Призрак Воланда
Книга мгновенно разошлась на цитаты. Особенно будоражила кровь феерическая сцена: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом...». Об Иерусалиме мы тогда почти ничего не знали, как и о Библии, и это лишь подстёгивало воображение. А тут ещё Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи и сводящий с ума образ Понтия Пилата в белом плаще с кровавым подбоем!
В молодёжных компаниях появилось что-то вроде пароля – код «свой-чужой». Одни откликались цитатой «Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?», другие отзывались вопросом: «Разве вы без шпаги пришли?» Любое событие объяснялось одной фразой: «Аннушка уже купила подсолнечное масло». И все беспрерывно в сомнамбулическом угаре повторяли: «Мы в восхищении, королева в восхищении!»
Вскоре кто-то из московских друзей сообщил заветный адрес «нехорошей квартиры»: Большая Садовая, 10. При первой же возможности я полетел в столицу, и прямо из Шереметьево помчался в легендарный дом. Ничего сказочного не обнаружилось: обычное здание в стиле модерн, асфальтированный двор, обшарпанный подъезд. Но уже через несколько лет место это стало культовым. Толпы булгаковских поклонников устремлялись в дом кумира, стены подъезда от первого до последнего этажа покрывались рисунками, надписями и цитатами. Измотанный и обескровленный неравной борьбой, ЖЭК позорно капитулировал, а озверевшие жильцы с выражением тихой ненависти на лицах устраивали засады...
Теперь всё иначе. В квартире № 50 государственный музей М. А. Булгакова, в соседнем подъезде – частный. Настенное творчество поклонников узаконено. Во дворе отлитая из бронзы сладкая парочка – Коровьев и Бегемот. Бегемот, разумеется, с примусом подмышкой. Возле скульптур можно встретить живого чёрного кота. Он – почти экспонат: столуется в «нехорошей квартире» и вальяжно разгуливает по ней, высокомерно не замечая посетителей. В отличие от литературного собрата из револьвера не стреляет и примус не ремонтирует. Гедонист!
Иногда надменное животное заходит в комнату Булгакова и лениво трётся об ножки массивного письменного стола Мастера. И невдомёк ему, что этот дубовый мастодонт прежде принадлежал дяде писателя, известному медику, выведенному в «Собачьем сердце» под именем профессора Преображенского.
«Нехорошая квартира», в которую Михаил Афанасьевич поселит Воланда, – первый московский адрес Булгакова. Здесь он томился в начале 20-х. Соседи по коммуналке варили самогон, буянили и дрались. Через стенку жила Дуся-проститутка. Иногда её клиенты по ночам путали двери и стучались к Булгакову: «Дуся, открой!» Первая жена писателя – Татьяна Лаппа, отвечала лаконично: «Рядом!»
Комнату напротив занимала скандальная баба Анна Горячева. Денно и нощно она лупила по голове сына Шурку. Тот безнадёжно орал на всю квартиру. Булгаков пригрозил подать на истязательницу в суд, на что соседка спокойно объяснила «вшивой интеллигенции»: «Шурку я имею право бить, потому это мой Шурка. Заведите себе своих Шурок и хоть с кашей их ешьте». Победно подбоченилась и добавила: «Ежели кому не нравится, пусть идёт туда, где образованные». Михаил Афанасьевич дал ей прозвище «Чума» и сделал прототипом Аннушки, разлившей, на беду Берлиозу, подсолнечное масло. Внимательный читатель узнает Чуму-Аннушку (как и «нехорошую квартиру») в рассказах «Самогонное озеро», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и в «Театральном романе».
Дом на Большой садовой подарил Булгакову и других персонажей «Мастера и Маргариты». Несчастный управдом Никанор Иванович Босой имел прототипа – Николая Раева. Тот жил в квартире 33, был председателем правления жилищного товарищества и тоже угодил под арест и суд. Михаил Афанасьевич даже жену Босого назвал именем супруги Раева – Пелагеей. Это Никанора Ивановича в романе задушевно спросили:
"Откуда валюту взял?" Управдом откликнулся покаянной речью: "Бог истинный, бог всемогущий, — заговорил Никанор Иванович, — всё видит, а мне туда и дорога. В руках никогда не держал и не подозревал, какая такая валюта! Господь меня наказует за скверну мою, — с чувством продолжал Никанор Иванович, то застёгивая рубашку, то расстёгивая, то крестясь, — брал! Брал, но брал нашими советскими!"
Жильцы загадочного дома разжигали вдохновение писателя, но быт Рабкоммуны наводил на него невыносимую тоску. Константин Паустовский – товарищ Михаила Афанасьевича по киевской гимназии, дополнил картину булгаковской жизни тех лет таким штрихом: «Соседи Булгакова привезли из деревни петуха. Он смущал Булгакова тем, что пел ночью без времени. Жизнь в городе сбила петуха с толку». Немудрено, что портрет Михаила Афанасьевича в музейном коридоре увенчан его же цитатой: «… человека, живущего полтора года в коридоре №50, не удивишь ничем».
* * *
Не будь Булгакова, этот дом, всё равно, заслужил бы отдельного рассказа – столько событий российского искусства, литературы и истории произошли в его стенах. Многие из них удивляют невероятными совпадениями и отдают мистикой, словно призрак Воланда стоял за ними.
Построил здание Илья Пигит – крымский караим, переехавший в Москву. Осмотревшись в столице, Илья Давидович основал знаменитую табачную компанию «Дукат». Под неё и заложили производственный корпус. Но тут вмешалось городское начальство: нельзя строить фабрику рядом с церковью Святого Ермолая. Пришлось «переквалифицироваться в управдома» и возводить доходное строение, пережившее, кстати, давно разрушенный храм. Квартиры заполнила богатая публика, а в лучшей, отличавшейся невероятной роскошью, поселился сам Пигит.
После революции дом национализировали, в нём устроили одну из первых рабочих коммун (привет от Швондера!). Наследникам Пигита, правда, разрешили остаться в коммуналке, созданной в знаменитой квартире № 5 бывшего домовладельца.
Эти исторические пертурбации Михаил Афанасьевич Булгаков с неутолимой тоской описал в рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна»:
«Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит… Четыре лифта ходили беззвучно вверх и вниз. Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. В кронштейнах на площадках горели лампы… В недрах квартир белые ванны, в важных полутёмных передних тусклый блеск телефонных аппаратов… Ковры… В кабинетах беззвучно-торжественно. Массивные кожаные кресла. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек с лицом Сен-Бри из «Гугенотов», лишь чуть испорченным какими-то странноватыми, не то больными,
не то уголовными глазами, фабрикант (афинские ночи со съёмками при магнии),золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, ещё генерал, ещё… И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам…
Большое было время…
И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарём (огненный «No 13»), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: «Рабкоммуна». Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперёк гостиных протянулись верёвки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днём, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак. В нём спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали:
— Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Чёрт те возьми!»
В общем, «обыкновенные люди... квартирный вопрос только испортил их…».
* * *
30 августа 1918 года из квартиры № 5 вышла, гостившая у племянницы Пигита, Фейга Ройтблат. Одетая во всё чёрное она выглядела старше своих 28 лет. Полуслепая, бормочущая что-то себе под нос, женщина смахивала на безумную. В одной руке портфель, в другой – зонтик.
Неблизкий путь в Замоскворечье был мучительным: в изношенных ботинках повылезали гвозди. С каждым шагом они всё глубже впивались в окровавленные ступни. По дороге женщина заглянула в какое-то учреждение. Попросила ненужные бумаги и соорудила из них стельки.
К вечеру Фейга добрела до завода Михельсона, где начиналось выступление Ленина перед рабочими. Несколькими часами раньше в Петрограде молодой поэт и убеждённый эсер Леонид Каннегисер (кстати, друг Сергея Есенина) застрелил председателя петроградского ЧК М. Урицкого. Большевистское руководство решило: московский митинг отменить – слишком опасно. Ленин отказался наотрез и в половине седьмого уже выступал перед рабочими.
Пламенную речь вождь завершил патетическим призывом: «Умрём, или победим!» Под пролетарские аплодисменты Ленин направился было к автомобилю, но его задержала гражданка по фамилии Попова: «Продразвёрстка совсем замучила, Владимир Ильич!» В эту секунду Фейга подошла к Ленину со спины, вынула из портфеля браунинг и трижды выстрелила. Две пули попали в вождя, третья – в Попову, так не вовремя жаловавшуюся на продразвёрстку.
На допросе, который вёл заместитель председателя ВЧК Яков Петерс, террористка заявила: «Стреляла в Ленина я потому, что считала его предателем революции и дальнейшее его существование подрывало веру в социализм». За жизнь она не цеплялась, видя в ней одни неудачи: сорвавшийся теракт ещё до революции, 11 лет царской каторги, потерянное здоровье, единственная, но не разделённая трагическая любовь…
По устному приказу Свердлова Фейгу расстреляли прямо в Кремле. В историю она вошла под именем Фанни Каплан.
Причуды судьбы: свидетелем расстрела оказался Демьян Бедный, которого Булгаков в «Мастере и Маргарите» превратил в поэта Ивана Бездомного Да уж, в булгаковском доме куда ни ткни – невероятные совпадения. Какой вообще Булгаков без чертовщины?! Даже надгробье на его могиле сделано из камня, снятого при перезахоронении Гоголя – писателя, которого Михаил Афанасьевич ценил выше всех и считал своим учителем. Обращаясь мысленным взором к памятнику Николаю Васильевичу, Булгаков мечтал: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью». Тот и укрыл. Только не чугуном, а гранитом.
* * *
На следующий день после выстрелов Фанни Каплан поэт Анатолий
Мариенгоф разглядывал уличную толпу, высунувшись в редакционное окно: «По улице ровными каменными рядами шли латыши. Казалось, что шинели их сшиты не из серого солдатского сукна, а из стали. Впереди несли стяг, на котором было написано: МЫ ТРЕБУЕМ МАССОВОГО ТЕРРОРА». Созерцание прервал светловолосый паренёк в синей поддёвке, тронувший Мариенгофа за плечо:
– Скажите, товарищ, могу я пройти к заведующему издательством Константину Степановичу Еремееву? Скажите товарищу Еремееву, что его спрашивает Сергей Есенин.
Эта случайная встреча переросла в дружбу и породила поэтическое течение имажинистов, к которому присоединились В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Кусиков. Поблизости от булгаковского дома имажинисты открыли эпатажное литературное кафе «Стойло Пегаса», а на Большой Никитской рядом с консерваторией – книжный магазин «Лавка имажинистов». Магазинчик был тесный, без склада, и запасы книг хранили у матери Шершеневича – оперной певицы Евгении Львовой-Шершеневич. Немолодая, но статная рыжеволосая женщина жила (надо ли удивляться?!) в булгаковском доме. В её квартиру № 20 постоянно наведывались Шершеневич, Мариенгоф и Есенин, для судьбы которого дом этот станет знаковым.
* * *
Илья Пигит щедро делился своим капиталом с обездоленными, охотно меценатсвовал. Любовь к искусству сподвигла его на устройство в доме трёх мастерских для художников – высоченные потолки, застеклённые стены.
Студию на третьем этаже (квартира 38) арендовал Николай Павлович Рябушинский. Многомиллионное наследство он проматывал с блеском. Московская богема, закатывая глаза, судачила о роскошных балах с цыганами, фейерверками и армией лихачей у входа, о подарках любовницам исключительно от Фаберже, о его фантастической вилле в Петровском парке, обсаженной пальмами и орхидеями, заселённой заморскими птицами и невиданными зверями, включая леопарда на цепи. Пересуды дополнялись пикантными подробностями об «афинских ночах и жрицах любви, облачённых лишь в наготу». Это о Рябушинском у Булгакова: «фабрикант (афинские ночи со съёмками при магнии)».
Семейный бизнес Николаю Павловичу был отвратителен. Душа его влеклась к высокому искусству, особенно – к живописи и литературе. И тут у него был если не талант, то глубокое понимание и утончённый вкус. В литературе Рябушинский покровительствовал символистам. Придумал и издавал на свои деньги знаменитый журнал «Золотое руно». На страницах, оформленных лучшими художниками, читателей ослепляли самые яркие имена тех лет: Брюсов и Андрей Белый, Бунин и Бальмонт, Мережковский и Гиппиус, Блок и Вяч. Иванов, Сологуб и Розанов...
Мастерская Рябушинскому была нужна не только для «афинских ночей» – он и сам писал картины. Литературой тоже баловался – издавал свои опусы под псевдонимом Н. Шинский. Но жизнь его не всегда была безоблачной. В 1908 году Николай Павлович прямо в мастерской выстрелил из браунинга себе в грудь – то ли сплин, то ли любовная неудача. Остался жив – пуля навылет пробила лёгкое и застряла в потолке. Вскоре Рябушинский съехал из квартиры 38. Вместо него туда вселился художник Пётр Кончаловский и, не зная загадочной суицидной истории, недоумевал: что за дырка в потолке?
Кончаловский жил в булгаковском доме с женой О. Суриковой, сыном Михаилом и дочерью Натальей – будущей матерью Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. Позднее он перебрался в мастерскую этажом выше (квартира 40). Интерьер этой студии запечатлён на многих картинах Петра Петровича. И не зря. Тут бывали большие таланты – от Сергея Прокофьева и Фёдора Шаляпина до Ильи Эренбурга и Алексея Толстого. О знаменитых живописцах и говорить нечего: Кончаловский руководил группой «Бубновый валет», объединившей М. Ларионова и Н.Гончарову, В. Кандинского и А. Лентулова, Р. Фалька, Н. Альтмана... В конце жизни у зятя и дочери часто жил и работал сам Василий Иванович Суриков.
Всех в этом доме принимали хлебосольно. Не повезло одному Маяковскому – именитый хозяин, разошедшийся с футуристами, выставил поэта за дверь: «Вам здесь не место».
* * *
Спустимся на один этаж в квартиру 38. После Кончаловского в мастерскую въехал Георгий Якулов, к этому времени уже почитаемый художник. За талант, обаятельность, чуткость души он снискал прозвище «Жорж Великолепный». Кроме авангардной живописи Якулов увлекался театром. Знатоки клялись: «Самой посредственной пьесе обеспечен успех, если декорации будут якуловские».
Переезд в студию совпал с женитьбой Георгия на Наталье Шиф. Некоторые черты этой экстравагантной женщины Булгаков придал главной героине «Зойкиной квартиры». Были и другие совпадения, и после успешной постановки пьесы в Вахтанговском театре, студию Якулова друзья стали называть «Зойкиной квартирой».
Вскоре дверь мастерской оскалилась угрожающим предупреждением: «Товарищи воры! Не лезьте, пожалуйста, в мою квартиру, так как в ней нет ничего ценного. Иначе можно только зря сломать себе шею, если хозяин выйдет вам навстречу. Якулов». Воры и не лезли, но от богемной публики не было отбоя. Какие имена звучали в этих стенах! На вечеринки к художнику собирались знаменитые режиссёры и актёры, живописцы и литераторы, нарком просвещения Луначарский и даже известные всей стране маршалы. Не обошлось, конечно, без Андрея Белого – он вообще был своим в половине квартир – и у Якулова, и у Кончаловского, и даже у наследников домовладельца Пигитов.
«Жорж Великолепный» вполне вписывался в круг удивительных совпадений, свойственных булгаковскому дому – именно Якулов ярко и призывно оформил кафе имажинистов «Стойло Пегаса». Немудрено, что Мариенгоф и Есенин были в мастерской частыми гостями, причём есенинская судьба крутанула здесь важные повороты.
3 октября 1921 года Сергей Есенин на вечеринке у Якулова познакомился с прославленной Айседорой Дункан. Она была старше его на 18 лет, уже начала грузнеть, но танцевала по-прежнему блестяще и выглядела привлекательной. Это о ней у Есенина в «Чёрном человеке»:
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
Друзья-поэты, как водится, зубоскалили:
Есенина куда унёс аэроплан?
В Афины древние, к развалинам Дункан!
Она почти не говорила по-русски, он не знал ни одного иностранного языка, но, сражённые сердечной лихорадкой, весь вечер не отходили друг от друга. Очевидцы описывают их знакомство каждый по-своему. Сходятся только в одном. Изадора (так звал её Есенин), облачённая в красный хитон, полулежала на софе, запускала пальцы в его шевелюру и заворожённо повторяла: «За-ла-тая га-ла-ва». Он читал стихи. Она воспринимала их как музыку, приговаривая: «Ангель». Потом поцеловала его в губы.
К четырём утра почти все гости разошлись. В опустевшей мастерской играла пластинка с песнями Вертинского. Есенин и Дункан, опьянённые внезапно нагрянувшей любовью, отправились в её особняк на Пречистенке. Вскоре они поженятся.
Пройдёт четыре года и именно из этой самой квартиры Якулова Сергей Есенин отправится на вокзал, чтобы приехать в Ленинград, написать в гостинице «Англетер» собственной кровью последние свои восемь строк («До свиданья, друг мой, до свиданья…») и повеситься.
Через два года в центре Ниццы на Английской набережной погибнет и его «Азидора». У неё была своя «Аннушка» – длинный красный шарф, обвязанный вокруг горла. Айседора ехала в кабриолете, ветер швырнул шарф под колесо, он намотался на ось и задушил Дункан. Почти мистика: рок погубил «скверную девочку» таким же образом, как её детей (погибли в автомобиле), и как «золотоголового ангела», сунувшего голову в петлю…
Чем не булгаковская чертовщина?!
* * *
Полвека прошло с тех пор, как я впервые прочитал «Мастера и Маргариту», а любовь к роману не гаснет. Как и прежде очаровывает озарённая творческим наследием Гоголя магия «рукописи, которая не горит». И вновь я достаю с полки заветный том, открываю и с упоением начинаю читать с первой фразы: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина»…
Фото автора.
Свидетельство о публикации №216072200780
С уважением
Анатолий
Анатолий Клепов 28.03.2024 12:37 Заявить о нарушении