Горим, братцы, горим или История одной тяжбы

ГОРИМ,  БРАТЦЫ,  ГОРИМ! или ИСТОРИЯ  ОДНОЙ  ТЯЖБЫ

Александр  Широбоков

                В небе самолёт летит
                Воду выпускает,
                А  под ним весь лес горит
                И не угасает…

                Из деревенской частушки погорельцев.
               
               
       Получив предложение  от НИИ Лесного хозяйства, я стал собирать статистику. Дело в том, что моему научно-техническому кооперативу предлагалось создать инфракрасную  систему для точного слива воды с самолёта (вертолёта) на очаг пожара. Читаю в газетах: «Огромный самолёт Ил-76 слил 44 тонны воды на наблюдателей во главе с министром МЧС (Шойгу - прим. моё). На макет очага пожара не попало ни капли»*.  При пожаре на московском шинном заводе  пожарные вертолёты заходили на цель 26 раз. Попали всего 6 раз. Далее. Проходил очередной юбилей пожарной службы России.  На показательные выступления я послал сотрудника с видеокамерой. Организаторы шоу соорудили очаг огня размером 3 на 6 метров!!! На цель заходит гидросамолёт-пожарник Бе-12, прообраз современного гидросамолёта  Бе-200.  Первый заход на цель – вся вода перелетела очаг. Второй заход – всё сзади. Огонь пылает, как и прежде! Чтобы к этой теме  снова не возвращаться, после публикации рассказа*, мне прислала отзыв читательница. – У нас в Красноярске, - пишет она,  -  Горела высотка. Три раза прилетал вертолёт, черпая воду из Енисея. И всё мимо, мимо и мимо...

                - Ребята! Что же вы не можете попасть-то? - возникает риторический вопрос.

      А вопрос действительно риторический. Попробуйте вовремя нажать на кнопку слива в кабине самолёта, летящего со скоростью 250 км/час на высоте 50 метров. Всё решают доли секунды. А у человека нервы, эмоции. Чуть поспешил – и вода легла перед очагом. Чуть задумался - вода сзади.  Выше лететь нельзя, потому что  на такой скорости вода превращается в водяную пыль, для огня совершенно безвредную. Короче, разработали мы  и создали прибор, позволяющий точно слить воду с носителя в автоматическом режиме без участия человека. И даже запатентовали наш способ тушения лесных пожаров. Изготовили за свой счёт 6 комплектов.  В каждом был оптический блок, блок питания и пульт управления. Провели испытания и на самолётах, и на  вертолётах. Попадания в центр очага возгорания  были сто процентные. Под руководством главного конструктора самолёта Бе-12 в Таганроге была, так же  за свой счёт,  разработана вся документация на установку нашей аппаратуры на самолёте. Пишем вместе с руководством завода тогдашнему министру по природным ресурсам: - Дайте денег хотя бы для испытаний на этом самолёте. Дело-то полезное. Мазать не будут при сливах на пожары! Ответом было глухое молчание.
 
     В том году шла предвыборная борьба известных партий. По  трафарету пишу руководителям:

         - Уважаемый………       
В России пылают лесные пожары. Нами разработан эффективнейший способ подавления огня с самолётов в автоматическом режиме. Государство на внедрение этой технологии денег выделять не хочет. Не могли бы Вы, в рамках предвыборной агитации, выделить некоторую сумму денег для реализации нашей программы.  Ведь  пожарная безопасность России – дело святое.  Избиратели наверняка оценят Вашу заботу о Родине.

Ответом снова было глухое молчание. Партиям была не интересна пожарная безопасность России.  Им, партиям, главным были баннеры…

       Потом были демонстрации прибора в Португалии, испытательные полёты на вертолётах  с наследником Престола и с кучей журналистов, восторженные отзывы в прессе, продажа двух комплектов Португалии. Возвращаемся домой. Снова предлагаем Родине эффективное тушение лесных пожаров. Но молчали  огнеборцы из МЧС, правда, предложили  принять участие в выставке достижений МЧС в Санкт-Петербурге, выдавая нашу разработку как свою,  не вложив, правда, ни копейки. На выставке были даже представители НАТО в штатском. Все интересовались нашей разработкой. Прибор жужжал, я закуривал, появлялся сигнал на слив. Выставка закрылась. Потом снова всё стихло.

   Кстати, к вопросу о добыче жара чужими руками. Светлые головы из Института Лесного Хозяйства предложили оснастить Лен. Область  вышками с телекамерами,  расположенными в лесах  в прямой видимости друг от друга. Операторы – лесники, наблюдая обстановку в лесу  с земли на экранах мониторов, могли оперативно обнаруживать очаги возгорания и определять их координаты. Когда всё было построено и отлажено, к моему коллеге, который этим занимался, неделями не вылезая из сосновых лесов, подкатился полковник МЧС. Коллега рассказывал, полковник записывал и зарисовывал. Через некоторое время по ТВ показали, как МЧС борется с лесными пожарами в Лен. Области.  Коллега скрипел зубами… О другом полковнике МЧС, встреченном в Португалии, я уже писал*.

     В самом начале двухтысячных, благодаря моему заместителю, удалось через знакомого помощника депутата Государственной Думы получить предложение выступить на заседании секции Думы по охране природных ресурсов России.  Мой доклад оказался последним в повестке.

     С ощущением некой торжественности момента мы с заместителем  вошли в здание Думы, нашли кабинет помощника депутата, а потом у входа в  нужный зал зарегистрировались, ожидая начала заседания. Зал был амфитеатром и заполнялся он довольно быстро людьми в зелёной лесной форме. На плечах у них были погоны либо с тремя полковничьими звёздами, либо с одной большой – генеральской. Все они были руководителями крупнейших лесхозов России и хорошо друг друга знали по многочисленным совещаниям в Москве. Лесные руководители обнимались при встрече, похлопывали друг друга по спинам, довольно громко обмениваясь воспоминаниями:

             - А помнишь, как мы тогда в Метрополе?
               - Да ладно.  Что, - в Славянском базаре было хуже?

Мне всё это напомнило подготовку к серьёзному банкету. Я отдал кассету с видеофильмом оператору в зале, и мы уселись где-то в средних рядах. Заседание началось в три часа дня.

    Внизу за столом президиума разместились два человека. За ними был большой экран для возможной демонстрации видеофильмов. Одного из сидящих за столом я знал в лицо по многочисленным фотографиям в газетах. Он был среди основателей известной партии и, заодно, председателем нашей секции сегодня. Второго я видел в первый и в последний раз. Председатель сидя поздравил присутствующих с началом судьбоносного заседания, по бумажке зачитал довольно скабрезный стих про леса, потом передал руководство секцией своему соседу. С чем и удалился.

               - Продолжаем наше заседание, коллеги, - вступил в свои права новый председатель, - Какие есть предложения по регламенту выступлений?

С места раздалось:

     - Не более пяти минут!

 С другого места:

           - Какие пять минут - не более трёх минут, впереди ещё много работы!..
 -   Предложение принимается, - заключил председатель.

           - Ничего себе, спешка, - подумал я, - У меня только видеофильм на четыре минуты. Его – то не ужмёшь!

       Начались выступления согласно красиво изданной  программке. Первый докладчик уложился в полторы минуты. Он требовал ввести какой-то новый закон. Второй докладчик тоже что-то  требовал в течение двух минут. Последующие тоже требовали, но быстро. Они так и мелькали на трибуне один за другим. У кого они требовали, я так и не понял – думский деятель давно уже ушёл. Подошла и моя очередь.

     В течение трёх минут я предельно коротко, но внятно изложил исходные предпосылки для проведения нашей разработки прибора точного слива с самолётов и результаты испытаний.

     - Это было ещё при советской власти, - раздались ворчливые голоса.
   - Нет, испытания на Украине и в Португалии мы  проводили не так давно. Посмотрите, пожалуйста, короткий видеофильм, - ответил я.
    - Это нарушение регламента, - загудел зал, - Он крадёт наше время!
       -   Грубейшее нарушение, - авторитетно подытожил участник слушаний из первого ряда  с большими звездами на погонах.

Тем не менее,  фильм с моими комментариями до конца досмотрели, переговариваясь между собой о чём-то, судя по улыбкам, приятном. Вопросов ко мне не было. Все куда-то спешили… Как только председатель закрыл заседание, зал быстро стал пустеть.
 
    - Вы бы подкинули мне хоть долларов триста за помощь, - заныл мне в ухо помощник депутата Государственной Думы…
 
     Вскоре, независимо от выступления в Думе, заинтересовался нашей разработкой Севастопольский авиаремонтный завод. Они на базе вертолётов  Ми-6 предложили изготовить гидровертолёты для Ливии с нашим инфракрасным комплексом. При сдаче вертолётов на заводе присутствовал друг Каддафи Али и бригадный генерал Исмаил. На земле мы установили в кабине вертолёта наше устройство. Метрах в пятидесяти на площадке вместе с рабочими Исмаил разжигал костёр. Метрах в ста слева – Чёрное море.  Мы с Али сидели в кабине вертолёта.

                - Али, включай прибор, - предложил я.

Кстати, оба ливийца неплохо говорили по-русски. В своё время они обучались у нас в какой-то военной академии. Али прибор включил. Всё заработало. Через заданные секунды задержки произошла имитация  слива. Али был в восторге:

                - Исмаил! Иди сюда, посмотри!

Повторили включение ещё раз.

                - Это событие надо отметить, - сказал знаток русских традиций Али.

Я  тут же пригласил ливийцев к себе в гостиницу.  Идти от завода было недалеко. Правда, по жаре 37 по Цельсию. Мой помощник достал в номере бутылку местного крымского коньяка. Я рассказал, как мы в России предлагаем тушить лесные пожары с нашим устройством.

                - Какие вы в России талантливые, - изумился друг Каддафи -  Али, - Приезжайте к нам в Триполи.

Выпили ещё по одной. Я, между делом, поинтересовался:

                -   И почём украинцы продают вам наш прибор, который мы сегодня испытывали? - спросил я.

Оказалось, что в два раз дороже. Допили коньяк. Из холодильника достали местное сухое вино.

                - Ничего себе, - подумал я, - Вот почему нас на заводе  в Севастополе так хорошо принимают. И кормят в столовой  до отвала в отдельном  зале  для дирекции.

                -   А вечером я вас приглашаю, -  сказал почти без акцента Али.
                -  Почему бы и нет, - прикинули мы с помощником.

    Столик на берегу севастопольской бухты был накрыт с невероятной для этого не самого курортного места роскошью. Перечислять не буду. Когда всё было съедено и выпито, мой помощник вместе с Измаилом пошли прогуляться по набережной.

                - Саша, давай зайдём к нашим в соседний ресторан, -  предложил мне Али.

Наши – это были члены ливийской делегации. Механики и пилоты, всего пять молодых парней невероятной  смуглости. Короче, афроамериканцы. Стол на восемь посадочных мест в ресторане, куда мы зашли,  был оккупирован полностью. Около каждого «нашего» сидело рядом по  несколько  девиц невзрачной наружности, но в вызывающих нарядах. Девицы, которые не уместились за  столом, сидели позади смуглолицых на принесённых стульях. Все были изрядно пьяны.  Раздавались гортанные слова на незнакомом мне языке, женский визгливый смех и разухабистый русский мат в женском исполнении.
 
             - Девчата! И чего вы всё время материтесь?  - дружелюбно спросил я.
                - А они, всё равно ни  … , осеклась, - потом короткая пауза для подбора мало употребляемого слова - Ничего не понимают.
 
 Вскоре наши инфракрасные приборы вместе с друзьями Каддафи улетели в Ливию.

        Мы же через день были уже в Санкт-Петербурге. Изнуряющая севастопольская  жара, наконец, закончилась. Но не закончилось полное отсутствие интереса у руководства авиации МЧС к нашей разработке. Встречаюсь в Москве с тогдашним командующим авиацией МЧС  Р.Закировым.  Собираем у него в кабинете нашу систему. То есть, соединяем блоки кабелями. Всё с собой, всё портативное, влезает в небольшой чемоданчик.  Как всегда, закуриваю. Прибор реагирует на сигарету и даёт команду на слив через заданную задержку времени.

    - Да, идея и исполнение прибора -  на «отлично».   Мне нравится. Но что ребята скажут, - озадачился генерал-лейтенант МЧС.

Ребята – это несколько полковников - командиров пожарных вертолётов и их главный технический идеолог с совершенно неподходящей ему фамилией – Мозговой. Все  они с удовольствием летали на тушение пожаров в постоянно горящую летом Грецию. А там суточные были-то   не в рублях, а в валюте!.. Ребята, конечно, сказали, что им ничего не нужно. Отлично  они гасят лесные пожары и так! Сразу вспомнился разговор в Португалии с директором вертолётной компании Кондор:

    - Вы знаете, Александр, нам эффективно тушить пожары невыгодно. За каждый час полёта мы неплохо получаем. Чем больше летаем – тем лучше.

Невесёлые мысли посетили меня в Москве после разговора с генерал-лейтенантом МЧС…


    Прошло несколько лет. Нами была разработана усовершенствованная идеология прибора с учётом опыта, полученного при полётах в португальских горах.  А в Таганроге появилась гордость завода – гидросамолёт Бе-200.  В пожарном варианте у него   баки были на 8 тонн. В газетах и на ТВ - красивые разноцветные хвосты воды за самолётами при сливах.

                -  Как же вы сливы производите?  -  спрашиваю главного конструктора самолёта.
                -    Как, как. Нажимают на кнопку слива – и слив пошёл!
                - И куда? - осведомляюсь я.
                - Это их дело.

Рассказал главному конструктору про наши разработки. Его предшественник, главный конструктор Бе-12, был в курсе дела. Но к этому моменту его слегка «отодвинули». Теперь,  пришлось  рассказывать всё  по- новому.

            - Интересно, конечно, но денег нет, - опечалился главный конструктор, - Министр Мантуров и глава Авиационной корпорации Погосян «гонят» Суперджет. Нам, в Таганрог, деньги не выделяют. Всё туда, Погосяну!  Хотя, Суперджет на 70% состоит из иностранных комплектующих. Обидно за Россию, но денег не дают. Просите в МЧС.  Я,  лично,  – за.

       Снова еду в Москву. А это было после 2010 года, когда сумасшедшие пожары пылали  в Подмосковье. Исправно летали тогда самолёты МЧС, зачастую  сливая воду с бесполезной для тушения пожаров высоты 500 метров.

                - Авиация МЧС должна летать, - проводил свою экономическую политику в жизнь командующий авиацией МЧС генерал-лейтенант Р.Закиров.

Тут не выдержал тогдашний Президент Медведев. Снял моего знакомого Р.Закирова с должности. Перешёл тот в другое управление МЧС.  Тоже начальником.
 
   А пресса восхваляет новый гидросамолёт Бе-200. Попутно не забывает бесконечно  упоминать уже нового Президента России.  Владимир Владимирович, как настоящий мужчина, на досуге любит экстрим. Президент готов гигантских щук ловить на краю России, искать и находить  не найденные до этого старинные амфоры, опускаться в батискафе и летать на военном самолёте. Да, ещё и хоккей по ночам. На этот раз  Президент полетел гасить пожары на пожарном самолёте Бе-200. 

     Летит Президент к лесным пожарам на месте первого пилота. А на каком же  месте ему лететь? Показывают все центральные каналы ТВ. Внизу тайга, дымы…

               - Когда нажимать? – нетерпеливо спрашивает Президент, имея в виду кнопку сброса воды. 
                -- Щас, Владимир Владимирович, одну минуточку, - суетится экипаж, - Подлетаем. Вот цель. Нажимайте, Владимир Владимирович!

Внизу пелена  дыма. Самолёт летит на высоте порядка полукилометра. Какой же идиот позволит  опуститься  самолёту с Президентом ниже этой высоты? Эффективность слива, конечно,  не только нулевая, а скорее, со знаком минус -  есть мнение, что водяная пыль при сбросе воды с такой высоты  только способствует горению.

                - Ну,  что, -  попал? - победно спрашивает Президент.
   - Конечно, попали, Владимир Владимирович, - отвечают радостные голоса экипажа.

 Все телезрители в восторге. Лесные пожары в надёжных руках МЧС и Президента!


    Наступил 2011 год. Очередной Авиасалон в Геленджике. Там демонстрируют морскую авиацию. В том числе и гидросамолёт Бе-200 в пожарном варианте.  Есть такая газета «Аргументы недели».  И главный редактор, и часто печатающийся там журналист Леонов,  окончили МАИ – Московский Авиационный Институт.  Они часто дружно и справедливо ругали руководство  нашей авиационной  отрасли -  Министра Мантурова и главу Авиационной Корпорации Погосяна. Писали: - Развалили эти ребята всё гражданское авиастроение. Так вот. Приезжает Леонов на «Геленджик 2011» и видит удивительную вещь. На небольшой очаг естественного пожара наш лучший самолёт-пожарник Бе-200 попал с 11-го захода. Да,  и  то, не очень удачно... Опять у меня возник риторический вопрос – Когда мазать перестанем?

       Пишу в «Аргументы Недели». Посылаю статью: - «Как мы тушим лесные пожары». Отвечают: - Нам это не интересно. Удивляюсь. Вроде, они за авиацию... Тут, узнаю – знакомых-то много, что закупают наши Вооружённые силы несколько самолётов Бе-200. В том числе, и для пожаротушения.  Предлагаю одному высокому чину нашу разработку. Ведь, иногда горят  и склады с боеприпасами, не говоря уже о лесных пожарах. Понятно, что тушить очаг возгорания  надо с первого захода воздушного носителя.
                Да, – говорят военные, - Интересно, конечно.  Нет, вернее, не интересно.

Надоело мне это всё. Пишу письмо Президенту. Тогда исполнял эту должность Медведев.
              - Дмитрий Анатольевич, отец родной, - пишу, - Кругом всё горит, горят торфяники под Москвой,  Москва задыхается от дыма,  МЧС гасит пожары с самолётов не эффективно. Дайте немного денег. Не будет промахов при работе пожарной авиации. Лично Вам покажем на лучшем российском самолёте Бе-200 изумительные по точности  сливы через полгода!

 Нет ответа.  Проходит месяц. Снова пишу в Администрацию Президента.

    - Есть, - пишу, -  59 ФЗ ( Федеральный Закон ), по которому вы обязаны в течение месяца прислать мне ответ.

Ответили на этот раз быстро:

                - Ваше письмо переправлено в МЧС.
        - Опять нарушаете свои же законы, - пишу, - В соответствии с 59 ФЗ вы не должны направлять письма граждан в ту инстанцию, на которую жалуются Президенту.
 
Молчание. Потом мне приходит нелепая отписка от МЧС. Даже не нелепая, а безграмотная. Доктор наук, признанный во всём мире лесовод,  Евгений Степанович Арцыбашев смеялся, читая ответ,  от всей души.

      -  Саша! И эти генералы и полковники    тушат лесные пожары?
            -  Да что же это такое, - думаю, - Главной российской газете, ратующей за нашу авиацию,  наши разработки неинтересны,  Президенту Медведеву до лампочки, где правду искать?

И разослал я  веером статью об авиационном  тушении пожаров в России во все центральные  газеты. Месяц, другой. Нет реакции. Звонит родственница-журналистка из московских   СМИ:

                - Ты что! Разве можно в печати МЧС критиковать? Мне главный редактор  сказал, что они -  это наше всё. О них – только какие они молодцы.
 
     Вдруг, ещё через месяц звонит журналистка газеты «МК в Питере» и берёт по телефону интервью. Тема -  лесные пожары. Рассказываю. Она вникает. Переспрашивает. Потом присылает мне черновик. Корректирую. Выходит в газете  огромная статья на всю страницу: «Огненная земля»**. Хорошая, острая статья о работе авиации МЧС.  В Интернете масса просмотров. Зашевелилось и новое руководство авиацией МЧС:

                - Что это за шум в прессе с неоднократным упоминанием доктора наук  Широбокова? – пишут они мне в почту.
            - Так я же всё это вам рассказывал не так давно, предлагал даже оформить совместный патент на способ тушения пожаров с воздуха, денег на новую разработку просил, помните?
       - Ничего не помним. Не было этого. Много вас таких…

А через некоторое время, не думаю, что это было связано со статьёй, в той же «МК в Питере» торжественно сообщается читателям, что грядёт заочная пресс-конференция Министра МЧС В. Пучкова – задавайте и присылайте вопросы, дорогие читатели!  И посыпались вопросы Министру на сайте газеты. Десятками.  В основном, не очень удобные для Министра.  Вернее, совсем неудобные. Пишу и я: - Читал ли Министр статью о тушении лесных  пожаров с воздуха  и что он по этому поводу думает. Вопрос появился на сайте и сразу пропал. Пишу снова.  Гляжу, «повис» вопрос на сайте, не убирают! Ура!
 
      Пришло время заочной встречи с главой МЧС.  Он вяло отвечает о невыплатах зарплат, бодро говорит о перспективах борьбы с чрезвычайными ситуациями, а мой вопрос так и  остаётся  без ответа.  Пишу организатору пресс-конференции.

                - Вы знаете, - отвечает мне он, - Мы такого вопроса не получали…

Не захотел Министр отвечать на мой вопрос.  А время идёт!..

          Пишу уже новому Президенту. Вернее, в его Администрацию – иначе нельзя. Оттуда письмо переправляют в Администрацию Премьера Медведева, оттуда  - снова в МЧС… Круг замкнулся.  Одобрительное заключение профессионалов из  Министерства  Природных Ресурсов   о безусловной полезности наших предложений,  в расчёт никто не принимает.

    - Вам написали, что МЧС считает применение Вашей разработки не целесообразным – ответили в Администрации Президента, - Больше по этому вопросу нам не пишите.

Таким вот образом, после публикации статьи «Огненная земля»,  МЧС отстаивал  честь мундира. А чего им бояться!

   В  2011 г. была опубликована статья  в газете            «Наша версия на Неве» -  «Погорели на цифрах», где было проведено сравнение официальных данных МЧС и Рослесхоза масштаба лесных пожаров в России - истинных (мониторинг из космоса) и  так,  как их представляли МЧС и Рослесхоз в своих отчётах.  Данные занижены примерно в 5 раз! «Это что такое?!» – возмутился Президент на заседании Госсовета, который прошёл в Улан-Удэ в апреле только 2013 г. Два года шла до Президента информация о том, что всё потушено, а, на самом деле, горели сотни гектаров. В итоге был отправлен в отставку глава Рослесхоза В.Масляков.  МЧС, как оказалось, не причём.

    Я искренне с огромным уважением отношусь к рядовым работникам МЧС.  К лётчикам, в первую очередь, к лесным пожарникам. К их самоотверженной работе при тушении лесных пожаров. Опасное это дело. Во всём мире. И у них там, бывают трагические случаи. Но только у нас посылают самолёты сливать воду с поднебесья непонятно куда или, например, направляют в Иркутской области  Ил-76 поливать эпицентр лесного пожара. В нарушение всех инструкций! На самом деле, тушат сначала  только самую опасную кромку  пожара, идущую по ветру. Потом другую кромку, сводя пожар на нет.  А  тут, самолёт сливает воду в центр лесного пожара, говорят, по приказу из Москвы. И гибнет! Какую нужно голову иметь в руководстве МЧС? Отсюда, трагический финал.- Цитирую газету:  «Офицеры-спасатели на вопрос – Как  дела? – горько отвечают: - Всё Пучком.

P.S.  Как пишут: - «Катастрофа Ил-76, который тушил лесные пожары в Иркутской области, может стать и карьерной катастрофой для главы МЧС Владимира Пучкова».

* Рассказ «Портвейн с королём»
**МК в Питере, «Огненная земля» 2013 г. Катерина Кузнецова.      Просмотров  (только в Интернете) -  3070

 








 









               


Рецензии
Если коротко - охренеть можно!!!
Как Вы, надеюсь, понимаете, мой материал про МЧС - это не более чем ухмылка по поводу этой самой службы.
На тему лесных пожаров я обратил внимание давно и на уровне здравого смысла было понятно, что, если леса горят в таких масштабах, и с такой регулярностью, то это рукотворные дела и это кому-то надо.
При современных системах слежения и наличия этих же самых спутников, которые, если верить заинтересованным источникам, еще тридцать лет назад могли видеть спичечный коробок и пламя спички, предположить, что нельзя зафиксировать возгорание и оперативно локализовать пожар, как-то совсем трудно.
Предположения о том, что на этой "борьбе" с огнем "зарабатываются-отмываются" огромные бабки, выглядит просто очевидным фактом и к бабке ходить не надо.
Причем "зарабатываются" как теми кто тушит, так и теми, кто потом продает этот горелый лес.
История с Вашим прибором дает информацию для того, чтобы под эти предположения подвести уже совсем другую доказательную базу.
Есть у меня к Вам одно предложение, как победить.
Напишу в личку:)

Ну-Да-Эксперт По Шнуркам   29.03.2017 10:48     Заявить о нарушении
Спасибо за такой подробный отзыв. Жду Вашего предложения.
С уважением

Александр Широбоков 3   29.03.2017 12:58   Заявить о нарушении