Н. Ф. Емельяненко, бывший начальник штаба бригады

30.12.77.
Андрей Осипович! Здравствуйте!
Письмо получил уже после того, отправил в Ваш адрес поздравительную открытку.
Вы спрашиваете на счёт статьи "Огонь на себя". Об этой статье мне ничего не известно. Вы, вероятно, написали название статьи по памяти и немного её переиначили. В Волгоградской газете "Молодой боец" от 17 сентября с.г. была помещена статья под названием "Ответом был огонь" ... (неразборчиво) и Рукавцова подписью. Речь в ней шла о боях в элеваторе. Упоминается и Ваш взвод, Ваша фамилия. Так вот, Дробышев получил как-то эту статью (её увезли почти все ветераны, бывшие на встрече), и узрел, что в ней преуменьшается роль бригады в обороне элеватора, что, кроме взвода Хозяинова, который сражался непосредственно в элеваторе, за элеватор на прилегающей к нему территории сражались ещё и моряки 2й роты 2го сб (к-р роты Зозуля), и поддерживали: минрота батальона, противотанковые пушки и ПТР, часть пулемётной роты б-на (неразборчиво) и т.п.
Я об этой статье ничего не знал, пока не получил письмо от Дробышева. Когда стал выяснять, то оказалось, что Рукавцов не поставив меня в известность, выдернул из нашей совместной рукописи (о боевом пути бригады) боевой эпизод об обороне элеватора и послал его в газету. Там его напечатали. Поскольку рукопись у нас общая, Рукавцов не мог поставить только свою подпись, он поставил две (свою и мою). Всё было бы ничего, но ведь надо было согласовать этот вопрос со мной. Получилось так, что я не знал, что являюсь автором статьи и даже что появилась статья, подписанная мною. Я Рукавцова строго предупредил, чтобы такого больше не было. Он обещал, что не будет. Что касается вопроса, поднятого Дробышевым, то он, конечно, прав. Бригада участвовала в боях за элеватор не только тем, что усилила его гарнизон Вашим взводом (два посл.слова подчёркнуты, О.С.) Там действительно дралась рота Зозули (рядом с элеватором), южнее элеватора занимали оборону два взвода 1й роты, их поддерживали средства усиления (миномёты, пушки Ванидзе, ПТР и станковые пулемёты). На усиление гарнизона элеватора была послана рота пулемётного б-на, но, не дойдя до элеватора , она была окружена перешедшими в наступление фашистами и сражались в окружении до последнего.
Но это не так страшно. Газета не центральная, и она не настолько влиятельна, чтобы её статьи являлись аргументом. В рукописи у нас всё написано правильно, а в статью или Рукавцов не всё переписал, или редакция сократила. Вот такая получилась промашка. Но статью приобрели все бывшие на встрече ветераны, и, как многие мне сейчас пишут, они очень очень удовлетворены этой статьёй (хотя в ней нет ничего нового по сравнению с тем, что уже публиковалось). Правда, многие не знакомы с тем, что печаталось до этого.
Согласен с Вами, что пенсионерить нелегко. Но разве нам бояться трудностей? Надо привыкать и действовать в новых условиях , поддерживать связь с местом последней работы, найти новые занятия (если они Вас уже сами не нашли). Ведь есть на свете внуки, дети, магазины, книги, телевизор и другие заботы. Главное, не падать духом и держать хвост трубой.
С 19 по 23.12. с.г. был в Волгограде по приглашению издательства. Дело с книгой как будто сдвинулось с места. Подписан договор с литературным обработчиком, согласовал с ним что и как обрабатывать. Москва сильно сократила рукопись, надо было договориться, что исключить. Исключается много боевых эпизодов и фамилий воинов. Их в рукописи было более четырёхсот. Теперь на сотню поубавится. Жаль, но что поделаешь. Москва слезам не верит. Сократила объём, а мы вынуждены резать рукопись прямо по живому. Обещают издать книгу в I квартале 1979 года (так утвердила план издания Москва). Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.
На этом кончаю. Желаю всего хорошего. Подпись.
30.12.77.


Рецензии