Джигиты Кавказа в Великой войне ч. 1

На фото 1915 г. А.Л. Марков, из дворян Курской губ. В годы ПМВ служил корнетом в Ингушском конном полку. В воспоминаниях о том времени, опубликованных в Париже в 1957 г., он обращался к читателям с такими строками: Кавказская туземная конная дивизия в рядах Российской императорской армии являлась одной из самых красочных боевых частей, принимавших участие в ПМВ. С началом борьбы против большевизма офицеры и всадники дивизии приняли участие в рядах белых армий, и своей кровью запечатлели верность и преданность российским государственным идеям. Так как годы летят неудержимо, и в настоящее время большинство «туземцев» уже перешло в лучший мир, то я взял на себя смелость собрать и редактировать записки и воспоминания участников Первой Мировой и Гражданской войн в рядах туземных конных полков, дабы оставить на страницах русской военной печати для потомства бессмертные подвиги КТКД во главе с её августейшим командиром. Быть может, сборник этих воспоминаний послужит в будущем материалом для истории Кавказской туземной дивизии, которую напишут люди, более меня знавшие и компетентные в военном деле. Всем же моим соратникам по КТКД, которые прочтут эти воспоминания, я шлю мой братский привет и просьбу прислать, со своей стороны, их воспоминания о службе в дивизии. Офицер Марков после тяжёлого ранения в бою, год провёл в лазаретах и был назначен на админ. должность в генерал-губернаторство областей Турции, занятых по праву войны. Участвовал в Доброармии, летом 1918 г. в Офицерском конном полку, ротмистр. Эвакуирован из Новороссийска 22 февраля 1920 г. в Александрию на корабле «Саратов». Служил в египетской армии (капитан, с 1952 г. в отставке). В  августе 1961 г. скончался в г. Сан-Франциско.

ФОРМИРОВАНИЕ «ДИКОЙ ДИВИЗИИ»
 
Начиная повествование о Кавказской Туземной конной дивизии (далее КТКД), более известной в военно-историческом обиходе, как «Дикая дивизия», необходимо вкратце коснуться ситуации, сложившейся в Европе, накануне Первой Мировой войны (далее ПМВ). Общеизвестно, что формальным поводом к её началу стало убийство 28 июня 1914 г. в г. Сараево (Босния), наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги княгини Софьи Гогенберг. Убийцей оказался серб, урож. Боснии, австрийский подданный Гаврило Принцип - член радикальной молодёжной организации «Млада Босна». Её участники: Чубринович, Илич, Мехметбашич, Габринович и другие, ратовали за независимость Боснии и Герцеговины от Австро - Венгрии и создание мощного федеративного государства южных славян, которые объединились бы вокруг Сербии. Однако, в вопросе о том, кто был истинным инициатором убийства эрцгерцога и его жены, единодушия среди учёных-историков до сих пор нет. Австро-Венгрия, с согласия Германии, 24 июля 1914 г. предъявила Сербии ультиматум, требования которого серьёзно ущемляли независимость страны. Одновременно Россия заявила, что австро-сербское столкновение грубо затрагивает её интересы. На заседании Совмина было принято решение с 26 июля на всей России ввести «положение о подготовительном к войне периоде». Также решили против Австрии отмобилизовать военные округа: Одесский, Киевский, Московский, Казанский, а также Черноморский и Балтийский флота.

Целый месяц великие державы Европы обсуждали возможные последствия гибели эрцгерцога. Вильгельм II подстрекал австрийцев «покончить с сербами». Император Франц-Иосиф в переписке с кайзером Вильгельмом также отмечал: «Нужно, чтобы Сербия, которая является ныне главным двигателем панславянской политики, была уничтожена, как политический фактор на Балканах». Выстрелы в Сараево, безусловно, наделали много шума в мире, но вскоре отодвинулись на второй план – теракты случались и раньше. У всех государств были свои проблемы и многие из них энергично и тайно готовились к войне. Давно уже известно, что бесспорная вина за её развязывание лежит на центрально-европейских державах. Россия, Великобритания и Франция считали необходимым дать отпор притязаниям австро-германского блока. Несмотря на то, что по совету России, сербское правительство, возглавляемое старым дипломатом Николой Пашичем, согласилось почти со всеми требованиями ультиматума, это не было принято во внимание. 15 июля 1914 г. австро-венгерское правительство, по телеграфу, объявило войну маленькой славянской православной Сербии. Армия перешла границу, подвергнув 16 июля бомбардировке столичный Белград. Попытки предотвратить сползание к европейской войне (предложение Англии о созыве конференции для разрешения конфликта, телеграммы Николая II германскому императору с предложением посредничества на переговорах в Гааге и т. д.) не увенчались успехом. От русских дипломатов и военных хлынули тревожные сведения о выдвижении к границе германских воинских соединений в полевой форме.

Немецкий флот также перемещался из Киля в Данциг на Балтике. Взвесив все факты, царь Николай II изрек: «Нам ничего другого не остается, как ожидать нападения...». В полночь на 30 июля 1914 г. в России была объявлена частичная мобилизация. Во всех казачьих областях страны от станичных правлений галопом поскакали в разные стороны дежурившие казаки. Каждый из них держал в руке небольшой красный флажок - «сполох», означавший сигнал общей тревоги и немедленного сбора казаков второй очереди строевого разряда. Бросив все дела уборочной страды, казаки поспешили к станичным правлениям. Ночью 1 августа Германия в ультимативной форме выразила протест, потребовав от России в течение 12 часов отменить решение о мобилизации. Ответ министра иностранных дел С.Д. Сазонова сводился к тому, что выполнить требование немцев в такие сроки нереально, мобилизация – это ещё не война и Россия настаивает на переговорах для урегулирования ситуации. Берлин категорически отверг, возможность последующего диалога и, 1 августа 1914 г. через своего посла А. Пурталеса, Германия объявила войну России. Вечером того же дня её передовые 5-й и 6-й корпуса вторглись на нашу территорию в районе Калиша и Ченстохова. По приказу Государя, начальником Генштаба 17 июля в 18 часов во все военные округа были направлены телеграммы «...привести на военное положение армию и флот и для сего призвать чинов запаса и поставить лошадей согласно расписанию 1910 г. Первым днём мобилизации считать 18 сего июля».

В казачьи курени, во все дома подданных постучалась война, названная потом Великой и даже Второй Отечественной, а ещё позже осуждающе - пренебрежительно империалистической и грабительской. В обыденном же сознании простых людей она получила незамысловатое название Германской. В течение первых двух суток, приведённые в боевую готовность кавсоединения и части были выдвинуты на западную границу для прикрытия мобилизационного развертывания. 2-3 августа Франция заявила о своей поддержке России, а Англия - о поддержке Франции. Вечером 3 августа Германия объявила войну Франции. 4-го - лавина немецких войск хлынула через бельгийскую границу. После некоторого выжидания, войну России, 6 августа объявила Австро-Венгрия. ПМВ, длившаяся с 28 июля 1914 г. по 11 ноября 1918 г., была одним из самых масштабных вооружённых конфликтов в истории человечества, приведшая его на край пропасти. Её участниками стали: Тройственный союз - Германия, Австро-Венгрия и Италия и блок Антанта (Российская империя, Франция, Великобритания). Антанту (в пер. - Согласие, была оформлена в 1907 г.) поддержало более 20 стран и среди них: Китай, Япония, Сербия, Бельгия, Египет, США, Черногория, Греция, Бразилия. В 1915 г. Италия перешла на сторону Антанты. К Германии и Австро-Венгрии в ходе войны присоединились Турция и Болгария. В Великую войну, начавшуюся с локального конфликта, были вовлечены 38 независимых государств. В ней приняли участие более 73 млн. чел. Она принесла экономическое разорение, моральное одичание, 10 млн. загубленных человеческих жизней.

Могла ли Россия уклониться от войны? Факты показывают – нет. Агрессия была предрешена в Берлине и нацеливалась именно на русских. Безусловно, война - всенародное бедствие. Русские люди встретили это тяжёлое время испытаний с единодушным патриотическим подъёмом. Санкт-Петербург уже 18 августа 1914 г. переименовали в Петроград, символически открещиваясь от всего «немецкого», даже в названиях. В городах и крупных населённых пунктах проходили шествия, молебны, а самая мощная манифестация в столице состоялась 20 июля на Дворцовой площади. Тысячи людей различных сословий дружно опустились на колени перед императором и императрицей, вышедшими на балкон Зимнего дворца. Николай II объявил Манифест о вступлении России в Большую войну. В целях обеспечения в обществе стабильности и порядка правительство приняло ряд мер. В стране на время войны объявлялся сухой закон, воспринятый населением с полным пониманием. Наряду с этим власти закрыли большевистские издания и арестовали думских депутатов-большевиков. К подданным неприятельских государств было применено интернирование - принудительное задержание и переселение во внутренние губернии России. В 1914 г. в стране проживало более 2 млн. выходцев из Пруссии. По численности они занимали пятое место среди 110 народностей, населяющих в то время Российскую империю. 28 июля 1914 г. император Николай II подписал указ, по которому все военнообязанные подданные враждебных России государств, проживавшие на её территории, автоматически приобретали статус военнопленных, а затем подвергались интернированию.

Продолжение следует в части  2               http://www.proza.ru/2016/07/22/656 


Рецензии