Джон Берридж. Оправдание только верой

ОПРАВДАНИЕ ТОЛЬКО ВЕРОЙ
Джон Берридж (1762)
Works. L.,1838. P.338-357

Благодатью вы спасены через веру... не от дел, чтобы никто не хвалился 
Еф.2.8-9

Предисловие

После первой публикации этих писем примерно год назад, когда я изложил некоторые аспекты, мне стали приходить умоляющие письма читателей прислать еще один экземпляр, и восхваления искреннего, честного и достойного служителя Иисуса Христа преподобного мистера Берриджа. В нем были изложены многие известные истины, хотя ясно, что я не рассчитывал на подобный прием. Дети мира сего поступили бы лучше, если бы поняли, что для слуг Божьих людей будет лучше и им будет большая польза, если их будут поносить и преследовать за их Господина, и подвергли бы их злой и, скорее всего, обоснованной клевете, ибо, как сказал один из них, христиане – как ромашки: чем больше их топчут, тем больше они процветают. Увы, как должно скорбеть сердце каждого искреннего христианина, видя реформированную Церковь Англии, некогда лучшую в мире, снова канувшей в муть Рима! Доктрины падения, первородного греха и оправдания по вере в Крови Христа, предусмотренные в ее статьях и вероучении, постоянно осуждаются и отвергаются ее собственными членами, не только мирянами, но даже священнослужителями, которые на своей ординации торжественно поклялись проповедовать и поддерживать эти доктрины, заявив в присутствии Божием, что они служат Ему через Духа Святого.  И все же, увы, как редко мы встречаем тех, кто принял на себя эту тяжкую задачу заботы о душах, выполняя это обязательство как должно! Пусть же Господь убедит таких служителей в том, насколько они ошибаются, и выведет их из тьмы в чудный Свой свет!
В наши дни нет числа  сомнениям и спорам, между учеными и неучеными, касающимся оправдания и прощения грехов; является ли оно внезапным или же это результат длительной работы, осуществленной в сердце и проявляющейся в какое-то мгновение – этого люди не могут понять, как и того, каким образом нечестивый преступник может точно знать, что Бог ради Христа простил все его грехи. Однако нельзя сказать, что все это тайна, в которую следует просто верить, потому что она духовна. Именно так было в свое время с Никодимом, великим ученым, можно сказать, доктором еврейского права, который ответил нашему благословенному Господу в ответ на Его утверждение, что вы должны родиться снова: мол, как такое вообще может быть? Господь дал ему ответ, который должен послужить каждому такому скрупулезному, но темному в понимании исследователю до конца мира, пока Господь не благоволит раскрыть его ум: «Ветер     дует где хочет, и ты слышишь звук его, но не знаешь, откуда он приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан.3.8). Но поскольку все Священное Писание было написано для нашего наставления, я хотел бы привести несколько примеров, которые, как я надеюсь, во Христе будут для некоторых помощью в этом вопросе.
1.Возьмите историю женщины, взятой в прелюбодеянии и приведенной ко Христу, чтобы Он судил ее. Это бедное виновное создание дрожало перед Ним, ибо совесть обвиняла ее и она ожидала, что в любой момент ее могут повести на казнь; но вместо этого наш благословенный Господь, Который пришел не осудить, но спасти грешников, свободно оправдал ее и сказал: иди и впредь не греши. Ибо, когда Господь провозглашает прощение грешнику, у Него достаточно благодати и силы, чтобы Своим словом избавить человека от вины, а также от власти греха, если люди позаботятся исполнять Его слова.
2. Я упомяну также историю Закхея, которому наш Господь сказал: это день спасения
пришел в твой дом.
3. Корнилий (Деян.10) чем-то похож на мистера Берриджа: он был вроде бы набожным человеком, постоянно молившимся Богу. Господь желает, чтобы таких было больше, но кроме этого Он хотел сделать его полностью христианином. Каким образом? Господь повелел ему послать за Петром. Пришедший апостол объяснил ему цель смерти Христа, заявив также, что всякий верующий в Него получит прощение грехов; и он сказал это так, что внезапно Святой Дух сошел на них на всех.
4. Посмотрим также на убоявшегося Бога тюремщика (Деян.16.25), на обращение св. Павла и на много других случаях, описанных в Деяниях и в других местах. Но мне хотелось бы завершить простым наблюдением над проповедью Петра в Деян.2. Что происходило, когда он заговорил так, что огромная толпа сразу же была поражена в самое сердце и люди воскликнули: «мужи братия, что нам делать, чтобы спастись?» (ст.37). Последующие стихи описывают, как 3000 из них были мгновенно освобождены  от своих страхов, и приняты в Церковь Христову.
И, как правило, люди, которые в наше время так же внезапно бывают оправданы или помилованы – это те, кто уже искренне убеждены, что они потерянные грешники, и приходят ко Христу, будучи осужденными и гнушаясь собой; им нечем платить и они по сути ничего не просят, но именно тогда Христос прощает их. Ибо это Его служение, и Он для этого пришел в мир – чтобы спасти грешников. И поэтому для спасения в нас не требуется никаких качеств, кроме приговора самому себе, осознания нашего потерянного состояния и желания спастись; единственное условие здесь – это вера в Господа нашего Иисуса Христа. И сколь бы ни было прекрасным и полезным изучение человеческих учений и мнений в других вопросах, как это делают все учителя – ни обладание этим знанием никогда не приведет душу ко Христу, ни отсутствие его не удержит от Него, и многие века опыта подтвердили, что благодать всегда имеет превосходство над иным знанием.
Я хотел бы добавить здесь два слова о добрых делах. Статья 3 нашей Церкви утверждает, что любые дела, совершенные вне благодати Христа и вдохновения Святого Духа, не угодны Богу, потому что они сделаны не по вере в Иисуса Христа, как Бог повелевает. Я знаю, что это является большим камнем преткновения для многих людей с хорошими побуждениями, но мудрый человек способен признать, что он ошибался и шел по неправильному пути (Притч.14.12) или понимал вещи в неправильном свете, забыв, что его ум поврежден первородным грехом. Это презираемое учение проводилось и излагалось совсем недавно многими служителями Христа, такими, как г-н Уайтфилд, г-н Уэсли, г-н Ромэйн, и многими другими. И кто представил его  в более ясном свете, чем Сам наш благословенный Господь, говоря о дереве и его плодах (Мтф.7.17-18)? Он хорошо знал, что сердца всех людей по природе гнусны, злы и продажны, и поврежденное дерево должно измениться по своей природе, прежде чем его плоды станут хорошими. Г-н Уэсли полностью объяснил это в своем «Призыве к людям разума и религии» для удовлетворения тех, кто этого не понимает, и некоторых других, что, возможно, не хотят в это поверить; и я могу лишь кратко изложить его выводы.  После объяснения термина «оправдание верой» и отвержения нескольких возражений против него по Писанию, нашим статьям, литургии и учению Церкви он, таким образом, приходит к следующим выводам:
1. Добрые дела, должным образом так называемые, не могут предшествовать оправданию.
2. Никакая степень истинного освящения также не может предшествовать ему.
3. Как единственной причиной оправдания является жизнь и смерть Христа, единственным его условием является вера.
4. Святость внешняя и внутренняя, не вытекающая из этой веры, никого не оправдывает.
Можно ли еще что-то добавить к этому, говоря о соотношении оправдания только по вере с усердием к святости и добрым делам? Я никого в данном случае не обличаю, я лишь защищаю учение Церкви, которое не только утверждает, но настаивает на том, что никто не войдет в славу, не будучи свят не только в своих поступках, ни и в сердце. Я умоляю также всех, кто уверовал, позаботиться о том, чтобы творить добрые дела. И если так, то откуда эти бесконечные распри и что доказывают приводимые мне аргументы?
Вера – это не просто слова, братья. Но при всех спорах такого рода я считаю, что лучшее, что здесь можно сделать во славу Божию - это относиться к таким людям с нежностью,
жалостью и любовью: если таким образом мы сможем возобладать над ними, хорошо; если нет, то давайте принесем эти бедные души неверующих к Богу в наших молитвах, взывая к Его состраданию, и не перестанем молиться за них, пока Бог не ответит на наши молитвы согласно Его слову: просите и дастся вам. Просите за жизнь ваших братьев, и Господь дарует вам просимое. И я уверен, что это помогло бы больше в таких случаях, чем двадцать хорошо написанных аргументов. Пусть это поможет всем, кто считают себя христианами, отказаться от частных мнений и ненужных словопрений, и стремиться лишь преуспеть в послушании нашему благословенному Искупителю и в любви друг к другу. Тогда Царство Христа возвеличится, а сатана будет попран под нашими ногами. И о том, чтобы это сбылось, искреннее желание и молитва самого недостойного из тех, кого Христос искупил Своей драгоценной Кровью,
Джона Берриджа.

ОПРАВДАНИЕ ПО ВЕРЕ

Эвертон, 3 июля 1758 года.
Дорогой и уважаемый сэр,
Мое желание и намерение в этом письме – сообщить Вам, что Господь в последнее время сделал для моей души; для этого может быть необходимым немного охарактеризовать мой образ жизни с юности до настоящего времени.
Когда мне было четырнадцать, Бог благоволил показать мне , что я был грешником, и что я должен "родиться свыше" , прежде чем я смогу войти в Его Царство. Соответственно я отправился читать, молиться, и смотреть, и, таким образом, это позволило добиться определенного прогресса, так что я начал обольщать себя тем, что стал религиозным. Таким образом я продолжал жить, хотя и не всегда с тем же усердием, пока около года назад я не подумал: не думаю ли я, что нахожусь на верном пути к Небу, хотя и не начал этот путь, и что я иду к Сиону, хотя и не обратил лицо в его сторону? В самом деле, Бог показывал мне, что я был неправ, поставив под вопрос мое служение, но я не обращал внимание на это в течение длительного времени, приписывая то, что мне не хватает успеха, непослушным сердцам моих слушателей, а не моему собственному опасному и небиблейскому учению.
Вы можете спросить: как это могло случиться? Каково  было мое учение? Это было учение, которого отчасти придерживается по своей природе каждый человек, пока он остается в невозрождённом состоянии, что мы должны быть оправданы отчасти благодаря нашей вере и отчасти по нашим делам. Это учение я проповедовал в течение шести лет уже в сане священника, который я принял с окончанием колледжа, и хотя я испытывал некоторые необычные и болезненные переживания, когда серьезно стремился возрастать в святости, мои люди в приходе оставались столь же неосвященными, как и прежде, и ни одна душа так и не пришла ко Христу. На самом деле в общине было нечто большее, чем форма религии, но все же не было ее силы (2 Тим.3.5).
Теперь в моей голове возникли некоторые тайные опасения, что все же я был неправ. На Рождество 1755 года эти опасения усилились и стали в конце концов очень болезненными. Примерно через десять дней, когда я однажды утром сидел в своем доме и размышлял над текстом Писания, в моей голове заметались следующие слова, и, казалось, на самом деле , что они были как голос с неба: "ПЕРЕСТАНЬ ПОЛАГАТЬСЯ НА СВОИ ДЕЛА!". До того как я услышал эти слова, мой разум необычно спокоен, но как только я услышал их, душа моя оказалась как в буре, и слезы текли из моих глаз, как поток. Ибо с моего взора упала как завеса (Деян.9.18, 16.14, Лк.34.45, Пс.118.130), и теперь я ясно увидел скалу на которой стоял почти тридцать лет. 
Вы спросите, что это была за скала. Это была какая - то тайна зависимость от моих собственных дел в отношении спасения. Дела, дела, дела! Я надеялся частично спастись в свое имя и частично во имя Христа, частично своими делами, а частично Его милостью, хотя нам сказано,  что мы спасены через веру, не от дел (Еф.2.8-9). Я надеялся сделать себя приемлемым для Бога частично через мои собственные добрые дела (Тит 3.5-6), хотя нам сказано, что мы приняты в Возлюбленном (Еф.1.6). Я надеялся достичь мира с Богом частично через мое собственное послушание закону, хотя я сам говорил, что мир достигается только верой (Рим.5.1). Я надеялся сделать себя чадом Божиим через освящение, хотя нам сказано, что мы сделались сынами Божиими через веру в Иисуса Христа (Гал. 3.26, ср. Иоан 1.12-13). Короче говоря, я положил правду Божию на одну чашу весов, а множество добрых дел, которые я мог сделать - на другую, и когда я узнал, что эти мои добрые дела никак не уравновесят чашу Божией справедливости, я бросил на свою чашу Христа как довесок. И на самом деле это делает каждый, кто надеется на спасение тем, что он сделает то, что сможет, а Христос доделает остальное. Наконец, когда, повинуясь небесному видению, я перестал надеяться на свои дела вообще, я отбросил их в сторону, как грязные лохмотья (Ис.64.6) и, наконец, обрел отдых и покой в завершенном деле Искупителя (Иоан.19.30). Так я узнал, что на самом деле значит, что мы имеем  мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим.5.1).
Я надеялся стать чадом Божиим через освящение, хотя нам сказано, что мы сыны Божии по вере в Иисуса Христа (Гал.3.26). Я думал, что возрождение или новое рождение состоит в освящении, но теперь знаю, что оно состоит в вере (1 Иоан.5.1). И если вы сравните два отрывка – Гал.6.15 и 4.6, вы найдете, что новая тварь – это вера, действующая любовью; апостол добавляет эти слова для того, чтобы отличить живую веру от мертвой. Я думал, что освящение предшествует оправданию, но теперь я уверен, что оно следует за ним, или, другими словами, что мы должны быть оправданы по вере, прежде чем мы можем иметь любое истинное освящение. Когда мы оправданы, это совершается свободно, без какого-либо нашего вклада по существу, только благодатью Божией через Иисуса Христа (Рим.3.24-28).
Все, что требуется перед оправданием – это то, чтобы мы были Духом Божиим убеждены в нашей крайней греховности (Ис.64.6),  убеждены в том, что по своей природе мы дети гнева, что мы рождены в грехе (Еф.2.3) и  что мы находимся под проклятием Бога в силу содеянных нами грехов (Гал.3.10). И с этим убеждением мы должны прийти к Господу Иисусу Христу, отказавшись от собственной праведности, и полагаясь исключительно на Него, ибо Господь предназначил Его быть нашей праведностью (Иер.23.6). Опять же, Христос говорит: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»; то есть Я возьму ваше бремя, Я освобожу вас от вины греха. Здесь можно заметить, что единственное, что требуется от нас, когда мы приходим ко Христу – это быть обремененными и понимать, что никто не сможет снять наше бремя, кроме Христа. Опять же, Христос пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Лк.4.18). Послушайте Его зов: «Жаждущие, идите к водам…  идите, покупайте вино и молоко», то есть благословения Евангелия, "без серебра и без платы". Нам повелевается приходить без денег, то есть без всяких своих заслуг; мы должны прийти с пустыми руками, не претендуя ничего купить. То, что предложено свободно и милостиво, должно быть и получено свободно. От нас ничего не требуется, но только жажда. Почему фарисей был отвержен (Лк.18.5)? Потому что он пришел умолять Бога ради своих дел. Это был человек набожный, справедливый, целомудренный и трезвый, и он благодарил Бога, Который помог ему стать таковым. Вроде бы у него все было в порядке. Но при этом он полагался на свои дела и умолял Бога на основании этих дел, и это показало, что он просто не знал, что он грешен и может спастись только по милости Божией через веру.  Он открывал свои уста и просил Бога ради себя, хотя Бог говорит, что пред Ним заграждаются всякие уста и становится виновным весь мир (Рим.3.19).  И почему был оправдан мытарь? Не из-за его дел, но потому, что он понимал, насколько он плох, обвинял только себя, чувствовал себя осужденным и плакал, полагаясь только на милость Божию.
 А теперь, уважаемый сэр, послушайте, как истинная религия возникает и начинает расти в душе человека. Когда Дух Божий убеждает человека, что он дитя гнева и находится под проклятием Бога (в каковом состоянии каждый продолжает быть, пока он не принял Иисуса  Христа в свое сердце по вере), то сердце такого человека обеспокоено грехом; он чувствует то, чего раньше никогда не знал, и это значит, что в нем появилась вера, и он начинает оплакивать свое злое сердце и неверие. В этом состоянии одни пребывают дольше, другие меньше, пока Бог не начинает взращивать в них веру. Тогда они оправданы и обретают мир с Богом (Рим.5.1), и их грехи прощены  им по Его слову (Лк.7.48-50). Когда мы получаем веру от Бога, ибо это Его дар (Еф.2.8) для нашего оправдания, затем мы должны получить Духа для освящения нашей природы (Еф.1.13, Гал.4.14). И тогда мы получаем возможность творить добрые дела и приносить все больше и больше плодов святости, ибо любовь Божия излита в наше сердце Святым Духом (Рим.5.5). Теперь мы ходим в утешении Святого Духа (Деян.9.13), наполнены радостью и миром в вере (Рим.15.13), радуемся радостью неизреченною и полною славы (1 Пет.1.8), и Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии (Рим.8.16, 1 Иоан.5.10).
Вот вещи, с которыми я был совершенно не знаком при всех своих чтениях и молитвах, и эти вещи чужды любому человеку, пока он не сделан чадом Божьим по вере в Иисуса Христа. Но даже если верующий творит добрые дела и постоянно все больше и больше освящается в теле, душе и духе, его надежда на небо не строится на его освящении, но на его вере во Христа; он знает, что она зависит только от того, что он во Христе (Кол.2.10). И как только он начинает стремиться оправдаться своим послушанием закону Божию, он отпадает от Христа, и утрачивает интерес ко Христу (Гал.5.4). Соответственно, он должен стремиться приносить плоды праведности, но, как и апостол Павел, он желает найтись только во Христе, не имея ничего своего и никак не полагаясь на свою праведность, но на праведность от Бога по вере (Фил.3.8-9).
А теперь позвольте мне указать вам на огромное заблуждение, которое чуть не погубило мою душу. Я давно видел в своей природе нечестие, но не думал, что мне нужно родиться заново. Я бодрствовал, молился и постился, думая очистить свое сердце с помощью этих средств, тогда как его можно очистить только верой (Деян.15.9) и только при этом условии есть смысл молиться, поститься и исполнять другие обязанности. Но я, как и многие другие, рассчитывал на что-то помимо этого, считая, что я должен сделать для себя что-то такое, чего, по крайней мере отчасти, Христос сделать не может. Я видел себя греховным и большим грешником, но не полностью потерянным, и поэтому я не мог прийти к Иисусу Христу, чтобы только Он спас меня; я презирал истину об оправдании только верой, считая ее глупым и опасным учением; я не совлекся всей собственной праведности и не мог смотреть на нее как на запачканную одежду, и поэтому стремился поставить свою праведность и не подчинялся праведности от Бога по вере (Рим.10.3). Короче говоря, я не искал праведности через веру, но делами закона; и, таким образом, я спотыкался и падал (Рим.9.31-32). Иначе говоря, я готов был положить на одну чашу весов Божью праведность, а на другую - свои добрые дела, которые я мог сделать; и поскольку эти дела не уравновешивали Божью справедливость, я готов был положить Христа в качестве довеска. И именно это делает каждый, кто в деле спасения отчасти надеется на себя, и лишь затем стремится положиться на Христа.
Но, дорогой сэр, Христос будет нашим Спасителем или целиком, или никак. И если Вы думаете, что Ваши добрые дела могут как-то рекомендовать Вас Богу, то у Вас, конечно же, нет никакого интереса ко Христу, и пока Вы остаетесь в этом состоянии, то, говоря попросту, Вы остаетесь под проклятием Божьим, и в таком положении находится каждый, кто допускает хоть какую-то опору на свои дела и думает, что он будет делать то, что должен, а Христос пусть доделает все остальное. 
Теперь я продолжу и ознакомлю Вас с успехом, который в последнее время имел место в моем служении. Как только Бог открыл мне Себя  и показал мне истинный путь к спасению, я начал сразу же его проповедовать. И теперь я начал обращаться к своим слушателям совершенно не так, как я привык это делать. Я говорил им очень ясно, что они были чадами гнева, и находятся под проклятием Бога, хотя они этого не знали, и что только Иисус Христос может избавить их от этого проклятия. Я спросил их однажды: разве вы не нарушали закон Божий хотя бы когда-либо мыслью, словом или делом? Если да, то они под проклятием, ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет написанное в книге закона. Или же тот, кто соблюдает весь закон и нарушает что-то одно, сразу же  становится виновным во всем. Конечно, если бы мы могли исполнить весь закон, не нарушив ни одной йоты, сделали все и устояли в  законе Божием, тогда, действительно, мы могли бы претендовать на вечную жизнь благодаря нашим делам. Но кто способен к сему ? Если мы нарушаем Божий закон, мы сразу же попадаем под проклятие его; и никто не может избавить нас от этого проклятия, но только Иисус Христос. И это конец всякого оправдания делами раз навсегда. Никакое будущее хорошее поведение никогда не сможет загладить мои прежние грехи. Если я сегодня соблюду все заповеди, это не извинит того, что вчера я нарушил одну из них. Если я сегодня буду тише воды ниже травы с соседями, это не поможет мне, если вчера я треснул кого-то из них по голове. Поэтому если я все еще под проклятием Божиим за то, что нарушил Его закон, я не могу сделать ничего, чтобы избавиться от этого проклятия. Тогда я могу лишь возопить: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?». И действительно, никто, кроме Иисуса Христа (Рим.7.23-25). Таким образом, если я когда-то был грешником, ничто, кроме Крови Христа, не сможет очистить меня от греха. Вся моя надежда поэтому только на Него, и я должен бежать к Нему как к единственному убежищу, предназначенному для меня.
Именно так, уважаемый сэр, я начал проповедовать, заботясь о том, чтобы сбить самодовольство со своего стада, и трудясь показать людям, что они потеряли все и остаются в этом состоянии, и ничто не сможет восстановить их и сделать детьми Божьими, кроме веры в Господа Иисуса Христа. Но теперь я увидел следствия: это было странной доктриной для моих слушателей. Они были удивлены, встревожены и расстроены. Ветхая плотская природа всколыхнулась в них и начала бунтовать и противиться истине. Однако умы большинства были затронуты некоторым убеждением, а   сердца некоторых были действительно сокрушены из-за их греха, так что они приходили ко мне как слушатели Петра в Деяниях, больно уколотые в самое сердце, и порой горько плакали, спрашивая: что нам делать, чтобы спастись? Тогда я представил им Божьи обетования,  и сказал им, что если они оказались под проклятием, Христос готов избавить их от него; если они обременены и измучены, Христос даст им покой; если их сердца сокрушены грехом и они обратятся ко Христу, Он исцелит их. Я увещевал их и благодарил Бога за это обличение, заверяя людей, что это прекрасный знак для их душ. Бог должен сначала поразить сердце, прежде чем Он сможет исцелить его (Ис.19.22). В целом я нашел, что они получили утешение от обетования, и хотя они часто жаловались на бремя греха, злого сердца и неверия, но они всегда уходили отдохнувшими и успокоенными. Многие приходили разговаривать со мной в таком тоне, и их было все больше; и хотя некоторые при первом же обличении терялись и даже уходили, но другие обращались к Господу. Они начали радоваться Ему и любить Его, любить Его слово и больше размышлять над ним, упражняться в молитве и украшать свое исповедание достойным его хождением и жизнью.
А дальше позвольте мне дать одно разъяснение. До того, что со мной случилось, я проповедовал очень усердно в течение шести лет в бывшем приходе, и не привел ко Христу ни одну душу. Я сделал то же самое в этом приходе в течение двух лет без всякого успеха, но как только я стал проповедовать Иисуса Христа и веру в Его Кровь, верующие стали постоянно приходить в церковь; люди стекались из всей округи,  чтобы услышать чарующие звуки Евангелия, некоторые приходили за шесть, восемь и даже десять миль, и начинали ходить так постоянно. И теперь позвольте мне спросить: почему мое служение не давало ничего подобного, когда я проповедовал спасение частично верой и частично делами? Это произошло потому, что это учение не от Бога, и ни одно служение не будет процветать, пока оно не начнет проповедовать Евангелие как должно, то есть спасение по вере в Иисуса Христа.
Теперь позвольте мне приложить все сказанное к Вашему собственному сердцу, и пусть Бог расположит Вас так, чтобы Вы приняли мои слова с кротостью. Действительно, сэр, я люблю и уважаю Вас, иначе я просто не мог бы писать Вам так откровенно. Но подумайте: не впали ли Вы в ту же ошибку, в которой я жил почти сорок лет, а именно думая, что  Вы должны быть спасены отчасти верой и отчасти делами? И не проповедовали ли Вы это учение? Если да, то Вы  можете быть точно уверены в двух вещах: во-первых, что Вы еще никогда не приводили своим служением ко Христу ни одну душу, и, во-вторых, что Вы сами еще даже не встали на путь ко спасению. Не гневайтесь же на меня за то, что я говорю Вам правду! Возможно, Вы скажете, что Вы были не только искренни, но и усердны в проповеди Слова Божия. Но есть ревность, которая не по разуму ; и это рвение было и у меня, хотя я знал, что что-то не так. Вы можете сказать дальше, что Вы много читали и много молились. Так было и со мной, но я ничего не знал как должно, пока Бог не благоволил показать мне, как я слеп, и когда я заплакал в сердце своем и просил Его дать мне свет и путь, Он открыл мои глаза (Иоан.9.39).
Уважаемый сэр, я дам Вам некоторые советы, и я надеюсь, что они приведут Вашу душу в более безопасное состояние. Прежде всего – молитесь Богу, чтобы Он вел Вас к познанию истины, как она есть в Иисусе; чтобы Он удержал Вас в истине, если вы уже получили ее, или показал ее, если Вы по-прежнему в заблуждении.  Если вы будете делать это искренне и постоянно, Бог не оставит Вас надолго во тьме, раз Вы сами не захотите в ней остаться (Иак.1.5).  Сейчас я скажу еще несколько слов о себе и о тех препятствиях, которые удерживали меня от истины.
 Когда я впервые пришел в университет, я прилежно учился, чтобы стать богословом, будучи наставлен, что никто не должен  проповедовать, если он не получит степень в университете. Я изучал классическую литературу, математику, философию, логику, метафизику и читал сочинения наших выдающихся богословов; все это я делал двадцать лет, и все это время уходил все дальше и дальше от истины, как она есть в Иисусе, тщетно надеясь получить от человеческой мудрости свет и наставления, которые могут дать только Бог и молитва. За это время я считал, что в чем-то преуспел потому, что я был несколько более серьезным и прилагал больше усердия  в моем служении, чем некоторые другие из моих братьев; но, по правде говоря, я не методист и даже не был знаком с этим направлением, чтобы усвоить от него фундаментальное учение об оправдании верой, и я считал, что проповедь – это высокая привилегия того, кто будет практиковать определенного рода святость.   Но когда Богу было угодно полтора года назад открыть мне глаза, Он показал мне нечто совершенно иное и начал учить именно этому. Теперь я увидел, что ничто не удерживало меня от праведности так, как стремление к человеческой мудрости. Я понял, что для ученого или мудрого человека так же трудно спастись, как для богача или аристократа (1 Кор.1.26). Я увидел, что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное, чтобы посрамить сильных, и это так по двум простым причинам: во-первых, чтобы никакая плоть не могла хвалиться в Его присутствии (1 Кор.1.29), и, во-вторых, чтобы показать, что вера не может быть произведена мудростью человеческой, но властью Божией (1 Кор.2.5). Я увидел также, что никто не может понять Слово Божие, кроме как Духом (1 Кор.5.12), что все верующие помазаны Святым Духом, и что только так они приводятся к знанию той истины, которая единственно нужна (1 Иоан.2.20), и также что  что каждый истинный верующий уполномочен проповедовать Евангелие, при условии, что он обладает даром слова. Я убедился, что учение методистов о оправдании верой есть учение самого Евангелия, и если те, кто его проповедуют, проповедуют успешно, для меня не имеет значения, священнослужители они или миряне. Таковые проповедовали учение Христа, и Христос был с ними, так что многие ежедневно присоединялись ко Христу.
Но Вы  скажете, возможно, что методисты – это схизматики. Давайте исследуем этот вопрос. Схизматик или раскольник – это тот, кто разделяет установленную церковь. Но я прошу тогда объяснить, что Вы понимаете под церковью и что отличает одну церковь от другой. Разве это не учение? Церковь Англии отличается от Римской не зданиями, колоколами и ризами, но учением. Раскол, таким образом, состоит в отрыве от определенного учения внутри стен церкви. Когда на ярмарке в Стирбиче шла проповедь для ее участников под открытым небом и проповедовали священник из Кембриджа и выпускник ближайшего колледжа – вы бы назвали это расколом? Конечно, нет, даже если этот священник проповедовал под открытым небом на неосвященной земле. Совершенно очевидно, что раскол – это не способ проповеди в церкви, но проповедь, противоречащая ее учению. И теперь, дорогой сэр, позвольте мне открыть Вам действительно мой грех и позор. Я торжественно подписал устав нашей Церкви и выразил горячее одобрение и согласие с ним; среди всего прочего я заявил, что мы праведны пред Богом  только через заслуги Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа по вере, а не нашими делами, и что мы оправданы только верой, как говорит наша 11-я статья. Но, торжественно подписав эту статью, я много лет не верил в нее и не проповедовал ее, а проповедовал спасение частично верой и частично делами! И какое это было ужасное лицемерие и позорное увиливание! Я считался истым церковником, а на самом деле был действительно раскольником и еретиком, ибо я подрывал основополагающие учения нашей Церкви и сам фундамент Евангелия, а именно оправдание только по вере. И, что еще страшнее, я делал то, что делает большинство духовенства Англии, которое проповедует не что иное, как оправдание верой и делами.
И что это значит? Почему мы удивляемся, что среди нас не хватает истинной религии, Евангелие Христа не проповедуется и Христос оставил наши служения? Посмотрите на приходы вокруг и спросите себя, найдете ли Вы там что-то, кроме формальной религии. Среди тех, кто считает себя религиозными людьми, много тех, кто ведет воздержанный, высоконравственный и вроде бы благочестивый образ жизни, читает Писание, молится, постится и раздает милостыню; но как мало среди них тех, кто на опыте знает силу религии! Если Вы спросите у этих людей о важнейших истинах Писания – то что Вы услышите? Знают ли они, что Иисус Христос  в них, в противном случае они распутники (2 Кор.13.5)? Живет ли Христос в их сердцах по вере (Еф.3.17)? Прощены ли их грехи ради Христа (1 Иоан.2.12)? Получили ли они помазание от Святого (1 Иоан.2.20)? Излилась ли любовь Божия в их сердца Духом Святым (Рим.5.5)? Наполнены ли они радостью и миром в вере (Деян.15.13)? Ходят ли  они в утешении Святого Духа и радуются ли радостью неизреченною и славною (Деян.9.31,1 Пет.1.8)? И, наконец, свидетельствует ли Дух Святой их духам, что они дети Божьи (Рим.8.14-16)? Я боюсь, что если Вы зададите им эти вопросы, они будут пялиться с крайним изумлением и в лучшем случае назовут Вас энтузиастом. Сейчас есть много таких людей, у которых вроде бы все в порядке, но никто из них не вкусил власти религии; они могли измениться внешне, но не обновиться Святым Духом, а таковых Спаситель называет окрашенными гробами, красивыми снаружи, но полными гнили внутри. Они стремятся войти в дом Царя небесного не в брачной одежде; они подвизаются, но незаконно. Ибо они не стремятся войти в Царство через Иисуса Христа, но частично через Христа, а частично сами, отчасти верой и отчасти делами. Это почти христиане, но это не христиане. И если однажды не произойдет так, что они будут охвачены глубоким обличением и познанием своей крайней нужды во Христе и того,  и что они могут быть оправданы только через веру в Его Кровь, эти люди, не найдя правильного питания для своей души в нашей Церкви, будут вынуждены идти куда-то еще и искать его там, где смогут найти. Неудивительно поэтому, что среди нас так мало настоящих христиан.
Возможно, Вы проповедуете, читаете Отцов Церкви, читаете сочинения старых добрых епископов, которые публиковались сто и больше лет назад, и там Вы сможете найти Евангелие, которое проповедовал Христос, и истинное учение нашей собственной Церкви. Но с того времени, и особенно с прошлого века, наше духовенство все больше и больше отходило от наших доктрин, статей и проповеди, так что сегодня редкий священник не противоречит доктринам, под которыми он подписался. И почти   все проповеди, которые были опубликованы в прошлом веке, содержат понятие, что учение, согласно которому мы должны быть оправданы частично нашими делами и частично Христом, ложно по существу и губительно для душ. Возможно, Вы спросите: как наше духовенство могло пасть настолько низко? Я отвечу: это легко. Каждый человек, пока  он по-прежнему под властью плотского ума, и не пробужден, чтобы увидеть свое полностью потерянное состояние, от природы склонен принять это учение. Если он не убежден Духом Божиим, что вся его праведность как запачканная одежда (Ис.64.6), и что сам по себе он совершенно беспомощен, он естественным образом склонен поставить свою праведность, а не положиться на праведность от Бога по вере. Тот, кто не чувствует свое полностью потерянное и беспомощное состояние,  всегда будет полагаться на себя, и вместо того, чтобы взирать только на Иисуса Христа для спасения, он отчасти обращается ко Христу, и отчасти полагается на себя; вместо того чтобы искать праведности и силы  от Господа Иисуса Христа, он ищет их отчасти от Христа, и отчасти от самого себя; вместо того, чтобы искать оправдания у Господа, он ищет оправдания отчасти благодаря Господу, и частично через себя. Но посмотрим, что Христос говорит по этому вопросу (Ис.22.25)!
А теперь позвольте мне спросить, как случилось, что вся Римская церковь могла отойти от простоты Евангелия и впасть в это учение о спасении верой и делами, которое теперь перешло и к нам? Это было ввиду порочной природы человека, которая мнит, что она что-то может и что-то сделает, хотя она не может ничего сделать, чтобы оправдать себя в глазах Бога. В Реформации наша Церковь снова вернулась к Иисусу Христу и провозгласила оправдание только по вере. И так это продолжается по сей день ; но хотя наши  статьи и проповеди продолжают звучать по-евангельски, наши церковники все больше отходят в сторону Рима, проповедуя, несмотря на наши статьи и клятвы, все самое пагубное, что несет папская  доктрина оправдания верой и делами, которая, я уверен, никого и нигде не приведет ко спасению. 
Но я верю, что Бог еще посетит Своей милостью нашу бедную изуродованную церковь. Он поднял около двадцати лет назад г-на Уайтфилда и г-на Уэсли, и позволил им успешно проповедовать вероучение нашей Церкви*. И сейчас Он ежедневно поднимает все больше и больше здравых служителей. По моим сведениям, на прошлое Рождество сорок служителей пришли к исповеданию истины, и еще трое обрели веру в течение последних шести недель. И пусть так всегда действует милость Божия, которая открыла мне глаза и вела к познанию истины как она есть в Иисусе.
Я послал Вам в дар несколько книг и памфлетов. Прочтите их, и прежде чем начнете читать, обращайтесь к Источнику мудрости для света и руководства. Если Вы будете полагаться на свои силы или труды других людей, Бог может сокрыть от Вас Свое славное Евангелие в наказание за такую самонадеянность и пренебрежение к Нему.
Когда я сел писать, я не хотел заполнить и половины листа, но, взяв перо, не знал, как отложить его в сторону. Я описал пережитое мной свободно и, надеюсь, без надрыва. Пусть Бог благословит написанное мной и просветит другим глаза, как Он даровал Свою милость мне; да просветит Он Вас Духом Своим к познанию истины, как она есть в Иисусе, и позволит Вам исполнить свое дело в привлечении душ из тьмы в свет и переходе их из царства сатаны в славное Царство Возлюбленного Сына Божия. Аминь.   

*Мы считаем уэслианство ересью, противоречащей в т.ч. 39 Статьям. – Пер. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии
"проповедовать Евангелие как должно, то есть спасение по вере в Иисуса Христа" - аминь!

Наталья Ласточка   24.07.2016 06:22     Заявить о нарушении