Радужные цифры к Дню независимости

Ислам Каримов призвал сограждан «показать практические результаты широкомасштабных преобразований“ в республике
За «годы независимости национальная экономика выросла почти в 6 раз, реальные доходы в расчете на душу населения – более чем в 12 раз, значительно выросли золотовалютные резервы страны“, - об этом утверждается в президентском постановлении «О подготовке и проведении празднования 25-летия государственной независимости Республики Узбекистан“ от 2 июня 2016 года.
Документ должен создать впечатление как у мирового сообщества, так и у узбекистанцах о разительных изменениях в Узбекистане, достигнутых в рамках «национальной модели» развития за четверть века. Для экономистов вышеприведенные цифры свидетельствуют о серьезных диспропорциях на макроэкономическом уровне: прежде всего, нарушении экономического закона о опережении роста производительности труда над ростом заработной платы. В данном случае рост доходов населения в 2 раза опережал рост Валового внутреннего продукта, то есть население обладало больше финансовыми активами, чем в реалии создавало объем товаров, услуг и работ. Историческая практика показывает, подобная тенденция ведет к серьезному экономическому кризису и коллапсу производства, вслед за которым начинаются политическая нестабильность и социальные потрясения.

Это подтверждает, что Узбекистан является государством, где:
- основной объем работ приходится на сырьевые отрасли экономики и в сфере торговли, в которых незначительна доля продукции с высокой добавленной стоимостью;
- основная часть доходов формируется в «теневой» экономике, то есть в нелегальном и неофициальной сферах, не поддающихся статистическому учету и налогообложению; по подсчетам экспертов, каждый второй импортируемый товар в Узбекистан поступает по линии контрабандных каналов; на «конверт» работает каждый третий занятый в народном хозяйстве; ежегодный оборот «черного» валютного рынка достигает $15 млрд.;
- финансово-кредитная и банковско-денежная системы формируют «мыльный пузырь», то есть увеличивают активы, за которыми нет материальной основы: деньги создают деньги, минуя цикл производства товаров;
- основной источник валютных поступлений является не экспорт товаров и услуг, а банковские трансферты узбекских граждан, работающих за рубежом — почти 15% ВНП, а с учетом теневых трансзакций (т.н. «хавала») - до 20% (или от $7 до $10 млрд.); гастарбайтер (1/4 часть трудовых ресурсов) — это новая статья экспорта, при которой правительство фактически ничего не делает ни в правовом, ни в экономическом, ни социальном пространстве, но в итоге имеет значительную выгоду.
Подобная ситуация возможна лишь при наличии коррупционного лобби в правительстве и других ветвях государственной власти, отсутствии свободного рынка и реальной конкуренции. Протекционизм и местничество, клановость и коррупция — вот итог реформ за 25 лет независимости. Вся система госзакупок через министерства и ведомства, местные органы власти и хозяйствующие ассоциации (концерны, компании) является нетранспарентной, откаты доходят до 30% от стоимости заказа; производители вкладывают четверть стоимости на коррупционные отступные в цены и тарифы реализумой продукции, работ и услуг; «скупка государства» осуществляется через доступ к льготам в налогообложении и таможенных тарифах для крупных иностранных компаний, начавших инвестиционный процесс в Узбекистане. По мнению экспертов, практически каждый тендер проходит с нарушениями законов и с учетом интересов коррупированных структур.

Между тем, чаще всего под «иностранными инвесторами» выступают юридические и физические лица Узбекистана, которые в свое время вывезли капиталы по серым и черным схемам за рубеж, а затем ввезли под статусом иностранных. Вложения осуществляются в основном в стратегически важные и высокоприбыльные сферы — энергетика, нефте- и сельхозпереработка, торговля, экспорт-импорт товаров, услуги, то есть туда, где краткий срок финансовой отдачи. В связи с этим наукоемкие и сложные производства остаются вне сферы серьезного инвестирования. Да и те производства, которым гордится Узбекистан, в реалии функционируют по непрозрачным схемам и наносят убытки стране.
К примеру, речь идет о производстве автомобилей Асакинского завода в Андижане «УзДЭУ». Ежегодно производится до 200 тыс. единиц изделий, однако внутренний рынок не удовлетворен лишь потому, что созданная система продаж позволяет диллерам извлекать нелегальную прибыль. Стоимость «шапки», выкладываемой покупателем за автомобиль, достигает 30% от ценовой планки (порой до $5 тыс. в зависимости от модели). Автомобиль стал символом социального престижа для населения, более того, это форма тезаврирования капитала, что присуще для стран с ярко выраженными криминальными и паразитическими чертами. В устойчивой рыночной экономике финансовые активы граждан хранятся в ценных бумагах, стимулирующих производство, а не в предметах потребления. При этом существующие издержки производства «УзДЭУ», включая импорт деталей и частей, возлагаются на государственный бюджет, то есть правительство берет на себя часть затрат производителей при наличии сверхприбылей у продавцов.

В итоге в системе продаж сформировалась мафия из госчиновников и криминальных групп, «крышуемых» правоохранительными органами. Однако падение экспорта и валютной выручки вынудили президента произвести некоторую чистку в сфере автомобилестроения. В начале мая 2016 года был арестован вице-премьер Улугбек Розукулов, отвечавший за эту сферу, а ранее наручники были надеты на гендиректора GM Uzbekistan, заместителя председателя правления АК «Узавтосаноат» Тохира Жалилова и председателя правления «Асака-банк» Кахрамона Орипова, которые создали мошеннические схемы в торговле автомобилями. Однако уголовное преследование высокопоставленных лиц не изменит сложившуюся систему откатов и взяток, просто это приведет к перераспределению активов к новым заинтересованным сторонам.
Коррупция стало фактически коррозией для государственной системы. В настоящее время ведется следствие в отношении бывшего хокима Ташкентской области Ахмада Усманова, генерала МВД, прозванного «Гитлером» за методику управления регионом. Арестованный в апреле текущего года хоким Андижана Нурилло Алимов получил 18 лет тюремного заключения по коррупционным статьям.

Нельзя сказать, что коррупционная система возникла ывнезапно, она корнями уходит в прежнюю социаличстическую модель экономики, в котором полутоварное производство компенсировалось теневыми отношениями и более-менее стабилизировала спрос населения на товары и услуги. В настоящее время так называемая «узбекская модель развития» - это комбинированный механизм перераспределения ресурсов в угоду определенных лиц, стоящих у власти, причем не столько негласных, сколько легитимизированных. Как это случилось? Прежде всего за счет того, что:
1. Одним из принципов реформирования, провозглашенных Исламом Каримовым, стало признание доминанта государства в контроле и управлении над трансформационными процессами. Однако, государство — это всего лишь машина, в которой реальными лицами выступают чиновники. Именно чиновники взяли на себя «смелость» и «ответственность» проводить курс на изменение политического и экономического строя. В итоге чиновники сосредоточили в своих руках огромную власть при размытости их ответственности за последствия совершаемых действий, сложился кланово-олигархический капитализм с феодально-советскими методами управления.
Нельзя забывать, что глава государства — Ислам Каримов сформировался при социализме и никогда не жил в условиях рыночной экономики. Естестывенно, рынок в Узбекистане он трактовал по-своему и создавал в рамках своего видения. Эти изменения привели к тому, что «скупка государства» стало фактом, постыдным, но реальным. Любой инвестор вынужден был негласнол покупать не только право работать на местном рынке, но и получать льготы, преференции, которые с лихвой покрывались прибылями. Осробенно это касалось таких стратегических направлений, как нефтегазодобыча и переработка, энергосектор, золотодобыча, переработка хлопка, телекоммуникации, туризм, индустрия строительных материалов, строительство дорог и объектов. В руках чиновников госзаказ стал предметом торга, игры на собственное обеспечение. Чем больше у чиновников сконцентрировано ресурсов, тем больше влияния он обладает на экономику и коррупционные моменты. Например, вода и земля — один из ресурсов государства - стали благодатной сферой для коррупции. Недра — еще один интерес для инвесторов, обеспечивающих свой интерес за счет откатов и взяток. В итоге, принцип «государство — главный реформатор» превратился в главный инструмент перераспределения национального богатства в корыстных мотивах, при политическом обеспечении такой коррупции.

2. Правроохранительные органы получили фактический контроль над экономикой, исходя из другого принципа Ислама Каримова «Верховенство закона». Закон в понимании чиновника — это полицейское государство, то есть все должно находится под властью («колпаком») административных структур. . В рыночной системе невозможно, к примеру, чтобы органы прокуратуры осуществляли контроль за исполнением договоров между хозяйствующими организациями, требовали исполнения госзаказа от фермерских и дехканских хозяйств в производстве зерна и хлопка, а именно так сложилось в Узбекистане. Прокуратура стала главным экономическим органом страны. А такие ведомства как МВД и СНБ контролируют за банковской и инвестиционной деятельностью, извлекая негласную прибыль. Не секрет, что глава спецслужб Рустам Иноятов — один из неофициальных олигархов, его семья контролирует экспортно-импортные операции хлопка и энергоресурсов. Год назад были арестованы зампредседателя СНБ Хает Шарифходжаев и его брат Джавдат, начальник департамента, у которых обнаружились финансовые активы на десятки и сотни миллионов долларов. Экс-генеральный прокурор Рашитжан Кадыров покинул свой пост далеко не бедным человеком: его капиталы в $1-3 млрд. распределены в западных странах, основная деятельность сосредоточена в Латвии. Государственный таможенный комитет и Комитет по охране госграниц фактически являются организациями, потворствующими контрабанде товаров, обеспечивают нелегальный переход трудовых мигрантов, получая баснословные прибыли — до $4 млрд. в год, по оценкам экспертов. Именно такой объем товаров обеспечивает потребительский рынок Узбекистана и выступает поглотителем тех денег, что поступают из-за рубежа от трудовых мигрантов ($4-7 млрд.). Ярким свидетельством пренебрежения к закону является работа торгово-логистической компаний «Абу Сахий» в Ташкенте, через который пароходит практически 80% всех нелегальных товаров народного потребления из-за рубежа; компания является собственностью Лолы Тилляевой-Каримовой, младшей дочери президента. По неофициальным данным, ежемесячный оборот «Абу Сахий» $25-30 млн. необлагаемых налогами средств.

Одним из свидетельств наличия концетрации сверхполномочий, позволяющей извлекать прибыль. Является создание фондов по поддержке развития органов прокуратуры, МВД, судов, куда распределяются от 10 до 90% конфискованных товаров, продукции, имущества, активов юридических и физических лиц. Это фактически разрешение на рейдерство. Таким образом, силовые структуры получили доступ к бизнесу, банкам, инфраструктуре обслуживания и т. д. Это позволило им не только осуществлять рейдерские захваты ликвидных объектов, коммерчески выгодных структур, но и раскулачивать богатых. С 2008 года началась охота на людей, обладающих значительными капиталами. Те, кто не расставался добровольно со своими активами, в итоге попадали за решетку, но были и такие, кто вовремя перевел часть капиталов за рубеж и сбежали (например, Дмитрий Лим, владелец рынка на «Ипподроме» и других).

3. Сформировались региональные и отраслевые магнаты, которые управляют ресурсами своих сфер. Нефтегазовый сектор не зря был точкой интереса Гульнары Каримовой — созданная ею компания «Зеромакс» в течение 7 лет фактически контролировала 90% всего экспорта газа и нефти в другие страны. По некоторым данным, из рынка углеводородного сырья коррупционеры получали $2-5 млрд. Естественно, наживалась семья президента, получали свою «теневую» долю и руководители НХК «Узбекнефтегаз». Авиаперевозки и железнодорожное сообщение — это еще одна сфера, где руколводители получают не только зарплату, но и неофициальные доходы от сделок по серым и черным схемам. Значительная часть валюты остается за рубежом, на банковских счетах конкретных лиц. При этом сама транспортная сфера еле-еле сводит концы с концами, хотя растут обороты пассажиропотока и грузопотоков.
Центральный банк не просто контролируеть объем денежной массы, инфляцию и платежный баланс, но и встревает в аспекты распределения кредитов, займов, грантов как частными коммерческими институтами, так и правительства. Известно, что внешний долг Узбекистана равен 13% ВВП, однако немногие знают, что большая часть полученных кредитов от внешних источников были разворованы или использовались неэффективно, однако проценты и сам долг легли на плечи простых налогоплательщиков, и этот долг еще долго будет финансовым камнем на ногах подрастающей генерации.

И это происходит повсеместно и постоянно во всех сферах национальной экономики, каждый сегмент проопитан теневыми интересами. Торговля и общепит, сельское хозяйство, земельный кадастр, туризм, автодорожное строительство, реклама и СМИ, энергетика, ЖКХ — это отрасли, где руководители и среднее управленческое звено фактически распределяют ресурсы по своему усмотрению и в своих интересах. Другое дело, что часть финансовых потоков идет в высшие управленческие сферы, которые дали индульгенцию чиновникам за совершаемые экономические преступления и злоупотребления властью. Региональная мафия — это хокимияты, которые также контролируют экономику регионов и получают отступные от бизнеса и госзаказов. По оценкам экспертов, в среднем один сельскохозяйственный район позволяет хокимияту извлекать от управленческих решений, контроля и закупок нелегальных средств до $10 млн. в месяц. Особенно большие злоупотребления получаются при создании так называемых внебюджетных фондов, которые не подконтрольны Министерству финансов, но остаются в ведении местной администрации. Именно туда в добровольно-принудительном порядке закачиваются деньги от физических и юридических лиц; использование средств фондов не транспарентно и не подотчетно гражданскому сообществу.

4. Государство опуталось кланово-семейными связями и поэтому потеряло контроль над своими институтами, возможность влиять на события и устранять угрозы. Специфика азиатского общежития наложило отпечаток на постсоветское экономическое и политическое пространство. Сложились устойчивые родственные связи в органах контроля, управления, распределения. Дети руководителей министерств, ведомств, хозяйствующих ассоциаций и концернов, у которых сконцентрированы активы государства, вступают в брачные союзы, укрепляя сферы влияния родителей. Братья, сестра, дяди, внуки — все представляют интересы своих семей, защищают их интересы.
Это особенно видно в рамках кланов — региональных институтов общественных отношений. В отличие от кровоно-родственных, трайбалистских, региональные кланы формируются, прежде всего, за счет родства по земле, территории. С советских времен существовали следующие кланы: Ташкентский (г.Ташкент, Ташкентская и Сырдарьинская области), Самаркандско-Джизакский (Самаркандская, Бухарская, Навоийская и Джизакская области), Сурхандарьинский (Каршинская и Сурхандарьинская области, выходцев называли «суркашами»), Андижанский (Ферганская долина — Андижанская, Наманганская, Ферганская области), Хорезмский (Хорезмская область и Республика Каракалпакстан), - чьи представители находились в центральных органах республики и защищали свои регионы. Такая тенденция имело место вплоть до середины 2000-х, когда региональные интересы стали переполетаться с интересами Финансово-промышленных групп, отраслевых магнатов. Возникли группировки по контролю над следующими активами: сельскохозяйственная продукция, денежно-валютный рынок и кредиты, распределение земли и водных ресурсов, промышленная и строительная индустрия, судебная власть и скупка законов. Парламент превратился в место, где идет узаконливание нормативных актов, по сути нарушающих само понятие законности и социальной справедливости.

Например, в 2003 году был принят закон «О президенте Республики Узбекистан», в котором парламентарии подарили главе государства жилой объект стоимостью в десятки миллионов долларов (резиденция «Дурмень»), увели от уголовной ответственности за действия, совершекнные в период управления страной, предоставили льготы, которые превышают льготы лиц других профессиональных групп (военных, врачей, учителей и т. д.). Это и есть одна из форм открытой коррупции — скупки главы государства.

Таким образом, политическая система отражает экономическую ситуацию, и при столь плачевном положении наивно полагать, что народ с радостью встретит 25-летие независимости родины и будет верить в успех «узбекской модели развития». Между тем, население будоражит, проявляет недовольство, и события 10-летней давности — Андижанское восстание мая 2005 года — тому свидетельство. Позже, пускай и не так сильно и резонансно были выступления жителей Самарканда, Ургенча, Коканда, недовольных отсутствием газа и электричества в зимнее время, также частных предпринимателей Ташкентской и Сырдарьинской областей, обозленных произволом контролирующих структур. Все больше людей ищут информацию о реальных событиях не в официальных пропагандиских структурах — СМИ, а в Интернете, на сайтах оппозиции. Одним из свидетелтьств недоверия граждан в «узбекскую модель» является наличие гастарбайтеров — того «излишка» рабочей силы (от 2 до 3 млн. человек), которая не сумела примспособится к реалиям «Великого будущего» и устремилась в северные страны в поисках труда и заработка. Трудности обналичивания «пластика» (кредиток), обмена валюты, постоянно растущие тарифы на коммунальные услуги и транспорт вызывают недовольство у всего населения, и лишь страх пока является главным тормозом для выплескивания своих эмоций и мнений. Однако, социальный конфликт неизбежен. В итоге может сложится ситуация, когда

1. В Узбекистане начнется гражданская война с последующим расчленением республики на мелкие удельные княжества (по кланам), и ситуация получит затяжной и непредсказуемый характер, идентичный афганскому сценарию;
2. Придет к власти более жесткая личность, диктатура которого загонит недовольство в «котел», однако не разрешит в долгосрочной перспективе проблемы;
3. Произойдет революция, при которой к власти придет консервативная часть населения — религиозные фанатики, догмы которой урежут даже формально провозглашенные демократические ценности, и Узбекистан преврватится в Пакистан или Саудовскую Аравию, правда, без того экономического благополучия.
4. Путем демократических выборов придет к власти технократ-реформатор, который выведет страну из тупика, и на первый момент придется принимать непростые и порой трудные решения, не всегда позитивно воспринимаемые населением.
Последний вариант — самый позитивный, но для его реализации граждане республики должны проявить свою политическую волю и стать активными на выборах. Одним из обязатекльных аспектов либерализации и демрократизации чстанет отказ от большого числа чиновничьего аппарата и полномочий лиц исполнительной власти, лишение несвойственных функциий банкам и органам правопорядка, отказ от тех нормативно-правовых актов, которые противоречат Конституции и сути социальной справедливости; допущение оппозиции к власти; полная свробода СМИ и независимость судей.

Лишь тогда независимость Узбекистана станет представляться населению благом и важной исторической вехой в развитии республики.
Cabar.asia 25.07.2016


Рецензии