Битва

     Впервые о Куликовом поле я услышал на уроке, называемом тогда чтением, наша учительница Нина Ивановна Федотова очень интересно рассказывала о той, далёкой, далёкой битве и я, открыв учебник "Родная речь", внимательно всматривался в лица русских воинов, изображённых на книжной иллюстрации, мысленно перенёсся туда, где через какое-то время начнётся кровавая сеча. Я не слышал голоса учительницы, не замечал одноклассников. Но вдруг прозвучало, что битва произошла в районе Красного холма и меня словно озарило, я не мог сдержаться и громко, восторженно сказал:"Так это же здесь!". Мне сделали замечание за выкрик, а Нина Ивановна объяснила, что мол, холмов с таким названием очень много, а Красный холм, где произошла Куликовская битва находится в Тульской области. Но это не убедило меня, а мысль об иваньковском Красном холме навсегда поселилась во мне, время от времени будоража моё воображение. Я даже во сне бывал на той битве, ясно видел её последствия, раненых и убитых воинов, воронов, круживших над полем и ржущих коней потерявших своих сидаков. Меня тянуло на Красный холм и я несколько раз той осенью побывал на нём, а зимой один ходил на лыжах. Летом же меня забрали родители в город и связь моя с Красным холмом оборвалась на долгие годы. Но где бы не служил, куда бы не бросала судьба, я не забывал о нём, он был для меня тем маяком, который освещал путь и звал к себе, тревожил душу, щемил сердце, заставляя просыпаться среди ночи, откладывать на время даже неотложные дела, задумываться о прожитом.

     Каких только книг и художественных и научных ни перечитал, посмотрел десятки фильмов, работал с древней литературой, тульское Куликово поле обошёл вдоль и поперёк, встречался с учёными, археологами, священнослужителями Сергиево-Троицкой Лавры и уверенность моя в иваньковском Красном холме от этого только крепла.

     Считается, что Куликовская битва произошла в 1380 году в Куркинском районе Тульской области, однако следов её не обнаружено до сих пор, а попыток было сделано в этом направлении несметное множество. Да и в литературных, летописных описаниях "Задонщине", "Летописной повести о Куликовской битве", "Сказании о мамаевом побоище", "Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича" очень много взаимоисключающих друг друга фактов, событий и мест, ведь все они были написаны десятки и сотни лет спустя, после битвы, а первый список "Задонщины", написанный рязанцем Софонием, к сожалению не сохранился.

     Сегодняшнее место битвы, как следует из источников, впервые указал тульский помещик, декабрист С.Нечаев, опубликовавший в 1821 году в петербургском журнале "Вестник Европы" материал о том, что Куликовское поле находится между реками Доном и Непрядвой, то есть, в его имении и что на этом поле были найдены предметы и оружие того времени. А при детальном изучении которых, выяснилось, что они относятся к совершенно другим эпохам.

     Интересна версия академика А.Фоменко, который предположил, что та, историческая битва произошла не где-либо, в Москве на так, называемых Куличках. Что же и это предположение имеет право на жизнь.

     Показателем в пользу Иваньковской битвы служат находимые до сих пор остатки вооружения  и большие братские могилы, в которых останки воинов располагаются беспорядочно, это говорит о том, что похоронены они были в большой спешке, по сохранившимся повреждениям можно смело говорить, что они погибли в бою. Место захоронения в 1958 году случайно обнаружил Харчевников Александр Андреевич, по прозвищу Матас, когда копал перед строящимся домом, яму для гашения извести и в более позднее время, когда строили два магазина. Рядом с захоронениями  когда-то стояла старинная часовня из красного кирпича и разрушенная в наши шестидесятые годы.

     Местность, описанная летописцем идентична иваньковской, то есть впадение реки Ясменки в реку Проню, тоже, что и Непрядвы в Дон.Только та, тульская была изрезана оврагами, мелкими ручьями, покрыта кустарником и лесом, поэтому не позволяла развернуть в боевой порядок на маленьком, чистом участке огромные массы людей, конницы и обозы, а ведь по мнению многих известных историков с обеих сторон в битве участвовало в среднем более двухсот тысяч человек. Сейчас уже выдвинута новая гипотеза битвы, мол воины сходились в схватке мелкими группами. Да и название Ивановка, Карачево, Красный холм присутствуют на тульском Куликовом поле.

     По мнению профессора Михтахова З.З., высказанного им в "Курсе лекций по истории татарского народа 1225-1552 годы", изданного в Казани в 2003 году"хан Мамай велел установить свой красный шатёр на холме, на котором находились развалины крепости Хэлэк", откуда и началось куликовское сражение.

     В феврале 2007 года я встречался с одним из старожилов деревни Иваньково, Астаховым Павлом Николаевичем, который в ходе беседы пообещал, что покажет на Красном холме фундамент и отёсанные камни от каких-то строений. Жаль, весной его не стало. А ведь его сообщение, это одна из версий, что крепость на холме была. По прошествии такого длительного времени камни и другие остатки крепости, просто могли быть растащены местными жителями на строительство, природа тоже могла (тепло и холод, ветер и осадки, смещение земной коры) сделать своё разрушительное дело, да и склоны холма последние 20 лет не распахиваются под посевные. Рядом с холмом находятся под охраной места поселений людей 11-14 веков. К слову сказать, старожилы хорошо помнят, когда под лемеха плугов попадались там камни различной формы и величины.

     Мне же, как в песне поётся "кто ищет, тот всегда найдёт" повезло с другой находкой. На восточной стороне Красного холма, где и проходила, предполагаемая битва, было найдено пушечное ядро, диаметром 60 мм, о происхождении которого можно только догадываться. Хотя, тот же профессор Михтахов З.З.пишет, что в составе 5 тысячного булгарского отряда Сардары Сабана, союзника хана Мамая, было два туфанга (пушки), которые в ходе Куликовской сечи, были установлены у подножия холма, на котором стоял шатёр Мамая, но пушки эти так и не выстрели не разу и были оставлены. После битвы московский воевода Дмитрий Михайлович Волынский-Боброк увёз их в Москву. Так хочется верить сведениям об этом Михтахова З.З., с его публикаций, почерпнутых из страниц булгарских летописей. Но, чтобы подтвердить, необходимы археологические раскопки. Да и само название Красного холма, возможно произошло от того, что на нём был развёрнут красный шатёр хана Мамая, прибывшего к предполагаемому месту сражения раньше московского князя и шатёр его был виден в хорошую погоду за 8-10 километров.

     Возможно, кто-то умышленно, имея на то свои причины, перенёс место битвы Дмитрия и Мамая на тридцать пять километров от Иваньково. Только у иваньковцев всегда существовала одна версия, по которой князь московский Дмитрий вторгся на земли пронского князя и в районе Иваньково на реке Прони разбил татарского хана Мамая, поэтому его никак нельзя было назвать по названию реки или деревни, отчество-то он имел Иванович. Может поэтому, уничтожив первоначальную летопись и перенесли  битву на реку Дон, назвав Дмитрия Донским. Кстати первое упоминание, что он Донской написано в "Степных ведомостях", спустя более 150 лет. А может и того проще, русские дружины, выйдя к рекам Прони и Ясменки приняли их за Дон и Непрядву.

      На месте битвы, в центре её, по местной легенде, в память о погибших воинах, был воздвигнут храм, но место было выбрано неудачно и он по каким-то причинам ушёл под землю, место получило в народе название Провала. В 1957-58 годах вокруг деревни Иваньково проводились изыскательские работы, то есть глубинное бурение и в районе Провала была обнаружена подземная река с очень сильным течением, таким. Да и все попытки сделать в овраге Провала пруд, были безуспешны, вода уходила под землю. Вероятно, когда-то эта участь постигла и храм. Но возникает вопрос, почему он был сооружен в чистом поле в 2 километрах от деревни? Да потому, что Провал стоит на старинном Внуковском тракте соединявшим Коломну с местом предполагаемой битвы, где Дмитрий собирал войска, а битвы средневековья всегда разыгрывались на больших дорогах или около них, ведь кругом стояли непроходимые леса и болота, поэтому московский князь и повёл войско навстречу по тракту, а вот утоптанная земля перед провалом говорит о том, что здесь была небольшая площадь размером 100х50 метров, работа с металлоискателем результатов не дала. Очень боюсь публикаций, они приведут сюда чернокопателей.

     В рассказах местных жителей всегда присутствует железный церковный крест, яко бы длительное время торчащий из земли в Провале, где с годами размытая трещина превратилась в глубокий овраг. Но интересно то, что рядом, когда-то располагался перекрёсток дорог на деревни Иваньково, Внуково, Самодуровку, Самару, Конуры и на нём до двадцатых годов прошлого века стоял металлический, старинный крест вплоть до сороковых. Может это тот самый, с ушедшего под землю храма, но сведений о его дальнейшей судьбе мне собрать не удалось.


 


    


Рецензии
Здравствуйте, Алексей!

С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2016/08/09/449 - для новых авторов.

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   09.08.2016 10:10     Заявить о нарушении