Великая починка

Начало повествования:http://www.proza.ru/2014/11/19/558

Газ умудрился слетать в Союз. Прикинулся, что болят зубы и улетел. Медик дал добро, начмаг подписал разрешение на пересечение границы и все. Газ в Союзе. Перед отлётом скинулись деньгами у кого сколько было, и там, в отряде, в военторге Газ набрал погон, шевронов, эмблем, жалко фуражек не было. Через день мы уже встречали Газа на точке. Здорово всё получилось. Нужно уже одежду на дембель готовить. Февраль на дворе. Весна.

Духи зашевелились. Опять стрелять из безоткатки начали. Вчера два раза шмальнули, но как обычно взрывы были далеко от периметра точки. Толи пристреливаются, толи балуются.

В воскресенье 21-го выехали с Прасом в русло, к бассейну. Довольно таки уже тепло, даже жарко. Земля высохла, а у нас машины комьями грязи обвешаны. Решили смыть зимнюю грязь. Сэм дал добро, поехали.

Я встал у ручья и начал добросовестно смывать грязь из ведра, а Прас, лентяй, встал под трубу.

Поясню, что такое труба. Ручей из родника, что находится у подножия нашей заставы раньше сбегал по своему маленькому руслу в общий ручей. А потом обозники вставили в родниковое русло трубу и развернули поток воды на 90 градусов, причём край трубы свесили с невысокого, метра два с половиной, обрыва. Под эту свешивавшуюся с обрыва трубу, извергающую из себя поток воды, регулярно подъезжала водовозка и вобрав в себя два кубометра воды увозила эту живительную влагу на кухню.

Так вот, Прас грубо исказил всю суть этого водовода. Ни у кого, никогда даже не возникала мысль использовать питьевую воду в технических целях. Может быть сама обстановка внушала, что без еды можно протянуть, можно жевать заплесневшие сухари, пока борты не подвезут сухпай. Но питьевой воды бортами не привезут. Поэтому два родника на территории нашей точки были неприкосновенны. Кроме как попить – никаких других действий. На моей памяти ни один военный не сунул ногу в родник. Ни босую, ни в сапоге. Отойди подальше от родника и хоть весь в воду залезь, а в сам родник не лезь. И вода из трубы считалась питьевой. Упала она на камни, всё - хоть мочись в неё. А пока не упала – это питьевая вода со всеми вытекающими из этого понятия обстоятельствами.

Итак, Прас встал под трубу. Поток воды, падая сверху на машину, растекался по ней и равномерно стекал с неё на камни. Прасу только оставалось обойти машину с тряпкой и стереть грязь с тех мест, где её было много. Где мощности стекающего потока было недостаточно для смытия кома грязи.
Я глянув на это ноу-хау подумал, что неплохо придумано, но почему то желания тоже встать под эту струю не возникло. Почему не возникло, я понял через несколько минут.

Прас, решивший выехать из под водопада, начал заводить машину, но она не завелась. С большими глазами он неожиданно возник передо мной.

-Ген, чего-то машина не заводится. Стартер даже двигатель не проворачивает, хотя аккумуляторы хорошие были с утра. Может, намочил. Дёрни.

-Щас домою и дёрну, - ответил я.

Вечно этот Прас в неподходящую минуту лезет, после мытья ещё минут пятнадцать покурить бы, что бы машина высохла, а то пыль моментально ляжет на мокрую машину и снова мыть. Но не гоже оставлять Прасову машину под водопадом. Смыл последний кусок грязи, и матерясь полез в люк.

Подъехал. Кричу Прасу:

-Цепляй сам. Вылазить из машины не буду.

Прас заметался между машинами.

Через минуту он вскарабкался на своё место и махнул рукой. Я придавил педаль газа и отпустил сцепление. Машина взревела, выбросила чёрный клуб дыма и с натугой начала движение. Почему так тяжело? Я оглянулся – гусеницы Прасовой машины не двигались и только выгрызали две глубокие колеи в песчано-каменистом дне сухого русла. Остановился. Вопросительно посмотрел на Праса. Тот изумлённо пожал плечами и снова махнул рукой. Ну и хрен с тобой. Я снова газанул и снова отпустил сцепление. Теперь, уже зная ситуацию, я придавил педаль газа, и наша сцепка весело заскользила по камням.

Метров через двадцать машина всё-таки завелась, но начала чихать. Подобная ситуация у меня была на гражданке – тогда вырвало свечу зажигания. В БМП свечей нет. Что тогда? Прокладка? И тут меня осенило – вода! Прас встал под трубу и вода налилась в воздухозаборник, который находится в аккурат за башней, как раз там куда падал поток воды!!! Последствия попадания воды в камеру сгорания трудно даже представить. Но машина чихая работала. Скорее всего выдавило прокладку.

Весь этот поток мыслей пролетел в голове буквально за секунду. Вылез из люка. Иду к Прасу, тот тоже вылез из машины и изумлённо смотрел на свою новенькую машинку.

-Чего это с ней? – Прас смотрел на меня широко открытыми глазами.

-Всё! Мотор разбирать. – сказал я ему и начал искать по карманам сигареты.

-Как мотор? – Прас протянул трясущиеся пальцы к моей пачке.

-Прокладку выдавило. Давай быстрей на заставу, вставай в капонир. Пока ещё работает. И Сэму скажи, - я развернулся и начал отцеплять трос.

Прас вихрем влетел в люк механика и его машина чихая полезла на заставу в свой капонир.

Когда я приехал на заставу Сэм уже улетел к зампотеху. Вместе с Прасом собрали в кучу все имеющиеся в наличии гаечные ключи. Картина была удручающая -  часть ключей от ветхости проворачивались на гайке, из ходовых размеров имелось только по одному экземпляру. Накидных, торцовых  не было вообще. И я с трудом представлял себе предстоящий ремонт. Разобрать-то мы может и разберём, но собрать…  Как такими ключами протягивать головку?

Прилетел Сэм. Принёс два медных кольца. Большого диаметра. Я вопросительно глянул на него:

-Что это?

- Как что! Прокладки. В БМП нет одной большой прокладки. На каждом цилиндре вместо прокладки стоит вот такое медное кольцо. Эх ты, а ещё старший механик-водитель. Сколько времени вам надо?

- Не знаю, товарищ старший лейтенант, инструмента вообще никакого нет. Постараемся.

- Стараться надо сам знаешь где. Инструмента у него нет. Какой ты нахер старший механик если у тебя инструмента нет. Вопросов мне больше не задавать. Всё! – и Сэм пошёл в свой блиндаж.

Оставшись наедине с машиной, покурили. Прас подавлено молчал. Он вообще с техникой дела не имел ни на гражданке, ни в армии. Ездить научили, но что бы разбирать двигатель…

Мне на гражданке приходилось помогать разбирать двигатели, но сейчас я главный разборщик. Теоретически я знал, что надо делать, но мандраж был. Ведь это армия, тем более боевая обстановка. И минимум инструмента.

-Ну, приступим, помолясь, - я вдавил окурок в землю, - Снимаем броневой лист.

Закипела работа. Кое как сняли тяжеленный броневой лист над двигателем. К вечеру головка двигателя была готова к демонтажу.

На следующий день к обеду сняли головку. На обед не пошли. Сержант Юра принес, какой-то еды в котелке. Поклевали, не умываясь, и продолжили. К ужину заменили выдавленное кольцо и поставили на место головку двигателя. Завернули крепёжные гайки. Осталось хорошо их протянуть, присоединить все трубки и поставить на место броневой лист. У Праса заметно приподнялось настроение, он даже выдвинул предложение:

-Слушай, не будем торопиться. Сейчас поужинаем и спать. А то сильно хорошо – это нехорошо.

-Да подожди ты, - говорю я ему,- Мы еще только разобрали, собирать будет намного труднее. А поужинать надо – ты прав.

После ужина сидим возле машины, и вдруг появляется мрачный Сэм.

-Заковряшин, что бы завтра машина была на ходу, - на ходу рявкнул он и пошел к себе в блиндаж.

Всё вскипело внутри меня:
-Товарищ старший лейтенант, что нам зубами крутить эти гайки? Ни одного нормального ключа.

-Разговорчики, солдат, - Сэм бросил на меня испепеляющий взгляд и скрылся за дверью.

-Опять начмаг Сэма вздрючил, - вздохнул Прас,-  Ну что спать пойдем или головку тянуть будем?

-Давай уже продолжим, пока видно. Стемнеет, по домам пойдём, - ответил я.

Кое-как, изобретая всевозможные комбинации рычагов, к темноте затянули мы эти злосчастные гайки крепления головки двигателя и, быстренько умыв руки и лицо, рухнули каждый на своё койко-место.

А на следующий день было 23-е февраля. Праздник. Внизу построение, вручают юбилейные медали «70 лет Вооруженных Сил», а мы чумазые копаемся в чреве БМП и одним глазом косимся, что там внизу творится.

В аккурат в обед завели машину. Прас счастливый упал на спину и издал крик Тарзана.

Подошёл Сэм:
-Ну вот! А говорил инструмента нет.

-А что, он есть? – возмутился я.

-Да будет тебе инструмент. Когда-нибудь.  Умойтесь и сходите пообедайте. Там вам оставили. Обед-то сегодня праздничный. Да к дежурному зайдите – там ваши медали лежат. Заберите.

(продолжение http://www.proza.ru/2016/10/18/1739)


Рецензии