Музыка и автодело - что общего?

  Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам -10       

               

Я с детства увлекался музыкой и автомобилями. Поэтому у меня часто бывают сравнения из этих вроде бы далёких друг от друга областей. С 14-ти лет я начал официально работать учителем музыки (в детсаду и школе). Тогда же начал чинить и собирать автомобили (сначала соседские, потом свои).


Поэтому сегодня я знаю довольно много и о музыке, и об автомашинах, хотя и не запатентовал 80-ти с лишним автоизобретений, как Иосиф Гофман ( дворник  -  стеклоочиститель на вашем ветровом стекле изобрёл именно этот замечательный пианист). У меня есть лишь удостоверение шофёра-профессионала и право на обучение других водителей — иногда учу.


Зато по музыке я получил самое лучшее формальное образование из возможного — у меня дипломы с отличием из Московской и Санкт Петербургской (тогда Ленинградской) консерваторий, Казанского Музучилища и школ, не говоря уже о моих «персональных университетах», о которых по ходу дела я буду упоминать, чтобы заранее ответить на обычный вопрос: «Да откуда ты это знаешь?», который я часто слышу. Хотя, казалось бы, ну не всё ли тебе равно, откуда? Проверь и бери, если работает!


Но если серьёзно, то у меня просто был самый лучший и великий в мире учитель по имени Необходимость вместе с возможностью учиться у замечательных музыкантов, многие из которых были ещё и очень добрыми, хорошими людьми.


Я посетил большое количество концертов, репетиций и “мастер-классов” мировых знаменитостей, сейчас всё это доступно и на Интернете. Я участвовал в форумах и дискуссиях, итд. итп. Но мой главный багаж знаний — это десятилетия работы на сцене и в репетиционном классе.


«Где многие знания — там и многие печали» и «кто умножает познания — умножает скорбь». Для скорби сегодня имеются серьёзные основания. С появлением интернета и возможности ездить по разным странам у меня больше нет иллюзии,  что катастрофические проблемы в современном музыкальном образованиии и (вследствие этого) вымирание хорошей музыки, как и хороших музыкантов - происходят лишь там, где я живу,  а вот в других местах с этим всё просто замечательно.  Как бы не так - то же самое происходит повсюду.


Музыке по-настоящему не учат нигде, не умеют учить и уметь не желают - да никому это и не надо. Деньги и почести текут рекой и безо всяких усилий. Даже самые прославленные музыкальные учебные заведения занимаются лишь селекцией кандидатов,  но не обучением.


Можно ли себе представить, чтобы огромный авторемонтный завод с громадным бюджетом вместо ремонта неисправностей и модернизации машин с проблемами отбирал бы себе вместо этого «для производства» только безупречно исправные автомобили, а при обнаружении малейшей неисправности выкидывал бы такой автомобиль за ворота? И при этом вся работа предприятия по принятым в производство автомобилям сводилась бы лишь к лёгкой полировке поверхности и выдаче своих, «фирменных» номерных знаков?


А это и есть именно то, что делают знаменитые музыкальные школы всех звеньев. Они отбирают для себя из кандидатов только тех студентов, которые где-то, у кого-то или самостоятельно умудрились уже выучиться каким-то основам и принципам музыкального языка. Нередко только что поступившие студенты в первые же месяцы или даже недели после зачисления становятся лауреатами престижных конкурсов, а порой лауреатами уже и приходят. Однако все успехи этих студентов прославленные школы приписывают, разумеется, только себе, обычно ничего для этого по сути не сделав. И всё больше великих музыкантов повторяют слова Грига: «Из консерватории я вышел таким же дураком, каким и пришёл туда».


Элементарные, но совершенно необходимые для каждого музыканта знания о музыкальном языке, то-есть обычную для любой науки базовую информацию, сегодня нигде в мире не умеют собирать, анализировать, изучать и передавать, называя эту информацию «врождённой музыкальностью», которой якобы научить невозможно. А ведь всего-то дела тут— это отобрать не какую в голову взбредёт,   а действительно необходимую каждому студенту  "корзину знаний"  и изложить её в ясной, понятной для любого ученика форме.


Мне приятно , что мои ученики часто приносят с экзаменов и конкурсов «рапорты» со словами «исключительная музыкальность». Но это - неправда, ничего в этом роде «врождённого» у них не было и нет. Мои студенты всего лишь не делают обычных, типичных для современных студентов ошибок, которые давно уже исцарапали уши всем слушателям, включая и судей конкурсов с экзаменаторами.


Вряд ли хотя бы один человек на земле не хотел бы научиться вождению машины и музыке. И все люди на каком-то этапе своей жизни этим двум делам научиться пытаются. Для этого они идут в автошколы и в музыкальные школы. Но хотя по своей трудности и сложности эти два вида человеческой деятельности примерно одинаковы (я учил и музыке, и вождению автомобиля: пол-века за рулём и ещё больше за роялем — могу сравнивать), результаты обучения разительно отличаются:


Если практически каждый ученик автошколы через несколько недель или даже дней получает права, то из 2 000 (двух тысяч) учеников музшколы лишь один не бросает занятия музыкой, жалуясь на «поруганное детство», на медведя, который на ухо наступил, на отсутствие способностей итп.


И самое плохое здесь то, что люди после «поруганного детства» уже на всю их оставшуюся жизнь ненавидят всё, что им напоминает обо всех их безрезультатных страданиях. Они уже принципиально слушают только низкопробную «попсу», уверяя себя и окружающих, что не понимают и даже ненавидят классическую музыку. И такая реакция на провал - это нормальная и обычная психологическая защита человека от последствий душевных травм. Она успешно лечит и заглушает боль неудач, и хорошо описывается словами «зелен виноград».


К сожалению, всё более увеличивающаяся масса людей «с ненавистью к классике» заражает своим отношением к музыке всё больше окружающих. И если совсем ещё недавно (в историческом масштабе) люди ночевали по нескольку суток на улице, чтобы послушать новую ораторию Генделя или оперу Верди, или, чтобы попасть на концерт любимого пианиста (я сам ещё видел трёхлетнюю круглосуточную очередь «на Клиберна» под дождём и снегом на улицах Москвы), то сегодня это уже просто трудно себе представить. Прославленные «короли всех пианистов мира» и «бесспорно самые гениальные музыканты, изо всех живущих сегодня на планете» (как их рекламируют) играют свои концерты большей частью лишь для стульев в пустых залах.


Рецензии