связано не только с обычным понятием о летательных аппаратах, но и с космосом.

13 мая 1946 года было вынесено секретное Постановление Правительства о развитии советского ракетостроения.

В качестве первого шага советская промышленность воспроизвела точную копию немецкой ракеты ФАУ-2.

Вторым шагом было создание советской ракеты Р-1, которая, впрочем, мало отличалась от немецкой. На них советские конструкторы приобретали опыт конструирования крупных баллистических ракет, отрабатывали технологию и методику испытаний.

Первый запуск ракеты Р-1 был проведен 18 октября 1947 года на космодроме Капустин Яр, а первый полет состоялся 24 мая 1949 года.

 На ней были установлены два отделяемых контейнера массой 80 кг каждый с аппаратурой. Эта ракета послужила началом серии других, построенных с 1945...1959 годах.

 Всего за этот период произведено свыше 18 запусков. Масса полезного груза была доведена до 1819 кг, а высота подъема до 110 км. При запусках отрабатывались и испытывались системы спасения головной части, корпуса ракеты, приборных контейнеров, системы жизнеобеспечения.

Следующая серия ракет (Р-2, более 11 запусков в течение 1957...1960 годов). Масса полезного груза ракет этой серии составляла уже 2200 кг при высоте подъема до 212 км и дальности 800 км.

Следующее поколение ракет Р-5А, Р-5В (В5В), первое использование которых началось в 1958 году, базировалось на ракете Р-5.

 Масса полезного груза ее была 1300 кг при высоте подъема до 512 кг. Эта серия хотя бы по форме уже существенно отличалась от ФАУ-2. На ней, в частности, отрабатывалась система спасения головной части при помощи парашютов.

 В 1958...1977 годах было более 20 запусков ракет этой серии, в том числе их модификаций, получивших название «Вертикаль».

Огромные усилия, предпринятые советскими правителями в развитии ракетостроения и прежде всего в развитии боевых ракет, дали свои результаты.

 4 октября 1957 года Советский Союз первым в мире запустил искусственный спутник Земли ПС-1. Спутник массой 83,6 кг ничего не содержал кроме батарей и радиопередатчика, посылавшего однотипный сигнал.

 Никакой научной аппаратуры на нем не было, тем не менее пропагандистский шум и шок в мире был очень велик.

 Через месяц, 3 ноября 1957 года был запущен второй спутник массой 508 кг, на котором уже была размещена измерительная и научная аппаратура, а в отдельной герметической кабине – собака Лайка.

Ребята уже учились на 2-ом курсе, когда вся страна, да и не только наша страна, а – весь мир слушал эти звуковые сигналы спутника.

И тогда ребята с будущей специальностью – «четвёрка» почувствовали свою причастность к будущим космическим дерзаниям. Они обязательно будут делать летательные аппараты, которые устремятся в космическое пространство, и дальше – к Луне и звёздам.

А пока туда они уносились в мечтах… И жизнь потом показала, что ребята этой «четвёрки» мечтали не зря.

Надо сказать, что ребятам ещё повезло и с преподавателями.

 Состав их был относительно – молодой, но, несмотря на это, преподаватели кафедры, ведущие эту специальность были уже довольно авторитетными и пользовались у студентов уважением не только за их высокую квалификацию, но и за простоту в общении.

Такой подбор преподавателей и студентов был действительно не случайным. Учиться на этой специальности, и тем более работать на предприятиях военно-промышленного комплекса считалось очень престижным, и Тульский технический вуз всячески стремился соответствовать предъявленным к нему требованиям.

Среди преподавателей особо выделялся Михаил Алексеевич Мамонтов, который в течение 20 лет был бессменным деканом машиностроительного факультета и создателем кафедры – «Тепловые машины».

Николай Макаровец уверен, что без проведённых Мамонтовым аналитических исследований движения газов, исследования законов их истечения, без изложения им законов термодинамического состояния систем не могло быть и речи о создании и успешном функционировании в механическом институте кафедры по его специальности.

Михаил Алексеевич являлся «движущей силой этой развивающейся тогда специальности, он постоянно наполнял учебные планы кафедры новыми разделами, математическими описаниями процессов в газовых средах, предложениями по использованию выводов в учебной и производственной практике.

Вокруг М. А. Мамонтова сплотилась группа молодых учёных – преподавателей по различным направлениям теории и практики развития ракетной техники.

Среди них с особой благодарностью Николай Александрович вспоминает Н. П. Юрмманову, М. П. Кузьмина, Л. В. Захарова, П. Н. Маркова, А. Я. Шайденко, Ю. И. Королёва, А. П. Пудовеева.

Это были настоящие учёные – энтузиасты, взявшие на себя невероятный труд перевода новейших достижений науки на «язык» учебных дисциплин, создания необходимых курсов лекций, учебных пособий, лабораторных работ и т. д.

В то время возникшие вопросы можно было прояснить только у преподавателя соответствующей дисциплины, поэтому повседневное общение студентов и преподавателей было тесным, длительным, выходящих по времени далеко за пределы отведённых учебных часов.

Николай Александрович Макаровец вспоминает:

- Что мы тогда первокурсники знали о ракетной технике? Очень мало. Самые общие сведения, почерпнутые из газет и рассказов ветеранов о наших «Катюшах», наводивших ужас на врага в годы Великой Отечественной войны.

Особый романтизм профессии, которой нам предстояло  обучаться, придавал тогда фантастические описания полетов в безвоздушном пространстве, прочитанные в книгах К. Э. Циолковского и Жюля Верна.

С третьего курса в учебном процессе пошли спец предметы, вот тогда мы в полной мере поняли значение нашей специальности.

Загадочно звучали для нас названия дисциплин: тепловые машины, динамика движения, теория тепловых машин, жидкостные аппараты, аэрогазодинамика…

Наш студенческий труд был тогда очень напряженным: лекции слушались с особым вниманием, подробнейшим образом всё записывалось в конспекты, так как эти записи тогда являлись единственным источником при подготовке к зачётам и экзаменам.

При выполнении курсовых проектов необходимо было провести множество расчётов, составить огромное количество таблиц, построить графики, характеризующие процессы истечения газов, динамического воздействия в различных условиях. Это была трудоемкая работа.

Неделями мы на логарифмических линейках рассчитывали данные, которые нынешние студенты, вооруженные компьютерами, получают в несравненно меньшие сроки.
Но нам постоянно помогали – увлеченность учёбой, настоящая дружба, уарившая в группе, взаимопомощь и взаимовыручка.

Недаром большая часть нашей группы, как правило, человек 15 - 16, постоянно получали повышенную стипендию.

С особенной теплотой вспоминаю товарищей по группе: Льва Устинова, Владимира Козлова, Юрия Дерябина, Александра Фролова, Олега Исаева, Роберта Ласкаржевского, Валерия Эйхенвальда, Эдарда Эзрина, Бориса Сурова, Дмитрия Дементьева, Михаила Архангельского, Виктора Анципировского и многих других.


Продолжение следует…




Рецензии