Опыт непостижимого...

- Необъяснимое, с загадкой  затягивающей,  разгадкой  ускользающей - интересно  по настоящему в жизни человека это.
-  Да неужели? Как  же  тогда  тебе  должно быть интересно жить - сказала собеседница:
- Вокруг внимательно посмотри. На жизнь человеческую эту вокруг.На меня посмотри, на что происходит.
Вот где загадки загадок. Одни они ведь кругом носятся.
- Я же о другом, совсем о другом. Какая тайна в трусости, тупости, безумии? Хотя есть немного она и в них. Но это то, что было и будет. Повторения вечные. Другое.
 То, что быть не могло. Невозможно, а случилось.
 Прикосновение иного мира. Его посещение.
Не придумалось, не померещилось, а было и не забылось.После по другому утро встречал, огород полол иным.
Случилась ведь и у меня встреча с ней.
Приехала к подруге. Впервые в её город, её страну.
 Она хотела, чтобы я увидела, удивилась, запомнила все, что она любит, чем гордиться на своей земле. Составила программу обширную и прекрасную.
- Непременно еще надо будет тебе увидеть А. Он особая достопримечательность, без него все будет не полным.
Это трудно, попасть к нему трудно, все хотят, легенда живая, мученик за идею, кумир, специально, что бы его увидеть приезжают многие, но я буду думать – сказала она.
Вернулись из поездки к озеру дальнему. Усталые, переполненные зноем, тенями, озером. Звонок, подруга взяла трубку и её счастливый голо:
– Получилось. Собирайся. Едим к А.
- Может в другой раз? Нет сил. Очень  ведь  устали.
- Ты что?! Какой другой раз? Я уже не надеялась и везение тебе такое, а она устала. Вставай.
Приехали. Частный дом. Отдельный, одинокий среди многоэтажек.
В комнате были гости, шел какой-то оживленный разговор. На наше появление никто внимание не обратил.
Одна стена в книгах. Полки с пола до потолка. Другая - в масках. Вся.
Стена  в разных, смеющихся, плачущих, изумленных, страшных, веселых масках.
Они приковывали.
Села так, чтобы видеть маски. Были интересны они.
Кто А.? Очень интересное лицо. Дон-Кихот и Мефистофель в старости – мелькнула мысль.
Белые, длинные волосы, руки, лицо  длинные, холодное, властное, растерянное - странное лицо.
Очень похоже на ту вытянутую, двуликую маску.
- Подойдите ко мне.
Не сразу поняла, что эта просьба относится ко мне.
 Неловкая тишина.
- Иди же, ты что сидишь- шепотом сказала подруга.
Подошла.
- Я не могу встать, простите. Дайте вашу руку. И следом - оставьте нас одних.
- Можно без театра? - спросила руку не отнимая, видя, что ее не отнять, удивляясь силе в старческих руках.
- Я знал, что не умру, не увидев тебя.
- Отпустите руку.
- Сядь рядом, очень прошу, сядь. Знал, что прийдешь, боялся не дождаться.
Запах  слабый коньяка, бред,  игра, да что это такое?
Сбоку, на столике, фотография - притянула  она к себе. Не может быть, фотография мамы в молодости. Другая прическа, никогда не видела её так высоко уложенными косами, но она, взгляд  её, только у неё такой отстранённый, полу-опушённый взгляд, такое лицо - не спутать.
Я села.
- Кто это женщина, кто она?
- Это моя  мама, ты посмотри на меня, скажи, ты не исчезнешь как тогда?
- Я вас вижу впервые, вы меня видите впервые, вы что - то путаете,  не волнуйтесь так. 
Этого не может быть, но  на фотографии моя мама. Как?
- Поцелуй меня.
 Рука влажная гладила руку, в глазах мольба, он не слышал меня, не видел.
Был далеко, кто-то был рядом с ним, мама смотрела со снимка,колыхалась занавеска.
Ни минуты больше находится в этой комнате не могла.
На воздух, подальше от этих глаз, этих масок, этой фотографии.
Не оглянулась на голос.
- Он бы остановил и палача - сказала подруга.
- Никогда тебе не прощу - после, через два дня, сквозь рыдания, узнав, что А. умер, - да, он болел, все шло к смерти, он сам торопился на встречу, но почему ты так ушла?
Я была вынужденна за тобой бежать, как дура, а он смотрел - не прощу никогда.
 Что я могла сказать. Спрашивала - что это было? Если бы я была похожа на маму какие- то подземные, надземные ниточки можно было придумать. Все говорили-от матери ничего не взяла.Совсем ничего.
Но если и похожа в гаданиях могли быть только фантазии.Слишком далеко,слишком разное все. Время, страна - все такое другое.
"Самое прекрасное из всего, что мы можем переживать, — это непостижимое" - сказал гений. Не знаю - бывает ли он прекрасным, бывает ли не драматичным этот опыт.


 


Рецензии