А зачем Вам, собственно, нужна музыка?
Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам-14
А ЗАЧЕМ ВАМ, СОБСТВЕННО, НУЖНА МУЗЫКА?
Меня попросили аккомпанировать экзамен студента-скрипача 3-го курса, и я пришёл для репетиции в огромный, роскошный класс лучшей в мире консерватории с тремя большими окнами на север - в переулок. У левого окна стоял студент и смотрел в него куда-то на запад, а у правого стоял прославленный профессор и смотрел в него куда-то на восток. На моё появление они никак не отреагировали, полностью поглощённые своим «разговором по душам». Я стал свидетелем следующего их диалога:
Профессор: «Лёня! Почему Вы не занимаетесь?»
Лёня: «А зачем заниматься?»
Профессор: «Чтобы получить хорошую оценку на экзамене».
Лёня: «А у меня и так всегда отличные оценки».
Профессор: «Оценка — не главное в жизни. Вы же можете ещё и играть по-настоящему хорошо, по-настоящему хорошую музыку, разве ради этого не стоит потрудиться?»
Лёня: «А зачем играть хорошо хорошую музыку?»
Профессор: «Ну как зачем? Чтобы в будущем иметь хорошую работу».
Лёня: «А разве хорошую работу люди получают за хорошую игру хорошей музыки?»
Профессор (после долгого молчания): «Давайте, будем играть Моцарта!» (вместо разговора на эту тему)
Через несколько лет Лёня встретил меня в его родном Харькове и пригласил на ужин в его прекрасную, очень большую квартиру с роскошной мебелью, красавицей женой, прислугой и несколькими гаражами во дворе, где его штат оказывал круглосуточные услуги побывавшим в аварии автомобилям, когда владельцам было необходимо срочно скрыть факт аварии. А это - не дёшево.
На мой вопрос: «Не скучает ли он по музыке?» Лёня ответил вопросом: «Разве можно скучать по тому, что ненавидел с детства?» 16 лет своей жизни (музшкола, училище, консерватория) он считал понапрасну потерянными.
Мой знакомый побывал на дне рождения у знаменитого дирижёра Светланова. Поражённый составом гостей он спросил дирижёра, почему среди его гостей есть учёные, врачи, инженеры, строители, но нет музыкантов? Светланов ответил: «Так ведь с этими гостями можно о музыке поговорить, а с музыкантами — только о деньгах».
Благодарные слушатели моих концертов не раз пытались мне помочь «устроить мою жизнь» - предлагали «нормальную» должность в министерстве, в аппарате какой-нибудь организации, один слушатель даже предлагал мне в подарок один из его ювелирных магазинов с бесплатным обучением «настоящему делу». А уж подарок президента Ельцина, его «Пособие инвалидам с детства и артистам концертных организаций» - объяснил мне с точностью до буквы: кем именно меня считают в обществе.
Не удивительно, что очень немногие из выпускников музыкальных учебных заведений впоследствии работают музыкантами. Так зачем же они пришли в музыку? Если за деньгами — тут их ждёт большое разочарование. Хорошей музыкой, которая действительно делает людей лучше, не заработаешь больше, чем проповедями в церквях. Эти два вида человеческой деятельности - примерно одного рода и одного предназначения. В то время, как музыка, которая спекулирует на худших чертах человеческой натуры, делает людей не лучше, а хуже — эта действительно может приносить и приносит миллионы. Но для такой музыки учиться в консерваториях совершенно не нужно. Ей в других местах учатся.
Таким образом, мы видим ещё одну проблему музыкального образования: ни учителя, ни студенты не способны ответить на вопрос: «А зачем мне, вам, и зачем людям вообще нужна музыка?»
Этот вопрос должен быть задан каждому кандидату в студенты или преподаватели. Я хотел бы на него ответить.
Свидетельство о публикации №216072500806