Мифологема Чеховского сада

   
               
 «Нетронутая естественная среда … никогда не казалась людям  пригодной для обитания… Образом идеальной среды выступал  для них вечнозеленый сад – архетипическая модель мира  в виде полностью освоенной и  нежно взлелеянной природы…».
                Л.Переверзев. Образы обитаемого    
                пространства.    Знание – сила. 1984. 12.


       Осенью 1982 года  состоялось заседание Научно-методического совета Дома-музея А.П.Чехова в  Ялте: принимали  план реконструкции Чеховского сада, разработанный московским институтом «Леспроект». Это ведущее научное учреждение  восстанавливало парки Ленинграда, Петродворца, Пушкина. В чеховском саду за давностью лет перемешались подлинные чеховские деревья  - и так называемый «самосев». К примеру, на куртине возле балкона второго этажа выросла слива, именуемая «плевок»... Стоило большого труда отделить  «овец от козлищ». С помощь оригинальных приборов дендрологи определяли возраст деревьев, высверливали тонкие керны древесины, высчитывали годовые кольца. Оказалось, сохранилось  примерно 60 процентов подлинных чеховских насаждений. Это не только большие деревья, но и многие кустарники. К примеру, османтус падуболистный, именуемый «тещин язык», татарская жимолость, вьющаяся роза Бэнкса, цветы которой каждую весну превращают южный фасад Белой дачи в золотое сиянье.
     На  заседании присутствовали дендрологи - специалисты Никитского ботанического сада. В ходе  изучения  схем расположения мемориальных деревьев и кустарников,  дебатов  о конфигурации куртин  я вдруг почувствовал, что  в основу структуры сада заложена  глубоко поэтическая мысль. Сад -  вечная весна, сад, наполненный  запахами цветения круглый год! На экскурсиях по традиции говорили, что Чехов любил природу средней полосы,  нарочито сажал  листопадные  деревья, - ну, чтобы было похоже на Подмосковье… Ну, много ли поэзии  в саду,- подумалось мне, - если он  похож на голое черное пятно среди  зеленых ялтинских зим? 
      Программу приняли, принялись воплощать в жизнь – с коррективами. Цветущие кустарники стали размещать поближе к центральной дорожке, чтобы посетители могли полюбоваться ими. И вот теперь, спустя  полтора года,  когда в саду появились утраченные чеховские породы растений,  мысль о «вечной весне»  нашла подтверждение. Деревья и кустарники действительно создают живую эстафету цветения. Особенно трогательно цветение жимолости душистой в январе: мелкие кремовые цветочки раскрываются только  при минусовой температуре. Сумасшествие! О весне не говорю: весна - она и в тундре весна. А вот когда высадили возле экскурсионной тропы  утраченный  было клеродендрон – какое оказалось осеннее звездное  чудо! Восстановили редкий вид магнолии  Суланже, которая на зиму сбрасывает листья,  а весной покрывается  нежно-сиреневыми крупными цветами.  Посадили жасмин голоцветковый – он  засиял ярко-желтыми  соцветиями посреди зимы.  Появилась и разновидность  японской сакуры – ее цветы, словно розовая вата, обкладывали тонкие ветки, а потом  выкладывали пушистый узор  на земле.
    Я спросил об идее «вечной весны» у сотрудников Никитского сада. Они на меня посмотрели как-то странно: оказывается, они  шли  к  ней, но  с другой стороны. Сад как средство лечения, реабилитации… К примеру, приезжает в Ялту  отдыхать человек с Крайнего Севера. У них там – снега, вьюги, долгая полярная ночь… а тут  вечное цветение. Душа раскрывает крылья.
    В «Крымской правде» (14 сент. 1982 г.) появилась статья о фито-терапии – это еще одна «ароматная» сторона  чеховской идеи. Специалисты выделяют десятки  растений, запахи  которых благотворно действуют на  организм человека. Вот, специально выписал то, что относится к нашему ассортименту растений.
    Сантолин обыкновенный: назначают при  сердечно-сосудистых забо-леваниях,  спазмах коронарных сосудов.
    Розмарин:  при бронхиальной астме,  заболеваниях верхних дыхательных путей.
    Лавр благородный:  помогает при всех видах склероза.
    Герань душистая: при скачках артериального давления, неврастении,  бессоннице и головных болях.
    Глициния:  ее цветы  подавляют туберкулезную палочку. Стало быть, не случайно все старые дачи в Ялте завиты глицинией. Белая дача Чехова – не исключение.
     Чехов не был ученым, но как художник ощутил и постиг «лечебный» эффект «вечной весны». Получается, что  талант  художника   стоит  мозгов ученого.
    Идею «вечной весны» я постарался внушить заведующей садом Прасковье Филипповне  Шевчук. Вышла ее статья в газете «Советский Крым». Потом – в  «Сельской жизни» и журнале «Цветоводство». В октябре  у нас побывал В.Я.Лакшин, захотел написать о саде в «Литературной газете». Идея пошла в жизнь! Теперь она  - непременный раздел экскурсионного рассказа.
                * * *               
                Вечная весна.
    Сад – место, где  природа и культура соединяются самым пленительным образом. При всем различии природы и культуры,  которая как бы  встает над природой, в них есть нечто общее, восходящее  к первоначалам бытия: красота. Красота замысла и воплощения. Это соображение в полной мере относится к Чеховскому саду. Тут нет насилия над природой в том смысле, который проявляется при взгляде на стриженых под петуха или верблюда  деревьев. Конечно, без стрижки не обошлось и в чеховском саду: территория его мала, надо поневоле ограничивать  бесконтрольный рост ветвей и сучьев. Но главное – идея,  вытекающая из  природного источника: ради  красоты не надо насиловать  растения. Чехов добился исключительного эстетического качества другим путем: он собрал  в саду растения со всех концов света, чтобы в совокупности они создали образ «вечной весны», вечного цветения природы. Аналог того самого райского сада, воспоминания о котором до сих пор тревожит  культурную память человечества.
   Красота – круг, в центре которого добро.  Чехов думал не только о круговороте цветения – думал о круговороте жизни.  Недаром он высадил на каменистом склоне пятьдесят пирамидальных акаций, которые не только распространяли  белое благоухание, не только спасали юный сад от  палящего южного солнца. На корнях акаций, которые  родились  в далекой Америке, имеются клубеньки,  которые подобно всем известному клеверу,  запасают азот,  обогащают  питательными веществами почву.  Деревья умирают, оставляя после себя  благодатную почву для последующих обитателей Сада.  Не так ли  поступал Чехов-писатель,  творя литературные образы?
                * * *

                А.П.Чехов:  садовые радости.
«Тебе надоело уже читать про погоду, но не могу  удержаться, чтобы не написать. Третьего дня подул горячий ветер, вдруг наступило лето,  и теперь не могу сказать как  чудесно кругом. Вчера и сегодня я сажал на участке деревья и  буквально блаженствовал, так хорошо, так тепло и поэтично. Просто один восторг. Я посадил 12 черешен, 4 пирамидальных шелковицы, два миндаля…»      
                - М.П.Чеховой, 14 марта 1899.

                * * *
«…прошла длинная,  скучная зима, наступила великолепная весна.  Светло до боли в глазах, тепло,  цветут фиалки и миндаль, у моря ласковый вид. Очень, очень хорошо».
                - В.М.Соболевскому, 5 марта 1899.


Рецензии
Добрый день, Геннадий Александрович!
Вы очень точно сказали, что "сад - место, где природа и культура соединяются самым пленительным образом". Именно такое впечатление было у меня, после посещения Дома-музея А.П. Чехова в апреле месяце. Сделал несколько фотоснимков ландшафтных картинок и сам сфотографировался возле кедра. Понравилось так, что по дороге домой, в белокаменный город, заехал в магазин растений и купил березку и несколько вечнозеленых кустов. Всё прижилось. Красота.
С искренним уважением,

Георгий Качаев   23.07.2016 20:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий, за ваши чудесные рецензии!

Геннадий Шалюгин   24.07.2016 05:22   Заявить о нарушении