А зачем Вам, собственно, нужна музыка?

               

Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам-14

 А  ЗАЧЕМ  ВАМ,  СОБСТВЕННО,  НУЖНА  МУЗЫКА?

Меня попросили аккомпанировать экзамен студента-скрипача 3-го курса,  и я пришёл для репетиции в огромный,  роскошный класс лучшей в мире консерватории с тремя большими окнами на север - в переулок.  У левого окна стоял студент и смотрел в него куда-то  на запад,  а у правого стоял прославленный профессор и смотрел в него куда-то на восток.  На моё появление они никак не отреагировали,  полностью поглощённые своим «разговором по душам».  Я стал свидетелем следующего их диалога:

Профессор: «Лёня! Почему Вы  не занимаетесь?»
Лёня: «А зачем заниматься?»

Профессор: «Чтобы получить хорошую оценку на экзамене».
Лёня: «А у меня и так всегда отличные оценки».

Профессор: «Оценка — не главное в жизни.  Вы же можете ещё и играть  по-настоящему хорошо,  по-настоящему хорошую музыку,  разве ради этого не стоит потрудиться?»
Лёня: «А зачем играть хорошо хорошую музыку?»

Профессор: «Ну как зачем? Чтобы в будущем иметь хорошую работу».
Лёня: «А разве хорошую работу люди получают за хорошую игру хорошей музыки?»

Профессор (после долгого молчания): «Давайте,  будем играть Моцарта!» (вместо  разговора на эту тему)

Через несколько лет  Лёня встретил меня в его родном Харькове и пригласил на ужин в его прекрасную, очень большую  квартиру с роскошной мебелью,  красавицей женой,  прислугой  и несколькими гаражами во дворе,  где его штат оказывал круглосуточные услуги  побывавшим в аварии автомобилям,  когда владельцам было необходимо  срочно скрыть факт аварии.  А это - не дёшево.

На мой вопрос: «Не скучает ли он по музыке?» Лёня ответил вопросом: «Разве можно скучать по тому,  что  ненавидел с детства?»  16 лет своей жизни (музшкола,  училище,  консерватория) он считал понапрасну потерянными.


Мой знакомый побывал на дне рождения у знаменитого дирижёра Светланова.  Поражённый составом гостей он спросил дирижёра,  почему среди его гостей есть учёные,  врачи,  инженеры, строители,  но нет музыкантов? Светланов ответил: «Так  ведь с этими гостями можно  о музыке поговорить,  а с музыкантами — только о деньгах».

Благодарные слушатели  моих концертов не раз пытались мне помочь «устроить мою жизнь» - предлагали «нормальную» должность в министерстве,  в аппарате какой-нибудь организации,  один слушатель даже предлагал мне в подарок один из его ювелирных магазинов с бесплатным обучением «настоящему делу». А  уж подарок президента Ельцина,  его «Пособие инвалидам с детства и артистам концертных организаций» -  объяснил мне с точностью до буквы: кем именно меня считают в обществе.
   
Не удивительно,  что очень немногие из выпускников музыкальных учебных заведений  впоследствии  работают музыкантами.  Так зачем же они пришли в музыку?  Если за деньгами — тут их ждёт большое разочарование.  Хорошей музыкой,  которая  действительно делает людей лучше,  не заработаешь больше,  чем проповедями в церквях.  Эти два вида  человеческой деятельности  - примерно одного рода и одного предназначения.  В то время,  как музыка,  которая  спекулирует на худших чертах человеческой натуры,  делает  людей не лучше,  а хуже  — эта действительно может приносить и приносит миллионы.  Но для такой музыки учиться в консерваториях  совершенно  не нужно. Ей в других местах учатся.

Таким образом,  мы видим ещё одну проблему музыкального образования: ни учителя,  ни студенты не способны ответить на вопрос: «А зачем мне,  вам,  и  зачем людям вообще нужна музыка?»
 Этот вопрос должен быть задан каждому кандидату в студенты или преподаватели.  Я хотел бы на него ответить.
               


Рецензии