Утраченные святыни

    Труден путь к вере, к Богу для моего поколения, воспитанного с ранних лет на атеизме.  Ведь нас в школе учили, что Бога нет, а религия - это опиум для народа и пережиток прошлого. Помню свои первые посещения церкви - и молитвы не знала, и креститься толком не умела, и что делать в храме не была научена.
 
    Только с детства душою чувствовала, что город или деревня без храма лишены Божьей защиты. Церковь, одним своим видом гармонизирует и украшает пейзаж, состоящий из однотипных, безликих построек, а колокольный звон очищает пространство энергетически.

    В Кагул я приехала жить из России в 1975 году.  Стояла ранняя осень. Город встретил меня запахами пожелтевших листьев, опадавших с деревьев, виноградом и изобилием дешевых фруктов и овощей.  Особый восторг вызвали пирамидальные тополя, которые видела впервые и Соленое озеро с лечебной водой сиреневого цвета. 

    В городе было две церкви и обе не действовали.  В центре города, в храме находился выставочный зал.  Росписи на своде были забелены известью, а на стенах висели картины.  Липованской церкви повезло еще меньше - она была заброшена и медленно разрушалась.

    Бабушка рассказала мне, что в городе живет много липован.  Это русские, но они отличаются от нас, тем что живут на молдавской земле давно и принадлежат к старообрядческой церкви, которая расположена по ту сторону речки Фрумоски.
 
    Любопытство привело меня в Липованскую церковь, возвышавшуюся над Соленым озером.  Издалека она выглядела красиво, но когда я подошла поближе, моему взору открылась печальная картина. Всюду были следы запустения - окна местами выбиты, внутри свалка мусора - битое стекло, кирпичи, проваленный пол. Кто-то даже использовал храм в качестве туалета - вандалы не ведали, что творят.

    Только стены храма сохранили потускневшие, облупленные росписи. Лики святых, серафимы и ангелы смотрели со стен на царящее в храме запустение. Было грустно и обидно за осквернение церкви, в которой молились предки многих из жителей города.   

    Вскоре я подружилась с девушкой, которая жила на Липованке и стала часто бывать у них в доме. Бабушка моей подруги  - Федора, которой в ту пору уже перевалило за восемьдесят, помнила времена, которые моему поколению казались далекой историей. В ее доме хранилась большая старинная икона 18-го века в дорогом окладе.  Подруга рассказывала со слов бабушки, что икона эта раньше находилась в Липованской церкви.  Когда в город пришла советская власть и церковь закрыли, то местные жители забрали оттуда все ценное то ли на хранение, а точнее, как получится - ведь тогда никто не знал куда повернется дальше колесо истории.
 
    Кроме иконы баба Федора забрала литые распятия из латуни, складень и  церковные книги липован - очень толстые, написанные церковно-славянским языком с иллюстрациями - миниатюрами.  В те времена я испытывала трепетный интерес ко всякой старине и даже мечтала стать музейным работником.   
 
    Бабушка подруги вскоре умерла, а через несколько лет я увидела, как бесценные книги валяются в сарае среди хлама и мусора.  Отдельные страницы из них, измятые лежали на земле, а вокруг суетились куры.  Я просила подругу отдать книги мне, но она отказала, сказав, что это память о бабушке.  Думаю, что они так и пропали. Подруга впоследствии продала бабушкин дом уехала жить за границу. Что стало с иконой мне не известно.
 
    Прошли годы. Церковь восстановили.  К счастью, она не успела разрушиться - ведь строились храмы на века.  По крупицам собираем мы свою историю, чтобы не быть родства не помнящими невеждами. Ведь без языка, истории и культуры нет народа.

      Церковь Божия стоит,
      Куполами серебрится.
      Я иду, надев платок,
      За родных своих молиться. 
 
      Господи, благослови,
      Всем жить в мире и любви!
 
   

   


Рецензии
До боли жалко бесценных книг, иконы и всего, что бабушка Федора сбрегла, а внучка - нет.
Ниночка, спасибо за рассказ. Он важен для души и совести. Если они темные - как жить? Помилуй, Господи.
С любовью,

Ольга Суздальская   12.11.2016 17:35     Заявить о нарушении
Нина, а про икону совсем невозможно узнать?
Запало мне в душу...

Ольга Суздальская   12.11.2016 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.