Новая профессия в музыке - где от нее спасение?
НОВАЯ «ПРОФЕССИЯ» В МУЗЫКЕ - ГДЕ ОТ НЕЁ СПАСЕНИЕ?
«Индустриальное производство» музыкантов обычно даёт им по завершению обучения лишь красиво отпечатанную бумагу вместо необходимых знаний и навыков, необходимых для того, чтобы «дарить людям красоту и делать людей лучше». «Музобразованцы» обычно способны лишь производить набор звуков, напоминающий музыку. Этот их набор звуков может быть официально оценен высокими баллами в аттестатах и даже победами на конкурсах точно таких же, как они сами «музыкантов». Однако на протяжение всей своей жизни они не могут найти тех, кто согласился бы слушать их «музыку» даже даром, а уж тем более платить за неё. И обычно такие «музыканты» музыку сами не любят, если не ненавидят.
Как же это случилось, что многие сегодняшние исполнители уже не умеют больше читать ноты и играют с ошибками, а сегодняшние слушатели больше не желают из-за этого приходить в «построенные ими музыкальные дома», предпочитают таким уродливым домам палатки, фанерные будки или вообще жизнь по-дикому: под деревьями и кустами?
Причина в том, что у современных «музыкальных строителей» появилась и невероятно размножилась новая, небывалая ранее профессия: «учитель учителя строителя», который сам строить вообще не умеет, или, если строит, то у него обязательно получается только перекошенный сарай, какой бы вы ему чертёж для строительства ни дали. Деньги же он зарабатывает тем, что учит такого же будущего учителя, как и он сам, чтобы и тот в будущем учил учителя, но ни в коем случае не строил - об этом и речи быть не может.
Ну и поскольку самый страшный враг такого учителя-учителя-учителя это человек, который действительно может строить и строит красиво (к нему же ученики будут сбегать), то все эти бизнесмены от музыки ненавидят хороших, любимых публикой исполнителей и ведут с ними беспощадную и, к сожалению, успешную войну на истребление.
Обманывать потребителей твоего продукта безнаказанно возможно лишь при отсутствии конкурентов и каких бы то ни было контролёров, на что существующая система музыкального образования всегда и нацелена. На моих глазах разогнали поразительно интересную Научно-Исследовательскую Лабораторию Музыкальной Акустики при Московской консерватории за то, что те обнаружили и научно доказали своими распечатками графиков исполнений, что ВСЕ великие исполнители мира играют не по правилам, а вопреки тем правилам, которым сейчас учат. Почти всех выдающихся музыкантов (Шостакович, Рихтер, Микеланжели, Клиберн, Раду Лупу — это первые пришедшие на память, потому что я встречался с ними) консерватории не желали видеть в числе своих профессоров. А в словарях (вплоть до очень солидных, как Оксфордский или Гарвардский) и специальных справочниках можно прочесть о них всякие унизительные вещи: один — дурачок, который играет гимны своей страны в начале концерта, другой — бормашина, третий — не способен на правильный ритм, итд. Зачем же они в твоём словаре в этом случае? За малейшие же отклонения от неизвестно кем введённых в обучение и очень подозрительных, судя по результатам, стандартов , любой педагог может потерять работу или даже право обучать.
Глобальные результаты этого «нового» подхода к обучению музыкантов ничем не отличаются от последствий всех прочих «индустриализаций», повлекших на земле эрозию плодородных почв, вымирание многочисленных видов животных и растений, загрязнение воздуха, рек и океанов, итп. И хотя многие подобную ситуацию считают безнадёжной: ничего дескать уже исправить нельзя — издержки прогресса, я с этим не согласен, по крайней мере, в отношении музыки. Я уверен, что исправить можно.
И я не соглашаюсь делом — этим сборником практических советов: как избежать типичных ошибок в музыке при исполнении и обучении?
Советы эти сводятся к предоставлению музыкантам-студентам и их учителям сведений, либо вообще отсутствующих в официальных учебных курсах, либо изложенных или понятых неверно.
Автор предлагает читателям ни в коем случае не принимать эти коррекции просто на веру, но непременно проверять их на практике (в игре и обучении). Долгого времени такие проверки не потребуют, так как все эти коррекции обладают эффектом моментального действия. То-есть, все они решительно меняют сам характер музыкального исполнения кардинально и немедленно. То-есть, «прямо сейчас», а не через долгие годы или месяцы специальных упражнений.
Однако автор просит учитывать при проверках так называемый «эффект перевёрнутых линз»: это известный опыт, когда человеку на двое-трое суток (даже этого времени достаточно) одевают на глаза линзы, которые переворачивают всё, что данный человек видит, на 180 градусов, кверх ногами.
И что же в результате получается? - Да то, что после привыкания к этим линзам человек уже видит всё «правильно», но только сквозь такие линзы. А вот без этих линз для него уже весь мир «перевёрнут».
Поскольку некоторые из коррекций могут и в самом деле перевернуть привычную для многих музыку на 180 градусов, то для проверки их действия лучше всего играть или делать записи не для других «стандартно образованных» музыкантов или учителей, а для совершенно нейтральных, непредвзятых слушателей, неискушённых в «стандартах исполнительства», навязанных музыкантам современным образованием.
Сначала нужно сыграть этим нейтральным слушателям вариант исполнения «с коррекцией» и лишь затем уже (так лучше работает) «стандартный вариант». После прослушивания нужно спросить слушателей: какой из двух вариантов исполнения больше им понравился, какой, на их взгляд, лучше?
Тем, кто презрительно относится «к мнению толпы», не следует забывать, что именно из таких «нейтральных людей» и состоит та аудитория, к сердцам которой исполнитель должен находить свой путь, чтобы выжить в искусстве. А сам музыкальный язык общества создан не профессионалами, а народом и, возможно, даже заложен где-то в самих его генах. Вспомните утверждение Глинки: «Музыку создаёт народ, а мы лишь арранжируем её». Уж Глинку-то вряд ли можно подозревать в некомпетентности по данной теме.
Автор при этом обращается к читателям с робкой и, возможно, неосуществимой просьбой: сначала внимательно и до конца прочесть каждый совет - коррекцию, затем постараться понять написанное, и лишь после этого приступать к проверке и опровержению. Хотя сейчас подобным образом поступать вроде бы и не принято.
Надеюсь, что эта книга поможет встать и продолжить свой путь всем тем, кто больно упал на пути к музыке, всем отчаявшимся на этом пути и всем желающим им (и себе заодно) помочь.
Свидетельство о публикации №216072400420