Люди с оружием и без него

В московском издательстве «Центрполиграф» любят и умеют издавать книги на историческую и политическую тематику. Это касается как  художественной прозы, так  и документалистики, известной сейчас более - как литература «нон-фикшн».
В этом небольшом обзоре представлю читателям наиболее интересные книги обоих направлений.
Но начну пожалуй с «нон-фикшн». Тем более что есть такой информационный повод как провалившийся военный переворот в Турции. Армия во все времена – головная боль политиков на всех континентах.
Военные диктатуры даже при удачно совершенном перевороте далеко не всегда были успешными. И рано или поздно на смену генералам приходили или монархи, или гражданские демократически избранные правители. Эволюция от военного диктатора к демократии – редкость. Испания после Франко, Чили после Пиночета. На Ближнем Востоке, что в Ираке, что в Сирии эволюции не случилось. Там или интервенция или гражданская война. А как это делалось в России? Эпоха гвардейских переворотов закончилась на Сенатской площади в имперской столице.
А вот далее…
Автор исторического расследования «Армия и власть. Корнилов, Вацетис, Тухачевский»  молодой московский историк  Сергей Войтиков прослеживает возможности военной диктатуры в России, как после отречения государя, так и позднее, когда судьба большевистской России всецело зависела от военного командования Красной армии.
Ключевым сюжетом этой интереснейшей книги явилось легендарное дело "Ставка" 1919 г. Особого отдела ВЧК, находящееся на хранении в Центральном архиве ФСБ России. В июле 1919 г. был арестован главнокомандующий всеми вооруженными силами республики Вацетис, а с ним - с десяток его ближайших сотрудников.
А мог ли его преемник   Троцкий стать военным диктатором? История не терпит сослагательного наклонения. От Вацетиса до Тухачевского – потенциальные кандидаты в российские наполеоны  были обречены на расстрел. Да и Лейба Давидович в далекой Мексике получил удар карающего альпенштока пролетарской революции. Такой вот миленький привет от товарища Сталина.
Но все это дела минувших дней. Прошлый век. Преданья старины седой…
А вот совсем недавняя, можно сказать вчерашняя история Отечества, в книге Дмитрия Елькина «Россия переворачивает страницу. Исторические зарисовки конца постсоветского периода. 2007-2014» предстает перед нами с совершенно иными политическими вызовами.
Военные перевороты России не грозят. Да и дворцовые тоже, хотя иные политологи вновь извлекли из нафталина эти кремленологические страшилки.
Дмитрий Елькин, как отмечается в аннотации к этой прелюбопытной книги, - зарубежный инвестор, да и сама книга написана на английском. Словом, для ИХнего читателей. Но и нам она любопытна тем уже, что автор считает решающей исторической ошибкой России решение Дмитрия Медведева  отказаться баллотироваться на второй президентский срок. По Елькину,  Медведев прогрессивнее, демократичнее, прозорливее чем его старший наперсник по былому тандему. Вот оставался бы Медведев в Кремле и Россия была бы иной, сетует Елькин. Однако ж история сослагательного наклонения не терпит…
И четвертое президентство Путина не за горами. А вы держитесь, Дмитрий Анатольевич! Доброго вам здоровья!
В конце концов не кресло красит человека, хотя в России власть стола пока никто изменить не смог!
Книгу Томаса Эсбриджа «Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю» следует в первую очередь рассматривать как фундаментальное историческое исследование феномена религиозного европейского рыцарства.
Но можно поискать и аллюзии, точнее некие политические параллели с сегодняшней  картиной на Ближнем Востоке и вооруженным противостоянием двух цивилизаций спровоцированных Западом. Новые «крестоносцы» посеявшие хаос в Ираке, Ливии и Сирии воюют уже не за гроб Господень.
В основе этого организованного Бушем-младшим карательного похода против Саддама Хуссейна и «Аль-Кайды» и продолженного новыми европейскими «крестоносцами» еще одного похода против Муаммара Каддафи были отнюдь не религиозные посылы. Геополитику стали определять углеводороды и другие природные ресурсы. Но все мы хорошо знаем чем закончились крестовые походы Средневековья. Религиозная война охватила Европу на столетия. И назывался этот хаос Реформацией. Сегодня у Евросоюза иные вызовы, но призрак хаоса явно маячит в европейских столицах. Так что пора брать уроки у истории.
Эдуард Лимонов в книге своих художественно-документальных очерков «Смрт» рассказывает о событиях 90-х годов прошлого столетия, событиях недавних, когда на Балканах эта межконфессиональная распря между сербами, хорватами и  боснийскими мусульманами вылилась в один из самых кровавых европейских конфликтов конца ХХ века. Эдуард Лимонов –едва ли не последний романтический анархист нашего времени. Писатель – штучный. Сказать, что он любит войну  нельзя. Но в его книгах, как и у испанца Переса-Реверте прослеживается некая зачарованность войной. Страшная это вещь. Писатель на войне  - тема отнюдь не новая. Главное бы не сгинуть где-то в неизвестной могиле, как это случилось со старым гринго Амброзом Бирсом.
И коль скоро речь у нас зашла об Эдуарде Лимонове, не могу не упомянуть еще одну новинку «Центрполиграфа» - роман молодого сочинителя Андрея Арцынова «Бретёр». Специально применяю к молодому автору эпитет «сочинитель», поскольку к художественной прозе, на которую Арцынов претендует книга никакого отношения не имеет. Полностью соглашусь с Захаром Прилепиным, который ласково пожурил автора:
«Никакая, конечно, это не проза, но – документ получился».
«Бретёр» - книга эпатажная, скандальная, сексуально-сопливая. Эротические фантазии юноши, так и не вышедшего из подросткового возраста. До Ильи Стогова как до неба, до Сергея Минаева тоже ниже плинтуса, если принимать за плинтус творчество автора «Духлесса». Хотя стоговские «гонзо-приёмчики» были очень даже неплохи для питерской контркультуры, а минаевский гламурчик очень импонировал поклонникам Оксаны Робски.
Арцынов же замахнулся на создание брутальной летописи российского нацбольшевизма во главе с гуру нацболов Лимоновым.
В итоге закопал своего героя в могилу. Добровольно. Реинкарнации не получилось. Получился лишь смыв фекалий в унитазе. Хотя кому-то может быть «Бретёр» покажется и любопытным. Кто знает?
Восьмисотстраничный роман Александра Проханова «Надпись»  - тоже своего рода летопись нашего смятенного времени. Как отмечал прозорливый Захар Прилепин: «В свое время Проханов описал почти все локальные конфликты, в которых участвовала Советская империя, в том числе – создал три романа об Афганской войне. Позже написал две книги о Чечне; о ГКЧП и расстреле Дома Советов – еще по роману».
Так что по духу Проханов близок к Эдуарду Лимонову. Не зря обоих литераторов ценил покойный Илья Кормильцев с его безупречным издательским и поэтическим вкусом.
 «В узких кругах либеральной тусовки Проханов незаслуженно носит славу графомана. На мой же взгляд, он писатель великолепный, и единственное, что роднит его с графоманами – так это литературная плодовитость», - говорит Захар Прилепин. И с этим не поспоришь. 
«Надпись» - семнадцатый роман Проханова. На сегодняшний день их (романов) значительно больше.
«Надпись» поначалу кажется сочинением акварельным, негромким. Конец 60-х годов в России, интеллектуальные кружки, в которые вхож молодой писатель Коробейников (читай – Проханов), среди героев угадываются молодой Примаков и молодой Яковлев, будущие реформаторы.
Но тихие краски романа обманчивы, - внутри его таится предчувствие грядущего, оно вызревает и подаёт страшные знаки», - предостерегает Захар Прилепин.
Короче, что-то страшное грядет. Но мы к этому привыкли. От кризиса к кризису, от теракта к теракту, от переворота к перевороту.
 Такая вот повседневная трагическая рутина. А писатели ее лишь фиксируют.  В меру своих талантов.


Рецензии