Кисть винограда

Своим дочерям Татьяне и Алёне, а также внуку Якову, внучкам Татьяне и Полине и правнуку Яромиру посвящаю этот рассказ.
 
Наталья с Анатолием состояли в браке 4 года  Их дочери Ритусе два с половиной года. Ходить она стала на двадцатый день второго года. В этот день, сидя с игрушками в детском  уголке, вслушивалась в диалог близких людей. встала и уверенно пошла, порадовав папу с мамой словами : «Я умею ходить».

 «Болтать» она начала с восьми месяцев. Любила слушать сказки, которые ей рассказывали, что развивало её память. . В полтора  года она уже могла послушать   детский рассказ  одного из родителей и пересказать  почти слово в слово другому.
   
Любила слушать сказки, которые ей рассказывали, что развивало её память.    В 20 часов 15 минут Наталья купала доченьку, готовила её ко сну. Уже в 20 часов 30 минут она была в постельке. Общение с Ритой длилось 30 минут, и она засыпала.  Каждый день один из родителей перед сном читал ей сказку. Но перед чтением новой сказки, предлагал рассказать о том, что ей понравилось  из прочитанного вчера. Так они развивали  её память, умение рассуждать и вести диалог и не только…. В чём каждый из родителей убедился позже.

В семейной жизни  известно не всегда только белая  полоса. Вот и в семье этой пары появилась чёрная полоса,  с переходом Анатолия на другую работу: они оказались в одном посёлке с отцом Анатолия., который ушёл из семьи, в раннем детстве сына.  В молодости отец  был председателем колхоза. Ушел из семьи, влюбившись в молоденькую девушку- бухгалтера. Из председателей был разжалован, стал  директором ресторана. Много раз женился. Сейчас жил с женщиной немкой по национальности, которая любила его, заботилась о нём и выполняла все его капризы. Главный его каприз: желание выпить каждый день. У Марии Фёдоровны своих детей не было, она с удовольствием привечала сына своего любимого Тимы. 

Анатолия тянуло к  отцу. Отец с сыном были похожи внешне и по характеру: внимательные, умеющие   говорить комплименты и никогда не сквернословить. Чем больше Мария Фёдоровна им наливала, тем «уважительные» они к ней относились. У Марии Фёдоровны и её любимых мужчин  началась райская жизнь. 

В семье же Натальи – чёрная полоса: дочь постоянно спрашивала: «Где мой папочка? Почему он  не читает мне сказки перед сном?» Папа же приходил домой после  двадцати одного часа, понимая, что дочь не должна его такого видеть  . Каждый раз он обещал больше так не делать, но продолжение следовало  день за днём.  Наталья не скандалила, она не хотела, травмировать дочь. Разговор всё -таки состоялся и  Анатолий сказал: « Наташа, тебя я обожаю, но водку , наверное, люблю больше, чем тебя и дочь». И хотя говорят, что муж-голова, а жена- шея,  Наталье было понятно, что нужно не думать  о том, что будет с ней и мужем: нужно каким-то образом разорвать этот «узел» с меньшей травмой для дочери. Она понимала, что её можно разлюбить: понять, что он мог из- за водки  не любить Риту, она не могла. Как говорится, с плеча ей рубить не пришлось. Время подумать было.

Анатолию пришла повестка из  военкомата. Через каждые  два года его вызывали на военную переподготовку: он был офицером запаса. По образованию Анатолий инженер- механик сельскохозяйственных машин. Его забирали   в военную часть, которая находилась в станице Кавказской, а через три четыре недели, с колоннами машин  отправляли на уборку зерновых культур в любую точку нашей необъятной Родины. Анатолий уехал в станицу Кавказскую, а Наталья  с Ритой  к родителям на две недели.

Наталья во время своего отпуска не водила  дочь в садик, но распорядок дня был по режиму садика.   Старшую сестру Натальи поражало то, что племянница кушает только за столом и не бегает с куском, как было с её детьми.

Наталья не хотелось, что бы о их семейной ситуации, узнали родители. Она знала, что дочь без всяких  вопросов  выдаст при первой же встрече, информацию о своих семейных делах. Зачем их волновать, если ещё точка в их отношениях с мужем не поставлена. Она начала подготавливать  дочь.
- Ритуля, у тебя есть от меня секрет?-
- Есть!-
- А почему ты мне его не рассказываешь?-
- Не хочу тебя расстраивать. –
- А что твой секрет очень страшный? Может я смогу тебе помочь?  Только маме нужно доверять все свои секреты.-
- Секрет не страшный. Помогать мне не надо. Мамочка, мне нравится Мишка Кошелев. –
- Ну и хорошо. А почему я должна расстроиться? –
- Я боюсь, что надо мной вся группа будет смеяться, если узнает об этом.  Я буду плакать, а ты расстроишься. –
- Рита,  ты хорошая, добрая девочка. Над такими не смеются
- Мамочка, Мишу никто не любит. Все над ним смеются.  У него папа и мама водку пьют. Мой папа тоже начал пить водку с дедушкой. Скоро и надо мной будут смеяться. –
Из глаз девочки покатились слёзки. Прижимая к себе доченьку, лаская её, Наташа говорила ей
- Риточка, я не могу тебе обещать, что папа не будет пить водку. Но я обещаю тебе, что над тобой никто никогда не будет смеяться. Солнышко моё! Ведь у тебя есть я.  И папа у тебя хороший. Я думаю, что сейчас о нас он думает: «Чем там заняты мои девочки?». –
- Мамочка, мне так хочется, что бы папа, читал мне сказки перед сном. Я люблю его.  Давай не будем никому рассказывать, что он начал пить водку. –
- Давай. Пусть это будет пока нашим с тобой секретом.-
Радостная девочка побежала во двор. От туда доносились голоса детворы. Наталья собрала вещи, приготовила всё необходимое для поездки.  После диалога с дочерью ей  не стало  легче. Она поняла, что ей не удалось оградить девочку от их семейных неурядиц. Продолжаться это не должно. Нужно решить эту проблему, при встречи с мужем, и чем скорее, тем лучше.

Вернулись из отпуска. Рита играла во дворе . Наталья  готовила ужин. Пришла на кухню Рита.
-  Мама вот у Серёжки хороший папа. Он купил ему виноград. Сейчас повёз его на пляж купаться. –
- Скоро приедет и твой папа и тоже купит тебе виноград. Папа сейчас служит, поэтому он не сможет повезти тебя на пляж. –
 Наташа предполагала, что скоро муж приедет увидеться с дочерью, начинается  уборка зерновых. Он действительно приехал в 10 часов вечера. Рита спала. Наташа уже лежала в постели, когда услышала настойчивый стук в дверь. Она набросила халат, подошла к двери, не хотелось разбудить дочь, поэтому очень тихо спросила: «Кто здесь?».  Выяснилось, что это Анатолий. Она открыла дверь. Вошёл муж с  шофёром –солдатом. Он был навеселе и сказал: « Здравствуй,  жена? У тебя не найдётся выпить мужу?». Не успела Наталья ни чего ответить, из спальни в пижаме выбежала Рита. Глядя, на пьяного папу, она сказала: « Мама говорит, что ты хороший. А ты плохой, пьёшь водку.  Она говорила, что купишь мне виноград. Уходи! Мне такой папа не нужен. Я найду себе хорошего папу». Папа вмиг протрезвел. Шофёр вышел. Наталья стала успокаивать плачущую дочь. Дверь хлопнула, известив, что Анатолий ушёл. Рита попросила маму, замкнуть дверь, чтобы он не вернулся. Наталья удовлетворила просьбу дочери..
- Можно, мамочка, я сегодня посплю с тобой в твоей постели?-
- Да. Ложись.-
- Мама, давай купим другого папу. –
- Папу купить нельзя, его не продают. А если бы и продавали, то на хорошего папу я заработать не смогу.-
Дочь прижалась к маме, стала гладить её, предложила проверить,  на сколько выросла её ладошка по сравнению с маминой. Они уже давно этого не делали. Она заговорила снова, понимая, что мама расстроена.
- Не переживай, мама, я бесплатно найду хорошего папу. –
- А не лучше ли нам пожить с тобой самим.-
- Может сейчас и лучше. Но, что я скажу через месяц в садике воспитателям и детям?
- А им не надо ничего говорить. Ты ведь осталась прежней умницей и красавицей. Им не обязательно знать, где живёт твой папа.-
Девочка скоро уснула. Наталья не  могла уснуть до утра. Приняла решение: подать на развод. Заявление на развод Наташа подала.

Новый день принёс новые заботы. В продуктовый магазин Наталья отправилась  с Ритой, заняла очередь, чтобы купить  свежемороженую рыбу. Сдав очередь, она вывела Риту на улицу; в магазине было очень душно. Наташа сказала дочери.
- Сиди на лавочке. Здесь под деревом прохладно. Смотри не с кем не уходи. Я доверяю тебе, зная, что ты не огорчишь меня. –
Выйдя из магазина,  Наталья увидела, что на лавочке сидит Рита с кистью винограда, а рядом с ней худощавый светловолосый мужчина. Кисть винограда в руках дочери значила, что о  семейных делах, Рита всё выложила дяде. Увидев маму, девочка побежала ей навстречу.
- Мамочка, я ни куда не уходила. Дядя Миша у бабушки Тани сам купил и принёс виноград.-
Мужчина подошёл к ним.
- Здравствуйте, Наташа, моё имя Вам уже известно, как и Ваше мне. Вы извините меня, но я о Вас уже многое знаю. Ваша дочь в своём монологе всё мне изложила. Правда, я ей первый задал вопрос: « Почему ты сидишь здесь одна, девочка?».-
- Михаил, это Вы меня извините, я даже не думала, что у неё появится собеседник, которому она выложит всё. Мы же шли с ней в магазин.   
- Рита у Вас такая умница. Она не пошла со мной  за виноградом, сказала: «Я должна на лавочке ждать маму». Рита меня пригласила на чай.  Можно я воспользуюсь её приглашением?-
Настя думала, что сказать. Рита её опередила.
- Дядя Миша, конечно, можно. Я же с Вами подружилась. Мама мне разрешает приглашать моих друзей.-
- Я заеду в 17 часов за вами по пути на пляж. Рита мне рассказала, что до 16 часов у неё сон, потом полдник, и что вы сегодня должны  на пляж пойти.  Не смотрите на меня с удивлением: я знаю,  в каком доме вы живёте.-

Наталья обдумывала каждое слово, чтобы объяснить, дочери, что ей она разрешает приглашать в гости её друзей детей, а не взрослых дядей. Первой разговор начала Рита. Она будто  читала мысли мамы
- Мамочка, мне очень понравился дядя Миша, поэтому я его пригласила. Я больше не буду так делать.-
- Я постараюсь поверить тебе. Но в первый и последний раз ты приглашаешь, не посоветовавшись со мной взрослых. Договорились? –
- Договорились! Дядя Миша будет моим единственным взрослым другом. –

Оказалось,что Миша был в отпуске, Он каждый день отвозил Риту с Наташей на пляж на своей машине «Москвич». На пляже Рите он читал сказки, учил её плавать, иногда он привлекал  внимание Натальи к их делам. Дочь была счастлива и маме это нравилось. Прошло некоторое время. Рита, с последней встречи с папой, всегда спала с мамой. Однажды Рита обратилась к Наталье.
- Мама, кого ты любишь?-
- Тебя?-
- А дядю Мишу ты любишь?-
- Нет.-
- Мамочка, люби только меня. Договорились?-
- Договорились! –
Случилось так, что дядя Миша в воскресение не пришёл. Рита была задумчива, а потом спросила
- Мамочка, почему дядя Миша не пришёл сегодня?.-
- Не знаю. Он же твой друг. Может вы поссорились? –
- Нет, мама, не поссорились. Он мне сказал, что ты ему очень нравишься.-
- Он просто пошутил. --
  - Он говорил  серьёзно. А я ему сказала, что ты у меня  строгая и не любишь мужчин, которые пьют водку. Я ему,  мамочка, сказала, если он пьёт  водку, то он  тебе не понравится.-
- Молодец! Ты правильно сказала. Как мне повезло, что ты у меня такая. –

Было около девяти вчера. Стук в дверь. Пришёл дядя Миша с уловом рыбы и раков. Он налил воды в детскую ванночку, пустил туда рыбок и раков. Пожелал Наташе с Ритой спокойной ночи, сообщил, уходя, что завтра в 17 часов  заедет за ними.

Рита  бегала вокруг ванночки. Её обдавало брызгами, так как плескалась в ванночке рыбки, а раки пытались из неё выползать, а плюхались снова в воду.  Девочка впервые видела такую красоту. Наверное, это окончательно её подкупило, она сказала.
-  Мамочка, полюби дядю Мишу. Ведь он такой хороший.-
-  Да,  дядя Миша хороший.  Он мне нравится, потому что он твой друг, заботится о тебе, радует тебя. Люблю же я только тебя.-
- Мамочка, я хочу спать в своей кроватке. Я соскучилась по ней.-
Она уснула в своей кроватке с улыбкой на лице. Наталья же, глядя на это любимое личико, размышляя над словами ,сказанными его хозяйки, не смогла уснуть до утра.

В 10 утра следующего дня посетил их дядя Миша. Он привез гостинцы от своей мамы: варёных раков, жареную рыбу,  овощи с их огорода и  две большие кисти белого винограда. Он предложил Рите и Натальи поехать с ним в Гулькевичи за сюрпризом. Дядя Миша в очередной раз порадовал Риту: купил аквариум и красных рыбок. А тех рыбок и раков, которые были ещё живые, они выпустили в водичку, когда приехали на пляж. Выпуская,Рита сказала: «Пусть плавают и долго живут».
Рита, была радостная.Почти все её желания исполнились
Вернулись с пляжа.Рита побежала поиграть с друзьями во дворе, впервые оставив  маму с дядей наедине.  Михаил рассказал Наташе о себе: он два года в разводе, у него есть сын, который старше Риты на пятнадцать дней.  Он полюбил девушку, вернувшись из Армии.  Дружили, поженились, родили ребёнка. Мальчику было около года, вернулся солдат из Армии, первая любовь его, и она ушла к нему. Сейчас у неё уже двое детей. Миша  принёс подтверждение, что он разведён и сделал Наташе предложение.

Наташа  тактично отказала, объяснив ему, что у неё только начался разводный процесс. Михаил ей нравился, но прежние отношения не были закончены. Ей сейчас не нужен был муж, но Рита хотела папу. Помолчав несколько минут, она обратилась к Михаилу.
-  Миша, мне не просто на что-то серьёзное  решаться, имея такую дочь. Я в первую очередь думаю о ней. Ведь она сама выпроводила своего папу и самостоятельно взялась за поиски нового.  Уверенности нет, что она не перекрутит всё. Несколько дней назад она просила, чтобы я любила только её. Своим вниманием и гостинцами Вы «подкупаете» её, она меняет свои детские решения. Теперь она даёт мне совет: Вас тоже полюбить.  Она прилипла к Вам, зная, что в семье бывает папа и мама. Сейчас она думает, что вы самый лучший потому, что Вы всегда встречаетесь с ней трезвым . А вдруг?.. Ведь в жизни всё бывает. И что тогда?  В словах « рушить – не строить» для меня в семейной жизни нет истины: хочу построить и никогда не рушить. А ещё Вы должны знать, что для меня ребёнок всегда будет на первом месте. Родной отец этого не выдержал. А Вы смежите? –
Рита вернулась в тот момент, когда Михаил собрался сказать ответные слова Наташе. Он взял её на руки и сказал.
 - Я, услышал тебя, Наташа,  подождём твоего развода. Вижу, что ты женщина – мать. Это меня в тебе и привлекает, я хочу ещё детей. Сделанное мною предложение остаётся в силе, отказ не принимаю. Я хочу иметь семью.  Вы с Ритой мне нужны.  Моя мама приглашает вас сегодня  в гости. -
     Рита захлопала в ладоши, ей очень хотелось пойти в гости. Наталья сказала,  что Рита может пойти в гости на  часок, а у неё есть неотложные дела. Она не хотела знакомиться с мамой Миши. Ей казалось, что до встречи с мамой ещё многое должно получить своё объяснение.
    Шло время. Вышли на работу. Начался учебный год. Михаил помогал Наталье: подвозил их с дочерью к детсаду. Иногда  он ожидал их и отвозил   с детсада домой.  .

Муж не появлялся, хотя прошло уже три  месяца, как он возвратился после уборки зерновых. Была суббота. Наталья дома была одна.  Рита с дядей Мишей отправилась в гости к бабушке Гале, маме Михаила. Она целую неделю готовилась к встрече с бабушкой. У своей бабушки с дедушкой она бывала раз в году. Теперь же каждую субботу она гостила у бабы Гали.

Наташа занималась домашними делами. В понедельник к 10 часам она поедет на очередное заседание суда. Уже дважды суд не состоялся. Анатолий  не являлся на заседание суда. В дверь постучали. Наталья  открыла её. увидела пьяного Анатолия и слегка выпившую очень красивую, статную женщину. Пришли, наверное, после празднования, тридцать первого года рождения Анатолия.  Выяснив, что Наталья дома одна, он сказал своей  женщине: «Иди домой. Мне  для разговора с женой свидетели не нужны». Женщина вышла, но не ушла: она стояла возле детской качели. Анатолий начал говорить.
- Наташа, я пришёл тебе сказать, что в понедельник, я буду на суде, и ты получишь развод. Я  вчера встречался с Михаилом. Он подвозил меня. Когда он вышел от тебя, я уже ждал его.  Ему нужна семья, а мне  теперь нужна разгульная жизнь: я сын своего отца.  Так было до тебя, так будет всю жизнь после тебя. Я больше не буду никогда жениться, буду встречаться с женщинами, у которых есть дети, а мужчина нужен для женского здоровья. Видишь, стоит женщина и ждет меня, а дома два малыша одни. Ты на такие подвиги не способна.  Если бы всё, что есть в тебе соединить с тем, что есть в ней и поделить вам поровну, было бы две матери и две женщины счастливые, знающие себе цену. –
 - Анатолий, тебя ждут. Там же дети одни.-
-  Меня это не волнует. Я спокоен за Риту. Мне жаль тебя. Не рожай больше детей. Будь счастливой женщиной.  Рите скажи, что я умер.-
- Рите я ни чего не буду говорить. Если же она у меня о тебе спросит, я ей всё, сказанное тобою, изложу на доступном ребёнку языке. Обманывать и настраивать  дочь против тебя я не стану.  А тебе открою её секрет: она хочет называть Мишу папой».  -
- Я об этом догадался, наблюдая со стороны за  вами всеми. Побеседовав с ним вчера, я понял, что вам с ним будет хорошо: он не перекати-поле. Я дам тебе развод». –

Наконец женщина дождалась  Анатолия. По её лицу видно было, что она в нём души не чает. Наталья же не очень верила его словам, так как он был пьян. Ей хотелось пожелать Анатолию счастья, но она не сделала этого, зная, что пьяный человек, может долго выдавать ответные слова, а его ждала  женщина.
Стало легче.Наталья почувствовала, что она свободна и что в понедельник её с ним разведут.  Увидав, что они уходят,Наталья облечено вздохнула: семейный узел развязан.

В этот субботний вечер Наташа приняла предложение Михаила. Он впервые задержался у Наташи. Рита попросила его прочитать сказку и уснула. Её  личико светилось счастьем. Михаил с Наташей о многом переговорили. Взглянув на часы, Наташа сказала.
-  Миша, тебе пора домой. Уже поздно.-
 - Наташа, я больше не могу жить без вас. Если я уеду сегодня, то до утра мне не уснуть.  Позволь мне сегодня остаться у вас навсегда.  Подожди меня 20 минут, я отгоню машину от вашего  дома в свой двор. –
Он быстро вышел. Она понимала, что ей уже скоро 27 лет, что она женщина с  «приданным» дочерью Ритой, которая может самостоятельно предложить Мише стать мужем её мамы. Нужно ей дать понять, что они сами с Мишей приняли важное решение.

Проснувшись утром рано, увидев Мишу в постели, Рита радостно закричала: « Ура!  Теперь ты мой папа. Можно я обниму тебя, папочка?».
Наташи не было в спальне, но она слышала, о чём говорила дочь. Она подумала: «Сколько мне  преподнесёт ещё «сюрпризов»  радостных, и печальных  этот не по годам развитый ребёнок? Спала  со мной  в постели, пока не появилось желание назвать Мишу папой».

На душе у  Натальи было тревожно: она понимала, что впереди у неё трудная жизнь, что от неё, именно от неё теперь многое зависит, какой будет её семья. Ей хотелось сдружить двух членов семьи не родных по крови так, чтобы они чувствовали себя родными всегда.  Наташа  боялась сделать Риту эгоисткой, тревожилась, что после всех этих событий, в новой семье она будет считать, что она «пуп Земли», чтобы у неё не закрепилось  понятие того, что ей позволено принимать решение за взрослых.

Тревожилась она и в отношении Миши. Она знала, что в жизни Риты он пока был только «пряником», но только пряники не воспитают  ребенка, как  нормального человека, иногда нужен и «кнут». Каким он будет у Миши? Пришла мысль: «надо быть мне самой такой, чтобы  стать для них мостиком, соединяющим их. Начну работать над собой и над ними тоже». 

У неё получилось. Семья у неё дружная и счастливая.  В семье появилась ещё девочка, но дружба между Ритой и Мишей крепла с каждым прожитым годом.
 






-
_


Рецензии
Ваши рассказы - настоящие, серьезные и пожалуй, мудрые. Мне - очень по душе. Спасибо Вам. С уважением Ю.И.

Юрий Иванников 22.07.2016 03:56 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания

Юрий! Спасибо Вам.

Нина Климович 3 22.07.2016 09:06

Нина Климович 3   23.07.2016 20:50     Заявить о нарушении