78. Воспитанник интерната

 За окнами моих двух комнат и кухни гулял ветер.Весенний ветер.Он проникал в мои комнаты через открытые  форточки. И от этого в моей квартире пахло весной: нагретыми солнцем домами,тротуарами,проветриваемыми гаражами. ...Меня тянуло выйти из квартиры на улицу,на свежий воздух. И я не выдержал: вышел из дама на улицу.

 В нашем дворе стояла весна.  Мне захотелось посидеть во дворе на лавочке. Я уже было  собрался   присесть на одну из лавочек,но  увидел,что из досок этой лавочки  торчат шляпками вверх гвозди,и не стал на лавочку садиться. Тогда я решил подремонтировать все лавочки,стоявшие в нашем дворе: вбить все,торчащие из их досок,гвозди,-чтобы никто за них не цеплялся и не поранился. Для этого мне нужен был молоток. Но подниматься  домой за молотком мне не хотелось. ...Тут я увидел,что на другом краю двора кто-то возился возле своей машины-занимался мелким ремонтом. Я прошел к нему через весь двор,и попросил  дать мне молоток,чтобы подремонтировать лавочки.

 -Разве в твоем хозяйстве нет молотка?-спросил меня человек,занимавшийся ремонтом  машины.

 -Не хочется домой подниматься,-сказал я ему.-Я верну. Я здесь в соседнем подъезде живу.

 -Я знаю. Вижу тебя иногда во дворе. Только ты обязательно  молоток верни.

 -Верну обязательно. Через две минуты верну. Заколочу гвозди на лавочках и сразу принесу обратно. У меня дома свой молоток есть. Мне чужого не надо.

 Я взял молоток и пошел заколачивать во дворе гвозди на лавочках.

 Подошел к лавочкам. Вижу на одной из лавочек Надя-моя знакомая-пристроилась:сидит,детскую коляску покачивает.

 -Тут гвозди из досок торчат,-сказал я ей.-Ребенок об них уколоться может.

 -Он у меня еще не ходит,-сказала Надя,но с лавочки поднялась:-Точно. Гвозди торчат! Дети будут садиться,обязательно поцарапаются.

 Я принялся заколачивать гвозди.

 -Что-то я давно не видел твоего мужа? Пропал где-то,что ли?

 -Появляется иногда. Приходит. Денег занять. Я пока не работаю, на детское пособие живу,а он приходит,деньги у меня занимает. Вчера приходил. А у меня деньги кончились. Молоко ребенку купить не на что. Я вот что хочу у вас спросить:может вы мне займете немного денег.До получки. Я как получу,так сразу вам отдам. ...Ребенку молока купить надо.

 Я замялся с ответом: я не любил давать в займы деньги. Еще никогда соседи не просили у меня в займы деньги.И вот попросили в первый раз: Надя попросила,молодая мама. Наверное,было у ее тогда с деньгами очень худо. Еще,этот  гражданский муж,ее обирал. Чокнутый он был какой-то. Жалко мне ее стало- Надю,молодую маму.

 -Хорошо. Займу,-сказал я ей.-Принести деньги сейчас,или,может,потом?

 -Лучше сейчас. А то вы еще передумаете. Да вы не думайте,-я верну вам. Куда я денусь. В одном же доме живем. Считай,-под одной крышей.

 -Хорошо. Сейчас принесу. Сколько?

 Она сказала.

 Я завертел в руке молоток.

 -Давайте,пока вы ходите,я все гвозди в доски заколочу.

 Я отдал ей молоток,а сам пошел домой за деньгам.

 Пришел домой. Полез за деньгами. Дома я деньги хранил под матрасом. И в других разных местах. На всякий случай. Я отсчитал сколько Надя у меня попросила,остальные положил на место-под матрас,и пошел из квартиры обратно на улицу. Вышел из подъезда на улицу,и увидел,что Нади во дворе нет,куда-то ушла. Ушла,и унесла с собой мой молоток. Который я обещал вернуть его хозяину через две минуты. 

 Я сел на лавочку.

 Вскоре Надя со своей коляской появилась.Она вышла,катя перед собой коляску,из соседнего подъезда. Вместе с ней из подъезда,тоже с коляской,вышла другая молодая мама. Наверное,подруги,знакомые. Надя покатила свою коляску в мою сторону,а другая молодая мама-в другую. Надя подошла ко мне.

 -А молоток где?-спросил я ее.

 Надя залезла руками в свою коляску и достала из нее мой молоток. И у меня отлегло от сердца: не потеряла!

 Я взял молоток. Протянул Наде деньги.

 -Спасибо,-сказала она.-Я вам их обязательно верну.

 А мне надо было обязательно вернуть молоток. Я посмотрел в ту сторону,где стояла машина,у хозяина которой я молоток взял. Машина еще стояла. Я принялся в спешном порядке заколачивать на лавочках,оставшиеся не заколоченными,гвозди. Все заколотил. Посмотрел,стоит ли машина. Машины на месте уже не было. Уехала!

 Так я и не вернул тогда молоток ее хозяину. А ведь обещал вернуть через две минуты. "Теперь,наверное, думает про меня его хозяин,что я человек,не держащий слово. А,может,даже думает обо мне что-нибудь и похуже: что я мелкий жулик,-так я думал  тогда,держа в руке  чужой молоток.-  Не вернул! Что теперь хозяин молотка мне скажет,если встретит меня на улице? Что он обо мне подумает? В другой раз он мне  свой молоток уже никогда не доверит."



 Молоток надо было вернуть. Для этого надо было найти его хозяина. Но машины его во дворе,что-то не видать было, сколько я ее не высматривал-несколько дней. И самого хозяина машины  во дворе я что-то не встречал. Тогда я решил найти квартиру,в которой он жил, и вернуть ему его молоток. Вернуть,чтобы  спать по ночам  спокойно. Как говориться: "расплатись с долгами,да и спи себе,в ус не дуя".

 Он жил,как мне было известно,в соседнем подъезде. И вот я вошел в этот соседний подъезд. Никогда раньше я не был в этом соседнем подъезде. Вошел. Остановился. Стал гадать,в какой квартире он живет. Позвонил в первую попавшуюся. Открыли. Спросили:

 -Кого надо?

 Я сказал.

 -Не знаем такого,-сказали мне,и захлопнули перед моим носом дверь.

 Я позвонил в другую квартиру.

 -Он что-нибудь натворил?-спросили меня.-Это не по поводу случившегося с ним на дороге?

 Я сказал,что хочу вернуть хозяину его молоток. Что я взял у него молоток,чтобы заколотить во дворе на лавочках гвозди,и вот теперь хочу ему его молоток вернуть. Тогда мне ясно сказали:

 -В третьей квартире он живет.

 -Так третья же квартира-вот она,рядом!

 -В ней он и живет,-сказали мне.

 Я позвонил в третью квартиру. Дверь открыл сам хозяин молотка. Я посмотрел ему прямо в глаза. Чтобы не подумал,что я с ним что-то хитрю.

 -Я у вас молоток брал. Вот принес,-сказал я хозяину молотка.- Я обещал вернуть. Вы уж извините,что я так долго вашим молотком пользовался. Просто,так получилось. Надя-соседка моя с третьего этажа... Мы с ней из одного подъезда.. Она меня отвлекла...

 Хозяин молотка взял у меня свой молоток,сказал:"Спасибо",и закрылся в своей квартире. ...После возвращения молотка,у меня сразу на душе стало легко. Я словно от груза какого-то освободился. Даже дышать  стало легче. Свободнее.

 


Рецензии