Про мою подругу или зарисовки из девяностых

Мы знакомы уже много лет, она моя одноклассница и мы дружим со школы. Сколько её помню, она всегда была оптимисткой. Там, где другие опустят руки, Наташка найдёт выход из самых безвыходных ситуаций. Ну, вот я её и представила. Её зовут – Наташа. Помню её любимое изречение: «Где наша не пропадала! Прорвёмся!» В Наташке совместились удивительные качества, она душевный, тонкий и при этом сильный человек. Она не унывает, а борется с трудностями, а вместо жалоб на судьбу, совсем как та лягушка из сказки, которая не утонула в крынке с молоком, а взбила масло из молока и невредимой выскочила на свободу. Впрочем, обо всём по порядку.  После школы Наталья штурмовала институт, но не поступила, не хватило баллов. Лишь со второго захода она попала в ВУЗ. Училась она неплохо, защитила диплом и получила распределение в КБ. В личной жизни у неё всё тоже складывалось непросто. На втором курсе она влюбилась в молодого преподавателя, он вёл у них лабораторные работы. Наташка с ним, кажется, даже немного встречалась, но он мечтал о научной карьере и предпочёл ей более выгодную жену. В КБ у неё появился новый кавалер, хотя это слишком громко сказано. Она начала встречаться с одним инженером, но то ли не было сильных чувств, то ли они чем-то не подходили друг другу, но отношения зависли на одном уровне, не переходя к более близким, но и не доходя до полного разрыва. В общем, как говорят в народе: «Ни туда, ни сюда…».  Нельзя сказать, чтобы Наташу это не беспокоило. Как-то раз, мы засиделись у меня за кофе, Наталья принесла свой фирменный пирог, замечу очень вкусный, и мы разговорились по -дружески, как говорится по душам. На дворе середина октября. Сильный ветер, иногда срывается мелкий дождик, а мы устроились на кухне у нас тепло и уютно. И, только клён, уже почти голый, бьётся последними, ещё задержавшимися на ветках листочками в кухонное окно.
- Осень, - Наташка ёжится, словно замёрзла. – Знаешь, мне иногда кажется, что вот так и в жизни. Не успела оглянуться и, тоже, наступит осень, а ещё ничего не сделано. Понимаешь, нет в жизни чего-то важного, главного. На работе такая рутина, а в личной жизни… - Она тяжело вздыхает и замолкает. Я, видя её настроение, пытаюсь увести с печальной ноты. – Натали, мы тут философствуем, а на плите кофе сбежит! – Она спохватывается и снимает турку с огня.
- Я, между прочим, только утром плиту вымыла.
- Не волнуйся, я спасла твою плитку, - успокаивает меня она. – Да, ты, не переживай, если что, я сама плитку протру, кофе – не жир, легко отмоется.
- Ладно уж, я гостей не напрягаю, - смеюсь я, - За такой пирог можно всё простить. Мы разливаем кофе по чашкам и принимаемся за Наташкино угощение.
- Вкуснотища! – Говорю я. – По твоему рецепту я, тоже, пробовала печь, так ничего получилось, есть можно, но твой пирог, просто шедевр! Тебе надо не инженером, а кулинаром работать. – Наташка рассмеялась, - Хорошо, я учту твои слова на будущее.
За кофе мы снова вернулись к прежнему разговору. Я, естественно, интересуюсь её затянувшимся романом. Она тяжело вздыхает, - Что тебе про всё рассказать? Вроде бы, он парень неплохой, серьёзный, немного неухоженный, так это без женской заботы, это поправимо. Но, наверное, не люблю я его. Конечно, у меня возраст такой, замуж пора. Все только об этом и говорят, даже надоело. Родители, тётка, бабушка – все заботятся, переживают за меня. Они говорят, что раз институт уже окончила, то пора о личной жизни подумать.
- А, ты?
- А, я и думаю, только за Сашку замуж не пойду. Лучше так для себя ребёнка рожу, без мужа.
- Слушай, может ты ещё любишь того своего из института, не помню, как его звали, - говорю я. Наташка смеётся. – Знаешь, а я тоже уже не помню. То было так, увлечение, не более, - говорит она. – Наверное, всю эту хандру погода навеяла, дождик, слякоть.  Не будем унывать, подружка, где наша не пропадала! Прорвёмся! Мне сейчас кажется, что самое интересное ещё только впереди. – Тут она была полностью права!
Прошла осень, за нею зима, потом весна, а летом случился – путч, и жизнь по всей стране круто переменилась. По телевизору, показывают в Москве, на улице – танки, баррикады. А, у нас митинги! На центральной городской площади яблоку негде упасть. У здания горисполкома появилась самодельная трибуна. Выступают все, все, кто хочет и может что-то сказать людям, представителей власти – освистывают. Они потеряли свой былой лоск, присмирели. На площади дежурит милиция, в толпе поговаривают, что в город стягиваются войска ближайшего военного округа. Это известие вызывает бурю эмоций у митингующих. Наташка, конечно, в самой гуще событий, там на площади. Страсти накаляются, люди не хотят жить по-старому, а как по-новому, пока ещё никто не знает. Среди безумия, как горная речка, бурлящей толпы Наташа встретила – Его! На очередном митинге он легко заскочил на трибуну и начал говорить. Ему чуть за тридцать, стройный, подтянутый, возможно в прошлом спортсмен и внешне весьма симпатичный: небольшая ухоженная бородка, карие глаза, на голове аккуратная стрижка. Говорил он много и красиво. Всем понравилось, ей тоже. Потом в людской толпе глазами она отыскивала его и увидев, что он где-то рядом млела от счастья.  Ей было просто хорошо, что такой человек существует, что он где-то рядом, пусть и незнакомый. Но мир тесен, они познакомились, оказавшись в одной компании, увлечённых переменами людей, впрочем, всех лидеров этих стихийных митингов уже через пару дней все знали в лицо, а многих и по имени. Он, тоже, оказался инженером, только работал на другом предприятии. Был он женат и имел двоих детей. Пока герой выступал на митингах, жена сидела дома с малышами. В тот период я почти не видела Наташку, а если мы и сталкивались где-то, то как-то мельком, на ходу. При одной из таких встреч, она взахлёб говорила мне о нём. Она вообще в тот период думала, говорила только о нём одном. Наташка потеряла голову, она влюбилась. Мне кажется, что все эти важные исторические события стали для неё лишь фоном, а главный персонаж «картины» - только он!
- Понимаешь, - говорила мне она, - Он так умён, мыслит широко, по государственному, а жена его совсем не понимает и вообще, она просто мещанка.
- Но, у неё же маленькие дети на руках, да не один, а двое. Это не шутка. Вот, ты, знаешь сколько им лет?
- Старшему, кажется четыре года, а младшему полтора.
Ну, вот видишь, они ещё совсем маленькие. С такими забот невпроворот: накормить, обстирать, по дому прибраться. Как набегаешься по нашим магазинам, да с детьми навертишься, то никаких митингов не захочешь.
- Ты, почему её защищаешь? – Разозлилась на меня подруга.
- Я не защищаю, чего мне её защищать, я никогда и в глаза её не видела. А, вот тебе разъясняю всю ситуацию. Чтоб ты хорошо подумала, вот и всё.
- Я обо всём подумала, - огрызнулась та. Знаешь, он уже всё решил и с ней никогда не будет. Они разведутся и тогда мы поженимся, а сыновьям будет всегда помогать, он так и сказал мне, что мол дети ни в чём нуждаться не будут. Ты меня не перебивай, выслушай. В стране такие перемены, у нас теперь будет полная свобода и демократия. Он пойдёт вперёд и ему рядом нужна не обывательница, а другая женщина.
- Ты!?
- Да, почему бы не я! Ведь, я его полностью понимаю и поддерживаю. С его умом и талантом у него огромные перспективы. Он будет государственным деятелем, а я буду ему помогать, поддерживать, сделаю всё для него от меня зависящее и даже более того. Я буду ему и женой, и другом, и соратницей.
- Знаешь, Натаха, от твоих слов: жена, друг, соратница – возникает образ Надежды Крупской.
- Не иронизируй, ну и пусть образ Крупской, а что плохого в том, чтобы идти за мужчиной до конца, верить ему и в него, и восхищаться им. 
- Ладно, Натали, не обижайся на иронию и будь счастлива. – Примирительно сказала я, а что тут ещё скажешь?
Буду счастлива, обязательно буду! – Ответила она. Однако, в этом она ошиблась, время всё расставило по своим местам и не так как мечталось.
Политические события в стране разворачивались по своему сценарию. Путч провалился, свобода и демократия победили, а СССР прекратил своё существование, уступив место СНГ. Следом за этим потянулись экономические изменения. Отдел, в котором работала Наташка, закрыли, все сотрудники попали под сокращение. В последний рабочий день, собрались посидеть на прощание. Сдвинули столы, накрыли плотными листами ватмана, выставили домашнюю снедь. Достали тайно, пронесённые через проходную, вино и водку. Обычно, так собирались на все праздники. Прямо на рабочем месте отмечали Новый год, 8 Марта, 23 февраля, в общем веселились. В тот день было не весело. Пили молча и лишь одна Наташка пыталась поднять настроение уже бывших коллег. – Ну, что вы все так раскисли?! Сократили нас и что! Найдём другую работу, может быть получше этой. А то, тут сидели штаны протирали с зарплатой 120 рублей в месяц, ничего важного мы не делали.
- Ну, важное, не важное – это как ещё посмотреть. – Возразил один из сотрудников. Мне вот, три года до пенсии осталось. Кто меня теперь на работу возьмёт? А, как раньше, я бы и на пенсии ещё поработал. Детям и внукам помочь надо. Теперь же только пособие по безработице и всё!
- Тебе легко говорить, - обращаясь к Наталье сказала одна сотрудница. – У тебя детей нет и есть высшее образование, ты можешь в частную фирму секретарём устроиться, говорят там хорошо платят. А, у меня двое детей школьного возраста. Вон, прошлой зимой дети болели гриппом, так я на больничном больше десяти дней провела. И, что? Вышла на своё рабочее место, слова плохого никто не сказал. А у частника, попробуй оформить больничный, сразу уволят! Никому ты не нужен.
- Да, где же сейчас работу искать? Везде сокращения, - гудел весь небольшой отдел.
- У нас сокращения, на соседнем предприятии всё КБ закрыли.
- А, у моей сестры муж остался без работы, вот так же, как и нас, сократили, а устроиться никуда не может. Люди нервничали. Посидели ещё немного, допили последние рюмки и ушли. Они уже не были единым коллективом, ушло общее дело и всё распалось. Ушли, можно сказать, в некуда, каждый пошёл пробиваться по жизни. Наташа тоже пошла своей дорогой, как и все, сначала попала в Центр занятости, потом поменяла несколько рабочих мест. Работала секретарём в частной фирме, кладовщиком на складе готовой продукции, даже попробовала себя в частной типографии. И, вот теперь работала на почте, принимала телеграммы.
Конец зимы. Странное время между двумя праздниками – 23 февраля и 8 Марта. Ещё лежит снег, холодно, зима не сдаёт свои права, но на маленьких стихийных рынках появляются первые лесные цветы. Эти крохотные предвестники весны, так непохожи на дорогие парниковые розы и гвоздики. Они живые, от них пахнет лесом, землёй и ещё не наступившей весной.
Сегодня воскресенье и хоть Наташа работает по своему графику, но и у неё сегодня тоже выходной. Мы давно не виделись, и я жду её к себе в гости. Вот и она. Мы, снова, устраиваемся на любимой кухне. У нас тепло, хотя всю зиму были перебои в отоплении.
Скоро весна! Даже не верится, что она настанет. Позавчера ещё мела метель, а сегодня распогодилось, солнечный денёк. Я накрываю стол, Натали по дороге ко мне заскочили в магазин и выкладывает свои покупки. – Давай выпьем, - предлагает она. – У меня какое-то настроение странное.
- К кофе хорошо бы коньяк, но у меня его нет. – Отвечаю я подруге.
- Нет и не надо, я имею ввиду не к кофе, а просто выпьем. Я в магазине, кроме разной закуски, купила ещё и водочку. Сейчас столько новых продуктов в продаже появилось, упаковки красивые, но есть не возможно. Водку мне сама продавщица посоветовала, сказала, что хорошая. – Я достала из серванта рюмочки, поставила их на стол. – За что пьём?
- Пьём только за удачу и за всё хорошее! – Выпалила Наташка. Но, я то вижу, что неспокойно у неё на душе.
- Давай выкладывай что у тебя произошло, вы ведь уже давно расстались с тем «принцем» с баррикад. Если тебе, конечно, не приятно, то не говори, но я хорошо помню, как ты была в него влюблена, просто с горела!
Наташка посмотрела на меня очень серьёзно, а потом вдруг улыбнулась. – Да, горела, только перегорела. Знаешь, просто он так хорошо говорил, говорил, говорил, так красиво и больше ничего! – И, вдруг, она хитро взглянула на меня.
- А, я его видела.
- Где? Когда?
- Сегодня. Получила аванс и думаю, что неплохо бы к женскому празднику обновку прикупить. У нас на почте коллектив женский, но праздник отмечаем, все стараются принарядиться. Накануне проверила я свой гардероб и вижу, что давно ничего новенького не покупала. Решила, что нужно что-то интересное приобрести, знаешь, что-то новенькое купишь и настроение поднимается. Раньше в универмаг, в магазины ходили, а теперь на вещевой рынок. В общем, я сегодня и отправилась на вещевой рынок. Иду между прилавками, присматриваюсь: там блузочки, там юбочки, там свитера и вдруг, знакомый голос. Если бы он работал тихо, я бы на него наткнулась лоб в лоб, а так услышала, остановилась, огляделась и увидела его. Он лихо торговал – женским бельём! Перед ним на прилавке лежал товар: дамские трусики, лифчики, какой-то трикотаж. Вокруг суетились покупательницы, а над шумной рыночной толпой звучал его голос, – У этой модели бретельки отстёгиваются. Нет, дама, на такой размер белья нет. А, вам какой фасон бюстгальтера? А, какой расцветки? Есть бежевое бельё, белое, а чёрного цвета не все размеры. Вам я рекомендую взять ХХL, я уверяю вас, дома примерите и скажете: «Спасибо». Что бы вы хотели? Пояс для чулок? А, вам что? Ну, такое бельё только в специальных магазинах, а у меня обычное, для повседневной носки.
Казалось, что он всю жизнь только и делал, что торговал женским бельём. Вокруг толпились покупательницы, он был в центре внимания, он был в своей стихии. Я стояла, спрятавшись за ларёк быстрого питания и смотрела на него. У ларька крутились какие-то люди с горячим чаем, кофе, с пирожками и с сосисками в тесте. На холоде горяченькое быстро разбиралось, а я всё смотрела и смотрела на него. Потом развернулась и быстро ушла с вещевого рынка, так и не купив заветной обновки к женскому празднику. – Закончив свой рассказ, она встряхнула головой, словно от наваждения. – Ну что, так давай же выпьем! Пьём только за хорошее, что было, то ушло, где наша не пропадала, прорвёмся! – Мы пьём горькую водку, закусываем колбаской, Наташка морщится от водки, берёт со стола солёный огурчик и бутерброд. Глаза её загораются, кажется у неё созрела очередная идея. – Знаешь в тему о будущем. – Говорит она. – В Москве, как грибы, появились брачные агентства, которые знакомят с иностранцами. Ну, что ты смеёшься, я серьёзно. У нас в городе тоже такие открылись. У меня девчата с работы ходили и так интересно рассказывали. Ты не смейся, а меня выслушай.  В этом агентстве нужно заполнить анкету, там самая общая о человеке информация: имя, возраст, рост, вес, хобби, иные увлечения. Если нет хорошей фотографии, то это не беда. В агентстве свой фотограф имеется, настоящий профессионал, шикарные фотографии делает. Потом твои данные и фото размещают на специальном брачном сайте в интернете. Между прочим, если замужем не была, детей нет, то размещение твоих данных бесплатное. Когда начинают приходить письма, то в агентстве помогают с переводом.
- Ой, Наташка, давай лучше выпьем по второй. – Предлагаю я. Мы пьём по второй рюмочке, закусываем. – А, что это иностранные женихи к нам обратились, им что своих женщин мало?
- В том-то и дело, что мало. – Уверенно говорит Наташа. – У них полная эмансипация. Женщины получают образование, высокооплачиваемую работу и замуж идти не спешат, вот и дефицит невест. А наши женщины: хозяйки отличные, мамы заботливые и сами красавицы.
- Конечно, сам себя не похвалишь, ходишь, как оплёванный. – Шучу я. – Так давай сами за себя, то есть за женщин выпьем! – Мы пьём по третьей. – Хорошо, Наташка, ты меня убедила, вот только проблема языка. Ты же с института английским не занималась. Как вы с кавалером общаться будите, с переводчиком? – Но подругу, ничем не испугать.
- Я же тебе уже говорила, что сначала с письмами помогают в агентстве, у них есть переводчики. А, потом можно на курсы пойти.
Я посмотрела на подругу и вдруг, поняла, что мне не нужно с ней спорить и уговаривать. Наташка, всё рано, будет действовать по-своему. А, может, она и права! Хорошо сидеть сложа руки и ждать свой алый парусник. Вопрос лишь в том, приплывёт ли он?! Наташка не унывает, она действует, так пусть удача улыбнётся ей!


Рецензии