Должны ли строители уважать чертежи архитектора?
Представим себе, что строители получили заказ на строительство в каком-то городе второго, вслед за Нью-Йорком Эмпайр Стэйт Билдинга по оригинальным чертежам, или парижского собора Нотр-Дам. Но, получив полное финансирование этих проектов, строители «слегка отклонились» от архитекторского замысла и построили просто два уродливых сарая. Или, например, построили жилой дом по очень хорошему проекту, но с перекошенными дверями и окнами, без водопровода и с дырявой крышей — никто в этом доме жить, естественно, не хочет. Без сомнения, этих строителей ждёт немедленное увольнение, банкротство, и, вероятно, тюрьма.
Теперь посмотрим на «музыкальное зодчество». Люди повсюду берутся за исполнение бессмертных симфоний и сонат, лучших на свете опер итд., а преподносят своим слушателям такую гадость, что те требуют деньги за билеты назад, и уж, конечно, больше никогда не ходят на подобные концерты и оперные постановки, да ещё и всех своих друзей и родственников отговаривают. Ну и что за наказание грозит за это опозорившемуся театру, оркестру, солисту итд? Да никакого наказания им никогда не будет. Провал объяснят тем, что слушатели-зрители (а не исполнители) ещё не доросли до подобных шедевров, и продолжат финансирование очередных «музыкальных сараев» вместо храмов и небоскрёбов.
Не так давно я сам участвовал в подобном строительстве такого же музыкального сарая. Дирижёр Ричард Кок пригласил меня сыграть партию клавесина в Двойном Скрипичном концерте Баха. Во времена Баха и даже Моцарта профессии дирижёра ещё не выдумали, и все музыканты оркестра «равняли свой шаг» по клавесину или по первой скрипке — концертмейстеру оркестра. Так что мне предстояло играть (продублировать) в моей партии все ноты всех инструментов оркестра и взаимодействовать с ними. А двумя солирующими скрипками в этом исполнении были молодые, очень милые французские скрипачи с одинаковыми фамилиями — не то муж с женой, не то брат с сестрой. Нам по контракту предстояло сыграть с ними две репетиции, а затем одно публичное исполнение этого великого произведения Баха.
Все участники этого проекта отнеслись к делу серьёзно, и первая репетиция прошла без сучка без задоринки — просто блестяще. Оркестр одобрительно стучал смычками по пюпитрам, дирижёр хлопал солистам, солисты дирижёру, начальство в зале хлопало всем вместе.... Было очевидно, что завтрашняя ещё одна репетиция перед самым концертом совершенно не нужна. Но котракт есть контракт. Уговор — дороже денег, кому хочется их терять? - Уж точно не музыкантам в такой ситуации.
И вот начинается вторая репетиция за 4 часа перед концертом, но внезапно все мы играем уже «кто в лес, кто по дрова». Дирижёр останавливает музыку и требует внимательно следить за его палочкой — но опять неразбериха и разнобой, все последующие попытки не лучше. Через два часа все в изнеможении просят перерыв. Я прошу струнную группу не уходить и сыграть со мной наиболее сложное место в партитуре, которое у меня с ними идёт «в полный раскосяк».
Они начинают играть совершенно другой ритм, чем у меня написан в партии клавесина, а должно-то быть совершенно одинаково — клавесин же их ведёт, а не к ним подлаживается. Подхожу к струнникам и вижу, что ноты каждого исчёрканы многочисленными исправлениями карандашом, которых у меня, естественно, нет — я же ноты у себя дома держал, а не сдавал дирижёру. Спрашиваю дирижёра, знает ли он об этих исправлениях, кто мог сделать подобное безобразие накануне концерта?
Дирижёр совершенно спокойно мне отвечает: «Ну что такое Ваш Бах в сравнении со мной? Бах сегодня — это горстка пыли в его могиле. А я — действующий дирижёр с мировой известностью. Ваш Бах не может исправить меня, а вот я Баха могу исправлять, как мне угодно. И если Вы хотите играть со мной в будущем, то должны смотреть не на ноты Баха, а на мои исправления».
Я сообщил об этом разговоре скрипачам-солистам. Те сказали, что для них-то как раз Бах — всё, а дирижёр — это пыль, и ничего они менять не станут. Попросили меня следовать им и Баху, а не дирижёру. Поскольку «по уставу» солист — главное лицо на сцене, а оркестр обязан лишь следовать за солистом, я играл по Баху, наплевав на наглое заявление дирижёра. Я догадывался, что все эти изменения он наделал просто для того, чтобы затем выписать себе деньги «за редактирование партий оркестра», как это у дирижёров водится.
Самую первую и самую последнюю ноты в концерте мы сыграли все вместе. Всё остальное было безобразием, но слушатели всё равно горячо апплодировали (это был не Большой зал Москонсерватории, где публика встаёт и уходит посреди исполнения, заслышав откровенную халтуру — не раз видел это на концертах «королей пианистов» и «несомненно, наиболее гениальных музыкантов из живущих сегодня на планете»). Дирижёр взял одного скрипача своей правой рукой, другую — левой и принялся раскланиваться перед публикой вместе с ними. Скрипачи в это же самое время громко кричали друг другу на немецком языке (зная, что англичанин владеет французским) - «Ужасно, ужасно! Старый осёл — всё, всё совершенно не вместе». Они были в этом абсолютно правы, но вот только не учли, что почти весь оркестр состоял из австрийцев, которых эти крики очень развеселили (Австрия на немецком говорит).
Судя не по словам, а по делам мирового дирижёрского сообщества, у мистера Кока много единомышленников. Вспоминается удивившая меня находка, когда я работал с хором над финалом Девятой симфонии Бетховена ("Ода к радости"). Оказывается, во фразе: "Und der Cherub steht vor Gott" = "И херувим (ангел-прислужник Бога) стоит перед Богом" - Бетховен предписал слова: "Und der Cherub steht vor" исполнять очень тихо и очень короткими звуками: пианиссимо и стаккато. А вот затем слово "Gott" уже очень громко - фортиссимо и очень, очень долго (нотами во весь такт и даже последний раз в несколько тактов).
Замысел Бетховена совершенно ясен: попроси любого ребёнка выразить в его рисунке идею: "Бог - велик!" То-есть, чтобы ребёнку было понятнее, что Бог очень, очень большой. Любой маленький художник немедленно нарисует вам огромного, во всю страницу Бога и рядом с ним крошечного человечка (у Бетховена - ангелочка). Если бы хор и оркестр исполняли бы этот эпизод именно так, как написано Бетховеном - у каждого слушателя возникала бы та же самая аналогия.
Однако из десятков прослушанных мною записей 9-й симфонии один лишь Курт Мазур даёт нам возможность услышать этот контраст и оценить гений Бетховена. ВСЕ же остальные (прослушанные мною) "великие дирижёры" понять и оценить замысел Бетховена не смогли или не захотели. И их хоры с оркестрами в этом месте "просто орут всю дорогу во всю силу". Послушайте сами и убедитесь. Если вдруг найдёте ещё кого среди дирижёров, кто уважает Бетховена - дайте мне знать, пожалуйста. Я тотчас добавлю этого дирижёра в данный текст, как редкий положительный пример.
Можно ли себе представить, чтобы строители возводили здание не по чертежам и точным размерам, а на глазок или даже вообще по своему усмотрению, как левая пятка захочет? А в музыкальном бизнесе это просто официально объявлено целью искусства. Теперь, оказывается, самое главное в исполнении не то прекрасное произведение, которое тебе выпало счастье играть, а САМОВЫРАЖЕНИЕ. То-есть, если исполнитель полон дерьма и он сумел это содержимое выплеснуть наружу, то-есть "самовыразить себя" во время исполнения ноктюрна Шопена или сонаты Моцарта, то цель искусства тем самым полностью достигнута. Именно это мы и слышим сегодня на концертах всё чаще и чаще. И прежде всего потому, что современных музыкантов давно уже не учат читать «оригинальные чертежи» музыки. Почти все ноты, которые студент может найти на полке магазина или в интернете, по несколько раз безобразно отредактированы различными «музбизнесменами», у которых главная и единственная цель — привнести как можно больше «их интеллектуальной собственности» в каждое редактируемое произведение, после чего это произведение даже «родная мама» - композитор уже не узнает.
И для чего же нужно привносить эту личную якобы интеллектуальную собственность в чужой шедевр? - А для денег: больше исковеркал оригинал — больше за это заплатят.
Подробнее на эту тему в "Что такое - хорошо, и что такое - плохо в музыке"
http://www.proza.ru/2016/07/25/920
Большинство же студентов сегодня вообще читать ноты уже не умеют - они вместо чтения нот просто сдирают копию (естественно, ухудшенную) с чьей-нибудь записи на компакт диске с любыми ошибками и искажениями, которых никто не заметит, потому что многие профессора тоже не умеют уже читать ноты.
Один известный баритон-немец, профессор вокала, член жюри многих международных конкурсов попросил меня пройти с ним «Зимний путь» Шуберта перед его записью этого цикла в студии. Мы как раз вместе с этим профессором сокрушались незадолго до этого по поводу лени, нежелания и неумения наших студентов читать ноты: наберут с собой шоколада и кока-колы, и скорее в фонотеку - слушать записи того произведения, что им задано, вместо детального анализа текста и работы над ним.
Баритон попросил меня внимательно следить за нотным текстом и немедленно останавливать его, если я замечу хоть малейшую неточность в его исполнении. И вот не то в «Замёрзших слёзах» №3, не то в «Оцепенении»№4 он ошибается в ритме в точности в том же такте, где я заметил эту ошибку у Фишера Дискау, наиболее известного исполнителя этого цикла, когда я слушал его исполнение с нотами в руках.
Я, как профессор и просил меня, остановил его, заметив при этом, что даже сам Фишер Дискау в этом такте тоже ошибается. Я-то хотел, чтобы профессор не почувствовал себя неловко из-за этой небольшой по сути дела ошибки. Но профессор внезапно сказал, что очень плохо себя чувствует и ушёл домой с репетиции. Судя по тому, что он навсегда перестал со мною после этого даже здороваться, моё замечание оказалось намного больнее, чем я думал. Видимо, профессор и сам сдирал копии с чужих записей вместо работы собственной головой.
Чтобы убедиться в том, что студент (да и любой исполнитель) не знает текста произведения вообще, что это лишь копия, содранная с чьего-то компакт диска, нужно всего лишь попросить этого исполнителя сыграть то же самое, но очень - очень медленно. Почти никто сегодня не может играть медленно, да и медленную музыку вообще, потому что никогда её не слышал: ведь запись играет только быстро. Медленный темп — это увеличительное стекло музыкантов: чем медленнее темп, тем ужасней и безобразнее звучит для ЛЮБОГО слушателя каждая ошибка исполнителя. Нужно обладать немалыми знаниями и мастерством, чтобы позволить себе медленный темп и при этом не разочаровать, не оттолкнуть от себя публику.
Свидетельство о публикации №216072400243