Эта книга поможет тем, кому трудно в музыке
Целью данной книги является восполнение пробелов и коррекция искажений современного музыкального образования, а также «скорая помощь» всем тем, кто упал на пути к музыке. Это — сборник испытанных десятилетиями моей преподавательской и концертной работы практических советов, которые действительно работают, помогают музыканту любого уровня (от начинающего до концертного исполнителя) не через годы или месяцы упражнений, а немедленно, прямо сейчас. То-есть они легко и моментально проверямы на деле: работает — не работает?
Начиная с моей самой первой научно-исследовательской работы «Социальные и психологические особенности исполнительства» (опубликована в 1971-м году в «Научном журнале» Ленинградской Госконсерватории), мне всегда приходится отвечать на один и тот же вопрос: «А откуда ты это взял? Ведь тому, что ты говоришь (пишешь) не учат в школе, это нигде не напечатано, об этом никто никогда не говорит итд.» Подразумевают под этим вопросом, конечно же, другую фразу: «Не скажешь — ни слову не поверю». Поэтому - я всегда всем всё без утайки рассказываю.
Я не льщу себя надеждой на то, что хотя бы один читатель этой книги не задаст мне тот же самый вопрос (хотя бы мысленно, в уме). Конечно же задаст— и добро пожаловать, читатель, со всеми и любыми вопросами. Я даже делаю мой шаг навстречу — в каждой главе, в каждом совете я подробно рассказываю со всеми деталями, именами и обстоятельствами: ЧТО, ГДЕ, КОГДА и ОТ КОГО я узнал?
Заранее прошу прощения у читателя, но мне в этой книге иногда придётся упорно доказывать, что дважды два вовсе не пять, а четыре; и что Волга впадает в Каспийское море, а не в Тихий океан. Это лишь по той простой причине, что я пишу эту книгу не только для своих учеников и учеников тех учителей, кто утверждает то же самое, что и я. Многие, и их сегодня, к сожалению, большинство, - абсолютно уверены в совершенно обратном. И моя тут обязанность — хотя бы честно попытаться их переубедить, а там уж их личное дело: кому им верить или не верить.
Я перед всеми «неуверовавшими» не виноват, я сделал для них всё, что мог.
Вот, например, всего несколько дней назад я не сумел переубедить взрослую женщину-психолога с высшим университетским образованием, и она в гневе ушла с первого же моего урока. Она пришла ко мне с кокретным требованием: «Сделать ей, наконец, постановку руки правильным образом!» Она не была, по её мнению, совсем уж новичком, потому что более двух лет брала уже уроки музыки у разных педагогов, которые в один голос объясняли ей, что самое трудное и важное в музыке — это правильная постановка руки, на эту постановку может уйти и несколько лет - это нормально. Но зато после обретения ею этой правильной постановки руки все её (этой женщины) эмоции сразу же потекут наружу уже в виде прекрасной музыки. И вот бедная женщина ставит себе руку уже более двух лет, меняет педагогов, играет по несколько часов в день упражнения Ганона, а истечения эмоций в виде прекрасной музыки всё ещё не происходит.
Эта дама была в настоящем шоке, услышав от меня, что постановка руки никакой роли в музыке не играет — у каждого своя длина пальцев, ширина руки, да и в каждом произведении свои, разные задачи для руки: где-то мелкие интервалы нужно играть, а где-то большие - значит, и постановка не может быть одинаковой. После особенно возмутивших её моих слов, что музыканту необходимы какие-то определённые знания и активная работа ума во время исполнения, она вскочила со стула и удалилась со словами: «Все учителя и интернет не могут ошибаться — не пытайтесь меня обманывать!»
Я невольно вспомнил изречение одного моего ученика: «Миллионы мух не могут ошибаться — мы должны есть ...»
Я понимаю причину её подобного поведения. Почти все объявления о наборе учеников музыки содержат фразу: «Обращаю особое внимание на постановку руки — самое главное в музыке». Но ни одно такое объявление не завершается почему-то правдивыми словами: «Потому что больше ничему учить не умею».
И эта женщина не сумасшедшая, и не дура — она ещё одна жертва лжи «бизнес-учителей». Я был свидетелем не менее смешной попытки умнейшего человека, учёного-психиатра-гипнотизёра с четырьмя другими высшими образованиями — Владимира Леонидовича Райкова добиться этого же самого «истечения эмоций в виде прекрасной музыки» в 21-м конференц зале Московской консерватории.
Райков был знаменит тем, что внушал своим испытуемыемым под гипнозом: «Ты — великий художник Репин. Вокруг — твои студенты. У тебя сегодня подъём и вдохновение — покажи им, как рисовать по-настоящему!»
Бедный «репин» никогда до этого не рисовал и шептал Райкову в ответ, что забыл сейчас почему-то: как именно это делается? Райков бодрым голосом кричал: «Ничего! Сейчас вспомним», и показывал «великому репину», как делается штриховка, тень итд. После этого «репин» в какой-то момент вдруг отталкивал от себя Райкова со словами: «Отойди. Я сам вспомнил», и начинал ну просто замечательно рисовать окружающих. Я не раз упрашивал Райкова дать мне или хотя бы продать один из моих (сделанных каким-нибудь из его «репиных») портретов, но они шли все в какие-то научные хранилища, как и съёмки его опытов с телепатией, которые были не менее поразительными.
А вот с музыкой у Райкова то же самое не получилось. Студенты, превращённые в Листа или Бетховена, да ещё и переполненные «подъёмом и вдохновением», начинали лишь больше сопеть и раскачиваться на стуле, а музыка оставалась неизменённой: с теми же ошибками и нелепостями, что и была до гипноза (зал слушал оба варианта). Ниже я объясню, почему с музыкой такие фокусы не проходят и проходить не могут.
Свидетельство о публикации №216072400151