Глава 11. Фестиваль Дружба народов

Подготовка к празднику

Малыши

     Малыши долго думали, какую народность им выбрать. Петя спросил: - А в какой республике мы живём? Ребята ответили: - В Карелии. - Так, чего думать? О карелах и расскажем - А, может быть, о финнах? - спросил Антон. - Нет, - строго сказал Петя. - Не будем распыляться. У финнов есть Финляндия, это другая страна. Дотошный Роман задал интересный вопрос: - В Карелии два официальных языка - русский и финскиий, но почему финский язык, а не карельский, республика-то называется Карельской. Кто знает? Ребята молчали, никто ответа не знал. - Давайте спросим у вожатой.

     Ребята пришли к вожатой Ирине Сергеевне и спросили: - Скажите, почему в Карелии официальный язык финский, а не карельский? - Ребята, мне нравится, что мыслите глубоко. Карельский язык существует только как устный. Но язык северных карелов ближе к финнам, испытал сильное влияние финнов, а язык южных карелов ближе к русскому, поэтому было решено сделать официальным: русский и финский языки. Карельские руны "Калевала" записаны были на финском языке. Вообще-то сейчас разрабатывается алфавит карельского языка.

     Петя сказал: - Спасибо. Мы хотим на фестивале рассказать о карелах, но пока не знаем, как - Хорошо, ребята. Давайте думать вместе. Дотошный Рома спросил: - А карельские руны только на финском языке? - Нет, есть очень хороший перевод Бельского на русский язык. Ирина Георгиевна принесла книгу "Калевала", там были нарисованы два карела, сидящие на бревне.

     Ребята посмотрели иллюстрации к книге. Семён вдруг сказал: - Давайте сделаем такой номер: два мальчика в рубахах, подпоясанных кушаками, сядут на бревно и начнут читать "Калевалу", небольшой отрывок, по очереди. Иван поддержал идею: - И не обязательно текст рун учить наизусть, можно просто читать.

      - Молодцы, ребята, хорошо придумали, - довольно сказала вожатая Ирина Сергеевна. - Здесь много есть героев, их можно сыграть: певцы - старый Вяйнямёйнен, молодой лапландец Ёукахайнен, кузнец Ильмаринен, их сёстры Айно и Анникки и другие. Слава уже знал "Калевалу" и спросил: - В рунах Айно не хочет выходить замуж за старого Вяйнямёйнена и бросается со скалы, Наша героиня тоже будет бросаться со скалы? - Что ты, Слава? Это же будет спектакль, а не убийство. Рассказчики будут читать руны, а  сцены разыгрываться.

     - А где лодки возьмём, гусли? Антон ответил: - Рук что ли нет? Нарисуем всё: и скалу , и лодку, и мельницу "Сампо", если потребуется. А внутрь можно фонарик включить, и будет красиво. Ашот спросил: - А там ведьма есть? - Да, хозяйка Похъёлы, редкозубая старуха - А кто её будет играть? Самая страшная у нас Света - Во, сказанул, - воспротивился Дима. - Света у нас самая красивая. Ей бы только принцесс играть - Раз, красивая, пусть играет самую страшную. Искусство требует жертв - Она не согласится - Если хочет быть настоящей актрисой, согласится.

Пятиклассники - к фестивалю

     Пятиклассники собрались, чтобы обсудить тему фестиваля. - Какие предложения будут по национальности? - спросил ребят Гена. - Ближе всех нам украинцы и белорусы - славяне, одни корни. Юра сказал: - Я предлагаю взять белорусов. С ним не согласилась Анджела: - А я думаю, надо украинцев взять. У них красивые песни и танцы. Василий заключил: - Украинцы, конечно, нам ближе всех народов. В доску свои. Вот, если бы что-нибудь случилось, вернее нам украинцев никого нет, - заключил он.

     - Значит, остановимся на Украине, - сказал Гена. - А я бы Белоруссию предпочёл, - сказал Сергей. Гена тогда решил, что лучше проголосовать, раз, голоса разделились. Одним голосом победила Белоруссия.

     Анджела настаивала на своём: - Гена, вот смотри: половина ребят - за Украину, а половина - за Белоруссию. Те, кто за Украину, поднимите руки. Ребята подняли руки, Анджела сосчитала голоса и записала фамилии ребят и решительно заявила: - Мы будем готовить Украину, остальные под руководством Сергея - Белоруссию.

     - Хорошо-хорошо, - согласился Гена. - А давайте соревнование между ними устроим. Кто кого перетанцует, перепоёт? Ребята идею поддержали и решили разработать одинаковые вопросы для подготовки соревнования.

Шестиклассники - к фестивалю

     Шестиклассники думали недолго. Дима решительно сказал: - А чего думать? Живём в России, расскажем о русских, о наших обычаях, традициях, есть русские сказки, много песен, танцев. Ребята приняли эту идею на ура!  - Только надо придумать, как это всё подать. У кого какие мысли? Люба подняла руку: - Ребята, может быть, в виде сказки? - А как? - Я сама не знаю, как. Иван произнёс: - Символом России всегда был медведь. Андрей возразил: - Ну и что? Теперь все выйдем на сцену и будем реветь, как медведи.

      Дима сказал: - А что, это мысль. - Не знаю, - сказал Иван, - может быть, права Люба, возьмём сказку "Три медведя" или "Маша и медведь"?  Люба продолжила мысль Ивана: - Лучше, наверное, взять вторую сказку, ведь там медведь приходит к старикам, А они от радости начнут рассказывать ему, как живут. Будет уместен концерт. - Молодец, Люба, - похвалил её Дима, - очень хорошо придумала. Люба была рада услышать похвалу в свой адрес.

Старшеклассники - к фестивалю

     К старшеклассникам пришёл вожатый Павел Павлович, или "Палыч", как его окрестили ребята, и спросил: - Вы уже думали о фестивале? - Думали, - сказал Марат, но ничего не придумали - Ребята, может, татар взять? С ними связана интересная история - Татаро-монгольское иго? - Да, и татаро-монгольское нашествие - Ладно, не хотите, тогда сами предлагайте, - сказал Палыч.

     Семён предложил остановиться на чукчах, потому что про них есть много смешных анекдотов. - Ага, - сказал Марат, - будем сидеть на сцене и травить эти анедоты - Не обязательно сидеть, можно стоять, ходить, лежать, - возразил Артур. - Давайте расскажем про армян, - предложила Римма. - Так, это же из той же оперы, - опять возразил Марат, - армянское радио.

     Тихий Вася предложил остановиться на вепсах. Их живёт в Карелии всего восемьсот человек, в столице замечен только один. И чем они интересны? - спросила Таня. - У них устный язык, вымирающая культура - Ну вот, на останках умирающей культуры мы провозгласим дружбу народов, - пошутила Таня. - Я предлагаю рассказать про армян. Тем более, что у нас в отряде есть армянин Тимур - Теймораз. - А я татарин, и никто не хочет слушать про татар, - сказал с обидой Марат.

     Вожатый предложил: - Голосуем: кто за татар? Руки подняли восемь человек. За армян подняли руки тоже восемь человек. - Хорошо, сказал Палыч, - я отдаю свой голос за армян. Их очень много живёт у нас в Карелии. На том и порешили.

     - Итак, главный вопрос мы решили, теперь нужно выбрать форму рассказа об Армении, её народе, обычаях. - Армения - это горы, долины, пастбища. Может быть, ведущим сделать пастуха? - спросил Юра. - У него богатое воображение, и он пасёт овец и слышит песни и представляет армянские танцы. Вожатый поддержал эту идею, и ребята тоже.

     Ребята рисовали, придумывали декорации и костюмы, репетировали номера. И, наконец, наступил день фестиваля.

Спортивные состязания - к празднику

     Фестиваль состоял из двух частей. До обеда проводились спортивные соревнования по лёгкой атлетике. А после мертвого часа по плану должен был состояться фестивальный концерт.

     Спортивные состязания включали в себя бег на две дистанции: сто и пятьсот метров, прыжки в длину и в высоту. Малыши соревновались с пятиклассниками, шестиклассники - со старшеклассниками. Мальчики и девочки соревновались отдельно.

     Соревнования проходили на спортивной площадке. Всех чемпионов наградили грамотами и конфетами. Вокруг них была толппа болельщиков, жаждущих отведать приз и разделить сладкую трапезу.

     Среди малышей победителями стали Димка, он прибежал третьим в стометровке, а Коля дальше всех прыгнул в длину. Мальчики прозвали его сразу "кузнечиком", а Диму - спринтером: наш спринтер, наш непобедимый спринтер.

     Девочки тоже отличились: Уля лучше бы всех пробежала пятисотметровку, но она споткнулась о камень и упала и пришла последней. Это было досадно. Девочки охали и очень ей сочувствовали. Но самая маленькая Юлька, которую все дразнили "лилипуткой", назло всем, пришла на пятисотметровке к финишу первой. Конфетами она никого не угостила, только свою подругу Улю, которой сильно не повезло в этот раз.

     Среди пятиклассников самым лучшим стал Василий, он прыгнул выше всех, а Анджела на стометровке прибежала первой. Гена нарвал букет цветов и подарил Анджеле, она угостила его победными конфетами.

     Шестиклассники в этот раз особенно хороших результатов не показали, кроме Ани Сотниковой. Она прыгнула дальше всех в длину, даже сама удивилась своему результату, получила диплом и конфеты.

     Старшеклассники оказались по всем позициям сильнее шестиклашек. Иван первым пришёл к финишу на сто- и пятисотметровке. Девочки очень болели за него, он угостил их всех конфетами. Андрей прыгнул выше всех в высоту, своим призом поделился только с мальчиками. Девочки сразу сочли его жадным. Мальчики не изволили с ними согласиться, потому что Андрей все конфеты отдал им.

Фестиваль "Дружба народов"

Малыши

     На сцену вышли Ваня и Рома, на них были одеты рубахи навыпуск, подпоясанные кушаками. На ногах накручены верёвки, на голове - шапки. Они вышли на сцену и сели на воображаемое бревно. Ваня был первым чтецом, а Рома - вторым. Ваня держал в руках книгу "Калевала". Он сначала встал и сказал: - Мы расскажем вам небольшой кусочек карело-финского эпоса "Калевала". Он сел и начал читать:

     - Старый верный Вяйнямёйнен Проводил покойно время В чащах Вяйнёлы зелёных, На полянах Калевалы Распевал свои он песни, Песни мудрости великой.

     Вышел на сцену Антон в образе старца-певца, с белой бородой, в парике, в руках у него были нарисованные бумажные гусли. Он сел на стул, закрыл глаза и стал играть. Включили пластинку - заиграла тихая музыка. Ваня стал читать дальше:

     - День за днём всё пел он песни И ночами распевал их, Пел дела давно минувших, Пел вещей происхожденье...Разнеслась молва далёко О могучем пенье старца...

     Вяйнямёйнен уходит со сцены. Рома, второй чтец, взял "Калевалу" у Вани и стал читать:

     - В Похъёле жил Ёукахайнен, Тощий молодой лапландец, Как-то раз пошёл он в гости, Речи странные там слышал, Будто можно петь получше...

     Выходит Руслан в роли Ёукахайнена с гуслями, приставляет ладонь к уху, возмущается. Рома читает дальше:

     - Рассердился Ёукахайнен: зависть в сердце пробудили Вяйнямёйнена напевы. Отправляется в дорогу В сёла Вяйнёлы он едет В пенье с Вяйне состязаться...

     Выходят олени-ребята. Он запрягает их. Рома читает:

     - Но его не отпускают Ни отец, ни мать-старуха В сёла Вяйнёлы поехать...

     Выходит на сцену Ира в роли матери, в платочке в длинной юбке, в переднике, и Семён в роли отца, в сапогах, в рубахе навыпуск, подвязанной кушаком, в кепке. Они начинают молча жестами уговаривать сына отстаться. Ира хватается за голову, показывает на небо, что Бог против его поездки.

     - Не пущу, - говорит старик - Поеду - Нет, Тебя там околдуют и оставят - Нет, - говорит Ёукахайнен, - посрамлю певцов я пеньем, Чародеев зачарую. Старик грозит сыну пальцем и уводит оленей. Рома читает:

     - Он берёт коня в конюшне, из ноздрей огонь пылает, брызжут искры под копытом, Он взнуздал коня лихого и запряг в златые сани...

     Руслан уходит и выводит Ашота в роли коня, открывает нарисованные сани, держит рукой их на весу, другой - за уздцы коня. Едет.
Рома продолжает:

     - Скачет день, другой он скачет, А когда прошёл и третий Прибыл в Вяйнёлы поляны И просторам Калевалы...

     Руслан уходит со сцены. Ваня берёт "Калевала" и читает:

- Начинают состязаться Ёукахаёнен (Руслан выходит с гуслями) и Вяйнямёйнен (Антон выходит с гуслями). Старый верный Вяйнямёйнен Вековечный прорицатель побеждает Ёукахайнена (Руслан становится на колени) И кладёт своё заклятье. Ёукахахайнен просит его освободить, обещает старому певцу свой лучший лук (Руслан протягивает лук), лодку, сокровища. Вяйнямёйнен всё отвергает. Тогда Ёукахайнен предлагает ему в жёны свою сестру - молоденькую Айно (Руслан показывает старцу портрет девушки). Вянямёйнен (берёт портрет девушки, прижимает его к груди) соглашается снять заклятие, Ёукахайнен свободен (Руслан поднимается с коленей и убегает со сцены).

     Все дети встают и кланяются. Иван говорит: - Ребята мы рассказали и прочитали вам древние карело-финские руны "Калевала". Вам понравились они? (Ответ) Они переведены на русский язык. Их можно в библиотеке найти и прочитать. А теперь можно апплодисментами поблагодарить участников спектакля. Чтецы - Рома и я, Иван. Вяйнямёйнен - Антон, Ёукахайнен - Руслан, Отец - Семён, Мать - Ира, конь - Ашот, олени - Слава, Лёня, Дима. Когда Ваня объявлял артистов, они выходили и кланялись, а ребята громко хлопали.

Пятиклассники

     Пятиклассники представляли Украину и Белоруссию. Анджела с ребятами готовили украинские песни и танцы, а Сергей с другими ребятами представляли белорусское искусство. Сначала вышла Анджела и сказала, что украинский народ имеет много красивых песен, вышли девочки и спели "Черемшину". Затем вышел Сергей и сказал, что белорусский народ тоже талантлив, вышли ребята и спели песню "Беловежская Пуща". Ребята громко апплодировали.

     Анджела объявила украинский танец "Гопак", танцевали мальчики,  девочки были в венках из разноцветных лент и в летних платьях. Сергей объявил народную плясовую песню "Бульба", и мальчики в широких шароварах лихо отплясывали под музыку, которую блестяще исполнял на баяне дядя Коля.

     После этого на сцену вышли Анджела и Сергей и стали по очереди говорить. Анджела: - Украина - большая республика в составе Советского Союза, в ней проживает 50 миллионов человек. Сергей: В Белоруссии живёт намного меньше людей, всего 10 миллионов человек. И территория её в три раза меньше, чем территория Украины. Анджела: Украина - родина
Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Столицей является древний русский город Киев, построенный в пятом веке. Важнейшими достопримечательностями являются Софийский Собор, украшенный 19 куполами, с гробницей Ярослава Мудрого, и Киево-Печерская Лавра. Оба храма построены в одиннадцатом веке.

     Сергей: - В Белоруссии известны поэт Янка Купала, писатели Якуб Колас, Максим Танк, Василь Быков и многие другие. Столицей является город Минск, построенный в одиннадцатом веке. Главной достопримечательностью Белоруссии является Беловежская Пуща. В заповеднике обитает много редких видов животных, в том числе кабаны и зубры.

     Анджела: - На Украине выращивают пшеницу, кукурузу, гречиху, бобовые культуры и овощи: картофель и свёклу. Сергей: - В Белоруссии, кроме зерновых культур и картофеля и свёклы, выращивают лён-долгунец. Дети громко хлопают в ладоши и смеются.

     Анджела: - Народ Украины славится вышивкой, знаменитым украинским борщом, свининой и свиным салом. Сергей: - Белоруссия славится тоже народной вышивкой и шитьём. Кроме того, прекрасными льняными изделиями (Опять раздаются апплодисменты). А в кулинарии славятся 200 картофельных блюд: драники, клёцки, колдуны, блины, оладьи, запеканки.

     - Мы попросили, и работники кухни любезно испекли блины по белорусским рецептам, и мы вас угощаем. Сергей протянул тарелку с блинами Анджеле для своих соперников. Анджела ответила: - Спасибо, мы тронуты вашим вниманием. Но не привыкли оставаться в долгу. На кухне приготовили для вас украинские галушки. И девочка протянулв тарелку с галушками Сергею. Он поблагодарил её.

     Зал взорвался апплодисметнами. Анджела и Сергей пожали друг другу руки. Вышла вся команда, и соперники стали жать друг другу руки и обниматься. Победила дружба!

Шестиклассники

     Дошла очередь до шестиклассников. На сцене сделана поляна, пенёк, на нём сидит Стёпа в образе Медведя, а Люба в образе Маши выглядывает из-за его плеча: - Вижу-вижу, Мишенька, присел на пенёк, не ешь пирожок, отнеси, как обещал, дедушке с бабушкой. Ох-хо-хо! - сказал Стёпа- Медведь и понёс мешок за плечами. Ушел.

   Дети выносят декорацию дома и крыльца. На лавке сидят Дима-дед и Римма-бабка, едят семечки. Входит Стёпа-Медведь, несёт мешок: - Дедушка с бабушкой, я принёс вам пирожки от вашей внучки Машеньки, - открывает мешок, а Люба-Машенька из-за сцены выскакивает.

     Все радуются. А Дима-дед говорит: - Ну, Медведь, раз, ты нашу внучку спас, мы тебе за это концерт покажем. Машенька споёт песенку про улыбку, а мы с дедом станцуем. Девочка поёт и танцует, танцуют бабка с дедкой. Ребята смеются. А Римма-бабка говорит: - Подружка Маши Аня прочитает стихотворение Александра Сергеевича Пушкина про кота Учёного: - И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом...

     - Вот что, - сказал Стёпа-Медведь, - пойду-ка я восвояси, а-то и меня на цепь посадят. И Стёпа-Медведь скорее убежал со сцены.

     Все участники представления вышли на сцену, а ребята их благодарили за спектакль.

Старшеклассники

     Старшеклассники были какие-то вялые, рассказали об Армении скупо. Дети хорошо запомнили, что в Армении выращивают виноград. В зал вынесли корзину с виноградом и раздали ребятам. Они были счастливы. Ребята спели песню об Ереване, столице Армении. Они показывали фото города, гор, долин, цветущих садов.

     Рассказали о самом большом озере на Кавказе Севан, глубина которого достигает 83 метров. Максим вышел в костюме чабана и спел песню "Не слышно шума городского". Вышел Никита и сказал: - Республика Армения славится такими полезными ископаемыми: алюминий (он показал алюминиевую кружку), медь (показал медные пуговицы),  железная руда (показал железный замок), а также золото, молибден. И Никита ушёл.

     На сцену вышел Марат и спросил: - Ребята, а вы слышали об армянском радио? Не слышали? Удивительно, потому что армяне самый весёлый и остроумный народ на свете. Приведу вам только один пример.

     Армянское радио задаёт вопрос: - Что висит под потолком зелёное и солёное? Отвечают: - Не знаем, может быть, лампочка. - Армянское радио отвечает: - Нет, не лампочка, а селёдка. Спрашиваем: - Почему селёдка под потолком? Армянское радио отвечает: - Моя вещь, куда хочу, туда и вешаю. Спрашиваем: - Почему селёдка зелёная? Армянское радио отвечает: - В какой цвет хочу, в такой и крашу.

     Дети весело смеются. Выходит дядя Коля и говорит: - Ребята, я предлагаю в заключение фестиваля всем вместе спеть песенку про улыбку.  Он играет, а дети поют. Вдруг раздаются звуки горна. Детям пора идти на ужин.


Рецензии