Кто виноват и Что делать?

               

Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам -11

               

Сегодня у меня есть  уже достаточно фактов и наблюдений , чтобы ответить на оба этих традиционных для русской ментальности вопроса.  Начнём с первого:

Представьте,  что вы поступили в автошколу,  где  вас  сначала  учат «правильной постановке руки» на руле, от которой якобы всё зависит,  хотя ни у одного настоящего профессионала её нет и быть не может — у всех руки и пальцы разной длины и формы,   да и  никак не влияет эта «постановка» ни на что,  ни малейшим образом.   А затем в последующие 5-20 лет  вас  учат  только «вождению на скорость»: каким образом  лучше всего выжать её из вашего автомобиля?  Вас учат проходить,  не снижая хода,  скоростные повороты,   перелетать с разгона ямы,   ездить лишь на двух колёсах из четырёх итп.   И,  когда вы  можете уложиться со всеми подобными трюками в  стандартную квоту времени на прохождение дистанции,   вам вручают диплом водителя. 
 
Разумеется,  одним вождением дело все эти годы не ограничивается.  Все  эти  годы  вас  серьёзно  и  глубоко обучают общей и отечественной истории транспортных средств,  сопромату,  экономическим  основам  автопроизводства и моторостроения,  географии,  астрономии,  ботанике,  зоологии  и прочим наукам,  которые  хотя и небесполезны для водителя,  но только, если он  сумеет однажды догадаться,   как  же все эти науки  можно применять к его практическим действиям (чего обычно —  нет напрочь)?

А вот по какой стороне дороги нужно ездить: по правой или по левой,  как развернуться на узкой улице,  заехать во двор и гараж,  и уж, конечно, о таких вещах,  как всякие там  дорожные знаки и светофоры — в программе обучения  в лучшем случае — ни слова, а  в  худшем — всё кверх ногами,  то-есть наоборот.

Официально утверждается,   что  всему  перечисленному  даже и  учить-то  невозможно.  «С  чувством всего этого»  можно лишь родиться,  если с родителями повезёт.   А если это чувство у тебя не развилось — значит, извини,  -  не  судьба,  вождение автомобиля не для тебя — поищи себе другое занятие в жизни.

Ну и как?  Захотите вы наслаждаться поездкой с водителем,   который не способен проехать по городу,  не  сбив при этом пару пешеходов да тройку  деревьев,  не  говоря уже об оцарапанных по пути автомобилях?

Вот именно такое  в точности обучение ожидает любого,  кто  сегодня  захочет научиться музыке.   Я  не  преувеличиваю:

Музыка — это один из человеческих языков со всеми присущими любому языку свойствами и качествами. Чтобы сказать какую-то фразу по-русски,  по-французски или по-японски вы обязаны произнести правильные именно для данного языка звуки  с правильной организацией во времени и с правильными ударениями.

 Не нуждается в доказательствах то,  что неправильные буквы в словах  не дадут  вашим слушателям  понять смысл вашей фразы.  Но не меньшие проблемы вызовет и неправильная организация звуков во времени.  Попробуйте, например,  понять фразу: «Посл   едн   иед   ваг  од  ажи  ву  явп   одм  оск  о   вье.»

Если вам удалось всё-таки  эту фразу прочесть и понять,  попросите кого либо расслышать её  же с вашего голоса,  но прочитанную  вами с неправильными ударениями (именно с такими,  каким учат сейчас  музыкантов: УДАРНЫЙ слог, безударный слог,  УДАРНЫЙ, безударный, УДАРНЫЙ, безударный,  итд).

Итак:   «пОследнИе двА годА
            жИву Я вподмОсковьЕ». 

При индустриальном обучении всем полагается любую музыку играть  вот   именно таким образом. И затем  почти все  выпускники так и играют с соответственным результатом — никто подобное  их исполнение слушать не желает.   Причём, единственный факт,  на котором этот «стандарт исполнения» основан — это требование к дирижёрам духовых оркестров в военных уставах.  Призванные из деревень новобранцы должны научиться шагать в ногу.  Для этого духовой оркестр должен «поддавать им громче» каждую нечётную ноту, а  затем тотчас же играть тише чётную: АТЬ-два-АТЬ-два.   Для маршировки на плацу — это то, что надо. Однако, когда таким же образом  играют музыку,  предназначенную для чего-либо «не ниже, а выше пояса»: для сердца, для ума,  для души,  для ушей,  итд,  то этот рецепт исполнения уже никуда не годится,  хотя и используется повсеместно.

Как  и все другие человеческие языки,  музыка состоит  из правильных  звуков - НОТ,  на правильное ВРЕМЯ, с правильными  УДАРЕНИЯМИ .  Причём  в музыке ударения могут быть и со знаком плюс — положительными,  и со знаком минус — отрицательными,  то  есть тем,  что  можно назвать «смягчённой нотой» или просто  «смягчением». Ну и как же этим трём основам музыки учат?

               
                ПРАВИЛЬНЫЕ     НОТЫ

Большинство учебных заведений  сегодня способно учить студентов правильным нотам,  если, конечно, им в этом не  слишком  помешали  редакторы,  безграмотность и наглость которых порой просто поразительны.

Сравните, например,  рукописный автограф «Экспромт-Фантазии» Шопена БЕЗ ЕДИНОЙ ЛИГИ В ТЕКСТЕ с её современными изданиями, испещрёнными ТРЕМЯ слоями лиг (у Шопена в автографе — ни одной)  или его же до-минорную прелюдию №20 с тем,  что напечатано «Институтом Фредерика Шопена» в Варшаве с нахальным утверждением,  что  они-де придумали и напечатали в этой прелюдии гораздо лучшую гармонию, чем сам Шопен в своём автографе сумел в своё время  написать.

А «К Элизе» Бетховена сейчас принято издавать не так,  как у Бетховена в автографе и в первом издании этой пьесы, а с семью фальшивыми нотами «Ре» вместо «Ми», которые, по-моему, первым стал играть Владимир Ашкенази, забыв уроки гармонии в Москонсерватории:  септима никогда не разрешается вверх,  но только вниз.

                ПРАВИЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Во многих учебных заведениях умеют учить  правильному  времени — ритму,  если,  конечно,   метроном у них не запрещён,  «чтобы студенты не догадались,  как  они плохо играют»,  с чем я сталкивался в некоторых школах.

Но вот об АГОГИКЕ ( микроскопически малых  запозданиях или опережениях момента возникновения нот относительно их «рассчётного времени») практически никто в школах представления не имеет.  А  некоторые на интернете  даже  называют  её  «лже-наукой» на том основании,  что  дескать человеческое ухо не способно воспринять и правильно интерпретировать эти крошечные флуктуации во времени.

Эти рассуждения легко опровергаются простейшими опытами. Например,  каждый человек способен определить направление,  с которого пришёл звук пушечного выстрела.  Хоть с 20 километров. Однако,  человеческое ухо определяет это направление по крошечной разнице во времени прибытия звука в правое ухо и в левое из-за расстояния до объекта,  издавшего звук.
При больших расстояниях эта разница во времени — миллионные доли секунды,  однако наш мозг их улавливает.

Я в шутку объясняю это и таким образом. Говорю ученику: «Спроси меня,  люблю ли я тебя?»
Ученик спрашивает — я немедленно отвечаю «Да!»  «Ну что», - говорю, «веришь мне?» - «Да, верю».

Теперь снова спрашивай!  В этот раз я чуть-чуть запаздываю с моим ответом «Да».  Ученики смеются - «Нет. Теперь не любишь. Я  это знаю,  потому что ты не сразу ответил»  -  вот это и есть агогика,  о  которой школы и слышать не хотят,  а  она есть. 

 ПРАВИЛЬНЫЕ УДАРЕНИЯ   

НИ В ОДНОМ учебном  мира не умеют учить (и уметь не хотят - проверял)  верным,  правильным ударениям в музыкальных словах. Уверяют,  что  это невозможно в принципе,  потому что «эти ударения-смягчения (Intensity)  якобы невозможно пометить в нотах,  а  следовательно и  невозможно их изучать,  а это в свою очередь  означает,   что и обучать им  тоже невозможно»  - это  вам весь суммарный вывод из  большого и,  вероятно,  дорогостоящего  исследования на  тему ”Intensity in Music”  Йельского университета, США,  2003 год.   Предыдущие исследования других знаменитых университетов пришли к точно такому же выводу.

Более свежих исследований не предпринималось,  хотя все исследования отмечают исключительную  важность ударений-смягчений.  Ведь все музыканты мира (грамотные, по крайней мере) играют и поют одни и те же ноты на одинаковые доли такта (моменты времени).  Это автоматически означает,  что  все исполнения и все исполнители  отличаются друг от друга только этими ударениями-смягчениями,  которые действуют на слушателей точно так же,  как верные или  фальшивые ударения в знакомых им словах их языка.  Кто может любить актёра,  умеющего лишь коверкать твой родной язык,  но  не говорить на нём естественно и  грамотно? 

Раскопали эти исследования на Интернете мои студенты,   каждый из которых (начиная с 6-летнего возраста) способен точно пометить силу каждой ноты (расставить точные обозначения  её силы звука - «интенсивности») в любом,  даже  совершенно неизвестном им произведении.  Дело в том,  что все эти ударения и смягчения не случайны и не произвольны (как официально утверждается),  а  вытекают  из  строгих правил и логики музыки.  К счастью,  эти правила просты и надёжны (примерно,  как:  «Буква «Ё»  в любом слове всегда под ударением»),  и  их не слишком много для запоминания.  Основных правил,  охватывающих почти всё,  с чем встречается в практике  музыкант,  студент,   учитель  -  около 25.  Для удобства запоминания эти правила изложены  мною  обычно в краткой форме,  двумя-тремя словами: «выше — громче», «начало тише конца»,  итп.   Однако для верного понимания их  я, конечно,   использую полный,  развёрнутый вариант.

Я  несколько раз с промежутками в несколько лет обращался во все ведущие (более 100)  музыкальные учебные заведения мира с просьбой ответить мне на элементарный вопрос (из тех,  что я каждый день задаю всем моим ученикам,  и они без проблем отвечают): «Какие именно ноты из первых 10 нот любого (на Ваш выбор)  произведения должны быть более громкими,  и какие более тихими?  Чем  именно Ваш выбор громкости для этих нот обусловлен?»

Я указывал при этом,  что  занимаюсь исследованием преподавания ударений-смягчений (Intensity) в музыкальных учреждениях планеты,   и  предлагал 1 000 долларов США предоплатой  за  эту их помощь мне  в данном вопросе (по сто долларов за каждую ноту — отличное вознаграждение,  мне бы кто-нибудь такое предложил).  Ни  одного желающего ответить во всём мире ни  разу  не нашлось.  Если кто-либо  знает  ответ на мой вопрос  -  пишите,  я свой адрес прилагаю.

 А  всё потому,  что «это нам не задавали,  это мы не проходили».  И  логика  здесь простая: если я чего-то  не знаю,  то,  значит, этого и  знать не надобно.

Прошу  читателей обратить внимание на то,  что динамика в музыке (громко,  тихо,  затихая, усиливая, итд)  и  ударения-смягчения  отдельных нот,  которые отличают именно эту ноту от соседних с ней  —  это совершенно разные вещи.  И  важность этих двух  характеристик в музыке  совершенно несоизмерима.

 Актёр драмы может сказать слово «П О Д  М О С К О В Ь Е» очень громко,  может произнести его умеренно громко «ПОДМОСКОВЬЕ»,  может сказать тихо - «подмосковье»,  может прошептать это слово — и никого это не покоробит,  все эти варианты «исполнения» слова приемлимы,  законны.   

А вот попробуй этот актёр говорить  со сцены:  «подмосковьЕ»,  «подмОсковье»,  или «пОдмосковье» вместо нормального для русского языка «подмоскОвье», и  ему больше в театре не работать,  публика такого  произношения  никому не простит,  не потерпит.

Вот и музыкальная публика такого «произношения» знакомых каждому музыкальных слов не приемлет — голосует  «против»  ногами,  то есть идёт к тем,  кто  язык  не  коверкает.
Однако же музыкантов учат повсюду  лишь  суммарному (общему)  уровню  громкости  всех  вместе  взятых  нот  (динамике, режиссуре)  в данном эпизоде,  но не тому,  что действительно жизненно важно для музыки — правильному,  грамотному произнесению  каждого музыкального слова в любом произведении.


Рецензии