Сарматы - аланы часть 1

Степи... Степи... Скифская память...
В генах Колхи и Зикхов пути.
И сарматское племя в крови заиграет
Унося над просторами древней земли.

Наконечники стрел и курганов седины -
Откровенье начал, может, тайн бытия.
Здесь когда-то татаро-монголы бродили,
И костры их горели в степи до утра.

Кочевые костры - догорают эпохи...
И со временем, может, станем эхом и мы.
Круг замкнётся, и древнее примут потомки,
Мы же станем прозрачной росою в степи.

ИГОРЬ ПОГОРЕЛОВ - поэт и художник из самой большой кубанской станицы Каневской.

В.Н. ТАТИЩЕВ - русский государственный деятель, историк, географ - иностранцы мало что сообщают о нашей истории. И они в том невинны, когда, того и у нас нет.
СНОРРИ СТУРЛУСОН - исландский поэт, историограф, политик - И, хотя сами мы не знаем, являются ли правдой эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой.

История сарматов - аланов, охватывающая период более десяти веков, развивалась на обширных пространствах от Алтая и Сибири на востоке до Карпатских гор на западе. Писатели Античности и Средневековья редко удостаивали арийцев своим вниманием, и сарматы долго считались одним из забытых древних народов. Однако, благодаря археологическим раскопкам, проводившимся в степях Заволжья, Южного Урала, Украины и т. д. ученым удалось, хотя бы частично, воссоздать историю этого когда-то могущественного кочевого народа, происходящего из Восточной Европы. В истории сарматов выделяют пять основных периодов, к концу каждого из которых характер народа претерпевал значительные изменения. Изначальный период сарматской истории (VI - V в. до н. э.) известен на Западе и в степях от Волги до Урала, как «савроматский период» и как период «ранних кочевников» в азиатских степях. В течение, как минимум 8 веков (вплоть до IV в. н. э.), Центральная Европа входила в сферу влияния сарматов. На основании письменных и археологических данных можно говорить о появлении сарматов на восточных границах Скифии в IV веке до н. э. Геродот (IV,21), у которого впервые встречается упоминание об этом народе, отмечал, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на 15 дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Другой греческий автор, Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) также помещал сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю.

Согласно древнегреческому географу Страбону (XI, 22), то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна». Сарматы в большинстве своём были кочевыми скотоводами и разводили коней, крупный и мелкий рогатый скот. Впрочем, Страбон также отмечал, что часть донских и кубанских сарматов «живут в шатрах и занимаются земледелием». В античный период условия жизни в степных районах Азии постоянно менялись, и перемещения племен происходили с самого далекого прошлого. Изобретение или освоение верховой езды и появление конных лучников, вероятно, в середине 2-го тысячелетия до н. э. стало поворотным пунктом в развитии этих народов. Пастухи - кочевники на стремительных конях стали настоящим бедствием для своих соседей и для народов, которые жили далеко за пределами степного пояса. Племена постоянно сталкивались друг с другом. Поводами для больших войн могли быть: нехватка продуктов жизнедеятельности, или какие - то иные факторы, возможно внешнего свойства, заставлявшие целые племена захватывать новые пастбища, вытесняя своих соседей и вызывая дальнейшее перемещение народов. Так различные сарматские племена (языги, роксоланы, сираки, аорсы, анты и др.) подталкиваемые своими восточными соседями, последовательно переселялись в степи Причерноморья и далее на запад - до Паннонии, уступая напору следующей волны переселенцев. Судьба всех переселившихся на запад племен была примерно одинаковой: рано или поздно они растворялись среди народов, населявших завоеванные ими страны.

Сарматы - близкие по языку родственники и соседи скифов - переняли у них пальму первенства в Южнорусских степях и на протяжении 700 лет (III в. до н. э. - IV в. н. э.) стали своего рода законодателями мод в кочевом мире. В отличие от скифов, деятельность которых в конце концов замкнулась в Северном Причерноморье, сарматы проводили экспансию не только в западном направлении, но и совершали походы в Закавказье и Среднюю Азию, поддерживали тесные связи с лесостепным Зауральем. Под их влиянием и участием были созданы две мощные державы древности - Парфянская и Кушанская. Им, вероятно, человечество обязано и открытием северной ветви Великого шелкового пути, действовавшего вплоть до Средневековья включительно. По данным археологии, уральские сарматы - дахи служили наемниками в Персии и участвовали в войне персов с Александром Македонским, а потом служили ему. Известно, что битву при Гидаспе в Индии со стороны македонян начал отряд дахов. Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую ещё входили племена саков. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов. Их язык родствен древнему языку Авесты и считался диалектом скифского языка. Можно предположить, что каждая из основных групп сарматских племен говорила на своём собственном диалекте, хотя точно об этом ничего неизвестно, поскольку письменные источники полностью отсутствуют. Но язык осетин, проживающих на Кавказе, произошёл от древнего сармато-аланского диалекта, и его можно считать современным сарматским языком.

Первые сарматские народности, известные под этим названием, упоминаются в древних источниках под именем «сарматаи». Это имя впоследствии было распространено на всю группу родственных племён и народностей, самыми сильными, из которых были, вероятно, аланы, чье имя впоследствии вытеснило более древний термин «сарматы» в обозначении восточной группы народностей. Часть исследователей считают аланов народом, отличным от сарматов, хотя и родственным им по происхождению. Сарматы были жителями степей и вели кочевой образ жизни. Главным их занятием было разведение скота. Они также охотились на диких зверей и птиц. Возделыванием земли сарматы почти не занимались либо же учились этому, когда оседали. Во всём этом они сильно походили на скифов. Согласно Гиппократу и Геродоту, у них не было хат, домов и жили они в кибитках из войлока, которые устанавливали на повозки. Такую же картину рисует Страбон (IV, 3-4, 17-18) четырьмя веками позднее. Согласно его описанию, роксоланы и другие сарматские племена «проводили жизнь в оббитых войлоком повозках, в которые запрягали волов, и держали большие стада, дававшие им мясо и молоко, которыми они питались». Он также упоминает о том, что сарматы следуют за пасущимися стадами: зимой они живут рядом с Азовским морем, а летом - на степных равнинах. Описание позднего сарматского племени аланов, сделанное римским историком А. Марцелином в IV в. н. э. почти полностью совпадает с описаниями Геродота, жившего на 800 лет раньше.

Они «высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд, если не свиреп, то все-таки грозен... они находят наслаждение в войнах и опасностях». Интерес представляют его замечания о том, что аланы ставят свои повозки в круг и уделяют особое внимание разведению лошадей. Эти лошади так же, как и скифские, малы, но необычайно быстры и своенравны. Сарматы, как прирожденные кочевники, питали отвращение к земледелию, что хорошо описано у Страбона (VII, 4, 6). Он пишет об аорсах и сираках двух больших сарматских племенах того времени обитавших в западной части Сев. Кавказа и между Доном и северным побережьем Азовского моря (XI, 2, 2, 1). В то же время Страбон указывал, что среди них были, как кочевники, так и земледельцы. То же самое относится и к более поздним аланам. Всё это подтверждается изысканиями археологов. О развитии ремесел свидетельствует то, что сарматы полностью обеспечивали себя оружием, конской упряжью, инструментами, великолепными и оригинальными украшениями, а примерно со II в. до нашей эры - посудой, сделанной на гончарном круге. Исходя из описаний древних авторов, по своим обычаям и одежде сарматы почти не отличались от скифов: они тоже носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или закругленные войлочные шапки (хотя некоторые обходились вообще без головного убора, как и скифы). Сарматы сражались в основном верхом и их конные атаки были неотразимы. Принято считать, что сарматы были всадниками ещё более искусными, чем скифы, не боялись былых кентавров и покорили их без особенного труда.

Продолжение следует в части   2                http://proza.ru/2016/07/25/1210


Рецензии
Согласна труд калоссальный. Интересно.Спасибо Вам большое. Успехов.

Юлия Резникова   20.02.2019 09:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.