Кто виноват и Что делать?
Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам -11
Сегодня у меня есть уже достаточно фактов и наблюдений , чтобы ответить на оба этих традиционных для русской ментальности вопроса. Начнём с первого:
Представьте, что вы поступили в автошколу, где вас сначала учат «правильной постановке руки» на руле, от которой якобы всё зависит, хотя ни у одного настоящего профессионала её нет и быть не может — у всех руки и пальцы разной длины и формы, да и никак не влияет эта «постановка» ни на что, ни малейшим образом. А затем в последующие 5-20 лет вас учат только «вождению на скорость»: каким образом лучше всего выжать её из вашего автомобиля? Вас учат проходить, не снижая хода, скоростные повороты, перелетать с разгона ямы, ездить лишь на двух колёсах из четырёх итп. И, когда вы можете уложиться со всеми подобными трюками в стандартную квоту времени на прохождение дистанции, вам вручают диплом водителя.
Разумеется, одним вождением дело все эти годы не ограничивается. Все эти годы вас серьёзно и глубоко обучают общей и отечественной истории транспортных средств, сопромату, экономическим основам автопроизводства и моторостроения, географии, астрономии, ботанике, зоологии и прочим наукам, которые хотя и небесполезны для водителя, но только, если он сумеет однажды догадаться, как же все эти науки можно применять к его практическим действиям (чего обычно — нет напрочь)?
А вот по какой стороне дороги нужно ездить: по правой или по левой, как развернуться на узкой улице, заехать во двор и гараж, и уж, конечно, о таких вещах, как всякие там дорожные знаки и светофоры — в программе обучения в лучшем случае — ни слова, а в худшем — всё кверх ногами, то-есть наоборот.
Официально утверждается, что всему перечисленному даже и учить-то невозможно. «С чувством всего этого» можно лишь родиться, если с родителями повезёт. А если это чувство у тебя не развилось — значит, извини, - не судьба, вождение автомобиля не для тебя — поищи себе другое занятие в жизни.
Ну и как? Захотите вы наслаждаться поездкой с водителем, который не способен проехать по городу, не сбив при этом пару пешеходов да тройку деревьев, не говоря уже об оцарапанных по пути автомобилях?
Вот именно такое в точности обучение ожидает любого, кто сегодня захочет научиться музыке. Я не преувеличиваю:
Музыка — это один из человеческих языков со всеми присущими любому языку свойствами и качествами. Чтобы сказать какую-то фразу по-русски, по-французски или по-японски вы обязаны произнести правильные именно для данного языка звуки с правильной организацией во времени и с правильными ударениями.
Не нуждается в доказательствах то, что неправильные буквы в словах не дадут вашим слушателям понять смысл вашей фразы. Но не меньшие проблемы вызовет и неправильная организация звуков во времени. Попробуйте, например, понять фразу: «Посл едн иед ваг од ажи ву явп одм оск о вье.»
Если вам удалось всё-таки эту фразу прочесть и понять, попросите кого либо расслышать её же с вашего голоса, но прочитанную вами с неправильными ударениями (именно с такими, каким учат сейчас музыкантов: УДАРНЫЙ слог, безударный слог, УДАРНЫЙ, безударный, УДАРНЫЙ, безударный, итд).
Итак: «пОследнИе двА годА
жИву Я вподмОсковьЕ».
При индустриальном обучении всем полагается любую музыку играть вот именно таким образом. И затем почти все выпускники так и играют с соответственным результатом — никто подобное их исполнение слушать не желает. Причём, единственный факт, на котором этот «стандарт исполнения» основан — это требование к дирижёрам духовых оркестров в военных уставах. Призванные из деревень новобранцы должны научиться шагать в ногу. Для этого духовой оркестр должен «поддавать им громче» каждую нечётную ноту, а затем тотчас же играть тише чётную: АТЬ-два-АТЬ-два. Для маршировки на плацу — это то, что надо. Однако, когда таким же образом играют музыку, предназначенную для чего-либо «не ниже, а выше пояса»: для сердца, для ума, для души, для ушей, итд, то этот рецепт исполнения уже никуда не годится, хотя и используется повсеместно.
Как и все другие человеческие языки, музыка состоит из правильных звуков - НОТ, на правильное ВРЕМЯ, с правильными УДАРЕНИЯМИ . Причём в музыке ударения могут быть и со знаком плюс — положительными, и со знаком минус — отрицательными, то есть тем, что можно назвать «смягчённой нотой» или просто «смягчением». Ну и как же этим трём основам музыки учат?
ПРАВИЛЬНЫЕ НОТЫ
Большинство учебных заведений сегодня способно учить студентов правильным нотам, если, конечно, им в этом не слишком помешали редакторы, безграмотность и наглость которых порой просто поразительны.
Сравните, например, рукописный автограф «Экспромт-Фантазии» Шопена БЕЗ ЕДИНОЙ ЛИГИ В ТЕКСТЕ с её современными изданиями, испещрёнными ТРЕМЯ слоями лиг (у Шопена в автографе — ни одной) или его же до-минорную прелюдию №20 с тем, что напечатано «Институтом Фредерика Шопена» в Варшаве с нахальным утверждением, что они-де придумали и напечатали в этой прелюдии гораздо лучшую гармонию, чем сам Шопен в своём автографе сумел в своё время написать.
А «К Элизе» Бетховена сейчас принято издавать не так, как у Бетховена в автографе и в первом издании этой пьесы, а с семью фальшивыми нотами «Ре» вместо «Ми», которые, по-моему, первым стал играть Владимир Ашкенази, забыв уроки гармонии в Москонсерватории: септима никогда не разрешается вверх, но только вниз.
ПРАВИЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Во многих учебных заведениях умеют учить правильному времени — ритму, если, конечно, метроном у них не запрещён, «чтобы студенты не догадались, как они плохо играют», с чем я сталкивался в некоторых школах.
Но вот об АГОГИКЕ ( микроскопически малых запозданиях или опережениях момента возникновения нот относительно их «рассчётного времени») практически никто в школах представления не имеет. А некоторые на интернете даже называют её «лже-наукой» на том основании, что дескать человеческое ухо не способно воспринять и правильно интерпретировать эти крошечные флуктуации во времени.
Эти рассуждения легко опровергаются простейшими опытами. Например, каждый человек способен определить направление, с которого пришёл звук пушечного выстрела. Хоть с 20 километров. Однако, человеческое ухо определяет это направление по крошечной разнице во времени прибытия звука в правое ухо и в левое из-за расстояния до объекта, издавшего звук.
При больших расстояниях эта разница во времени — миллионные доли секунды, однако наш мозг их улавливает.
Я в шутку объясняю это и таким образом. Говорю ученику: «Спроси меня, люблю ли я тебя?»
Ученик спрашивает — я немедленно отвечаю «Да!» «Ну что», - говорю, «веришь мне?» - «Да, верю».
Теперь снова спрашивай! В этот раз я чуть-чуть запаздываю с моим ответом «Да». Ученики смеются - «Нет. Теперь не любишь. Я это знаю, потому что ты не сразу ответил» - вот это и есть агогика, о которой школы и слышать не хотят, а она есть.
ПРАВИЛЬНЫЕ УДАРЕНИЯ
НИ В ОДНОМ учебном мира не умеют учить (и уметь не хотят - проверял) верным, правильным ударениям в музыкальных словах. Уверяют, что это невозможно в принципе, потому что «эти ударения-смягчения (Intensity) якобы невозможно пометить в нотах, а следовательно и невозможно их изучать, а это в свою очередь означает, что и обучать им тоже невозможно» - это вам весь суммарный вывод из большого и, вероятно, дорогостоящего исследования на тему ”Intensity in Music” Йельского университета, США, 2003 год. Предыдущие исследования других знаменитых университетов пришли к точно такому же выводу.
Более свежих исследований не предпринималось, хотя все исследования отмечают исключительную важность ударений-смягчений. Ведь все музыканты мира (грамотные, по крайней мере) играют и поют одни и те же ноты на одинаковые доли такта (моменты времени). Это автоматически означает, что все исполнения и все исполнители отличаются друг от друга только этими ударениями-смягчениями, которые действуют на слушателей точно так же, как верные или фальшивые ударения в знакомых им словах их языка. Кто может любить актёра, умеющего лишь коверкать твой родной язык, но не говорить на нём естественно и грамотно?
Раскопали эти исследования на Интернете мои студенты, каждый из которых (начиная с 6-летнего возраста) способен точно пометить силу каждой ноты (расставить точные обозначения её силы звука - «интенсивности») в любом, даже совершенно неизвестном им произведении. Дело в том, что все эти ударения и смягчения не случайны и не произвольны (как официально утверждается), а вытекают из строгих правил и логики музыки. К счастью, эти правила просты и надёжны (примерно, как: «Буква «Ё» в любом слове всегда под ударением»), и их не слишком много для запоминания. Основных правил, охватывающих почти всё, с чем встречается в практике музыкант, студент, учитель - около 25. Для удобства запоминания эти правила изложены мною обычно в краткой форме, двумя-тремя словами: «выше — громче», «начало тише конца», итп. Однако для верного понимания их я, конечно, использую полный, развёрнутый вариант.
Я несколько раз с промежутками в несколько лет обращался во все ведущие (более 100) музыкальные учебные заведения мира с просьбой ответить мне на элементарный вопрос (из тех, что я каждый день задаю всем моим ученикам, и они без проблем отвечают): «Какие именно ноты из первых 10 нот любого (на Ваш выбор) произведения должны быть более громкими, и какие более тихими? Чем именно Ваш выбор громкости для этих нот обусловлен?»
Я указывал при этом, что занимаюсь исследованием преподавания ударений-смягчений (Intensity) в музыкальных учреждениях планеты, и предлагал 1 000 долларов США предоплатой за эту их помощь мне в данном вопросе (по сто долларов за каждую ноту — отличное вознаграждение, мне бы кто-нибудь такое предложил). Ни одного желающего ответить во всём мире ни разу не нашлось. Если кто-либо знает ответ на мой вопрос - пишите, я свой адрес прилагаю.
А всё потому, что «это нам не задавали, это мы не проходили». И логика здесь простая: если я чего-то не знаю, то, значит, этого и знать не надобно.
Прошу читателей обратить внимание на то, что динамика в музыке (громко, тихо, затихая, усиливая, итд) и ударения-смягчения отдельных нот, которые отличают именно эту ноту от соседних с ней — это совершенно разные вещи. И важность этих двух характеристик в музыке совершенно несоизмерима.
Актёр драмы может сказать слово «П О Д М О С К О В Ь Е» очень громко, может произнести его умеренно громко «ПОДМОСКОВЬЕ», может сказать тихо - «подмосковье», может прошептать это слово — и никого это не покоробит, все эти варианты «исполнения» слова приемлимы, законны.
А вот попробуй этот актёр говорить со сцены: «подмосковьЕ», «подмОсковье», или «пОдмосковье» вместо нормального для русского языка «подмоскОвье», и ему больше в театре не работать, публика такого произношения никому не простит, не потерпит.
Вот и музыкальная публика такого «произношения» знакомых каждому музыкальных слов не приемлет — голосует «против» ногами, то есть идёт к тем, кто язык не коверкает.
Однако же музыкантов учат повсюду лишь суммарному (общему) уровню громкости всех вместе взятых нот (динамике, режиссуре) в данном эпизоде, но не тому, что действительно жизненно важно для музыки — правильному, грамотному произнесению каждого музыкального слова в любом произведении.
Свидетельство о публикации №216072400452