34. Хуторская чертовщина. Запутанный клубок

               Кузьма Ильич, как и его отец не нанимали управляющих, по соображениям здравого смысла, объясняли это простой причиной.

            Найти честного управляющего практически не возможно, а если такой и имелся, то надеяться, что у него дела будут в порядке,  не стоит ожидать.

            Управляющему придётся платить определённую сумму, какой она приличной не являлась, ему будет казаться малой, начнёт подворовывать, а это приведёт к тому, что и крестьяне, видя, а они народ наблюдательный, что управляющий не чист на руку, будут более наглыми, позволят себе  в удобную минуту, позариться на господское добро.

              А всё это в итоге приведёт к значительным убыткам в поместье.

          Спрашивается, зачем нужен такой человек, когда такой работой намного лучше справиться сам хозяин поместья.

             Да к тому же всегда будет в курсе всех дел и событий, не будет этого лишнего передаточного звена.

             А вот назначить старших из тех же крестьян, штука полезная, эти будут зорко следить и крепко держаться за свою должность, да и подскажут, что происходит в хуторе, чем дышит народ, что у него на уме в данный момент.

           Но в данном случае получилось так, что оказалась обезглавленной вся руководящая и управляющая структура поместья.

              В таком сложном механизме, быстро разобраться не просто, нужно перевернуть и исследовать гору бумаг, на это нужна уйма времени.

             Спиридон Андреевич решил открыть два отдельных дела:
     «Об убийстве в усадьбе помещика К. И. Мамкина и о краже лошадей и овец  из его поместья».

           Расследование следователь начал с опроса свидетелей, но никто ничего вразумительного сказать не мог, служанки после выстрелов и появления грабителей разбежались и попрятались, они даже не могли припомнить, сколько прозвучало выстрелов.


       А описать даже примерно, что из себя представляли эти ночные грабители, не смогли, но внесли не большую ясность на счёт Акулины.

              О покойниках, как повелось с давних времён, не говорят плохо, но данный случай был исключением.

                Акулина прослужила хозяевам более двадцати лет и считала, что имеет право позволить себе, без спроса позаимствовать, что ни будь из оставшихся  вещей  детей помещиков.
             Им они уже ни к чему, давно выросли, а внуки не так часто бывали в гостях, чтобы отправляясь на природу надеть эту пропахшую нафталином одежду.
               Вещей был полон сундук и кто там может припомнить, что там лежало многие годы.
               Вот и решила Акулина под шумок и полную неразбериху порыться в сундуке, где был уже взломан замок.
               Часть детских вещей забрано из сундука и лежало в коридоре, в связанном  большом узле из скатерти.

        Но тут была одна малая не стыковка, когда в доме наступила полная тишина, служанки покинули временное убежище, с опаской стали обходить дом, который был совершенно пуст, разбойники уже покинули не только дом, но и территорию усадьбы.

            Заглянули к барыне, та лежала в своей кровати в безпамятстве, сразу и сообразить не смогли что делать.

           В этот момент у крыльца собрались и шумели хуторские крестьяне, Фаина вышла к ним, Акулина тоже вышла, с барыней наедине осталась самая младшая служанка.

          Сколько прошло времени, припомнить трудно, вернулась Фаина,  не найдя в комнате Акулины, попросила её найти.

          Младшая служанка отправилась  отыскать её в доме, когда зашла в одну из комнат, увидела лежащую Акулину  на полу у сундука, подошла и когда поняла, что та мертва, сама чуть не лишилась чувств, в страхе от крика перешла на визг.

           Из сбивчивых рассказов служанок, ни каких выводов и заключений сделать нельзя, также нельзя даже предположить, почему умерла вполне здоровая женщина.

         У доктора Дмитрия Николаевича работы было не много, он очень быстро установил причины смерти помещика Мамкина и его служанки Акулины.

          Составленные бумаги передал следователю для подшивки в дело, после чего тело Акулины было передано родственникам и перевезено в хутор.

            Доктор остатки дня решил провести в компании барыни, а для неё забота доктора очень полезна будет.

               Ослабленное  состояние её здоровья требовал особого внимания.

            Представляла ли Анна Владимировна, что на неё свалилось столько забот сразу, а предстоящие масштабные расходы, трудно было подсчитать даже опытному финансисту.

           Петр Капустин с утра трудился в поте лица, он с двумя помощниками изготавливал гробы, один ровный, гладкий, лёгкий для Кузьмы Ильича и другой грубо отделанный из отбракованного леса, для служанки Акулины. 

             Спиридон Андреевич прошёлся в сопровождении служанок по дому, чтобы понять, что ценное могли унести с собой налётчики, собранное в чувалы и узлы  господское имущество осталось брошенным, это вызывало удивление, собрать, а затем бросить, не в какие рамки не лезло.

          Вот если в суете найти такое, что во много раз ценнее всех этих вещей, то тогда всё произошедшее ночью поддаётся логике, но для чего тогда выбивать окна и выскакивать с риском, переломать себе конечности, не понять нам этих лихих людей.

           Но в таком беспорядке трудно понять, чего конкретно нет, поэтому служанкам предстояло навести в доме порядок.

              Следователь был также удивлён появлением в доме священнослужителя, местного представителя церкви Архангела Михаила, как он мог пропустить такую процессию, видно заработался.


        Но у каждого своя работа и не стоит отвлекать и отвлекаться, каждый должен отдать должное своим обязанностям.

           Опрос дворовых рабочих также ничего не дал толкового о ночном нападении, тем более даже те, кто обязан был находиться в усадьбе, оказался за её пределами.

           А те, кто находился там, крепко спали и даже не слышали выстрелов, подозрительно  это получалось, в хуторе слышали, а здесь нет, если подумать, то выстрелы прозвучали за зданием дома, но услышать их  возможно.

              Те, которые находились там, скорее всего, попрятались,  времена наступили не спокойные, участились нападения не только на помещиков, грабили и зажиточных крестьян.

            Немецкая колония у станицы Прохладной нанимала казаков, и выставляли для охраны своих представителей, выливалось это не в одну копеечку, а иначе нельзя.

         Встревожились первыми в хуторе те, кто в данное время обязан был находиться в усадьбе, но понадеялись на русский авось, ведь до этого случая, всё проходило без проблем.

          Собирали мужиков по дворам, а крестьянин тяжёл на подъём, особенно если в этом не видит выгоду для себя, поэтому, когда прибыли, было уже поздно, да и помочь помещику в данном случае ни кто не смог бы.

            Сначала было убийство, а уж потом попытка ограбления.

            Следователь топтался на месте и не мог найти ту самую ниточку, за которую потянешь и клубок событий за ночь, начнёт разматываться.

           А тут за что не уцепись, всё впустую, всё безрезультатно.


          24 июля 2016 г.


Рецензии