Сова в тельняшке

.

                Сова в тельняшке.

                До описываемых событий ястребиную сову в наших краях  я встречал только в зимний период, а вернее с поздней осени до ранней весны,  считал, что гнездовой период проводит в более северных таёжных районах и откочёвывает к нам на зиму, как полярная сова. Интересной особенностью этой совы было то, что она, в отличие от других сов, охотилась в дневное время. Неоднократно приходилось видеть её в разреженных древостоях или на кромке вырубки, неподвижно сидящей на вершине дерева, обычно ели. Любит она сидеть и на отдельно стоящих деревьях, чаще на сухостоях или суховершинных. Заметив жертву (мышь, полёвку), она срывалась с наблюдательной позиции, и планируя или по-ястребиному взмахивая относительно короткими крыльями, устремлялась вниз. В полёте она умела резко изменять траекторию при помощи длинного хвоста. Иногда она зависала в воздухе,  трепеща крыльями подобно пустельге,  и  вдруг комом падала в снег. Взлетала с добычей и скрывалась за деревьями, ловко лавируя меж стволами.
                Однажды я нашёл мёртвую ястребинку на лесной дороге. Несчастная птица попала под выстрел какого-то горе-охотника или, скорее всего, случайного в лесу человека с ружьём. Настоящий охотник никогда не выстрелит в сову! Вот теперь я имел возможность разглядеть её вблизи. Размером она была, пожалуй, немного меньше вороны. Оперение не такое рыхлое, как у прочих сов. Верх тела, крылья и хвост окрашены в тёмно-серый цвет с беловатыми пятнами. Грудь светлая, с чёткими тёмно-бурыми, почти чёрными, поперечными полосами, точь-в-точь как у тельняшки. Лицевой диск не выражен. Лапы оперены до пальцев. В последствие я сделал из неё чучело, которое подарил районному обществу охотников и рыболовов.
                Через несколько лет, в конце марта, я услышал незнакомые звуки, доносящиеся из ельника. Уже начинало смеркаться, но я повернул на звуки. Снег в редком лесу заметно сел, сапоги проваливались  сантиметров на двадцать, Идти было хоть и трудно, но можно. Я вновь услышал протяжную трель  и заметил летящую среди деревьев большую серую птицу. Трель повторилась. «Улю-лю-лю-люлю»  - разнеслось по лесу. Голос очень напоминал крик зелёного дятла.  Но зелёные дятлы здесь не водились, и слышал я его только в Молдавии. Птица взлетела вверх и уселась на вершину сухой сосны. Стала видна полосатая грудь. Да это же ястребиная сова! Вот оказывается, как она кричит. До этого её голос слышать не приходилось.
                Из ельника раздался другой крик «ука-ка-ка-ка-ки- кикики». Сова, сидевшая на сухостоине, полетела в сторону раздавшегося крика. Я вдруг решил, что это брачная перекличка двух ястребиных сов. А если так, то они никуда не откочёвывают и это их гнездовой участок. После этого случая, я не раз наведывался сюда, но гнезда обнаружить не удалось. Зато я видел самих сов, и это вселяло надежду.
                Как-то  в конце второй декады апреля, по этим местам возвращаясь  после работы с участка, где мы начали посадку леса, увидел ястребиную сову, сидящую на вершине ели в стороне от дороги. Решил подойти. Рядом с елью, на берёзе было гнездо, построенное серыми воронами в прошедшем году. Подойдя ближе, с удивлением обнаружил, что из гнезда торчит хвост. Но ведь вороны каждый год строят новое гнездо! Закралось подозрение, тем более, что сова с ёлки не улетала, хотя прекрасно видела меня. Подобрал длинную палку и постучал по берёзе. Сова с ёлки перелетела подальше на сосну. Из гнезда никто не вылетел, но хвост дёрнулся. Тогда я начал скрести палкой по стволу от комля и всё выше и выше. Решив, что кто-то взбирается на дерево, сова слетела с гнезда и села на сосну рядом с первой.
                С трудом, но всё же добрался до гнезда. Не было даже намёка на произведённый ремонт. Гнездо за год сплющилось от снега и дождей, лоток «обмелел», и в него нападали сухие берёзовые листья. И на этих листьях, перемешанных со старой подстилкой из шерсти лежало шесть круглых, белых и блестящих яиц. Яйца были тёплые. Замерив их параметры, я спустился с дерева. Попыток нападения со стороны сов не наблюдал, а одна из них сразу залетела в гнездо.
                К сожалению, понаблюдать за их дальнейшей судьбой мне не удалось. Соседнее болото переполнилось и залило дорогу. Мы едва успели закончить начатую посадку.  В последствие, я нашёл ещё два гнезда ястребиных сов, в сорочьем гнезде и на гнилой вершине берёзового сломка. В первом было восемь яиц, во втором – девять пушистых птенцов. За судьбой выводка в сорочьем гнезде удалось проследить вплоть до вылета оперившихся птенцов.


Рецензии
Интересное наблюдение за редкими птицами.

Александр Карташев   10.10.2022 03:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!

Вадим Светашов   10.10.2022 08:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.