За всё, чем дышишь и живёшь, зубами, брат, держись

       Тематический фотоколлаж к стихотворению Владимира Высоцкого "Последний приют" составлен из фотографий "Бетон и аленький цветочек" и "Жажда жизни", сделанных автором; автор фото «Держись! Не сдавайся!» неизвестен.



       Дню памяти великого русского поэта посвящается.


                Владимир Высоцкий
                ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ

                Написал 23 июля 1980 года
                Умер 25 июля 1980 года



                Спасибо друг, что посетил
                Последний мой приют.
                Постой один среди могил, 
                Послушай бег минут.

                Ты помнишь, как я петь любил,
                Как распирало грудь?
                Теперь ни голоса, ни сил,
                Чтоб губы разомкнуть.

                И воскресают, словно сон,
                Былые времена
                И в хриплый мой магнитофон
                Влюбляется страна.

                Я пел, и грезил, и творил,
                Я многое успел.
                Какую женщину любил!
                Каких друзей имел!

                Прощай Таганка и кино,
                Прощай зелёный мир.
                В могиле страшно и темно,
                Вода течёт из дыр.

                Спасибо друг, что посетил
                Приют последний мой.
                Мы здесь все узники могил,
                А ты один – живой.

                За всё, чем дышишь и  живёшь,
                Зубами, брат, держись.
                Когда умрёшь, тогда поймёшь,
                Какая штука – жизнь!

                Прощай. Себя я пережил
                В кассете "Маяка"
                И песни, что для вас сложил,
                Переживут века!




       Александр Соханский
         23 июля 2016 года





       P.S. Я сейчас не припомню, когда и как попал в мои архивы о Владимире Высоцком машинописный текст «Последнего приюта» с пометкой «Написал 23 июля 1980 года. Умер 25 июля 1980 года». Именно эта приписка убедила меня в принадлежности стихотворения перу Высоцкого, в очередной раз пытавшегося одолеть смерть. И я опубликовал это стихотворение ко дню памяти великого русского поэта под его именем.
 
       В то же время авторство этих стихов  Владимиру Семёновичу подвергается критике некоторых моих читателей и противоречивым обсуждениям на форуме  http://vysotsky.ws/index.php?showtopic=663   «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» под рубрикой «Чужие «стихи» В.Высоцкого». В создании "Последнего приюта" на форуме обсуждается авторство С.Сорокина, В.Абдулова, В.Пастухова, Ю.Фёдорова и др. Особенно яростно доказывает своё авторство Юрий Фёдоров, публикуя даже некий черновик первого листа стихотворения.

       Историографы и эксперты творчества В.С.Высоцкого могут самостоятельно отправиться на этот форум и принять участие в обсуждении известных им сведений об упомянутом стихотворении.

 

       Александр Соханский
         17 августа 2017 г.


      


Рецензии
Александр Соханский радушно зажёг свой литературный "костерок" - очерк «За всё, чем дышишь и живёшь, зубами, брат, держись». Сюда, в виде словесных полешек, хочу добавить пару слов к затеянной полемике вокруг истинного авторства стихотворения "Последний приют":

Судя по накалу и основному руслу течения рецензий на данный опус, можно, с удивлением отметить, что этот читающий народ, в основном, не впечатлился замечательным призывом «За всё, чем дышишь и живёшь, зубами, брат, держись», а сосредоточился на выяснении авторства стихотворения "Последний приют".

К слову сказать, совершенно нестандартная ситуация. Обычно, за право авторства люди, не только зубами, но и всеми доступными частями тела и средствами сражаются. А тут исключительный случай - никто толком не стремится застолбить за собой авторское право, проявляя литературную галантность. Наверное, это тот редкий случай, когда, из-за глубокого уважения к бардовской легенде, все склонны прекратить "боевые" действия.

В качестве дополнительного позитива, отмечу, что, даже благодаря этому частному обсуждению, виртуальная жизнь Владимира Высоцкого продолжается в умах и сердцах людей. На этом фоне не так уж и важной будет юридическая реалия - кто истинный автор. Тут, в любом случае, энергия мысли пойдёт в актив Владимира.

********

"Два высших пилотажа Владимира Высоцкого" http://proza.ru/2019/09/20/661

(Рецензия на очерк «Засекреченный диск-гигант Высоцкого», автор, пишущий под псевдонимом «Uri Pech»)

Автор пишет о выпуске уникального винилового диска - результат сотрудничества В. Высоцкого и ансамбля "Мелодия" под управлением Г. Гараняна в 1975-м году. Свой текст он резюмирует такими словами: «…пусть большинство высоцковедов считает, что настоящий Высоцкий - это Володя с гитарой. Но мне кажется, что песни Высоцкого в оркестровке "Мелодии" - высший пилотаж песен Владимира Семёновича».

Мои словесные «пять копеек» (поклонника «Nazareht», «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Rainbow», «Uriah Heep», «AC/DC», … П. Чайковского, И. Баха,…) тут прозвучат так:

«Про высший пилотаж соглашусь с одним уточнением - Владимир Семёнович никогда не считал свое творчество исполнением песен. Он говорил в одном из своих интервью*, что выступает на сцене в индивидуальном жанре - декламирование стихов под музыкальный аккомпанемент. А это совершенно новый стиль - бард-чтец.

Его сотрудничество с ансамблем "Мелодия" - ещё один из тех редких и удачных случаев в музыкальном мире, когда обработка первоисточника дала отменный результат. Поэтому точнее будет рассматривать эти два варианта исполнения, как две самостоятельные темы творчества, каждая из них хороша по-своему.

Т.е., с позиции музыкального достижения, совместная работа с ансамблем "Мелодия" - это высший пилотаж песен, написанных на стихи Высоцкого. А сольные выступления Владимира Семёновича - это высший пилотаж декламирования стихов, и, пожалуй, тут Высоцкому нет равных среди поэтов-чтецов. Благодаря такой новой манере исполнения, многократно усиливается сила поэтического слова, скрепленного максимальной атмосферой искренности, проникновенности и доверительности.

Высоцкий, как явление - это непревзойдённый мастер поэтического слова, разрушающий "Вавилон" непонимания и разобщённости между людьми. Этот талантливый автор создал некий новый, объединяющий язык - эсперанто от Володи, который, мелодией своего звучания и смысловой глубиной, нужен и одинаково понятен каждому из нас, кем бы он ни был: обыватель, домохозяйка, вор, милиционер, учёный, неуч, пьяница, лесоруб, воин, турист, влюблённый человек, альпинист, шофёр, моряк, ....».

Мощная энергетика Высоцкого ушла с ним в неизведанный космос, но её небольшая, но очень сильная часть осталась всем живущим, как бесценный подарок. Электронные носители запечатлели гармонию и мелодику его поэтического слова – это настоящий энергетический напиток для души и мозга каждого, действительно живого человека.

* www.youtube.com/watch?v=OpXLPjG4AwA
PS 1: С пылу, с жару свежей публикации, читатель Крылов пишет:
"Вот не думал Вить что у тебя про Владимира Семеновича вдруг прочитаю, благо пытаются сказать о Поэте здесь многие. Но так .........

В.К.: "Я и сам не думал, что напишу этот очерк, но так получилось:))) - пришлось записывать, коли сверху диктуют :)) (как Ахматова говорила: «И просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь».) А про Высоцкого легко писать - благодатный образ-кладезь. К этому живительному источнику ещё много поколений людей будет прикасаться потому, что творчество Высоцкого - это явление вне времени, классика созданная на века, тут сила слова цепко породнилась с гармонией мелодии.
........... Умело пошёл своей исполнительской тропинкой. Обычно певчий народ старается слепо подражать тембру Высоцкого из этого получается разбавленный звуковой "кисель" (недостоверный эрзац). На бардовскую вершину Высоцкого бесполезно лазить потому, что она индивидуальна - это не рядовой Эверест. Тут высококлассным снаряжением, упорством и мускулами голосовых связок бряцать бесполезно потому, что Вдадимир в каждую свою ноту жизненную силу щедро вложил, самоотверженно расплескав личную энергетику. У химиков есть такое понятие - перенасыщенный раствор. Так и с произведениями Высоцкого получилось - он так максимально ёмко всё наполнил, что туда уже ничего лишнего не добавишь - будет фальшиво литься через край авторского "сосуда".

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   02.04.2020 10:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.