Первое увольнение

     Тянулись годы застоя. Работы не было. Но я был молод, и у меня всегда получалось, что-то заработать, что бы существовать. Мне хватало, я вроде не бедствовал, так жили все. Лет 15-ть прошло с тех пор, как я закончил институт. И вот меня разыскала однокурсница, и напросилась ко мне в гости.  В институте мы просто дружили, делились своими бедами и успехами. Она замужем, у неё росла дочка. Она молодец, не сдавалась и  когда всё пришло к развалу, взяла и пошла учиться на юриста. Мы вспомнили учёбу, поговорили о жизни и она вдруг спросила: «почему ты сдался, почему не хочешь нормально работать? Ты в институте был один из первых, мы все думали, что ты многого добьёшься. Почему ты сидишь дома, в тренировочных с вытянутыми коленками и не пытаешься сделать карьеру? Я сказал, что не бедствую, по сути, у меня всё есть, я не боюсь за завтрашний день. Мы попрощались, а меня что-то заело, зацепило.  Как будто меня взяли на слабо, мне как-то стало обидно. Я и не заметил что прошло уже 9 лет, с той поры как я ушёл с завода. На рынке всё было просто, у меня был японский микроавтобус, торгаши набирали товар, а я развозил по рынкам. Одна -две ходки и на жизнь хватало. Вспомнилось из той жизни. Грузчики-алкаши сдавали свои тележки, азерам в аренду. Без тележек товар не наберёшь и к машине не подвезёшь. Сейчас это выглядит смешно, но тогда, местные алкаши получали с азеров раз в неделю плату и пили до следующей недели. Я поговорил с ребятами на рынке, где развозил грузы. Они сказали, что действительно, началось какое-то шевеление, заработали некоторые фабрики и заводы.
      Была осень. Шел  2000 год. Я побрился, приоделся и поехал на родной завод, на котором отработал много лет. В кадрах, молодая девчонка  спросила, кем и где бы вы хотели работать? Я ответил, что я работал на этом заводе и всё здесь знаю, скажите, кто вам нужен и где, мне в принципе всё равно. Она порылась в компьютере и сказала, что в Транспортной службе нужен, зам. начальника цеха. Я согласился. Странное слово "Служба" перебралось в производство и прижилось там. Это, я думаю, связано с огромным сокращением военных. Я потом много их встречал на производстве. Мало чего понимая, и ни в чем не разбираясь на "гражданке" они смело шли на любые должности. Этим снизив з/платы, и сами себе доплачивая из своих военных пенсий.   На следующий день я уже работал. Начальник транспортной службы, был новый и молодой, он познакомил меня с начальником цеха, у которого я должен был быть замом. Нам предстояло произвести реконструкцию цеха и  наладить работу. За период застоя всё пришло в упадок. Я с таким рвением взялся за работу. На постоянных совещаниях, я начал советовать, что и как надо сделать, совершенно забыв, что я всего лишь зам. Я как Илья Муромец сидел на печи, и вдруг проснулся. Я сам не понимал, откуда я всё знал и помнил. Как то мы обсуждали свои вопросы в кабинете Зам, Генерального директора по общим вопросам.  Мы так увлеклись, что не замечали никого вокруг. Вдруг зам генерального, вступил в разговор и спросил:
– вы кто? – Я ответил,
- а Вы? – Спросил он Начальника цеха. Он ответил. Тогда зам, генерального сказал:
– я вас послушал и у меня сложилось твёрдое убеждение, что Вы – показав на меня. – должны быть начальником, а он – показав на начальника цеха, - возможно должен быть замом. Я был удивлён неожиданным поворотом. Но набрался смелости и сказал, что я в принципе не против. И потекла моя работа. Я летал, от радости и от азарта. Я так соскучился по работе. Всё спорилось, всё получалось.
      На заводе оказалось много старых работников, которых я знал ещё  по Советскому периоду. Вспоминая Советский период моей работы, мне запомнилось одно из последних партийных собраний, и как рабочие коммунисты радовались, развалу Компартии и как они говорили: « ВСЁ КОНЧИЛСЯ ВАШ ВЕК»! радостно потирая руки. Я тогда спросил:
– я всё понимаю, только одного не могу понять, если вы все вдруг станете капиталистами, то, кто на вас работать-то будет? Я что ли»? – но мой вопрос утонул в гневных и радостных криках рабочих.
      Прогуливаясь по старым цехам, я по силуэту узнал одного из старых рабочих. Он больше всех тогда кричал на собрании. Он, стоя так же у токарного станка, и точил те же детали. Я похлопал его по плечу, он обернулся и сразу узнал меня. Я спросил:
– «ну как»?
- Да! – Сказал он, посмотрев на меня грустными глазами, и назвав меня по имени отчеству,
- Вы были правы тогда»! Этот эпизод я запомнил на всю жизнь.
      От неуёмной энергии и желания быть полезным, я разработал схемы транспортных перевозок внутри завода. Было 22 цеха, и при грамотной организации цикличности маршрутов перевозок, можно было сэкономить, по моим подсчётам, аж 200 тыс. долларов, на сокращении техники, расходов на обслуживание, и т.д.   
Прежде чем показывать проект руководству, я решил посоветоваться со старыми работниками завода. И один старый очень умный еврей меня ошарашил
– кто тебе сказал, что при капитализме, нужна твоя экономия? – спросил он. Я был в недоумении.
– Вот смотри - сказал он.
– Директор завода получает свою прибыль. Если ты применишь свою экономию, то себестоимость продукции упадёт, а это значит, что Директор уже не получит своё. Что бы получить свою прибыль, рабочие должны выпускать уже больше продукции, но при этом, ни кто платить им больше не станет. Спроси у рабочих, надо им это? Лишнюю продукцию надо хранить на складе,  спроси на складе, надо им это? И за чей счёт она будет храниться? «Продажникам», надо дополнительно реализовать эту продукцию, как ты думаешь, они этому обрадуются? Теперь расскажи на железнодорожном участке, что им надо заказывать не 6 вагонов, а 7, для отправки товара, надо им это? И наконец, компании, с которой у нас заключён контракт. Они обрадуются, что эту же продукцию получат ещё кто-то (скажем, конкуренты) да ещё за меньшую цену. Им это может не понравиться и они, расторгнут контракт. А предложить им контракт за меньшие деньги, то им  придётся уменьшать себестоимость своей продукции, которую они добывают, при помощи нашей, а там свой Директор. И наконец, как ты посмотришь в глаза водителям электротехники, которых придётся сократить? 
     И я не стал показывать проект, но на всю жизнь запомнил этот урок.
     Я уже упоминал о большом количестве военных в отставке. На заводе их появилось тоже предостаточно. Был такой  случай: платили то мало и был такой фонд, потом это стали называть "з/плата в конвертах", который я распределял среди рабочих. Кому тысячу кому 500, кому 700. А если у него и так выходил потолок с переработками и даже больше, я не мог заплатить, больше и получалось минус 200, минус 300, минус  500,(из этого фонда) эти деньги я доплачивал остальным. И тут Начальник транспортной службы решил проявить свою власть. Решил сам распределять з/плату. Да, пожалста. Только когда он складывал минус 200 и минус 300, минус 500 у него получалось – ноль. а не тысяча. Боже, он не умеет складывать отрицательные числа?  Видимо в армии этого не требовалось. В результате он раздал всю з/плату, а старая работница цеха была на больничном и её просто не было в ведомости. Не получив ни копейки она пришла разбираться, (с воспалением лёгких), а денег то нет, весь фонд з/платы выдан. У неё потом отнялись ноги, я слышал. Вот так. А работники цеха получив сверх з/платы "лишнее", просто перестали выходить в выходные. А зачем? З/платы жёнам отдали и ещё на выпивку осталось, Зачем выходить? Я а потом не мог организовать работу дежурных смен. 
      Сидя как-то в кабинете у другого "вояки" к нему влетел снабженец:
- у нас проблема! Нужны трубы 160 на 5, а на складе только трубы 160 на 6.
"Вояка" с ходу отвечает:
- так, отрежьте метр! (будет не 6, а 5).
Снабженец отвечает:
- вообще-то 6 - это толщина стенки.
"Вояка" не задумываясь:
- так проточите на миллиметр.
Снабженец:
- изнутри? Трубу? 7 метров? Здесь напрашивается смайлик. Для несведущих, проточить конечно можно, в "оборонке" протачивают (калибруют) оружейные стволы, но это специальными высокоточными станками и стоит это безумно дорого.
     Прошло два года.  Всё было безоблачно, цех работал, проекты двигались, ничто не предвещало беды. На верху, начались какие-то движения, перестановки. Генеральным директором завода стала всем нам знакомая госпожа Нина Васильевна. Я её помню, когда ещё 16-ти летним пацаном, пришёл на завод. Она тогда была Начальником отдела труда и з/платы. Я ни как не отреагировал на это назначение. Мне было всё равно. Но! Но, начались какие-то, непонятные движения, невнятные действия, перестановки. Работа не шла уже как по маслу, запущенные проекты начали тормозиться. И стало не понятно, куда плыть. Потом сократили количество замов генерального. Уволили моего непосредственного Начальника. Я стал спрашивать у старых работников, что происходит. Раньше я как-то не интересовался кто она, эта таинственная госпожа Нина Васильевна. Оказалось, что на заводе она давно, пришла на завод маляром и как-то понравилась директору завода. Он взял её секретаршей. Потом директора менялись, а она переходила как переходящий вымпел от одного к другому. Так как все тогда были молодые, ходили слухи, что и в личные связи она входила (и переходила) легко. Поговаривали, что и мой отец, был с ней "близко" знаком.  Но отца уже не спросишь, он к тому времени уже умер. Рабочие рассказали мне, что совершили ошибку, когда на общем собрании, выбрали её в совет акционеров завода. Ребята объяснили по-простому:
- а кого было выбирать? Мы её все знали, а в списке больше знакомых фамилий-то и не было. Кто же знал, что так получиться. Что она станет Генеральным? То, что она делала, на заводе водило всех в ступор. Старики смеялись, а молодёжь пыталась найти какой-то смысл в её действиях и принятых решениях. И вот эта новая директриса, стала увольнять всех по принципу "хочу-не хочу". Всех, кто знал о её "легендарном" прошлом. Я думал, это меня не коснется, так как я был  моложе и естественно не знал ничего о тогдашних событиях и о её тогдашних "подвигах". Но вот как-то ко мне пришёл один из её приближённых, "для разговору". Мы знали друг друга уже давно, и он без предисловий сказал, что ОНА тебя "не хочет". В смысле - видеть на работе. ОНА заплатит тебе большую компенсацию, если ты напишешь заявление «по собственному». Что мне было делать? Это было моё первое увольнение не по своей воле. Потом завод потихоньку развалился, от 3.5 тыс. работников осталось 500, Нину Васильевну конечно "ушли", но это было уже потом.
Впереди у меня было ещё десятки увольнений, но это было первое, и  поэтому я его хорошо запомнил. 


Рецензии