Сарматы - аланы часть 2

На территории Юга России, жили Скифы-Сарматы. Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками.

В пешем строю завоеватели, как многие кочевники биться не умели. Их вооружение состояло из короткого изогнутого лука, который на раннем этапе был их главным оружием; колчана, полного стрел; железного меча - акинака, который был длиннее скифского, достигая 130 см в длину; реже - легкого копья или пики с железным наконечником и, совсем редко, боевого топора. Касаясь вновь описания роксоланов Страбоном, видно, что они использовали шлемы и латы из сыромятной бычьей кожи, носили плетенные щиты, а в качестве оружия использовали копья, лук и меч. Также у них часто использовались лассо и пращи. Сарматские методы ведения войны мало чем отличались от военной тактики скифов и других степных народов. В начальный период своей истории они нападали на врага большими группами всадников, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука на всем скаку. Во II веке до н. э. у сарматских племен полностью изменилось вооружение. Особенно это относится к роксоланам, которые к тому времени заняли ведущее положение среди сарматских племен Сев. Причерноморья. Главным оружием стали тяжелые длинные копья с железными наконечниками и длинные мечи с деревянными ручками. Луки и стрелы, как бы отошли на второй план. Важным преимуществом у сарматов в военном смысле стало то, что они уже умели изготавливать панцири для воинов и для лошадей из круглых пластин, которые вырезали из конских копыт. Это делало всадников почти неуязвимыми для стрел. Затем уже были доспехи из железных пластин, пришитых к толстой коже, и точно такие доспехи также защищали лошадей.

Шлемы делались в основном из шкур. Самые первые панцири из бронзовых пластин, появились в Северном Причерноморье в VI в. до н. э., исключительно в древней Скифии и в северо-западной части Кавказа. В V в. такие панцири уже встречались в сарматских захоронениях в низовьях Волги. В Скифии они довольно часто дополнялись широким боевым поясом из бронзовых или железных пластин, или длинных узких полосок, нашитых на кожу или полотно. Подобные доспехи также находили в богатых сарматских могилах раннего периода, с IV по II век до н. э. Вооруженная кавалерия была известна ассирийцам, позднее ее переняли персы и скифы, а вслед за ними сарматы. К концу IV века до н. э. было принято формировать специальные отряды тяжелой кавалерии, которая сражалась в сомкнутом строю, и никто не мог ей противостоять. Освоение новой тактики полностью изменило способ ведения войны. Легко вооруженные лучники были также отчасти заменены бронированной кавалерией. Облаченные в кольчуги сарматские воины, отступающие под натиском римлян, изображены на колонне Траяна. Сарматы на службе в римской армии, одетые в чешуйчатые доспехи, изображены на барельефе арки Галерия в Салониках. Благодаря сарматам подобная тактика получила распространение в Восточной и Центральной Европе, и даже римляне вынуждены были оснастить некоторые свои части подобным образом. Однако уже во II в. н. э. сарматам пришлось отказаться от бронированной конницы и сменить тактику ведения войны.

Причиной этого послужило появление нового грозного оружия - лука «гуннского типа», состоящего из нескольких кусков дерева и усиленного пластинами из кости. Стрелы с железными наконечниками, выпущенные из такого лука, могли пробить броню. Эти луки принесли с собой новые сарматские (аланские) племена с востока, и обитатели восточноевропейских степей не смогли им противостоять. В конце II в. до н. э. одно из сарматских племен - роксоланы - вместе со скифами участвовало в войнах с Херсонесом и Понтийским царством. Далее сарматы упоминаются в качестве союзников понтийских царей. Они помогали Митридату VI Евпатору в его войнах против Рима, причисляемые к их кругу племена сираков и аорсов в 47 г. до н. э. оказывали помощь его преемнику Фарнаку II в попытках возродить отцовскую державу. Кроме того, не позднее I в. до н. э. сарматы подчинили себе значительную часть Скифии, как минимум до Днепра. К началу I в н. э. Страбон отметил расселение роксолан в Северном Приазовье, аорсов на Дону, сираков в Прикубанье, а мощное объединение верхних аорсов где-то выше аорсов. В «Естественной истории» Плиния Секунда, погибшего в 79 г. фиксируется передвижение сарматов на запад. Часть сираков оказывается на побережье Черного моря между устьем Днепра и Перекопом, часть аорсов - и роксоланы - в Подунавье, племя язигов - вообще на территории нынешней Венгрии. Впрочем, натиск сарматов на дунайские рубежи Рима еще в начале нашей эры засвидетельствовали «Письма с Понта» поэта Овидия, сосланного Августом в колонию Томис.

Тацит сообщал о набегах роксолан на дунайские провинции Рима в 68-69 гг. К моменту переселения сарматы успели принять участие в войне между иберами и парфянами в Закавказье в 35 году. В усобице за боспорский престол в 49 г. В Ольвии в 50-80 гг. чеканились монеты сарматских «царей» Фарзоя и Инисмея. В последующем сарматы воевали на стороне даков в конфликтах с римлянами в 89 и 102 гг., активно участвовали в так называемых маркоманнских войнах 166-175 и 177-180 гг. В это время идет процесс оседлости язигов, аорсов, роксолан и неких царских сарматов в Европе от Дона до Паннонии. Сираки локализуются в Приазовье, а где-то на Среднем Дону появляются сарматы-гиппофаги (конееды). Вышесказанное к середине II в. н. э. отобразил Клавдий Птолемей. Соседями сарматов в Европе были иранцы-скифы и аланы, с одной стороны. Даки и бастарны - с другой. Перемирие 175 г. с римским императором Марком Аврелием привело к появлению сарматов в составе римских оккупационных войск в Британии. Особый интерес представляет положение женщин в большинстве сарматских племен, но главным образом среди савроматов (греческое произношение латинского названия «сарматы»), описанных Геродотом (YII, 110 - 117). По его утверждению, они произошли от союза между амазонками и скифами. Этим объясняется тот факт, что их жены «придерживались образа жизни древних амазонок: охотились верхом и сражались на войне рядом с мужьями, одетые так же, как они». Женщины этой новой орды были храбрыми и сильными.

Войско сарматов всегда было многочисленным, так как в сражении участвовало всё взрослое население. Он также утверждает, что девушке не позволяли выйти замуж, пока она не убьет врага. Почти такое же описание приводит Гиппократ, который также упоминает, что правую грудь им прижигали в младенчестве, чтобы не затруднять движения правой руки при бросании копья или стрельбе из лука. Позднее Страбон дает подобное же описание амазонок, которые как в его время считалось, жили в центральной части северных предгорий Кавказа по соседству с некоторыми сарматскими племенами. Относительно большое количество погребений вооруженных женщин в савроматских могильниках принято рассматривать как подтверждение тому, что в общественном строе савроматов сохранились древние пережитки матриархата. Ещё один устойчивый обычай, впервые отмеченный у скифов Сев. Причерноморья, но, вероятно, широко распространенный и среди сарматов, - поклонение железному мечу «скимитару». Согласно Геродоту (IV, 62), меч считался у скифов изображением бога войны Марса, которому они ежегодно приносили в жертву крупный рогатый скот и лошадей, а иногда также пленников, захваченных на войне. Поклонение мечу отмечается уже в IV в. н. э. Аммианом Марцелином. Он писал, что «аланы почитают обнажённый меч, воткнутый в землю, как своего бога войны». И если меч у сарматов почитался за объект сакральный, то религией было огнепоклонство. В жертву этот конный народ приносил самое дорогое, чем владел, - лошадей.

Волосы и бороды у пришельцев были светлые, не стриженные. Нрав даже по тогдашним негуманным временам жестокий. Кожа то ли покрыта татуировками, то ли разрисована узорами. Не встретив в европейских степях серьезного сопротивления, сарматы растворили в себе скифов, упоминания о которых с тех пор прекращаются, и поделившись на ветви, расселились на обширном пространстве: язиги - на территории современных Молдавии, Румынии и Венгрии; бастарны – в восточногерманских пределах, роксоланы – между Днепром и Доном. В IV в. до н. э. появились сведения, что к востоку от побережья, заселённого меотами, в степи, простирающейся к югу от Дона до Кавказа обитает сарматское племя сираков. Они принимали участие в войне 309 г. за боспорский престол между тремя сыновьями царя. Сираки происходили из степей бассейна Маныча, расположенных к юго-востоку от низовьев Дона, откуда они вынуждены были отступить под натиском прохоровской культуры. Сиракские археологические памятники раннего периода включают курганные захоронения знатных особ и грунтовые кладбища для обычных людей, где хоронили, как рядовых сарматов, так и ассимилировавшихся коренных меотов. Одно из самых крупных захоронений второго типа находится рядом с городом Усть-Лабинском Краснодарского края и содержит около 250 могил, из которых самые ранние захоронения «скифского» характера относятся к VI - IV векам до н. э., но большая часть датируется III и II вв. до н. э., ранним сарматским периодом. Захоронения этого периода относятся преимущественно к катакомбному типу.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2020/08/08/1292


Рецензии
Николай, народ абазины...
Что Вы знаете о них? Краснодарский край.
Период до войны империи с горцами. Отрывочное, часть была казаками при Иване Грозном. Бестрашные воины, их народность давалась особо отличившимся - и звали Абазинский. Что ещё о них известно?
Кто о казаках пишет, я всех спрашиваю, откуда слово КАЗАК? Ваше личное мнение.
Пишу о Шолохове, а он говорил об этом с Туром Хейердалом.
Кого ни спрашиваю, никто не помнит или не говорит.
С уважением.

Владимир Конюков   24.09.2016 13:53     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Владимир! О абазинах чуть позже, а сейчас о казаках. С древних времен степь была «унавожена костями, утучнена кровью». В степном краю много легенд о героически погибших в чистом поле казаках, тела которых «зернами проросли, а летом маками зацвели». На род занятий казака и его вольный характер несомненно наложили отпечаток эта земля битв и походов, опустошений и набегов, неспокойное конфликтное приграничье, в котором право сильного часто было законом мирного сосуществования. Только тут и мог «образоваться народ воинственный, сильный своим соединением, народ отчаянный, которого вся жизнь была повита и взлелеяна войною». Многие авторы называют казаков народом. Другие полагают, что это условное, метафоричное определение, однако в нем - и удивление, и уважение, и явное признание особой роли казачества, его несомненной социальной и этнографической оригинальности. В статье «Взгляд на составление Малороссии» Н.В. Гоголь попытался определить сущность этой народности: «И вот составился народ, по вере и месту жительства принадлежащий Европе, но между тем по образу жизни, обычаям, костюму совершенно азиатский, - народ, в котором так странно столкнулись две противоположные части света, две разнохарактерные стихии: европейская осторожность и азиатская беспечность, простодушие и хитрость, сильная деятельность и величайшая лень и нега, стремление к развитию и совершенствованию - и между тем желание казаться пренебрегающим всякое совершенствование».

Этимология самого слова «казак» (козак) вызывала различные толкования, как у дореволюционных историков, так и у исследователей советского периода. Несомненно, что слово «казак» взято из древней Ведической культуры славян и этот воин - казак дошел до нас в образе Ильи Муромца. В землях бывшей Великой Скифии этот славянин и казак был известен в XII в., в то время как в русских актах впервые о казаках говорится в XV в. По-видимому, северо-восточные славяне были плохо осведомлены о землях Дикого Поля или делали вид, что это так, а между тем о казаках было известно ранее XII в. Так, в персидской географии Гудуд ал-Алэм, в 978 г. земли Северного Кавказа назывались как «Земля Касак», а Константин Багрянородный в 948 г. именовал их - «Касахия». Донской историк А. Попов внес окончательную ясность в этот вопрос. В его исследовании, изданном в 1814 г., каким-то чудом прошедшем российскую цензуру, можно прочесть: «Мы усматриваем, что сие Войско издревле называлось Донскими Казаками, а земля их Козакией, ибо на персидском языке Козак значит Скифа». Великая Скифия и есть Великая Казакия, а скифы и казаки одно и то же, то есть казаки - аборигены Дикого Поля уже в X веке до н. э. строили свою государственность. Российские историки скрывают эти утверждения, факты, потому как историю казачества писали победители. Они не смогли смириться с тем, что история завоеванного ими народа оказалась более яркой, древней и возвышенной, чем их собственная. Они переписали казачью историю заново, где отвели себе роль благодетелей, а казаков превратили в беглых преступников, живущих грабежом и разбоем. Они отняли у казаков культуру, язык и обычаи. Насадили чуждую казакам религию, отняли у казаков право называться народом, назвали их русскими и отвели им роль сословия. Они уничтожили цвет нации, отняли у казаков богатейшие земли Дикого Поля, предоставив самим казакам влачить жалкое существование. Сегодня казачество возрождается и этот процесс опять совпал с построением капитализма в России. Русские люди задают себе извечный вопрос - «что делать»? Ищет свое место под Солнцем и казачество. Надеюсь Вам понятна моя позиция. С уважением МНФ.

Николай Мринский   24.09.2016 19:58   Заявить о нарушении
Да, интересная позиция по казакам...
Может быть понятна современная позиция кто у кого мог отнять народность.
А как же средневековье, когда в казаках значились башкиры, даже монголы, чуть позже, евреи, фины, буряты, норманы? Пушкин писал.
Вот это понять трудно. Об этом Хейердал и беседовал с Шолоховым. Норманы, готы, были казаками и т.д. и шведы, египтяне, упоминают о казаках, как о воинах. Шолохов говорил - это пограничники. 1812 год, Платов - командующий казачьими войсками командовал бойцами - казаками. Греки в 13 веке упоминают казаков, как охранников и ни слова про народ...


Владимир Конюков   25.09.2016 22:30   Заявить о нарушении