Все они солдаты... Киноповесть. Гл. 40

      КИНОПОВЕСТЬ  "ВСЕ  ОНИ  СОЛДАТЫ..."

      40.
      НЕКОТОРОЕ       ВРЕМЯ      СПУСТЯ     ТЕМ      ЖЕ     ВЕЧЕРОМ      В   
      УЕЗДНОМ   ГОРОДКЕ  ПЕНЗЕНСКОЙ   ГУБЕРНИИ   НА   КВАРТИРЕ,
      СНИМАЕМОЙ  НЕКИМ  ИВАНОМ  ПЛАТОНОВИЧЕМ  ИВАНЧЕНКО.



      
      ... Мы  в  небольшой,  очень  чистенькой, аккуратной  комнате.
      Сначала  нам  бросаются  в  глаза  иконы  в красном  углу, потом  простенькие  занавески  на  окнах  и  многочисленные  горшки  с  обильно  и  разноцветно  цветущей  геранью  на   подоконниках.
      Среди  комнаты  --  большой  круглый  стол,  покрытый  простой,  но  идеально  чистой  скатертью.  На  нём  лежат  книги,  тетради,  пачка  чистой  бумаги,  письменные  принадлежности,  карандаши,  конверты,  несколько  блокнотов.  Всё  это  сложено  в  идеальном  порядке. На  этом  столе  --  большой  довольно  дорогой  и  красивый  подсвечник  с  пятью  свечами,  чистая  пепельница,  лежит  пачка  папирос,  спички.
      Возле  стола   два  простых,  но  изготовленных  очень  аккуратно,  качественно,  и  даже  старательно  выкрашенных  коричневой  половой  краской,  табурета.
     Переместив  взгляд  в  угол, видим  кровать,  хоть  и  простую,  но  очень  аккуратную,  покрытую  светлым  атласным  покрывалом,  с  двумя  большими  подушками, кокетливо   лежащими  одна  на  другой  под  белой  кружевной  накидкой.
      Над кроватью -- полка  с  книгами. Книг  так  много, не  только  стоящих  на  полке  боком, но  лежащих  на  них  сверху, поперёк, что  кажется,  сейчас  не  удержаться  и  посыплются  вниз.
     Рядом  с  кроватью  --  небольшой,  но  в  некотором  роде  даже красивый  и  изящный,  платяной  шкаф.  На  шкафу,  сверху,  друг  на  друге,  лежат  два  довольно  больших,  простоватых, недорогих,  но  прочных  и  уже  видевших  не  один  переезд,  чемодана.
      У  входной  двери  с  одной  стороны -- вешалка  для  одежды,  а  с  другой --  умывальник,  под  которым  стоит  на  табурете  новый  яркий  таз.  Возле  умывальника  на  крючке  висит  большое  чистое  полотенце...
      
      ... В  комнату  входит  мужчина.
      Это  тот  человек,  которого  мы  знали,  как  Крестьянина,  а  студенты,  ещё  и  как  Ивана  Платоновича  Иванченко. Но  мы  понимаем  это  не  сразу,  а  только  в  процессе  разыгравшейся  на  наших  глазах  сцены,  ведь  нам  раньше  не  доводилось  видеть  его  в  лицо,  наблюдали  за  ним  только  со  спины.
      Он  входит  довольно  спокойно,  хоть  и  несколько  торопливо. Снимает  верхнее  платье  и  картуз,  вешает  их  на  вешалку  сразу  у  входной  двери. Подходит  к  столу,  зажигает  свечи. Садится  на  один  из  табуретов  и  задумчиво  смотрит  на  огонь. Закуривает.  Потом  тихонько  бормочет  себе  под  нос,  разговаривая  с  самим  собой:
      --  Ну,  что  ж,  дело  сделано.  И  всё  прошло,  кажется,  более  чем  благополучно.  Пора  собираться  и  покидать  этот  дом.
       Вздохнув,  достаёт  карманные  часы  на  цепочке,  смотрит  время,   убирает  хронометр  назад  в  карман  штанов  и  гасит  папиросу:
      --  Однако…  Нужно  поторапливаться…
      Поднимается  с  изяществом  сильного  и  ловкого  животного  и  направляется  к платяному  шкафу,  ловко  снимает  с  него  чемоданы,  ставит  их  на  пол  немного  в  стороне  от  шкафа,  потом  раскрывает  шкаф  и  начинает  доставать  оттуда  висящую  в  нём  одежду,  аккуратно  выкладывая  её  на  кровать.
      Говорит  сам  себе  задумчиво  и  очень  тихо:
      --  Всё  брать  не  стану.  Самое  необходимое.  У  хозяина  должно  сложиться  впечатление,  что  обязательно  вернусь,  хоть  нескоро… И  квартиру  оплатить  наперёд,  чтобы  для  меня  держал….  На  месяц? … На  два,  пожалуй…
     Часть  одежды,  внимательно  осмотрев  её,  откладывает  в  сторону,  а  часть,  проделав  ту  же  процедуру,  складывает  в  чемодан,  который  поставил  на   принесённый  от  стола  табурет.
     Потом,  почти  полностью  погрузившись  всем  корпусом  в  пустой  платяной  шкаф,  согнув  спину  в  пояснице,  что-то  делает  в  его  глубине,  чем-то  щелкает,  шуршит. «Выныривает»  из  шкафа  с  немаленьким  пакетом  и  толстой  тетрадью  в  руках.
      Тетрадь  сразу  положил  на  стол,  а  пакет  развернул.  Там  --  деньги.  Отсчитал  некоторую  сумму  и  оставил  её  на  столе,  рядом  с  вынутой  из  шкафа  тетрадью.  Остальные  же  распределил  так :  меньшую  часть  отправил  в  карман  штанов,  а  основную  сумму  положил  в  бумажник  и  отправил  во  внутренний  пиджака.
      Не  торопясь,  вернулся  к  платяному  шкафу  и  вернул  туда  не  попавшие  в  чемодан  вещи,  но  шкаф  не  запер,  дверцы  оставил  распахнутыми.  Вероятно,  не  случайно,  а  намереваясь  продемонстрировать  хозяину  оставленную  одежду.
      Этот,  одетый  простолюдином,  ловко  двигающийся  по  комнате,  мужчина  производит  впечатление  человека  умного,  сдержанного,  собранного,  привыкшего  к  порядку. 
      Негативных  эмоций  у  зрителя  он  не  вызывает.
      Закончив  с  деньгами  и  одеждой,  подходит  к  полке.  Быстро  пробегает  глазами  по  книгам,  одновременно  любовно  ведя  рукой  по  их  корешкам:
      --  Ничего,  чтобы  уж  очень  страшного…  Как  жаль,  однако,  оставлять…  Словно  частицу  себя…  Ну,  нет,  эту  и  эту,  да  вот,  пожалуй,  еще и  эту  возьму.  Уж  очень  большим  трудом  достались…
      Он  откладывает  три-четыре  книги  на  кровать.
      Перекладывает  в  чемодане  вещи  так,  чтобы  книги  оказались  на  дне. Оставив  крышку  чемодана  поднятой,  направляется  к  столу,  внимательно  осматривает  лежащие  и  там  книги,  тетради,  блокноты:
      --  Ничего,  стоящего  постороннего  внимания… Оставляю.
      Берёт  второй  чемодан,  устраивает  его  на  табурете  у  стола  и  аккуратно  укладывает  туда   бумагу,  тетради,  карандаши,  блокноты,  книги…  Слив  чернила  из  чернильницы  в  баночку,  отправляет  туда  же  и  письменные  принадлежности  вместе  с  этой  самой  баночкой  чернил,  закрыв  её  предварительно  плотно  крышкой.  Прикрыл  чемодан,  но  потом  вновь  раскрыл  его:
      --  Нет,  тебя  не  оставлю,  --  берёт  одну  из  книг,  относит  к  уже  уложенному    чемодану  и  кладёт  в  него,  оставив  чемодан  с  бумагами  открытым.
      Закрыв  упакованный  в  дорогу  чемодан, ставит  его  на  пол,  любовно  выравнивает  ладонью  поверхность  покрывала  на  кровати,  потом  относит  готовый  в  дорогу  багаж  к  входной  двери  и  ставит  под  вешалкой,  в  стороне  от  порога.
      Следом  за  этим,  высунувшись  из  двери,  обращается  к  кому-то  в  коридоре,  довольно  громко:
      --  Натка!  Позови  Егорыча!  Пусть  ко  мне  зайдёт!...  Что-что? … Куда?..  А …  Когда  будет? …  Ну,  ладно,  Марью  Прокофьевну   позови  тогда!  …  Да-да,  сейчас  же!
      После  короткого  разговора  садится  у  стола,  не  торопясь  оглядывается  по  сторонам : ничего  ли  не  позабыл.  Вспоминает,  достаёт  из  принесённой  из  шкафа  тетради,  она  осталась  единственной  неубранной  вещью  на  столе,  кроме  подсвечника  и  денег,  разумеется,  телеграмму  и  небрежно  бросает  её  под  подсвечник.
      В  дверь  кто-то  негромко  стучит.
      Отвечает  сразу:
      --  Войдите,  Марья  Прокопьевна!
       Дверь  открывается,  и  в  комнату  тихонько  входит,  выглядящая  довольно  богатой,  мещанка  средних  лет,  из-за   спины  которой,  не  скрывая  любопытства,   высовывается  бледная,  чумазая,  худенькая  девочка-служанка  лет  одиннадцати.
      Мужчина  хмурится:
      --  А  ты  чего,  Натка!?  Иди-иди.
      Девочка  скрывается  за  дверью,  но  плотно  её  не  закрывает,  оставляя  себе  возможность  подсматривать  и  подслушивать.
      Мужчина  сердито  хмурится  и,  отстранив  хозяйку,  подходит  к  двери  и  плотно  прикрывает  её.
      Жилец,  разговаривая  с  хозяйкой  квартиры,  не  торопясь  двигается  по  комнате,  наводя  порядок.  Сначала  он  закрывает  чемодан  с  бумагами,  который  должен  остаться  тут,  относит  его  и   задвигает  под    кровать,  потом  поправляет,  висящие  на  плечиках,  вещи  и  закрывает  дверцы  шкафа,   следом  за  этим   аккуратно  ставит  рядом  у  стола  табуреты… 
      Речь  же  свою  он  начинает  указывая  движением  руки  на  лежащую  на  столе  телеграмму:
      --  Уехать  должен  немедленно.  Вызывают.  Боюсь,  мамаша  серьёзно  заболели.
      Берёт  со  стола  телеграмму,  которую  хозяйка  могла  видеть  только  издали,  складывает  её,  прячет  во  внутренний  карман  пиджака,  а  потом  продолжает:
     --  Как  долго  буду  отсутствовать,  не  знаю.  Возможно,  два  месяца…  Вот  деньги  за  это  время.  Комнату оставляю  за  собой.  Собираюсь  к  вам  воротиться…
      Протягивает  хозяйке  деньги.
      Пока  она  их  пересчитывает,  выполняет  уже  описанную  нами  работу  с  чемоданом,  шкафом …  и  продолжает  говорить:
      --  Кто  будет  спрашивать,  отвечайте,  в  Смоленск  уехал  к  родным.  Почту  на  постоялом  дворе  забирайте  и  держите  у  себя.  Если  будут  телеграммы,  переадресуйте  вот  по  этому  адресу,  --  достаёт  из  кармана  блокнот,  что-то  пишет  в  нём  карандашом  и  протягивает  хозяйке  вырванный  лист  бумаги.
      Всё  это  время  хозяйка  смотрит  на  него  довольно  спокойно  и  равнодушно,  немного  оживляется  только  получив  и  пересчитывая  деньги,  и  только  в  конце  его  монолога  с  достоинством  негромко  произносит:
      --  Хорошо, Иван  Платонович.  Всё  сделаем!
      Задумавшись  на  мгновение,  квартирант  добавляет:
      --  А  сейчас  чаю  подайте.  Напьюсь  и  уезжаю!  Прощайте!
      --  Хорошо,  сейчас  Натка  и  принесёт.  Прощавайте!  С  Богом!
      Иван  Платонович  кивает  хозяйке,  та  разворачивается  и  уходит,  тихо,  неторопливо,  с  достоинством,  как  и  вошла,  а  он  усаживается  у  стола,  задумчиво  облокотив  голову  об  руку,  и  смотрит  на  горящие  свечи.
      Входит  Натка.
      Она  с  подносом,  на  котором  большой  заварочный  чайник,  чашка,  сахарница,  чайная  ложка,  салфетка,  маленькое  блюдце  с  несколькими  колечками  нарезанного  лимона,  и  бубликом  на  другой  салфетке.  Девочка  ставит  поднос  на  стол,  кладёт  в  чашку  дольку  лимона,  две  чайные  ложки  сахару,  наливает  из  заварочника  чаю,  размешивает  содержимое  чашки  ложечкой  и  вопросительно  смотрит  на  мужчину.
      Тот,  думая  о  своем,  кивает  головой:
      --  Хорошо-хорошо.  Ступай.
     Девочка  кланяется  и  уходит.
      Но  мужчина  не  прикасается  к  чаю. 
      Сначала  он  проходит  к  двери,  проверяя,  не  подсматривает  ли  девчонка,  и,  только  плотно  прикрыв  её,  возвращается  к  столу,  а  уж  потом  открывает  оставленную  на  столе  тетрадь  и  начинает  внимательно  её  просматривать,  бормоча  себе  под  нос:
      --  Так-так…  Об  этом  уже  отчитался…  А  это  и  ненужно  теперь…
      Пролистав  всю  тетрадь  очень  внимательно,  он  присаживается  на  корточки  возле  голландской  печи,  открывает  железную  дверцу  поддувала,  рвет  тетрадь  на  части  и  суёт  в  огонь  листы  бумаги,  а  потом  и  тетрадную  обложку.  Только  сделав  всё  это,  тщательно  моет  руки  и садится  чаёвничать.
      Мы,  наблюдая,  как  сидящий  в  комнате  пьёт  чай,  «нечаянно»  смотрим  ему  поверх  плеча  и  замечаем  какое-то  движение  над  оконной  занавеской. Приблизив  камеру,  видим  бородатое  лицо.  Встретившись  с  нами  взглядом,  бородач  отпрянул  от окна.
        Мужчина  по-прежнему  спокойно  пьёт  чай,  не  подозревая  о  существовании  соглядая.
 


Рецензии
Здравствуйте, Надежда Андреевна!

По всему видать, что Крестьянин человек умный, начитанный. Мелькнула мысль, что книги не совсем легальные, но вряд ли они тогда бы так свободно стояли. Скорее всего, приобретённые у букиниста редкие экземпляры... А, впрочем, кто его знает...
Думаю, что повис у него уже на хвосте Велесов... Не так просто мужик бородатый в окно заглядывает.

С уважением и самыми наилучшими пожеланиями,

Марина Белухина   03.08.2019 17:51     Заявить о нарушении
.
Естественно, не просто заглядывает...
Не ради же удовольствия барин Велесов сидел в вонючем трактире рядом с крестьянами. Он на мальчишек "рыбку" крупную ловил. И клюнуло. Зачем же упускать?

Начитанный Крестьянин -- не начитанный, умный -- глупый...
Нам с этого какой прок? Это лишь его навар и выгода.

Думаю, и нелегальную литературу особо в те времена не прятали. Да и не было её тогда особо. Просто важные и по-своему интересные книги по философии, социологии, экономике...

Спасибо за рецензию!

С уважением

Надежда Андреевна Жукова   03.08.2019 18:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.