Я ехала домой,...

         Я ЕХАЛА ДОМОЙ …

     пос.  Абрау-... , километрах в двадцати от Новороссийска, не только удивляет  красотой озера, что лежит спокойно между шоссейной дорогой и стеной невысоких крутых гор, полностью закрытых густым молодым сосняком. В него круглый год не на глядится небо с пушистыми низкими облаками, ивы тонкими косами полощутся в нём, когда ветер играет с ними в ветвях. Красивое местечко пригорода Новороссийск.  Хотя славится оно заводом шампанских вин с дегустационным залом и шахтами-складами.
   Между озером и стадионом, в уютном  тихом и зелёном уголке , наверное около ста лет стоит  «Русская баня». Лет десять назад она была колхозной. Обычная, типовая, с высоким волнистым бетонным потолком серого цвета и полусломанными   открытыми кабинками для раздевания.
   Сейчас эта баня заблестела под руками молодой рачительной и ответственной хозяйки — Наталии. Кафель, бассейн, зал с узорчатыми и удобными сиденьями-лавками с высокими  спинками-вешалками резной работы  самодеятельного художника — мастера. А парная! Баня топится дровами, чистоту и уют украшает и приманивает дух  лёгкого дымка и сухой мягкий пар от каменки, веников с травами, стол с ароматными чаями  в комнате отдыха.
   Сплотились и сжились с годами и коллективы банные.  Баня стала праздником тела и души. ( И то верно, голый человек без причуд и заковырок, просто человек, часто без имени и заслуг в обществе. Все равны.)
   В эту пятницу,- а я езжу именно по пятницам, да и далеко не в каждую,- мне было особенно приятно. Первый пар чистый и сухой, народ с пониманием сути парной, любители парильщицы  знают толк в травках и маслах. Благоухает парная , сегодня — даже розовым маслом.
   Здоровье вливается тихонько в тело под веником. У Анички уже горят ноготки , и она пошла охлаждаться, а мне — праздник , молодость заиграла , не отступает и выпрямляет позвоночник, сдувает все проблемы и хвори.  Да, баня или чистилище души и тела.
   Тут и разговоры несуетливые, и внимание. Аничка и Лиана, молодые и красивые  почти юные женщины, покорили меня вниманием и уважением, что редко сейчас замечаю, - к пожилому человеку. «Вы меня особенно удивили,- как-то без ярких эмоций притихшим голосом и пристальным взглядом,- сказала, будто в никуда  , Лиана,- когда я узнала, что Вам  семьдесят пять лет».
   Но больше , чем они, удивилась я. Всеобщее поругание молодёжи сегодня зашкаливает все приличные нормы просто общей культуры народа, не говоря уже о персональном подходе к человеку.  Каждый человек имеет право и на ошибку, и на  пересмотр своих убеждений, если поймёт заблуждения .
   Эта баня положила в меня не только здоровье,- оно по крупице накапливается ,- но и — праздник . Я увидела красивых молодых женщин. Красивых не только телом , но и духом. Они тянутся к истинным знаниям. Лиана — с Украины. Многое видала, осмыслила. Сравнивает, изучает, ищет себя. Сейчас это пока редкое явление.
    Вообщем, из бани я
«... ехала домой, душа была полна
неясным для меня самой, каким-то новым счастьем .
Казалось мне, что все с таким участьем,
с такою ласкою глядели на меня. «
    В Новороссийске, без ожидания, легко пересела в городскую маршрутку , и микроавтобус тронулся с места. Вдруг человек на переднем сидении , повёрнутом в салон, резко заколебался телом. Он лежал боком, голова его болталась, и правая рука , перекинутая через походную сумку , упала с распущенной кистью почти до пола. Кто-то сзади вскрикнул:»Остановите, он же не живой!» Мужчины сидели спокойно, будто никто ничего не слыхал.
   Шофёр остановил машину. Я быстро поднялась, повисшая рука тёплая, пульс редкий , полный, будто готов вырваться через кожу, но что-то мешает ему. Височная вена билась редкими ударами, глаза плотно закрыты. Лицо багрово-коричневое, тело, как поникшее растение.
   Шлепки по щекам долго не давали эффекта, обрызгивание головы водой, …
   В машину  пытался войти пассажир, молодой приятный парень. «Дай пройти, бабуся!»  «Эй, парень, давай его спустим из машины вон около скамейки, быстро в себя придёт, ...»Кто-то сообразил и подсказал шофёру вызвать скорую. Шофёр позвонил. «Я врач!- Настаивал молодой парень, только что вошедший в салон, - Вытащить его из машины, будем тут из-за алкаша время терять. Бери его за руки, да бросьте вы его сумку. Не лейте ему воду на голову, он же пьяный».
Сядь на место, врач!  - Раздражённо и уверенно сказала ему я.- Хорош врач! Ты что мусор выкидываешь? Это человек , не кошка и не собака … и не «хирургические отходы»! …
Соседка справа, молодая женщина, недовольно бурчала откровенно и настойчиво:»Хватит с ним возиться! Самим ехать надо. А шофёру надо деньги зарабатывать , вынесите его ! ...»
Скорая отозвалась с выездом. Мужчина потихоньку ожил, открыл  веки, глаза обволокли мелкие красные сосуды. Глазные яблоки вываливались из орбит. Положение сидя постепенно выравнивало цвет лица, движение рук и тела. На вопросы не реагировал.
Шофёр , по подсказке , позвонил в скорую, сообщил, что пассажир в состоянии сидеть, и он его оставляет на лавке остановки «Центральный рынок»
Отъехали не сразу.  Человек на скамье что-то искал рукой в сумке, но мог уже руководить телом, хоть и с трудом.
Мы отъехали. «Врач» сидел тихо, а я возбуждённо рассказывала соседке, как недавно на переходе возле «ЗАГСа» упала женщина, нагруженная овощами в двух авоськах. Половина туловища её была на проезжей части. Машины объезжали , но никто на останавливался.  Я стояла возле неё на дороге, остановился парень на запорожце. Выразил опасение, что его могут заподозрить, что он сбил её, не притрагивался к женщине. Женщина не подавала признаков жизни.  Уговорила его помочь мне  убрать её с дороги.  Оттащили на обочину.  Вдруг долетели брызги поливального шланга. Садовник поливал газон. Попросила его шланг и круговыми движениями стала обливать тело женщины. Несколько минут , и она зашевелила телом, потом — головой, потом — где я?
 Я проводила её  около 50 метров, понесла её сумки, скоро она сказала, что работает в киоске на «Южном рынке» и идёт домой. Там трое ребят, несёт овощи на ужин.  Поблагодарила за помощь  Не помнит ничего, как упала, что было, помнит, как вышла за ворота рынка.
   Заверила, что дойдёт теперь сама, назвала дом и улицу. Я ушла спокойно и облегчённо. Но долго ещё помнила не её, а парня в «Запорожце», - хоть и боялся, но поверил, что ответственность я беру на себя ,и я — свидетель происходящего.
  Ехали до конечной остановки не все, но женщина, что кричала  и готова была меня оскорблять и дальше, чтобы ехать , а не сидеть тут с этим …, - вышла впереди меня , приостановилась и вдруг озабоченно сказала:»Простите меня! Я ехала и так переживала, зачем я так говорила. Простите.» Я ответила ей очень просто:»Молодчина, что попросила прощение. Это то, что и надо было ТЕБЕ сейчас. Молодчина».  «Врач» опередил меня и молча быстрой походкой удалился в переулке.
    А в душе моей и по сей день звучат слова известного романса « Я ехала домой, душа была полна неясным для самой, каким-то новым счастьем, ...»


Рецензии