Жизнь прожить не поле перейти

           Сижу на Казанском вокзале. До отправления поезда  Москва- Владикавказ более пяти часов.  Оказалась здесь после туристической поездки по Золотому кольцу Городов России.  Можно было бы посетить ВДНХ. Я собиралась это сделать. Для экскурсионного автобуса  остановка ВДНХ была конечной. Водитель автобуса, на  котором мы путешествовали пять дней, по просьбе нашего экскурсовода, доставил нас к Казанскому вокзалу.  Покидать вокзал мне не захотелось. Была под впечатлением посещённых храмов и музеев. Возникший вопрос при посещении женского монастыря не получил ещё ответа. Почему зрелые и такие молодые девочки идут в монастырь?
        Оля, женщина, с которой мы путешествовали, отправилась в ближайшее кафе. Она встретилась с  одноклассницей, живущей в Москве.  На предложение, пойти с ними, я отказалась. Мне хотелось побыть одной и проанализировать  вопросы, возникавшие, за последнюю декаду июня.
       Позвонила мужу, напомнила время пребывания поезда.  Этим вызвала смех в трубке и услышала следующее: « Я это помню и очень тебя жду». Настроение поднялось. Так захотелось домой.
       Проанализировать последнюю декаду июня мне не удалось. Почему?  На опустевшее  место Оли присела женщина, желающая поговорить. Звали её Наташа. Она с Украины. Под Ростовом сломалась грузовая машина, отправленная ею. Наташа сообщила, что нельзя доверять шофёру, может содрать с неё гораздо больше денег, чем стоит на самом деле ремонт. « У нас сейчас нельзя никому доверять. Порошенко сталкивает народ, набивая в следствии свои карманы и карманы себе подобных деньгами. Даже забрать трупы своих сыновей  убитых на войне не возможно, не заплатив выкуп»- сообщила она мне.
          Я внимательно посмотрела в её глаза. Ведь глаза отражают человеческую душу. Такие глаза я видела впервые: они были  синими, искрящимися улыбкой, заполненными слезами. Я не понимала передо мной просто женщина или, играющая свою роль, актриса. Я молча глядела на неё. Наташа вытерла слёзы. Глаза улыбались.   Теперь понятно, что они у неё такие всегда. Даже, когда она рассказывала о страхе за двух своих сыновей, которых могут выловить и отправить воевать  насильно, глаза улыбались. Наташа чистокровная украинка, живёт в области, до которой не доходят залпы войны, но ей постоянно приходилось увозить сыновей из дома.
                Её глаза вновь заполнились слезами, когда она рассказывала о том, как ещё в начале войны, отправляя сыновей спрятаться  в надёжное место, её старший сын со слезами на глазах сказал: «Что ж ты, мама, гонишь своих детей  из родного дома?»  Позже, узнав о гибели друга на этой проклятой войне, вернувшись домой, прижавшись к ней он промолвил :  «Прости, мама. Спасибо тебе за всё». По щекам матери текли слёзы, а глаза улыбались.
            Она много рассказывала о своей семье, о муже, который самый лучший из мужчин на свете. Я продолжала, молча слушать её, понимая, что ей надо выговориться, и лучше для неё выговориться постороннему человеку. Наташа говорила, что сейчас сыновей она не вывозит, прячет дома. Теперь она и другие просто рвут присланные повестки,  их сыновья не являются в пункты назначения. Сейчас не всегда проверяют их дома, а в случае проверки, если не успел спрятаться, можно откупиться. Чтобы иметь на откуп деньги, она занимается бизнесом, а муж всеми домашними делами. Объявили посадку на её поезд.  Мы тепло простились.  Глядя ей вслед, я подумала: по внешним данным женщина- праздник, но только  в мирное время, окружённая заботой и вниманием. В данное же время женщина – локомотив, ежедневно вынужденный  тащит на себе  три вагона со своими драгоценностями ( родными, милыми сердцу мужчинами). Её необыкновенные глаза пока для  меня незабываемы. Я всё время ловлю себя на мысли: хочется, чтобы локомотив остановился, мирно сошёл с рельсов, по улице  пошла  женщина- праздник, в окружении любящих её: мужа и двух сыновей. Боже, сделай так, чтобы этот день наступил для неё поскорее!
        Вскоре теперь уже Наташино место было занято, как выяснилось при знакомстве, заняла его пассажирка Таня. Она ехала к дочери в Чебоксары. До отправления поезда полтора часа. Знакомство с Таней тоже было по её инициативе.  Она, женщина  выше среднего роста, кареглазая, одетая во всё белоснежное, за пятьдесят лет. Её глаза отличались  от глаз Наташи . В карих  глазах Тани было столько грусти и печали.
       Отвлекусь немного от состоявшегося диалога с Таней. В студенческие годы во время моих путешествий со мною чаще знакомились юноши, мужчины. Почему? Знаете, я тогда не задумывалась. Мы менялись адресами, я получала на неделе десятки писем, которые приходили на институт. Вахтёр раскладывала их в подвесной шкафчик с заглавными буквами алфавита на ящиках ячеек, сортируя по заглавным буквам фамилий.   
        Моя однокурсница, с которой фамилии были  на одну букву по имени Вера, говорила, шутя, что на всех девушек в СССР не хватит парней из-за меня.
         На вопрос, поставленный мною раньше : «Почему?». Ответа два: одни юноши просто знакомились, другие юноши и мужчины  находили во мне человека, которому хотелось открыться по поводу мучащих их проблем с любимыми девушками и жёнами. Сколько же я за свою жизнь померила влюблённых парочек ? Много. Я не считала. Это правда. Вспоминаю я об этом с теплом, согревающим мою душу. С многими поддерживаем связь и сейчас. Девушек, которые откровенничали со мной, были единицы.
        В школе даже самые хулиганистые мальчишки со временем были со мной   дружны и  откровенны . Девочки не так часто раскрывались, хотя мы всегда с ними дружили.  Однажды у нас дома за чаем  с пятью первокурсниками  , моими  бывшими выпускниками, я задала  вопрос.
- Ребята, я часто думаю над тем, в чём причина, что вы были всегда со мной более откровенны, чем девочки?
Тишина. Мальчишки думают. Вдруг Роман изрекает
- А я знаю почему. Они завидовали Вам. Мы-то открывались Вам, а не им. Им было любопытно, но они знали, что сказанное Вам откровение страдающей души юнца, от Вас не  узнать.-
Все зааплодировали. Мы от души похохотали. Громче всех смеялся мой муж.
       Продолжу о пассажирке Тане.  Таня вздохнула. Взглянув на неё, я увидела глаза, заполненные слезами.  И хотя слёзы текли по щекам, в глазах их не убывало. Я спросила
 - Что у Вас случилось?- 
- Мне так больно.   Больше месяца муж мучил меня своей ревностью, упрекая,  меня  в том, что я  изменила ему, что жена его брата видела меня в компании мужчины в кафе и что  по приезду домой, я назвала его Гера, а он Гена.-
- Танечка, успокойтесь, вытрите слёзы. У брата Вашего мужа, наверное, нелады в семье?-
- Они живут всю жизнь, как кошка с собакой: вечно в ссоре. Мы же последние пятнадцать лет жили хорошо. У нас двое детей; дочери 31 год, сыну 29. У дочери трое детей: старшему мальчику 11 лет, девочке и мальчику скоро будет по три года, они двойняшки. У сына девочка и мальчик.  Моему мужу 59 лет. Он старше меня на 5 лет. По молодости гулял, изменял, я растила детей.  Жила с ним ради детей. Много работала, чтобы обеспечивать семью.
     Потом всё наладилось.  Муж открыл строительную фирму. стал обеспечивать семью. У нас квартира, свой дом в деревне, дача, две легковых машины. Я уже два года не работаю, меня сократили, помогала дочери с двойняшками. Часто мой муж  оставался один. Мы живем в Подмосковье, а  дочь в Чебоксарах.  Приревновав меня, он предложил мне развестись и сделать раздел имущества. Я ему ответила, чтобы он всё забрал себе, а я уйду в монастырь.  Еду к дочери за советом. Дочь у меня разумная, а я нет.-
Вот и один из ответов на вопрос « Почему взрослая женщина может уйти в монастырь?».
                Она замолчала, а я вспомнила свою жизненную ситуацию, о которой я расскажу позже. Мне так хотелось  Тане сказать, что муж её обвиняет потому, что его в данный момент манит другая  женщина, она  «советует» ему разделить имущество. Без имущества он ей не нужен. Но Тане не нужна моя оценка её жизненной ситуации,  я   молча внимательно слушаю её. Я ведь знаю, что она едет к мудрой дочери.  Лицо этой молодой относительно  меня женщины хорошело с каждой минутой её повествования.  Таня глубоко  вздохнула, улыбалась . Боже мой она ведь красавица!
            Объявили посадку на её поезд. Я проводила  Таню, сказав ей, что у неё всё будет хорошо.  Она ответила
- Спасибо, что выслушали меня!  Я рада встрече с Вами.  Мне стало легче. Я очень люблю своего мужа и никогда в жизни не изменяла ему. Мне больно от того, что он мне не верит.-
         Мы вместе дошли до вагона. Я провожала взглядом, покидающий перрон поезд, уносящий Таню к мудрой дочери в Чебоксары. Её умница дочь обязательно даст своей маме нужный, важный, правильный в такой  жизненной ситуации совет. Я в этом была уверена, потому что 20 лет  тому назад  я последовала совету моей старшей дочери.  Спасибо,  родная , за  твой мудрый совет.
     Теперь о своей жизненной ситуации. С 39 до 46 лет у меня была очень  трудная жизнь: больная свекровь, больные мои родители, две дочери -студентки, живущие в разных республиках СССР. 
            Первой умирает свекровь. В день её похорон   сообщает мне  врач папы , что надо готовиться к другим похоронам . Его похороны были в сороковой день после смерти свекрови.  Похоронив папу, мама спала  четверо суток.  Проснувшись, спросила у меня: «Батька куда пошёл? Он не сказал тебе, когда вернётся?» Она не могла поверить в то, что его больше нет. Хорошо, что это случилось летом,  я была всегда с ней рядом. Убедившись, что он умер, она не стала готовить кушать, делать уборку, ухаживать за собой.   Она не помнила, как это делать.   Мама помнила только то, что сказал ей папа перед смертью: «Живи в своей хате. А по выходным дням будь у дочери. Так вам будет легче жить». Мы пытались её забрать к себе, но когда муж был в первую смену, она уходила к себе в хату, При каждой встрече она мне  рассказывала, что она поступает, как велел ей муж.  А встречалась  я с ней по четыре раза в день: кормила завтраком, обедом, полдником, приходила, чтобы накормить ужином и уложить спать. Трудно поверить в это? Но это правда.                Перевезли мы их в наш посёлок, когда маме было 67 , а папе 69 лет. Жильё мы купили им на улице, по которой я шла  в школу. Возвращаясь из школы, я всегда заходила к ним на часок. Когда муж имел возможность приехать за мной в школу, мы вместе с ним бывали   у них. Почти каждый день мы, вмести с ними, ужинала. Мама очень вкусно готовила, да и муж  часто прихватывал, приготовленные мною блюда по утру. Мы старались, чтобы родителям было радостно жить на новом месте. Но  сечас начался совершенно другой период в моей жизни. Утром до начала уроков, я приносила маме продукты, была с ней 30 минут. Хата находилась в семи минутах ходьбы до школы. В моем расписании  занятий не было пятого урока. Спасибо за понимание моей ситуации завучу.  Вместе с переменами у меня было более часа свободного времени, я успевала накормить  маму обедом и поговорить с ней.
             Наша школа была единственной в районе школой продлённого дня: с 5 класса по 9 класс классный руководитель был воспитателем в своём классе, который на шестом уроке был с детьми на прогулке. Завуч выводил мой класс на прогулку   и был с ним, до моего возвращения от мамы, если я  задерживалась на 3 или 5 минут.  После прогулки 2 часа под  моим контролем дети выполняли письменные домашние задания. Сильные ученики могли домой уходить раньше или продолжать учить устные предметы. Со слабыми учениками я работала пять раз в неделю индивидуально, проверяя выполненные ими домашние задания по математике и сразу же работая над ошибками.  Моя недельная нагрузка в школе составляла 29 часов, вместо 18. Можно было не вести продлёнку. Желающих на работу в ней было много. Но мы работали в паре с учителем русского языка, так как она вела русский язык и в моём классе, а я -  математику и в её. Во-первых,  мы углубляли знания своих учеников каждая по своему предмету   в двух параллельных классах, что было ценно для всех: учеников, их родителей, администрации школы. Во- вторых, я получала более высокую заработную плату, что давало нам возможность выживать:  у нас две  дочери -  студентки.
            В  16 ч 30 минут я была опять у мамы по пути домой.      Прейдя  домой, выполнив необходимую  работу по дому, приготовив ужин, я готовилась отправиться к маме.  Тут  подключался муж, он работал посменно: в день, в ночь по 12 часов, 48  часов дома. Чаще всего вечерами он отвозил меня к маме и при возможности забирал.  Повторяюсь: 29 часов я отрабатывала в неделю в школе, а ещё не менее  28 часов в неделю дома. В школе была пятидневка, а дома семидневка; проверка четырёх партий тетрадей, планы уроков, подбор заданий для слабых, средних и сильных учеников, всё решить.  Ученик, решивший первым, мог, не отвлекая других познакомиться с моими решениями, сверит ответы. Чтобы урок был в удовольствие каждому ученику, нужно так спланировать  и провести работу на уроке  с каждой группой учащихся, чтобы сильный после урока думал, что не всё просто, как ему думалось.  Слабый ученик ушёл с урока с мыслью « У меня получилось. Задание было несложное. Наверное, надо повторить все  правила и попросить на уроке задание сложнее. Постараюсь его решить». Только тогда уроки математики будут учить  и развивать  интерес ученика. Пишу так подробно не потому, чтобы показать свою работоспособность, умение  рационально использовать  время суток, а чтобы, читая,  поняли, почему мне изменил муж.
             Хотя и говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Желудок моего мужа был всегда заполнен моими приготовлениями. Чистыми наглаженными были рубашки и брюки…..   Мы даже не ругались, не спорили. Почему? У меня на это не было времени.  У него же рабочий график был менее загруженным. Я даже не обратила внимания на то, что отвезя вечером меня к маме, он не приезжал за мной.  Я приходила домой, его не было дома. Я даже не волновалась, что его нет дома. Я знала, что мог задержаться у своих друзей или родных.  В первых числах ноября, он удивил меня тем, что сказал мне, что ему не нравятся мои приготовления пищи. Я подумала: странно всегда нравилось, а теперь разонравилось. Пелена с моих глаз сошла тогда, когда он назвал меня другим именем. Я знала, что он в молодости был влюблён в девушку с таким именем. Я промолчала, но вскоре поняла, что он бывает у женщины. Я не знала кто она. И не собиралась узнавать. У той девушки из детства жизнь не сложилась,  она не замужем и живет в посёлке в пяти километрах от нас. Он стал отлучаться всё чаще.    Наблюдая более недели за его поведением, я поняла, что он хочет поговорить со мной, но не может решиться. Младшая дочь приехала  на выходные, ушла  пообщаться с бабушкой. Я расположила мужа  к беседе. В конце нашего разговора он сказал, что будем подавать на раздел имущества.  Я ответила, что судиться с ним я не буду, что сейчас соберу  одежду , а он загрузит её в машину.  Дала добро: забрать  легковую машину, подогнать грузовую и загрузить  туда всё, что считает своим и нужным для них.  Вещи его я собрала, он загрузил их в машину.  Я ушла, сказав ему: «Будь счастлив». Он просигналил, я вышла.   
- Во сколько отправляется автобус  в Пятигорск? Я отвезу Алёну на автостанцию  в Кропоткин. –   
- Спасибо. Отправление автобуса в 20 часов.-
 Посидев в машине некоторое время, он завёл двигатель и уехал.
                Мне предстояло объяснение с дочерью.  Ни кто даже не подозревал, что такое случится в нашей семье. Когда подъехала машина, дочь уже знала, что мы  с папой расстались. Отец не приехал проводить дочь, он  попросил своего друга доставить её к автобусу. Он избежал разговора с дочерью. Но наша сорока-дочь сообщила об этом старшей дочери, которая должна приехать ко дню моего рождения.
          К маме мне не надо было идти. Внучка была с ней и сделала всё, что нужно было.
          Я осталась дома одна.  Дала себе установку не проронить ни слезинки, не выпить ни таблетки. Я взяла вязальные спицы, моток пряжи и стала вязать себе жилетку в подарок  к Дню рождения.  Через неделю мне 45 лет. Мужу 48 было в июне.  Я долго не могла уснуть. Мы с мужем прожили вместе около 20 лет.  За эти годы я не видела и не ощущала того, что произошло со мной в эту ночь. Я долго не могла уснуть. Моё внимание привлекла  постель мужа. На его кровати место было занято, какой -то прозрачной капсулой, издающей еле слышный музыкальный звук и ещё было ощущение какого-то очень приятного запаха  мне никогда не знакомого химического элемента.  В моём сознании появилось ощущение того, что это посыл от мужа любящего музыку, чистоту и аккуратность . Через мгновение капсула исчезла.     Ощущения приятного звука и запаха сохранились. Я уснула.
        Я ещё больше погрузилась в свою  работу, в заботу о маме, следила за своим питанием. На тот момент я была стройной , худеть мне не нужно было, но я худела не по дням, а по часам. Мои коллеги и администрация были обеспокоины.  Через три дня директор пригласил меня в кабинет, предложил мне  не проводить завтра уроки, а посетить врача, пройти обследование, чтобы выяснить причину столь быстрой потери массы тела. Я рассказала ему всю правду.
               Ранним утром 19 ноября старшую дочь нужно было встречать из Харькова, директор предложил мне встретить дочь.  Но в час ночи прибыл блудный отец, сообщил, что он встречает дочь.  Мне пришлось, утром звонить директору и отменять  его поездку.. В школе меня ждал сюрприз, в честь моего Юбилейя, торжественный стол  в учительской и в классе  гирлянда  из 45 надутых шаров.  После первого урока в класс вошли меня поздравить с цветами: калами, хризантемами дочери, муж с розами. Организовала всё старшая дочь. Оставшись, на едине со мной, она очень просила меня простит мужа. Она говорила
- Мама. Мы с Алёной выросли. Скоро создадим свои семьи. Сейчас ты заботишься о бабушке, но она не вечна, ты потом останешься одна. Вся твоя молодость прошла в заботе о других. Подумай о себя. Папа обо всём рассказал мне. Он ..-
- Дочь, не хочу ничего слышать. Пусть ваш разговор , останется в вашей памяти. Если я его прощу, то когда –то  он расскажет сам мне. Если же эти две версии не совпадут, я буду думать, что кто-то из вас  меня обманул.- .
  Мы помирились, я до сих пор не знаю, была измена, или просто встряска для нас обоих. Моя мама прожила ещё шесть лет.  Трудностей  у меня не прибавлялось, рядом со мной был самый лучший друг, который взял многие обязанности на себя,  у нас появилось свободное время для личной жизни. В нашей семье дочери никогда   не напомнили нам об этой  ситуации. Мы же стараемся жить так, что бы ещё долго быть примером для семей  дочерей.   
 
-


Рецензии