Маленькие войны

  Друзья встретились, обменялись парой слов, как водится в приличном обществе, договорились о встрече на общей квартире и разошлись в разные стороны.
  Илья остался стоять на перекрёстке один. Вечером будет веселье. Хотя в его жизни всегда был смех без ограничений и недостатка в нём у Илья с рождения не было, он с нетерпением ждал увидеть шоу. Первое за два года!
  Война.
  Да, та самая война, которую будут транслировать вечером по всем каналам и по всему миру.
  Илья был не единственным, кто ждал грядущего представления. Подростки раздавали листовки чуть ли ни на каждом углу, сотни плакатов пестрели заголовком "Не пропусти! Только сегодня в 19.00! И*** vs П***! Сражение на суше!". От ларьков до транспортных средств, от граффити на стенах жилых домов до спин дворников – всё кричало о войне. Рекламщики на слава постарались. Высокие рейтинги обеспечены любому каналу, транслирующему сцену войны. И 99% людей на всём земном шаре обязательно включат телевизор, возьмут попкорн и насладятся зрелищем по полной. Ради такого даже сократили рабочий день, чтобы люди могли прийти домой, расслабиться и посмотреть шоу просвещённого двадцать первого века.
  У Ильи уже закончился рабочий день в пиццерии. И раз уж его друзья разбежались кто куда, и никто не захотел составить ему компанию для скитания по грязным летним улицам города, он побрёл в гордом одиночестве. В кармане весело шелестели рубли, и ему внезапно захотелось куда-нибудь зайти. И, разумеется, потратить деньги.
  И такое место Илья нашёл. Спрятанное между двумя новенькими женскими бутиками, оно едва привлекало внимание прохожих. Посмотрев на чуть стёртую надпись "Бар", он толкнул дверь, впустив свежий воздух в изрядно наклюкавшуюся атмосферу помещения. Народу было прилично. Около барной стойки столпилась компании, которая, по-видимому, опустошила половину запасов алкоголя в заведении и в повышение градуса больше не нуждалась. Ещё один интеллигентного вида человек в очках сидел со скучной и унылой миной, устало перелистывая страницы потрёпанной книги и временами отхлёбывая с громким свистом из своей кружки. Молодая пара нежно обнималась и шушукалась в уголке.
Он сел рядом с шумными ребятами в надежде услышать что-нибудь интересное. И надежда его не подвела. В компании активно обсуждался грядущий конфликт И*** и П***. И обсуждался с пылом и жаром. Они взвешивали преимущества и недостатки обеих стран, на какие хитрости могут пойти командующие войсками. Только все их идеи были на уровне гражданского склада ума.
- Так давай поспорим! - с вызовом бросил один парень с хохолком на голове. - Чего тут думать? Спорим, что П*** размажет твою страну специй и приправ?!
- О чём базар? - поднялся из-за стойки другой такой же парень с хохолком. Только хохолок был покрашен в синий. - Спорим!
Компания разделилась на две враждующих стороны. Поспорили, в итоге, на деньги. Да на такие, что у Ильи на макушке волосы встали. Однако Илья не чувствовал финансовой скованности и быстро привёл волосы в порядок.
Стороны некогда весёлой и дружной компании никак не могли переспорить друг друга, поэтому им потребовалась помощь третьей, нейтральной стороны. Они спросили бармена, который смотрел на них с натянутым интересом.
- Кто из нас прав? - навалились они на него.
Бармен, философски протерев бокал, оторвал свой взор от других бокалов и протянул с прикрытой сонливостью: - Никто.
Одно лишь слово повергло всех в глубокий шок. Их словно кувалдой огрели.
- Это ещё почему? - возмутились хохолки. От длительной ругани между собой они вспотели, побагровели и теперь походили на быков. Нет, на носорогов. У быков два рога, а тут у каждого по одному. От такого сравнения Илье стало чуть-чуть смешно.
- Вы вообще себя слышите? - спросил бармен. - Вы ставите деньги? На жизни людей? Кто кого? Нет, вы это действительно серьёзно?
- Ну да. А что тут такого? Обычное дело ведь. Все так делают. Даже есть тотализаторы. Государственные.
- Обычное?! - бармена перекосило. - Война остаётся войной. Конечно, сейчас она поменяла свои принципы, методы и вообще война, которая сегодня будет, ничем не похожа на войны в девятнадцатом или двадцатом веке. Но это не даёт вам, молодёжь, права так... пофигистки относится к подобному. Имейте совесть, в конце концов!
С минуту где-то друзья втыкали что да как, а потом ушли, не проронив ни слова.
- Родятся ведь такие. Ну ничего. Они сегодня в туалете сильно над всем подумают, - подойдя к Илье, сказал бармен. - А вам чего?
- Эм, кофе и какой-нибудь бутер.
Ему заварили кофе и принесли бутерброд с солёными огурцами, сыром и тоненьким кусочком ветчины. Илья засомневался. Вдруг и ему слабительное кинули.
- А вы что думаете по этому поводу?
- Я? Да ничего такого, - с безразличием ответил Илья. - Все уже привыкли, мир привык.
- В том-то и проблема, что привыкли. "Адаптировались, перестали бояться постоянно нависавшей угрозы убивать и быть убитыми" говорят по телевизору всякие политики, - презрительно промолвил бармен. - Я хоть и молодой, но не привык к этой новой... тенденции в обществе. В чём прикол? Может, вы мне объясните?
- Не уверен, что у меня получится. Для этого надо... военного пригласить. А тут таких нет, - оглянувшись по сторонам, отметил Илья.
- Я хочу услышать ваше мнение, - настойчиво сказал бармен. - Правильное оно или нет узнаем позже. Лет так через двадцать. История, знаете ли, такая запутанная. Всех рассудит и засудит.
- Ладно. Только сделайте мне ещё кофе, - попросил Илья и протянул пустую чашку. - Вроде всё началось с одного из самых фантастических открытий. Учёные разработали устройство, которое может уменьшать предметы, животных и, наконец, людей. Это давало огромный толчок к развитию торговли. Представьте, тонны продуктов умещаются в коробку из-под обуви! Это невероятно! Однако, когда совершили это открытие, в мире была чертовски жаркая обстановка. Она, в принципе, никогда и не охлаждалась, но тогда самые державные державы готовили свои военные силы и демонстрировали их. Но кто же хочет войны? Правильно, все хотят, но не хотят подавать виду. Поэтому созвали комиссию, ещё какую-то болтологию подключили и стали думу думать: как же всё это урегулировать? И вдруг один умник, который не пойми откуда вылез, предложил эту самую уменьшульку использовать для целей военных. Типа уменьшим танки, солдат, авиацию, автоматы, гранаты и отправим их биться. Вреда-то от уменьшенных гранат и ракет меньше. Почти никакого. Правда, просто так ракету не уменьшишь. Что-то там из химии с физикой. Но всё равно. Учёные доработали своё изобретение и стали его использовать по полной. Теперь любая страна может объявить войну другой. Для этого нужно обратиться в специальный международный комитет, предъявить причину этого желания, указать какие именно требования будут предъявлены в случае победы и на что страна готова пойти в случае поражения. А затем маленькие солдаты идут сражаться в чистом поле, где обычный грызун больше них. Как-то так. А вот уменьшенных арбузов никто, в конечном счёте, и не увидел.
- Да тебе сказки детям рассказывать надо, - ехидно сказал бармен. - Однако, средство эффективное, не так ли?
- Возможно. Теперь не стоит бояться полного уничтожения Земли и всякого постапокалипсиса. Такое даже не актуально. Есть всего лишь один минус, - пробормотал Илья. - Люди-то всё равно гибнут.
- Да. Этого никто изменить не в силах. С момента изобретения этого устройства случилось 243 военных конфликтов. Разве не замечательно? Военная промышленность давно такого подъёма не ощущала? А? Как считаешь?
- Наверное, - замялся с ответом Илья. За антиправительственные лозунги и срок дать могли, поэтому лучшей стратегией было уклониться от коварного вопроса. - Если есть спрос, то есть и предложение. Так вроде рынок устроен.
- Ну, спасибо, - с каким-то удовлетворением сказал бармен. - Иногда мне нужно с кем-то поговорить, но в наше время сложно найти собеседника, который не пошлёт тебя по известному адресу. Спасибо, что выслушал. Ещё кофе?
- Нет, - посмотрев на часы, Илья отклонил предложение. - Мне уже пора.
- Смотреть шоу?
- Угу.
- Заходи ещё, - на прощание крикнул собеседник. - Следующая чашка кофе за счёт заведения.
  От таких слов у Ильи аж на душе потеплело. Бармен, человек которого он не знал, хоть таким скромным образом выражает свою признательность. Или же ему просто захотелось обзавестись одним лишним постоянным клиентом.
  В любом случае, он успел уйти от бара на приличное расстояние. Вряд ли он зайдёт туда снова. К тому же, вот-вот начнётся весёлое шоу! Главное - не опоздать! Это было куда важнее одной бесплатной чашки кофе.
  На обратном пути по телевизорам, установленным на улице, во всю гудели и советовали настойчивым голосом "поспешить, не опоздать." Людей на улицах стало очень мало, хотя было именно то время, когда большинство людей возвращаются с работы в надежде на тёплую еду и интересный сериальчик. Но ведь сегодня показывают совершенно другое! Мысль о том, что ты можешь опоздать уже не позволительная! И подобного в голове Ильи точно не было.
  Он пришёл на общую квартиру за двадцать минут до начала войнушки. Его друзья уже включили TV и уселись на огромный диван, швыряя друг в друга попкорн, куски хлеба, салатные листья и всё остальное, что попадалось им под руку. Илья присоединился к ним.
- Ты чуть не опоздал! - крикнули они ему. - Давай к нам! Уже скоро!
На экране мигала цветными красками реклама про рекламу. Но напряжение в комнате росло с уменьшением времени до начала шоу. Все с нетерпением шипели, кусали губы, фыркали. Но вот реклама скрылась и появились долгожданные цифры. Отсчёт пошёл на секунды. Пятьдесят девять, сорок, двадцать три, две, одна...
  Эмблема международной организации по ведению военных действий высветилась на экране. Она повертелась с минуту, затем ведущая, миленькая на вид девушка, сказала парочку приветственных слов:
- Сегодня долгожданный день, дорогие зрители! Именно его мы все так долго ждали! П*** против И***. Обе страны борются за территорию. Также проигравшая сторона выплачивает денежную компенсацию за убитых солдат победителя. На этом всё. Благодарю за внимание!
  Почти сразу началось. Солдаты рассредоточивались по своим позициям, артиллерия готовилась запустить сотни тонн железа в воздух, чтобы тот обрушился на головы врагам, танки грозно надвигались вперёд, оставляя глубокие борозды и пыль. Пехота, эти маленькие и слабые люди по сравнению со всей военной техникой, прыгали в траншеи. Камеры, установленные в разных местах, показывали всю картину в высоком качестве и с хорошим звуком. Предсмертные крики, залпы сотни орудий, весь гул войны разносился по квартире. Весь ужас человечества как на ладони на экране телевизора.
  Друзья фанатично махали руками и кричали. Они уже выбрали себе "любимчиков" и болели за них во всю мочь. А когда их фавориты погибали, находили новых и так до бесконечности.
  Между тем бой разыгрался не шуточный. Земля горела, техника была выведена из строя. Илья с друзьями ели, пили и по-прежнему спорили о победителе. Илья уже на первых минутах шоу заявил о своей симпатии по отношении к И***. И он действительно испытывал подъём духа, какую-то неописуемую лёгкость, когда и****обстреливали вражеские позиции. Похоже, все собравшиеся испытывали то же самое.
  С каждым выстрелом и оружейным залпом аппетит компании разрастался, а на поле боевых действий людей становилось всё меньше и меньше. Гул артиллерии начал убывать, техника перестала с удивительной быстротой передвигаться по полю. В окопах лежали тела павших солдат. Интерес от передачи стал угасать. Уже было прекрасно ясно, чья армия выиграла и без всяких комментариев.
  В конце передачи ведущая объявила о результатах, числе потерянных с каждой стороны.
  Илья выключил телевизор.
- Ну, пора всем расходиться, - пробормотал он.
Всем и так не терпелось вернуться по домам. Они попрощались и разошлись. Илья побрёл к себе на квартиру. Была уже глубокая ночь. По улицам шаталась молодёжь под впечатлением от  прошедшего сражения. Кто-то во всю орал про ошибки командующих, другие не хотели отдавать деньги за то, что фаворит проиграл, а третьи уже делали новые ставки, даже не зная, что за страны отправят своих сыновей на убой.
  Илье порой тоже хотелось поставить деньги. И, разумеется, хотелось выиграть. Но его волновал риск потерять деньги. Проиграешь - потом не вернёшь. А это ему никак на пользу не пошло бы.
  Илья так устал, что стоило лечь ему на кровать, он сразу уснул. Проснулся он лишь на следующий день, когда солнце было на пределе своих возможностей, а подниматься и идти куда-либо казалось совсем бессмысленно. Половина дня прошла, так зачем себя утруждать лишними телодвижениями? Но Илья был сильным, поэтому смог нащупать пульт и включить телевизор.
- На сегодняшний день многие молодые люди хотят посвятить свою жизнь служению Родине, - говорил диктор, показывая молодых ребят в форме. - Количество военнослужащих увеличилось по сравнению с предыдущим годом. Военная профессии стала популярной среди юношей. Всё больше и больше молодых людей стремятся подписать контракт и стать кадровыми военными. Это похвально. Конечно, есть те, кто уклоняются от службы, но их непременно находят и они добросовестно несут воинскую повинность.
Появилась картинка, где солдаты в рубашках мыли пол, наводили марафет, отдавали честь своим командирам.
- Чувство патриотизма, необходимость отстаивать интересы своей страны на международной арене движут нынешними призывниками.
Илья иронически улыбнулся. У него были деньги, чтобы отмазаться от этой ненужной обязанности. Вернее, у его родителей. Он мог продолжать спокойно жить, хотя из универститета его отчислили давным-давно, и по закону полагалось упечь его на один годик под казённую крыши.
  Из-за нового метода ведения войны армии нужно было больше людей. Ну, их иногда силком туда и затаскивали. Самого Илью никогда не тянула военная карьера. Пускай другие дерутся, пока он поживёт. Простая и добрая истина - жить за счёт других. Кто-то всегда руководствуется таким принципом на протяжении всей жизни.
  Вдруг в дверь сильно постучали. Илья неуклюжей походкой дошёл до двери и, не посмотрев в глазок, открыл на распашку. Перед ним стоял полицейский.
- Илья Алексеевич? Распишитесь здесь, - он протянул бывшему студенту листок бумаги, на котором заглавными буквами было написано «Повестка».
  Илья ощутил нервную дрожь в ногах. Он ведь договорился в военкомате. Так почему же? Он заплатил кругленькую сумму. Илья прекрасно помнил тот момент облегчения, когда он резко не подходил для службы в армию по состоянию здоровья. Но тогда что это? Бывший студент пристально посмотрел на полицейского.
- Вот это точно мне?
- Точно, точно, - буркнул полицейский. – Давайте быстрее, молодой человек. У меня ещё куча дел. Поставьте здесь свою роспись и будьте спокойны. Придёте на место сбора в указанный день.
- Как же так? – сам себя спросил Илья. – Я же деньги сдавал…
- Я этого не слышал, - сказал человек в форме и добавил: – Начальство поменялось, и все деньги в раз обнулились. Поэтому вы теперь очень даже подходите для военной службы.
 Илье ничего не оставалось делать, кроме как поставить свою загагульку на документе.

  Он сидел и ждал своего часа. С того момента прошло три года. Служба контракту. Уж так сложилось. И снова очередная война. Только на этот раз его страна приняла активное участие. И на этот раз он сам участник. Не зритель. Илье не хотелось умирать, но у него был лишь один выбор – идти вперёд. И радовать публику по другую сторону камер!   


Рецензии