Притчи Амвросия Оптинского и басни И. А. Крылова

                Притчи Амвросия Оптинского и басни  И.А. Крылова в работе над собой
               

С юности полюбились мне  своею ясностью и простотою высказывания преподобного  Амвросия Оптинского:

                «Где просто, там ангелов со сто;
                а где мудрено, там ни одного.»

«Где нет простоты, там одна пустота.»

                «Отчего человек бывает плох?
                Оттого, что забывает,
                Что над ним есть Бог!»

                «Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой?
                И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего
                жить смиренно, а не тревожно,  и поступать как следует и как должно.
                В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

И его знаменитый ответ на вопрос:«Как  мне жить, батюшка?» 

                «Жить — не тужить.
                Никого не осуждать,
                никому не досаждать,
                и всем — моё почтение.»

Хорошо запечатлелись в душе и его притчи, в которых он ненавязчиво даёт мудрые духовные советы.  Особенно притча о жуке, о скворце, знавшем Иисусову молитву,  и о мужике, едущем через базар.  Привожу их здесь, для тех, кому они незнакомы:


                Притча о жуке

«Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит жук, гордится собою и жужжит: "Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!" А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер - забудет жук свою удаль,  прижмется к листку и только пищит: "Не спихни!"»

Смысл притчи: «Человек в счастье забывается и все приписывает себе — своей бессильной и мнимой власти, но лишь посетит его какое-нибудь несчастье, просит пощады и у воображаемого врага.» 

Вывод, который полезно сделать для себя: Будь мудрее жука, не мни о себе много, помни, что ты никто и молись кратко: «Боже, милостив буди мне грешному».


                Притча о скворце, знавшем Иисусову молитву

«Жил-был один человек, который очень любил Бога. А потому старался сделать все, чтобы угодить Ему. Он чувствовал, что сам, без помощи Божией, ничего сделать не может и всегда произносил молитву Иисусову:

                «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»
 
Жил он один со своим учёным говорящим скворцом. Конечно, сам скворец говорить не умел, но зато умел повторять то, что слышал. Целыми днями сидел скворушка и смотрел в окошко из своей клетки на Божий мир. Хозяин его всё повторял и повторял молитву, вот скворушка её и запомнил.  Однажды солнечным деньком, когда клетка была открыта, так захотелось скворушке вылететь за окошко, на вольный воздух, размять крылышки и на солнышке погреться!  Соскочил он с жёрдочки, перепорхнул на стол, со стола — на подоконник, а с подоконника вылетел в окошко. Только набрал он высоту,-откуда ни возьмись - хищный ястреб. Стрелой летит он на скворца, вот-вот настигнет!Тут скворушка так сильно испугался, что громко произнёс молитву, которую он часто слышал от своего хозяина:
 
                "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!"

И вдруг хищник-ястреб, не долетев до скворушки, отскочил от него, как от огня, и улетел восвояси.
Видите силу молитвы! Даже молитва, произнесенная птицей, не понимавшей её, спасла от беды!»   
Вывод, сделанный для себя: Молись чаще и вслух, и про себя молитвой Иисусовой. Внимая словам молитвы  будешь иметь великое оружие против насылаемых на тебя страхов и напастей.

                Притча о мужике, ехавшем через базар

«Ехал один мужик по базару. Вокруг толпы народа, говор, шум, толчея. А он по сторонам не смотрит, только потихоньку подгоняет свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку и проехал через всю базарную площадь.
Так и ты делай: что бы ни говорили помыслы, а ты все свое дело знай — молись и двигайся вперед.»

Вывод,  напрашивающийся сам собой:   Когда молишься не смущайся никакими помыслами, чувствами и болями. Они не твои. Не бери их всерьёз. Только повторяй в себе краткие слова молитвы: «"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!"
 
                *         *         *
Воспоминания современников свидетельствуют, что в краткие минуты отдыха преподобный Амвросий Оптинский кроме духовной литеретуры читал в своей келье и басни Крылова - ему нравились их глубокий смысл, выразительный язык, меткость и остроумие.* Заинтересовавшись вопросом, что же полезного находил этот богоносный старец в творениях великого русского баснописца, я заглянул в книжечку, известную с детства,  и вот что я в ней заново открыл для себя. Многие басни И.А. Крылова приближаются по своей глубине  к притче, помогающей увидеть то, что ускользает от нашего внимания в повседневной жизни. Например, человек не устаёт совершать три ошибки:

                1) в отношении Священного Писания,
                2) в отношении благодати и 
                3)в отношении Церкви и её предстоятелей.

В баснях Крылова эти ошибки предстают очень рельефно и обезоруживающе смешно. В отношении заумного истолкования Священного Писания хорошо помогает басня «Ларчик». Освежу в Вашей памяти это произведение:

                «К кому-то принесли от мастера Ларец.
                Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
                Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
                Вот входит в комнату механики мудрец.
                Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
                Так; он и без замка;
                А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
                Не смейтесь так исподтишка!
                Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
                В механике и я чего-нибудь да стою".
                Вот за Ларец принялся он:
                Вертит его со всех сторон
                И голову свою ломает;
                То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
                Тут, глядя на него, иной
                Качает головой;
                Те шепчутся, а те смеются меж собой.
                В ушах лишь только отдается:
                "Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
                Потел, потел; но, наконец, устал,
                От Ларчика отстал
                И, как открыть его, никак не догадался:
                А Ларчик просто открывался.» 

В свете её смешным выглядят попытки открыть гордым умом тайные механизмы или коды в Библии  и особенно в Апокалипсисе, любимом «ларчике» самоуверенных  «мудрецов механики». Открывает басня и тайную  причину этих попыток: скрытую гордость и самоуверенное  честолюбие :
               
                «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
                В механике и я чего-нибудь да стою".»

«А Ларчик просто открывался»  исполнением заповедей.

Против зуда духовного учительства  хорошо помогает басня «Ворона и лиса», которую читаю применительно к себе:

                « Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;»

То есть получив от Бога  частичку благодати как кусочек сыра, не вздумай учить других. Через это тут же как ворона её потеряешь. Помни какая хитрая лисица тебя к этому подстрекает: «Спой, светик, не стыдись!» Не каркни ненароком как она  «во все воронье горло».

Даже если бы ты был не ворона, а журавль, проникающий длинным клювом своего понимания в духовную глубину, не стоит приглашать на свой духовный пир лисицу. Она не дотянется своей  короткой мордочкой, а только обидется или посмеётся, пригласив откушать тебя из своей плоской тарелки, где твой «глубокомысленный» клюв тебе только помешает.

Перед тем как критиковать Святую Церковь хорошо вспомнить басню «Свинья под дубом»**. Против критики предстоятелей Святой Церкви хорошо помогает басня «Слон и Моська». Она безжалостно смешно вскрывает причину критики:
               
                "Ай, Моська! знать она сильна, <в духовной брани>
                Что лает на Слона!" <в священном сане>


Наконец, против осуждения ближних и врагов просто прописана басня И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна». Вот зерцало, в которое полезно постоянно заглядывать, чтобы  душа постепенно научилась ценить главный совет И.А. Крылова:

                «Чем кумушек считать трудиться,
                Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

И действительно оказывается, что лучше. Испытал на собственном опыте: ЛУЧШЕ !

Но есть  у дедушки Крылова и такая пророческая басня, в которую хорошо было бы заглянуть как в зеркало всему народу или даже всему человечеству:

                «Был в древности народ, к стыду земных племен,
                Который до того в сердцах ожесточился,
                Что противу богов вооружился.
                Мятежные толпы, за тысячью знамен,
                Кто с луком, кто с пращой, шумя, несутся в поле.
                Зачинщики, из удалых голов,
                Чтобы поджечь в народе буйства боле,
                Кричат, что суд небес и строг и бестолков;
                Что боги или спят, иль правят безрассудно;
                Что проучить пора их без чинов;
                Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно
                На небо дошвырнуть в богов
                И заметать Олимп стрелами.
                Смутяся дерзостью безумцев и хулами,
                К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил,
                Чтобы беду он отвратил;
                И даже весь совет богов тех мыслей был,
                Что, к убеждению бунтующих, не худо
                Явить хоть небольшое чудо:
                Или потоп, иль с трусом гром,
                Или хоть каменным ударить в них дождем.
                "Пождем, -
                Юпитер рек, - а если не смирятся
                И в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь,
                Они от дел своих казнятся".
                Тут с шумом в воздухе взвилась
                Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных,
                Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных,
                На собственные их обрушились главы.»
                («Безбожник»)

Как глубоко сказано патриархом русской литературы  богоборческим поколениям: "Они от дел своих казнятся". Будто слова неведомого нам пророка из Священного Писания.


--------------------------------------
*Возможно под влиянием притягательной народной простоты и образной меткости крыловского слова  преподобный Амвросий Оптинский и сам любил высказывать  в шутливом тоне духовно  глубокие мысли и наставления, заключенные в рифмованную форму.

** Тем же, кому в голову прийдёт покритиковать Священное Писание, хорошо познакомится с басней Григория Сковороды  «Лев и Обезьяны».

«Лев спит навзничь, а спящий весьма схож с мертвым. Толпа разного рода Обезьян, почитая его мертвым, приблизившись к нему, начали прыгать и ругаться, забыв страх и почтение к царю своему. А как пришло время восстания от сна, подвигнулся Лев. Тогда Обезьяны, одним путем к нему пришедшие, седмицею путей рассыпались. Старшая из них, придя в себя, сказала:
 
— Наши и предки ненавидели Льва, но Лев и ныне Лев и во веки веков.

 Сила <то есть смысл басни>. Лев есть образ Библии, на которую восстают и ругают идолопоклонничьи мудрецы. Они думают, что она мертва и говорят о мертвости стихийной, не помышляя о том, что в тленных ее образах скрывается жизнь вечная и что все сие восстает и возносится к тому: «Бог наш на небесах и на земле...» И не разумея, что исходы ее суть исходы жизни, ругаются, слыша сие. «О горнем мудрствуйте...» <...>.
А как только блеснул свет восстания ее, тогда исполняется на них: «Расточатся враги его». <...> Лежит львица и царица наша, чистая дева, Библия, и о ней-то жизнь и воскресение наше Христос сказывает: «Не умерла девица, но спит...»
Блажен, не смежающий очей перед блистанием ее!  <...>

„Сие Хамово племя смеется наготе отчей,“ - добавляет великий украинский философ. Сказано в 18-м веке не в бровь, а в глаз на все века, так что просто нечего больше добавить.


 


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Владислав!

Благодарю Вас за прекрасную и интересную работу!
Что касается басен Крылова - это чудо, кладезь мудрости, ума и сатиры!
Я обожаю читать его басни и это всегда восторг и восхищение его умом и прозорливостью. Лев - всегда Лев! Спасибо!
С теплом и добрыми пожеланиями,

Людмила Иоффе   04.07.2023 14:05     Заявить о нарушении
Случайно попала на эту страницу, но не жалею, ещё раз с удовольствием прочитала!

Людмила Иоффе   21.04.2024 16:16   Заявить о нарушении
Очень понравилась притча о скворце! Молись, не ленись и верь и откроешь любую дверь!
И от злобы себя спасёшь, верь и силу в душе обр4тёшь!
Спасибо, дорогой Владислав!
С теплом и улыбкой!

Людмила Иоффе   21.04.2024 16:23   Заявить о нарушении
"обретёшь"

Людмила Иоффе   21.04.2024 16:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.