Жадина

                Гошева Наташа
                рассказ

                ЖАДИНА

   Это был ясный осенний полдень. Солнце освещало  стеклянные двери  школы, и, оказывается, если на них подышать, получаются мокрые пятна. Можно потом даже солнечный круг нарисовать. Но интереснее этого находить каштаны. Они такие гладкие, блестящие,  шоколадно- коричневые.  Каштанов в этот день попадало много, но они там, у спортивной площадки, заманчиво лежали на склоне в траве  под кроной огромных деревьев. Эх, далеко! Валя быстро подобрала несколько орешков, что сами скатились на асфальт. Из-за одного даже горячо поспорила и хотела подраться с незнакомой девочкой. Но их разняла чужая мама. «Не трогайте меня! Я папе пожалуюсь!» Потом, сжав зубы, недолго смотрела, как та подбирала каштаны у площадки. Жадина, сейчас все соберет! Ага! Мама ее окликнула, поторопила! «Катись колбаской!» И что теперь? Валя отбежать за каштанами не решалась. Еще надеялась, что её вынужденное ожидание будет недолгим. Пнула портфель.  Собрала листики клена. Во, какой букет получился! Надо папе показать. Решила, что пора уже заканчивать взрослый разговор. Прилипла носом к стеклянной двери, постучала ладошкой:
-Папа! Смотри!
 -Подожди! Жди меня!
Валя шмыгнула носом. Кленовый букет положила на лестницу. От нетерпения начала бить сапогом по  мраморной лестнице «И что там происходит? Почему так долго? И что эта училка к нему привязалась?». Толкнула портфель еще раз, и он звонко ударился застежкой о мраморную лестницу. 
-Валюша, подними портфель.  Не порти сапожки. Что домой не идешь?
Какая-то тётка обратилась к ней, выходя из дверей школы. Откуда она знает, как её зовут?
-Мне папа еще купит!- звонко информировала она тётку, которая уже пыталась застегнуть молнию на её курточке и убрать в капюшон растрепавшиеся косички. Эта вредная молния никогда не застегивалась до конца, а с косичек всегда соскальзывали резиночки. Хоть в три узла завязывай!
-А! Это твой папа?- улыбнулась незнакомая тётка, глядя через стеклянные двери в сторону своей коллеги. Та разговаривала с мужчиной невысокого роста, похожего больше на высокого начальника, чем на папу. Молния, наконец, застегнулась.
Валя пыталась рассмотреть лицо тетки, задрав высоко голову. Заодно рукавом вытерла нос.  Очки съехали в сторону правого глаза. Солнце скользнуло по очкам, она прищурилась, еще выше вытянув подбородок. Резко шмыгнула носиком, вернула очки на место. Высокая тетка одобрительно смотрела туда, где стоял её папочка. Положив в детскую ладошку бумажную салфетку, она сказала «понятно», попрощалась с Валюшей и направилась в сторону школьного забора. «И эта домой пошла…  И чего ей понятно?»

   А было понятно, что ситуация непростая. Первый класс, дети только начали учиться. И тут такая проблема. Как её решить Виктор Сергеевич еще не понимал, но его беспокоило, что неприятные поступки его принцессы  могли привнести в их жизнь дискомфорт.  Время приближалось к четырем, нарезая круги  секундной стрелкой вокруг циферблата.
Мужчина перевел взгляд на пол коридора школьной раздевалки. Стену он давно уже тщательно рассмотрел- чисто вымыта. И нигде не было написано ответа, как сделать так, чтобы у его обожаемой дочки не было проблем. Он предполагал, ища оправдание её поступкам:
-Мы часто путешествуем, пользуемся шведским столом... Дома отдыха, и всякое другое… Она привыкла брать, что хочет... Там спрашивать не надо.
Ему всё уже порядком надоело:
- И что она такое делает? О чем речь? О ручках, точилках  и карандашах? Да у нас всего этого … полон дом! Вы что же думаете, я не могу купить?! Может, дети врут, наговаривают? Валя клянется, что не брала. Почему вы думаете...
-А вчера мой бутерброд съела... с учительского стола. Я купила, принесла в класс, - Наталья Романовна вроде даже как, извиняясь, предъявила очередное доказательство Валиной провинности:
-Пока в шкафу искала книгу, повернулась - нет его. Валюша сама призналась. Я спросила, зачем она это сделала, ответила, что ей захотелось... Виктор Сергеевич, не надо так смотреть на меня. Мне не жалко. Первоклашки часто и много едят. Так организм адаптируются первые полгода. Я сама покупаю им печенье,  булочки. Из дома приношу. Но она же не спросила...
-Вот видите, вы же отвернулись...не видели….
Тяжелая пауза повисла в воздухе. С лестницы скатилась шумная стайка запоздалых учеников. Они гордо несли большие листы с яркими рисунками. Увидев учителя, дети  замолчали и  быстро юркнули в раздевалку.

   Валя попрыгала на одной ножке. Три ступеньки. Три раза вверх, вниз.  Вдруг  дверь резко открылась, и листья ее клинового букета разлетелись во все стороны. «Э! Осторожнее!» Толкаясь ранцами, из школы высыпала кучка ребят, держащих в руках рисунки, по размеру чуть меньше их роста. Долго смотрела им вслед. Акварельные листы покачивались на ходу и показывали то белую, то яркую, насыщенную красками сторону. Валя с завистью определила: сегодня на кружке была «осень». На углу школы ребята остановились и бросились радостно подбирать каштаны. Валя занервничала. «Эх, надо было рискнуть туда добежать! Теперь мне ничего не достанется!» Вдруг подул резкий порывистый ветер, догнал стайку расхитителей чужого добра и стал мотать художественные творения туда-сюда, туда-сюда. Осень на рисунках ожила, манимая полетом настоящих листьев. Ветер пытался присвоить себе осеннее  акварельное золото. Но маленькие художники крепко сжали шедевры двумя кулачками, побросав каштаны: «Держи рисунки!»  Пришлось им скорее бежать к родителям. «Сейчас будут хвастаться!» - Валя поджала тонкие губы, поправила очки. А она бы лучше нарисовала! Если бы пошла на кружок. И вот теперь... Стоять ей тут вечно, в этой дурацкой школе. Валя злилась на училку-  точилку, что пристала к папе с разговором. Не иначе, ябедничает из-за бутерброда своего.  Жадина. Или из-за понедельничной наклейки. Она еще тогда грозилась поговорить с родителями. Да у меня дома их! В каждом ящике по миллиону!  А попросит, папа еще купит! И вообще! Раз он сказал, что «Это всё ерунда!», так почему так долго? И вдруг:
-Валюша! Ты готова? Едем домой!

  Не прошло и тридцати  минут, как Валюша, уютно устроившись в машине, облизывала вкусный ванильный рожок. Она уже не сердилась, что так долго ждала папу у школы. Забыла, ведь папа сообщил такое! Такое!  Вале дали специальное задание для класса - испечь настоящее домашнее печенье! Лично ей! Для всего класса!
-Валюша, может потом?
-Нет! Завтра! Хочу принести завтра!
Надо было торопиться. Дорога до дома долгая. Вдруг хлынул дождь, громко ударяя по железу большого автомобиля, но Валюша говорила громче его ударов и музыки «авто радио». Всю дорогу довольная девочка рассказывала папе о том, что Сашка Лапин толкается и дергает её за косички, что на физкультуре её поставили почти первой. Выше только Настя Попова и Лагутина Жанна.  Что на обед не дают добавки борща, и всегда завались "щпинатавава, это такого зеленого, и в нем что-то плавает". Она тараторила про всё самое важное и интересное, долизывая рожок. Но забыла сказать о том, что пора сдать деньги за кислородные коктейли и куда-то пропал носок от физкультуры. И уже совсем не помнила о лежащем в кармане среди десятка каштанов (с папой вместе собирали!) о  новом ластике в виде Пони. Об очень красивом голубом  ластике Воропаевой  Арины. Задаваки и воображалы. О ластике, который она, Валя,  взяла из пенала одноклассницы без разрешения.
У дома вбежали в магазин."Ух! Чуть не промокли!"
-Валюша.  Может, всё же купим печенье?
-Нееее. Сами! Звони скорее маме! 
-Пойдем, я тебе куклу куплю. Смотри, какая красивая. Как ты, принцесса. 
               
               
                ***
-Валя! Давай теперь наоборот! От десяти до одного. Слабо?
Аринка стояла у жирной белой черты нарисованных маслом классиков. Асфальт был скользкий после ночного дождя, мокрые листья под ногами стали слизкими, но у неё все равно хорошо получалось прыгать, не заступая на линии. У Валентины так не получалось. Это потому, что «У тебя, Валя, наверное, другая  платформа на сапожках! А меня, смотри, вон, какие!»  Или потому что фонари уже погасли, а светло не наступило. Но Аринка в это раннее утро почему-то прощала неточности одноклассницы.
-А у тебя печенье, какое?
-Да так. Всякое. Разное. Ёлочками и кружочками. С шариками разноцветными. Знаешь, такие яркие, цветные, их есть можно тоже!
-Ой! Я знаю такие! У меня на День рождение в торте были! Мама специально заказывала!
-А у меня сейчас! На печенье! Смотри, Аринка! Ты заступила!
-Где? Врешь!
-Точно! Перепрыгивай!
-Ладно. Десять, девять, восемь.. Ты тоже прыгай, а то нечестно. Здрастье, Наталья Романовна!
-Девочки! Доброе утро. Вы что тут распрыгались? А ну- ка, бегом в школу! Зарядку пропустите!
-Наталья Романовна! А Валя печенье принесла! Сама испекла!
-Ага! Для всего класса. Сама пекла! До ночи! С мамочкой!
-Отлично! Будешь  у нас феей сладостей!  Вот ребятам будет приятно. Да, Арин? Что ж. Ты сегодня герой дня. Надо поспешить! И друзей обрадовать, и к уроку подготовиться.
Довольная Валюша подняла портфель, ставший вдруг за вчерашний вечер старым "Мне папа новый купит! Еще дороже!" и побежала в школу в новый учебный  день, который она так ждала.
                ***
-Наталья Романовна! Валя печенье испекла! Представляете?
В сотый раз учительница 1 класса «Б» Наталья Романовна внимательно, и всегда с приятным удивлением слушала эту утреннюю новость. Потрясающее известие дополняла интересными деталями Аринка Воропаева. С важным видом и особой значимостью приближенной особы:
-Печенье настоящее! Домашнее! Ёлочками  и кружочками! С шариками цветными. Съедобными. Которые на торт в День рождения кладут. А она просто так, на печенье. И на всех хватит, коробка большая. Она показывала. Я сама видела!
И тут все хором:
-Мы на завтрак или обед, Наталья Романовна? А?! Когда угощаться будем? Ну почему?! Давайте на завтрак! Хотим поскорее! Ну, почемууу на обед? Долго ждать!
А потому. Потому что вторым уроком стоит физкультура. После завтрака надо быстро переодеваться. Есть печенье некогда. Наша Валюша старалась, нужно время, чтобы оценить её печенье и поступок. Нет, не уговаривайте, не успеем! А кто два часа копается в раздевалке? Правильно, мы. Да, да, - кроме Коли и Поли. Но, вы же, не весь класс! А остальные? В борьбе со шнурками у нас побеждают шнурки. Что смеетесь? Почему до сих пор не умеем их завязывать? Не виноваты? Обувь в садике была только на липучках? А что мы будем делать с убежавшими трусами, майками и носками? Плохо мы еще дрессируем свои вещи, они места своего не знают. «Носочки, ботиночки!  Ищите! Место, место!»
-Хи-хи-хи-хи!!!
-Вот вам и «хи-хи», малявочки. Всё! Звонок прозвенел. Решено! Ждем обеда!

     Школьные звонки уже который раз звенели, отмеряя отрезки времени: урок -перемена. Больше всех «после обеда» ждала Валюша. На уроках всё крутилась и извивалась на стуле червячком, каждую минуту нащупывая под партой заветную коробочку. На перемене исчезала с ней в туалете, запиралась в кабинке и до звонка не выходила на волю. А потом опять в класс, на урок.
-Валя, читай внимательней. Не ерзай на стуле. О чем думаешь? Весь день несобранная. Положи руки на парту. Держи спинку прямо. Где очки? Опять оставила в туалете? Бегом за ними! Оставь печенье в классе, зачем с собой прихватила! Никто его не возьмет. Беги уже!
Наталья Романовна наблюдала за своей ученицей, предполагая, что её рассеянность  вызвана недосыпанием и волнением от предстоящего важного события- угощения одноклассников домашним печеньем.
                ***
-Наталья Романовна, какой сегодня суп?
-Не открывай крышку! Отойди от кастрюли. Я сама! Таааак. Лапша куриная.
-Я! Я люблю! Мне побольше!
-И мне! И мне!
-Тихо! Кто это шумит в столовой? Не галдите. Осторожнее, Денис! Компот прольешь.
-А мне ложки не досталось!
-Смотри внимательнее. Всё на месте. Игорь, ноги успокой. Соня, не морщись. Садись, бери ложку. Иначе никакого печенья! Да, Валюша? Ты сегодня у нас хозяюшка. Скажи, чтобы все успокоились.
Обед- время особое. Это каждый раз как на праздник. С волнением, с нетерпением. Но обязательно строем, за учителем. Это только старшеклассники- оголтелою гурьбой. «Ничего, скоро и мы так сможем!» А пока: «Идите парами, мойте руки», а за столом: «У нас нет времени сидеть тут два часа», «…уберите за собой, скажите спасибо, до свидания…». Но обед - это всегда приятная  интрига: что там? В кастрюльках и тарелочках под крышками. Повезет, если будет суп гороховый с гренками, потому что гренки. Или сосиски, потому что это сосиски.  Здорово, когда борщ. В столовой за него борьба. За добавкой. Но он бывает редко, и обязательно, когда парадная форма. И тогда будет пятно на белом. Ну и что? У папы дома тоже не получается без пятна. Но бывает, и даже часто бывает разочарование: «Фу… Я это не ем!», зная, что на это ответит учитель. «Это вам не  ресторан и не дом! Не выбираем.Есть надо всё!»  Но одному дома не так радостно. В столовой можно поговорить, хотя нельзя, можно выпросить у соседа порцию, даже если наелся. Потолкаться ногами под столом, улыбнуться самой красивой девочке, сидящей напротив. И всё это называется - пообедать всем вместе, всем классом. Весело! А в особые дни еще и с радостным ожиданием угощения. Вот, как сегодня.
Валя сидела там, куда сама себя посадила 1 сентября: на углу большого обеденного стола у стены. Она не раз радовалась своему выбору, когда давали конфеты или печенье, да еще по две штучки каждому. Или пастилу! Мармелад!!! Вот Соньке вообще сладкого много нельзя. Тогда даже не страшно, что взяла чужое. И, пролезая через весь стол на свое место, можно было успеть спрятать за щеку чью-нибудь сладость.
Сегодня девочка обедала, бережно придерживая стоявшую у стены коробку голубого цвета.  В её руках находился бесценный клад: вкусное, рассыпчатое песочное печенье в форме ёлочек и кружочков, украшенное съедобными разноцветными шариками, посыпанное сахарной пудрой! Настоящее сокровище! Валюша то прижимала коробочку к груди, то заглядывала под крышку, выпуская наружу ванильный с корицей запах, манящий волшебным вкусом и возбуждающий воображение одноклассников.
-Валя, ты, когда будешь ребят угощать? Ты у нас сегодня главная.
-Сейчас, курицу доем.
-Как ты долго нынче ешь. Ну, не буду тебя торопить…
-Наталья Романовна! Вас завуч зовет! – неожиданно учителя позвала коллега,- там мама чья-то звонит... Вас срочно просили подойти.
Выходя из столовой, учитель начальных классов Наталья Романовна посмотрела на детей и с умилением улыбнулась. Её ученица Удальцова Валентина ходила среди одноклассников и угощала их печеньем, которое испекла сама, дома с мамой. Ребята смотрели на неё  с восхищением, в ожидании своей очереди.
                ***

   Бунт начался практически сразу, как только было обнаружено, что печенье…печенье…
-Валентина! У меня сломанное! И можно с шариком?
   Файн Марьяна первой заподозрила неладное, потому что на её кусочке печенья не оказалось цветного шарика. Даже следов от него. Надув пухлые губки, она завистливо посмотрела на соседа. Сашка Лапин, среди одноклассников- «Санька Лапша», с удивлением рассматривал угощение, пытаясь определить, что ему досталось: ёлочка или кружочек. Бесформенное «это что это такое?», с остатками сахарной пудры и сломанными краями явно не могло удовлетворить его аппетита. Даже если учесть, что он стоит последний на физкультуре. Аппетит у него всегда «берите с Саши пример!» Но духу было маловато, что бы одному начать возмущение. В этом ему помогли близнецы –Поля и Коля,  всегда всё делавшие одновременно.
-Валя! Я хочу целую ёлочку. Ты мне половинку дала.
-Валя! А добавку можно?
-А где шарик?
-Да?!- подпрыгнул Саша Лапин, ударился о стол и пролил компот.
Валентина делала вид, что их не слышит, и спокойно продолжала хозяйское дело, с невозмутимым и очень серьезным видом продвигаясь по периметру стола.  Пока уборщица вытирала розовую лужу клубничного компота, она успела угостить почти всех. «А у тебя что?»- каждый задавал вопрос соседу и даже почему-то с оттенком нервной радости демонстрировал свой «а у меня еще меньше» кусочек. Вирус «меня обидели» быстро распространялся, над головой Валентины нависала тяжелая туча возмущения, требующая справедливого возмездия. Соня, получившая последняя свой обломок  «то ли половина, то ли так и было»  растерянно хлопала оленьими глазами и её длинные пышные ресницы стали влажными:
-А у меня нет даже цветного шарика…
Шарики достались отличнице класса- Воропаевой Ариадне, и среди них был редкого цвета – золотого! «Ой, какая красота!»  И еще Дениске Елистратову. Ну, ему случайно. Красный и синий. В любом случае,  обманщицу Валю уже ничто не могло спасти от осуждения.
-Покажи?- с прокурорским настроем метнулась к маленькой Соне Аринка. Её поддержала подруга «не разлей- вода» Поля со своей неотъемлемой половинкой- братом Колей - Ником. «Ник»- так и важнее и значительнее. Бойкая парочка двинулась стеной к бывшей хозяюшке класса Валентине. Игорь Верховский, с целью создания образа главного недовольного, сдвинул брови над глазами и надул нижнюю влажную губу. Очень серьезно! Как папа. Пристроившись с боку к вчерашнему недругу «Кольке – выскочке», нащупывая в кармане старый папин телефон, полученный взамен пропавшему новому, готовый «позвонить куда следует» - маме. Жанна и Вероника, сидевшие напротив не оправдавшей надежд одноклассницы,  нервно замотали ногами под столом, усиливая оборону со стороны. Сашка- «лапша» уже переживал, что проглотил вкусный лакомый кусочек. Но для поддержки коллектива старался больше всех изобразить невинно пострадавшего. Как и Светка Дорофеева, съевшая доказательство вины и не прочь бы попробовать его еще раз. И Денис. Но он проглотил его с целью «чтоб никто не увидел, что кусочек с шариками», иначе как-то было неправильно. Вроде как он- особенный. Попова Оля не знала, как поступить, сжала песочное печенье в руке, и оно вдруг рассыпалось. На крупинки. Может оно действительно сделано из песка? А? Валя? Но Валя на вопросы не отвечала, она отступала к своему месту у стены.  И уже сожалела, что однажды выбрала именно его.
-Отдавай печенье! – повизгивал Колька - колючка, а косички его сестры вздрагивали, готовые тоже начать нападение.
-Валя, отдай коробку! - громче всех кричала она. Руки в боки! Ой, как страшно! Кто-то вдруг вспомнил и пропавшую наклейку, и ластик с карандашом. Игорь Верховский тут же не забыл внести в список Валиной вины свой пропавший новый телефон, а Соня уже не была уверенна в том, что потеряла свои десять рублей по дороге в школу. И всё потому, что радостное настроение предвкушения праздника сломалось, разбилось на мелкие неровные кусочки. Стало невкусным и некрасивым, как остатки печенья ёлочками и кружочками без цветных съедобных шариков. Солнце скрылось за грозовой тучей. Настала очередь прогреметь грому. И он прогремел:
-В чём дело? Арина! Доронины! Что происходит? Верховский! Сядьте на место!
-Наталья Романовна! Она! Она! Да она… смотрите!
Учительница не могла сразу понять, что же произошло. Она растерянно смотрела на маленького напуганного зверька- Удальцову Валентину, стоявшую у стены, прижимающую к груди коробочку для продуктов. Забилась в норку в ожидании, когда угроза сама собой устранится, без её участия, и охотники за печеньем пройдут стороной, не заметив её следов. Воспользовавшись моментом тишины, Колька выхватил когда-то казавшуюся волшебной коробочку и открыл крышку. Конечно, так и есть! Она простая, не особенная, ничего в ней такого! Там ничего не было! Почти ничего!
-Смотрите! Наталья Романовна! Она…ничего нам не оставила…
-ОНА ВСЁ СЪЕЛА! – гневно прогремел сплоченный в борьбе за справедливость класс, заглядывая в сокровищницу Валентины.
-Сломала его и нам кусочки раздала!
-Да она ЖАДИНА!- перейдя на высокие нотки, констатировала Марьяна.
-Всё съела сама! - разочарованно подтвердила Арина Воропаева, что означало: «Знаешь, Валя, не быть нам подружками!»
-А нам вот! Остатки!- кто не поддался соблазну съесть печенье, протягивал учителю доказательства ко всему сказанному. Саше, Свете и Денису представить было нечего, но сказать –то они имели право?!
-Жадина! Она просто ЖАДИНА!

       Наталья Романовна молча увела всех за собой. Говорить о случившемся стала не сразу. В классе усадила детей, подозвала к себе Игоря, выдала ему его потерянный телефон и не сдержалась в эмоции:
-Но учти! Потеряешь опять, я и не подумаю выплачивать его стоимость! Я это и маме твоей сказала! И не забудь сказать спасибо Михаилу Васильевичу.
-А кто это?
-Вот это да. С сентября  учишься и не знаешь, как зовут охранника. Это он нашел твой телефон. Пожилой человек весь двор обыскал.
-Да у меня этих телефонов!.. Хотите, я вам подарю. У меня лишний есть. Это Удальцова жадина! Печенье пожалела!
-Что? Что ты мне подаришь?
-А что, Верховскому, все-таки, можно телефон носить? Почему это ему можно? А нам нет…
И тут Наталья Романовна как бы случайно журнал о стол: «Ба-бах!» А потом начала говорить долго и горячо. О ценностях жизни, в список которых печенье и телефоны  не внесены ни одним государством. О  дружбе «не та, которая все против одного»!  О прощении, терпении, о том, что они все разные и как важно…нужно…необходимо…! Говорила по-взрослому, без «хи-хи и ха-ха».. «Ведь, никто, никто из вас…! А Валюша подумала о друзьях, до ночи пекла…» Учитель первого «Б» класса Наталья Романовна надеялась, что её понимают. Дети стыдливо опускали глаза, у Сони опять ресницы стали влажными, а близнецы Полечка с Колечкой одновременно бросились обнимать Валюшу, потому что они всегда всё делают вместе. И Света достала из портфеля конфеты, о которых никому не говорила раньше и угощала Валю. И обязательно ещё рёву Соню, которая уже плакала, но только от радости, что все они подружились, и это так приятно вот так, всем классом, толкаясь и смеясь. Сонечку утешали, обнимали, а потом опять обнимали Валюшу, которая даже, кажется, не обиделась. О чем незамедлительно хотел рассказать маме Игорь Верховский, но быстро и далеко в портфель спрятал найденный охранником школы телефон, потому что Арина- самая справедливая девочка класса, умеет говорить строго, как её мама: «Убери! Я долго объяснять не буду!» А Валюша вместе со всеми ребятами любовалась её подарком – целым альбомчиком наклеек. Шмыгая носом,  переживая радостное волнение от случившегося успеха. Говорила же мама: «Всё будет хорошо!». Жаль, жаль, что ластик- Пони не взяла с собой. Сейчас бы ей еще больше радовались, когда бы она отдала Арине её пропажу. А может она ей что-то другое подарит? Новую куклу! Точно! Ту, с золотыми волосами, что купил папа вчера! Ей не жалко. Она не жадина какая-нибудь.
Наталья Романовна не знала, о чем думает её ученица Валя. Она сидела молча и грустно улыбалась, наблюдая за детьми, а перед ней лежал обломочек печенья - щедрая Валюша угостила. Еще вчера разговаривая с её отцом, учителю казалось- идея с печеньем правильная. Вале обязательно надо учиться отдавать, что-то делать для других. Она успокаивала себя тем, что  всё сейчас так хорошо разрешилось и всё же… Всё же…

                ***
-Валюша, привет!- дверь в комнату девочки открылась и в неё заглянула мама.
-Мама! Мама! Мамочка! Я даже не слышала!- Валя оторвалась от сокровища- собранных недавно каштанов, приобретенного неправильным путем ластика и купленной по дороге из школы златовласой куклы Анжелы "такой принцессы у меня еще не было". Бросилась маме навстречу. Обхватила руками шею, крепко-крепко, прижалась к холодной и еще влажной от дождя щеке и не переставала повторять сотню раз: «Мамуля, мамулечка, родная моя! Мама, мамочка! Когда, когда ты приехала? Я не слышала, как вошла.. Папа! Мама приехала!»
-Девочка моя… Все, всё, отпусти. Надо спешить…
-Куда? Ты уже уезжаешь? Опять?
-Что ты, милая! Тебе же печенье испечь к утру надо испечь. Я правильно поняла? Разве нет?- она повернулась в сторону Виктора Сергеевича, стоявшего в дверях комнаты.
-Разве да. Давай, уже поздно!
-Мамочка! Ты так вовремя! Надо для ребят угощение придумать. Только мне такое задание! А что мы будем делать?
-А ты чем сейчас занималась? Что это у тебя там? Ты уже ужинала?
-Мне папа сейчас куклу купил! Смотри! И я каштанов у школы собрала.
-Света, время! - папа вмешался в начало их разговора,- я покормил Валю. Или ты думаешь, я её тут голодом морю? Может, уже начнете? – голос как струна - дребезжащая.
-Ничего я не думаю. Ладно, Валюш. Папа прав. Время. Пойдем.
И, проходя мимо, через плечо: «Прям как в армии»…- это уже мамина струна, которая перестала быть натянутой, как только они с дочкой оказались одни на кухне.
 -Ну, где у нас тут что… Помнишь, что делать?
-Руки, волосы, рукава и фартук!- Валя подпрыгивала шариком, липучкой приклеившись к её свитеру. 
-Молодец! Не забыла. Только не тяни так. Дай сумки поставить. Тут всё для нас с тобой.
-Мамочка… Любимая  моя….

                ***
   В жизни каждого человека, в его памяти из детства есть кусочек времени, в который он возвращается иногда, или часто, но всегда с ностальгией, бережно восстанавливая каждую секунду ушедшего прошлого. Но даже если событие так подробно не помнится, даже если забыты детали... Есть ощущения, запахи, радостное волнение, пережитое в том «как давно это было…», которое хочется вернуть, в котором мечтается раствориться. В запахе осени, когда мама вдруг: «А поехали за грибами?!». И вот ты уже бродишь по шуршащей листве, садишься на пенек, покрытый мхом, и мамочка рассказывает о поганках и волнушках… И ты мечтаешь опять, с головой, в свет осеннего солнца, под неожиданный мелкий теплый дождь, и чтобы мама опять вот так смеялась, прячась с тобой от дождя под дубом. И тебе еще не ведомо, что ты будешь благодарить судьбу за этот день. Ах, знать бы… Или вдруг запах полыни и скошенной травы вернет тебя в то утро, когда ты, став за  секунду выше берез, ближе к небу, сидя на шее папочки, как белый корабль плывешь по летней дорожке и гордо смотришь вниз, под завистливый взгляд старшего брата. «Хватит, теперь я!» Но ты продолжаешь плыть, обласканный ветром и еще не знаешь, что скоро этого больше не будет, потому что ты вдруг станешь взрослым. Или ты возвращаешься в раннее  зимнее утро, когда даже солнцу холодно и лень вставать. И ты, озябнув под остывшим одеялом, слышишь бабушкины шаги. Ты еще больше укутываешься с головой, дыша в ватный кокон, вжимаясь всем телом в каменную печь. Бррр. Спать. Спать. Но в ожидании тепла ты не спишь и разгадываешь звуки снизу. Это звон ведра с водой, это стук упавшего полена и тихое ворчание бабушки- ругает свою старость и неуклюжесть. Шарканье ног. Вот чиркнула спичка. Ты отсчитываешь минуты. И вот уже долгожданный теплый воздух заполняет маленький деревянный домик и пробирается до самых твоих косточек. И наконец - запах душистого теста из печи. И твой нос невольно выныривает наружу. «Уууу. Вкусно…» И тело дрожит. Но уже не от холода. От счастья и блаженства.
Но чаще всего этот самый счастливый день пахнет елью, мандаринами и отражается в блестящих новогодних шарах, восхищая нарядом настоящей ёлочки, мигающей разноцветными огнями. И ты помнишь, как тебе, ребенку, хотелось спать, ожидая таинственной полночи, но больше этого - дождаться волшебного появления подарков от Деда Мороза, точно зная, что их покупали мама с папой. И они рядом, всегда рядом. И в ночи, под освещение желтых фонарей всегда за окном в детстве этой ночи падает тихий снег. И в животе щекочет  от уюта, удовольствия и ожидания чуда.
                ***
  Валин чудесный вечер пах сладким песочным тестом, ванилью и корицей. За окном колотил по подоконнику дождь, а на кухне было сухо, тепло и уютно. И не потому, что грелась плита для выпечки. Просто рядом была мама. Она говорила негромко, наклоняя голову к её ушку, иногда целуя её в белую от муки щечку, и от этого у Валюши мурашки бегали в голове и приятно щекотали в горле.
-Попробуй тесто. Это песочное.
-Оно же сырое!
-А ты попробуй.
-Вкусно...! Папа, не заходи! Выйди! Мы работаем! Не будешь подсматривать, тогда успеем!
-Смотри, Валюша, что я принесла!
-Ой… Мама! Что это?
-Это такое украшение на торт. А мы с тобой для печенья используем!
-А это съедобное? Или это ненастоящее. Какие шарики красивые!
-Хочешь попробовать?  Ну как?
-Класс. Суперка! Я даже не мечтала о таком. Смотри, тут даже золотые есть! Мамочка! Спасибо!
-Мы сделаем ёлочки, и украсим их шариками, получатся как новогодние. Ты сама будешь делать кружочки из теста. Дай маленькую чашку. Смотри как.
-Ух ты, как банки на спине! Помнишь, тебе папа ставил? Когда ты заболела...
- Ну, не отвлекайся, давай, пробуй. Вот так. Сильнее нажимай. Экономь место.
-Здорово! Мама… Так много!
-У нас получается каждому по две штучки. По ёлочке и кружочку. Ребята будут довольны, как ты думаешь?
-Они просто обалдеют! Трёхнутся!
-Валя!
-А когда оно будет готово?
-Уже скоро. Не волнуйся.
-А папа обещал мне книгу кулинарную купить.
-Зачем?
-Ну... Готовить. Чтобы я сама училась. С картинками.
-Ясно…
   А потом папа напомнил, что девочке пора спать. «Он прав, дочка…» Но Валя потребовала: «Папа! Оставь нас! Пусть мама уложит!». И мама закутывала любимую доченьку в теплое одеяло «Как кокон! А потом будет бабочка!» И целовала сопливый носик, который капризно уклонялся от лекарства, гладила волосы «как у бабушки – три волосинки».
-Спи, милый мышонок. Поверь, завтра все будет хорошо.
-Скорей бы… Почитай мне, мама.
Мама читала сказку о принцессе, что хотела Луну, а её принцесса изо всех сил старалась не уснуть. Но глазки закрывались непослушным образом, и перед ними на стене плавали желтые точки- звездочки, догоняя мягкие контуры фиолетового цвета от бабочек ночника. "Как же красиво...". А во все комнаты проникал сладкий запах ванили и корицы.
                ***
   Утром Валюша проснулась раньше будильника. Одеяло на полу. Подушка под попой. Она всегда спала неспокойно. «Мама!» - спрыгнула с кровати и побежала в комнату с большим диваном. Новая кукла Анжела лежала на нем так, как Валюша оставила её со вчерашнего вечера. Валя постояла босиком у дивана, потрепала в руках куклу, "Да ну её, надоела".  Вытерла ставший влажным нос, недолго посопела и бросилась на кухню.
    На кухне было чисто и убрано. Словно они и не готовили тут вчера. А на столе стояла… «ой, что это?»- голубая коробочка! Валюша медленно подошла к ней (потому что быстро нельзя, когда что-то происходит необыкновенное) и осторожно открыла крышку. Дивный запах сладкого песочного печенья вырвался наружу, дразня ванильным ароматом и привкусом пахучей корицы. Ёлочки и кружочки - румяные и хрустящие, посыпанные белой пудрой, лежали ровными слоями, уложенные до самого верха. Их украшали разноцветные шарики. Такие продаются редко и поварами используются для выпечки больших красивых тортов ко Дню рождения. Их можно есть даже детям, потому что они съедобные, и поэтому такие яркие! Желтые, красные, синие. И золотые, как настоящие звезды. «Вот эту мама, а вот эту я сама прикрепила на съедобную макушку.  Ребята обзавидуются!» Валечка крепко закрыла крышку и поспешно стала собираться в школу. Прозвенел будильник. «Папа, я уже встала!»
Так начинался её новый день. Волнительный, обещающий быть необычным, "не таким, как все". День, сулящий внимание одноклассников и дружбу с самой хорошей девочкой в классе- Аринкой Воропаевой.  День её признания, день её маленькой славы и веры в то, что обязательно все будет хорошо, как обещала мама.


Рецензии