Записки частного лица. автобиография. часть 32

                ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
                НАСТАВНИК ПИОНЕРОВ ШКОЛЫ.
                ВОЙСКОВАЯ СТАЖИРОВКА.


      Новый учебный год начался 1 сентября 1968 года. Летний отпуск прошел быстро, но оставил в душах курсантов яркий, самобытный и неизгладимый след. Побывав на родине, каждый из нас привез оттуда частичку положительного и эмоционального заряда, способного давать энергию на следующее полугодие учебы и службы в училище.

      Из событий уходящего года, которые запомнились мне, можно отметить четыре обстоятельства.
 
      Первое – это участие курсантов (в течение сентября – первой декады октября) в уборке сельхозпродукции в колхозах и совхозах Новосибирской области. В наше время это называлось «оказание помощи».
   
      Зима в Сибири приходит рано, осень короткая, так что приход холода и снега – явление привычное для сибиряков. В самом начале октября выпадает первый снег, растает он только в конце апреля. Помощь помощью, но учебную программу никто для нас не отменял.

      Насыщенность ее предметами была такая, что приходилось большое внимание уделять самоподготовке. В отличие от студентов вузов, время самоподготовки – это фактическое продолжение учебного процесса. Явка на занятия в условиях армейского распорядка дня – строго обязательна. От самоподготовки освобождались только курсанты, по графику заступающие в суточный наряд, включающий в себя гарнизонную, караульную и внутреннюю службы.
 
      Все, что не смогли получить на занятиях из-за поездок в колхозы, получали на самоподготовке и дополнительных занятиях после обеда.
 
       Второе наиболее важное обстоятельство – подготовка курсантов к ежегодному параду в честь годовщины Великого Октября. Через день проводились 3-часовые занятия по строевой подготовке на площадке около дворца культуры «Юность» микрорайона «Щ» Академгородка.

       Наше училище еще не имело своего строевого плаца. Так что учебная программа военного курсанта была очень плотной, и нагрузка выше, чем у студентов вузов.

      Краткое пояснения для читателя: военные парады проходили кроме столиц союзных республик еще в областных городах, где располагалось командование соответствующего военного округа вооруженных сил страны. Город Новосибирск – неофициальная столица Западной Сибири – был крупным областным промышленным центром.

      В нем располагался штаб Сибирского военного округа. До 1969 года военные парады проводились два раза в год – на 1 Мая и 7 ноября. В Новосибирске парад проходил на центральной площади, в глубине которой располагалось красивое и величественное здание театра оперы и балета.

      Театр располагал огромной сценой, на которой свободно размещался тысячеголосый хор певцов. Это здание и ныне покоряет взоры гостей и многочисленных туристов города Новосибирска своей своеобразной мощью, величием своих форм архитектурного зодчества и лучшей в мире акустикой в зрительном зале.
 
     Еще одним важным обстоятельством было то, что осенью 1968 года я был принят кандидатом в члены КПСС.

      Также важным обстоятельством в уходящем году для меня, молодого курсанта, явилось участие (по рекомендации бюро ВЛКСМ нашего батальона) в шефской работе в средних классах одной из местных средних школ Академгородка.

      В свободное от учебы (нас и детей) время, в часы внеклассных мероприятий мы, курсанты политического училища, проводили различные мероприятия военного и патриотического воспитания школьников.

     Дети с большим удовольствием принимали в них участие, были активной средой этого процесса. Мы проводили занятия, посвященные героическому прошлому и настоящему советской пионерии, комсомолу, вооруженным силам СССР, ходили на экскурсии по местам боевой и трудовой славы города.

      Планировали, готовили и проводили иные мероприятия, способствующие формированию у подрастающего поколения патриотических чувств и качеств советской молодежи.
 
     Интересовали школьников вопросы внеклассной дружбы мальчиков и девочек. В общем их интересовало все, с чем они соприкасались по жизни. Поэтому к каждому занятию готовились тщательно. Итогом, венцом всего этого воспитательного процесса было проведение большой военно-патриотической игры «Зарница».
 
     Я немного забегу вперед в своем рассказе, чтобы довести эту тему до логического завершения, как результат нашей работы с детьми. В 1971 году я окончил политическое училище, а мои подшефные ребята – 10 классов средней школы. Многие пришли на мой выпуск, когда нам вручали дипломы.

      Так вот, четверо юношей моего подшефного класса решили поступать в военные училища страны. Этот факт говорит о многом и прежде всего о том, что престиж армии был в то время велик, а служба в ней почетна и обязательна.
               

      Завершая тему, отмечу, что шефская работа была для нас, курсантов, практикой, на которой мы учились познавать человеческие души. Но, пожалуй, главным событием двух лет обучения в училище была войсковая стажировка.

       Система подготовки офицерского состава в военных училищах (в высших) предполагала проведение двух практических месячных стажировок в войсках, одна – после второго курса, вторая – посте третьего курса обучения.
 
       Первая практика в войсках предусматривала месячное пребывание в боевой воинской части в должности командира от деления. Поскольку наш взвод курсантов обучался по программе подготовке ВДВ, местом нашей первой практики в войсках командование училища выбрало 105-ю гвардейскую ВДД, дислоцируемая в УзССР в городах Фергана, Ош, Коканд.

     На период стажировки курсантам нашего взвода разрешили сменить на полевой форме одежды красные общевойсковые погоны на десантные – голубые. Командование училища пошло нам навстречу по убедительной и настоятельной просьбе майора Калугина О. П. (до училища офицер ВДВ), старшего преподавателя кафедры тактики по воздушно-десантной подготовке.

     Два года курсанты взвода изучали тактику и вооружение воздушно-десантных войск, овладевали навыками укладки парашютов ПД-47. Мы имели на вооружении десантные автоматы гранатометы.

     Итак в конце июня 1969 года курсанты 2 курса под руководством офицеров кафедры огневой и тактической подготовки стали убывать в разные концы страны для прохождения войсковой стажировки. Наш взвод в полном составе под руководством майора Калугина О. П. убыл поездом Новосибирск-Ташкент в столицу Узбекской ССР

      Год назад этот город подвергся сильнейшему землетрясению. Старые дома и глинобитные сакли рухнули в одночасье, было много жертв. Город возводила вся страна ударными темпами. Центр Ташкента был отстроен заново в современном восточном стиле. Отличительной чертой города стали многочисленные парки и фонтаны.

      Знаменитый город произвел на нас, курсантов, неизгладимое впечатление. Налицо было преимущество социалистического строя в СССР, обеспечившего узбекскому народу быстрое возобновление столицы.
 
     И что бы сейчас не говорили недруги советского строя результаты говорят сами за себя. Все советские люди в то время сопереживали с узбекским народом и были солидарны с его временной бедой. Отношение советских людей (в те годы) к общему горю страны мне пришлось еще дважды в своей жизни наблюдать.

     Во время страшного землетрясения в Армении в 1987 году и Чернобыльской трагедии в 1986 году. Это было проявление подлинного интернационализма в жизни и деятельности многонационального советского государства.

     Только сообща мы могли одолеть фашизм в войну, восстановить разрушенное хозяйство страны, первыми запустить спутники в космос. Только сообща мы первыми построили атомный ледокол «Ленин», запустили атомную электростанцию и еще много-много славных дел вписали в мировую историю человечества.

      Только сообща добились права быть супердержавой, способной за себя постоять и своих друзей в обиду не дать. Сейчас, через 20 лет со дня распада СССР природные бедствия стали уделом суверенных государств и каждого народа в отдельности, каждый борется со своей бедой в одиночку.
 
      Но вернемся к войсковой стажировке. Поезд тихо подошел к перрону Ташкентского вокзала и остановился. На него сошли 30 курсантов в голубых погонах на гимнастерках и два офицера – майор Калугин О. П. (он же руководитель группы) и командир взвода Беленький А. Б. – лейтенант, его заместитель.

     Офицеры ушли к военному коменданту вокзала, а мы на привокзальной площади вкусили нектар восточного напитка – морса, а также вкусного пахучего шашлыка из баранины. Запомнилась цена одной порции шашлыка с добавлением на блюдце маринованного белого лука и двух кусочков белого хлеба – 21 копейка.

      Это меньше цены одной кружки жигулевского пива. Такие цены были в Советском Союзе задолго до его распада. Что можно в наше время купить в принципе на эту сумму? Ничего, разве что коробок спичек... А мне говорят, что это ностальгия по юности... Да не ностальгия это, а боль на сердце от слов современных фарисеев о хорошей жизни для людей сегодня.
 
     Появились наши офицеры-руководители и объявили, что поезд до Ферганы отправляется в ночь, а пока всем выписаны увольнительные и можно, положив ручную кладь в камеру хранения, отбыть группами по 4-5 человек в город на экскурсии. Что мы с большой радостью и сделали.

     Так что к концу дня вернулись на вокзал довольные и немного уставшие от жары и резкой смены климатического пояса. Осмотрели город, побывали в парках, посидели в чайхане, попили восточный зеленый чай с рахат-лукумом, запечатлели все это на фотопленку и вернулись на вокзал без происшествий.
 
     Утром следующего дня дизельный поезд из Ташкента доставил нас до станции Маргелан. Оттуда на транспорте воинской части мы прибыли в расположение штаба 105 гв. ВДД, именуемой в десантных кругах «Ферганская».

     После ряда положенных в таких случаях процедур встречи с командованием дивизии, нас распределили по ротам ферганского десантного полка. Представление командирам батальонов и рот назначили на послеобеденное время, т.к. подразделения полка находились вне городка на учебных занятиях.

     До прибытия подразделений начальник политотдела дивизии разрешил курсантам совершить пешую прогулку до центра города для ознакомления с ним.
 
     Экскурсию возглавил командир взвода лейтенант Беленький А. Б. Осмотрев центр города, мы с разрешения старшего разделились на три отдельных группы (команды по- военному) и под руководством командиров отделений продолжили осмотр местных достопримечательностей самостоятельно.

      При возвращении в часть наша группа была задержана грозным на вид полковником и препровождена прямехонько в гарнизонную комендатуру. Причиной явилось отсутствие у старшего группы разрешительного документа (коллективной увольнительной записки).

      Полчаса ушло на разбирательство. Этот грозный полковник являлся комендантом гарнизона, его боялись военнослужащие за крутой нрав и объявление арестов даже за мелкие нарушения воинской дисциплины. Вскоре после звонка из штаба дивизии он отпустил нас с миром.

     Наступило время представления стажеров-курсантов своим подразделениям. На построении батальона, куда попал по распределению, меня представили всему личному составу подразделения.

     Позже на совещании офицеров роты подробно рассказал свою биографию, цели и задачи стажировки. Выше указывал, что стажироваться курсанты должны были в должностях командиров отделений, расчетов СПГ-9, где не было сержантов (кандидаты еще обучались этой профессии в учебном центре).

     Целый месяц июль мы, курсанты военно-политического училища, располагались в казармах рот, батарей со своими подчиненными. В канцелярии роты готовили конспекты для занятий.

      Сами занятия проходили в полевых условиях при жаркой погоде. Прием пищи проходил в солдатской столовой. Следовали в нее с голым торсом по причине все той же жары. Словом, получили хорошую практику общения с военнослужащими-десантниками.
 
      А вскоре представился случай увидеть воочию легендарного в десантных войсках командующего генерал-полковника Маргелова Василия Филипповича. Он прибыл в дивизию для проведения какого-то важного совещания с офицерским составом.

      Предстоял строевой смотр ферганского полка. Несмотря на неимоверную жару, личный состав стоял в строю на плацу с большим воодушевлением.
 
      В воздушно-десантных войсках любили и уважали легендарного, среди солдат, сержантов и офицеров, своего командующего ВДВ. Мы следили буквально за каждым его движением, ловили каждое слово его краткого обращения к личному составу полка (В своем кругу солдаты срочной службы называли его уважительным словом «БАТЯ».
 
      Здесь в боевой дивизии мы, молодые курсанты, пришедшие в училище из гражданки, совершили свой первый прыжок с парашютом и прошли посвящение в десантники.
      Совершение трех прыжков входило в учебную программу войсковой стажировки, и наш руководитель майор Калугин О. П. добился того, чтобы программная задача была выполнена полностью.

      Десантником можно считать военнослужащего, не только проходящего службу в ВДВ, но и практически выполняющего установленную норму парашютных прыжков за год. Чтобы называться настоящими десантниками, нам, курсантам, необходимы были три прыжка.
      И хотя за два года учебы мы досконально изучили материальную часть парашютов ПД-47, Д-1-8 в спецназе г. Бердске (специальный десантный батальон) СибВО, прошли там наземную предпрыжковую подготовку (включая прыжки со специальной высотной парашютной вышки), совершить прыжок нам не удалось.

      По этой причине между нами, с гражданки, и пришедшими в училище военнослужащими из войск существовала незримая зона неравенства. Ликвидировать ее и предстояло на стажировке, выполнив норму прыжков для десантников, и таким образом уравнять наши моральные взаимоотношения в курсантском коллективе.
 
      В десантных войсках подготовка к прыжку – это целая наука, т.е. ряд научно обоснованных, практикой проверенных мероприятий. Они проводились с целью устранения всяких причин происшествий при совершении практических прыжков военнослужащими.

      День первого прыжка с парашютом и сегодня помню досконально. Как можно забыть тот день, когда предстояло стоять у люка самолета и ждать команды «Пошел» под рев сигнальной сирены.

      Как можно забыть свои внутренние переживания, когда страх заполняет твое сознание и парализует движения, а ты силой своей воли побеждаешь его и делаешь шаг за борт самолета.

       А потом свист ветра и упругий поток его бьет в лицо и тело десантника, а через три секунды резкий провал, и о счастье – раскрытие основного купола твоего парашюта. И блаженная тишина после раскрытия парашюта, хочется петь и ликовать от изумительной красоты земли, расположенной там внизу под парящим парашютом.

       Но, дорогой читатель, я чуть опередил события. А хроника их была такова...

       Мы прибыли на аэродром взлета еще затемно, солнце находилось за горами, даже небосвод не светлел. Прыжки совершались с первыми лучами солнца, когда прохладно, а восходящие потоки воздуха помогают парашютисту парить в воздухе и совершить более мягкое приземление.

       Второй причиной раннего начала прыжков является климатическая (погодная) составляющая. Задача командования состоит в том, чтобы организовать процесс десантирования как можно раньше, когда не наступила пора азиатской жары и духоты, сильно влияющих на организм человека.

        Итак, прибыли, разгрузились, подготовили места для расстановки своих парашютов в «козлы» (ударение на первый слог). Затем стали ждать очередной команды руководителя.

      Она вскоре последовала: «Надеть парашюты, приготовиться к проверке!» Это означало – каждый парашютист с помощью своего товарища (поочередно) надевает парашют на себя, застегивает на карабины лямки ножных обхватов и грудной перемычки.

      Последовательно крепит на грудных лямках запасной парашют и докладывает проверяющему: «Курсант (называет свою фамилию) к осмотру парашюта готов!» После приема доклада от всех десантируемых, специалисты воздушно-десантной службы начинают проверку парашютов – снаряжение, вооружение, крепление узлов безопасности.

      Один специалист проверяет парашютиста с лицевой стороны, другой с тыловой. По окончании проверки следует команда идти к самолету на посадку, либо ждать ее у кромки места (полосы) взлетного поля. Все зависит от одного фактора – количества самолетов, задействованных на десантирование парашютистов. Для этого этапа подготовки к прыжку не характерно то душевное волнение, которое придет к десантнику чуть позже, в самолете.

       По просьбе нашего руководителя войсковой стажировки курсанты военного училища совершали прыжки в составе своего взвода по отделениям. Вскоре прозвучала команда для нашего отделения: «Для посадки в самолет шагом марш!».

       Десантники в колонну по одному пошли к своему самолету, который стоял с работающим двигателем и ждал очередную смену десантируемых. По мере приближения непосредственно к самолету рев двигателя нарастал.

       Войдя в зону турбулентности (сильный поток воздуха, исходящий от двигателя), десантники, наклоняясь вперед и широко расставив ноги, чтобы не упасть, следуют к двери самолета АН-2.

       Стоящий на земле около нее техник самолета помогает каждому парашютисту совершить посадку внутрь. В самолете старший из десантируемых жестами указывает каждому из нас место на скамье.

       Скамьи в самолете АН-2 всего две, расположены они вдоль правого и левого бортов самолета и рассчитаны каждая на пять человек. Еще на этапе подготовки к прыжку я попросил своего командира отделения старшего сержанта Соколова Бориса совершить свой первый прыжок первым в самолете.

       Соколов Б. заверил меня, что при посадке в самолет расположит меня около самой двери. «Только не подведи, иначе задержишь всех нас», – сказал он мне в ответ на мою просьбу.

       Курсантов, не имеющих прыжков, посадили на левую по ходу самолета скамью (с нее десантируются в первую очередь). На второй расположились старослужащие курсанты и наблюдали за нашей реакцией перед прыжком – сдрейфим или нет?

       Что не говори, состояние до прыжка отличается от поведения десантника в самолете при работающем двигателе. Волнение – вот в чем главный фактор смены настроения и поведения людей.

       Забегая вперед, отмечу, что своей привычке прыгать первым я не изменил во все годы службы в воздушно-десантных войсках.

       Наконец входная дверь в самолете закрылась и механик, приняв доклад выпускающего, доложил командиру борта о готовности воздушного судна и десантников ко взлету.
      Командир борта, получив разрешения от руководителя полетов и прыжков на движение, увеличил газ, и самолет медленно начинает движение по рулежной дорожке в сторону взлетной полосы.
 
        Вскоре для нас звучит команда выпускающего: «Пристегнуть карабины!». По этой команде каждый десантируемый парашютист должен взять в свою правую руку карабин, на котором закреплена 3-метровая фала (прочная синтетическая лента) вытяжного парашюта, и ждать подхода к себе выпускающего.

        При нем необходимо застегнуть (защелкнуть) его за трос, закрепленный с двух концов внутри самолета.
 
       Убедившись визуально в том, что все десантники выполнили его команду, выпускающий возвращается на свое место и под контролем механика самолета пристегивает свой карабин к тросу.

        С этого момента все десантники готовы к прыжку. Самолет тем временем, вырулив на взлетную полосу, замирает, словно стрела на натянутой тетиве перед стрельбой. Наконец, взревев двигателем на полную мощность, он стартует и, быстро набрав нужную скорость, взлетает.

        Именно в этот момент на данном этапе полета (как показывает мой многолетний опыт прыжков) наступает сильное волнение внутри парашютиста. Его сердце бьется учащенно и появляется чувство естественного страха, но, благодаря силе воли десантника (настоящего), оно подавляется, отодвигается на второй план. Сознание управляет человеком в этой ситуации, заставляя его осознанно идти на риск.
    
       У меня это выходило следующим образом: «Вперед, Саня, только вперед! Пошел с Богом на землю!». Такие, примерно слова произносил я внутри себя в тот момент, когда в душу начинал закрадываться предательский страх, боязнь неизвестности предстоящего.

       И не надо отрицать естественного, животного для человека чувства страха, он всегда присутствует в нем. Но надо формировать в себе качества, способные управлять им.

     Тем, парням, которые не могли преодолевать страх внутри себя перед прыжком с самолета, в ВДВ места не было. Их переводили в общевойсковые подразделения. «Там, где десантные войска, там нет задач невыполнимых», – поется в одной из строевых песен о десантниках, и это сущая правда.

      Трусам не было, нет и не будет никогда места в ВДВ. На то они и элитные войска! «ВДВ – это мужество высшего класса, храбрость первой категории, готовность номер один!».

       Эти слова нашего командующего Маргелова В. Ф. наиболее полно отражают главную сущность ВДВ, подтвердивших многолетней практикой своего существования правоту «теоремы десанта».

       В тот год за время первой войсковой стажировки нам удалось совершить три парашютных прыжка с АН-2 и АН-12. Мы стали настоящими десантниками.


                продолжение следует...


Рецензии