Существуют ли те, кто не понимают музыку?

   Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам-16         

СУЩЕСТВУЮТ  ЛИ  ТЕ,   КТО  НЕ  ПОНИМАЮТ МУЗЫКУ?       

 
Ни один из композиторов никогда и нигде не сочинял «чуждую народу классическую музыку». Все они отражали  в своих произведениях знакомый каждому мир вокруг нас и жизнь людей в нём. И,  конечно же,  стремились быть понятыми, а, значит,  и  популярными.  Но поскольку это далеко не у всех и не всегда  хорошо получается,  то лишь избранные единицы из миллионов  произведений «поп культуры» выживают в столетиях (естественный отбор)  и  навсегда становятся  бессмертной классикой.

И поскольку вся хорошая музыка основана на реальных образах, структуре  и логике данного нам для нашей жизни прекрасного мира,  то просто не существует и  существовать в мире не может людей,   которые не могли бы понимать,  сочинять либо исполнять музыку вообще,  в принципе.  Кем бы они ни были и что бы они сами ни чувствовали и ни утверждали о своих музыкальных способностях.

Это не  пустая декларация,  это — реальный,  проверенный  факт.  Я  многократно выступал перед крайне враждебно к классической музыке  настроенной аудиторией  (профтехучилища,  школьники «переломного возраста»,  общежития строителей,  заключённые исправительных учреждений итп.)

И первое,  что я всегда делал, - я просил поднять руки тех,  кто  классическую музыку не любит и не понимает .  Затем я просил всех поднявших руки пересесть на первый ряд,  сесть ближе ко мне  -  для удобства  разговора.

Затем я просил всех  и,  конечно же,  этот первый ряд в особенности - угадать правильно название и содержание 5-6 пьес,   которые я для них  сейчас сыграю.  Затем после исполнения ноктюрна  Шопена,  «Попутной песни» Глинки, «Баркаролы» Чайковского,  «Бабы-Яги» Мусоргского,  «Полёта шмеля» Римского-Корсакова,  «Лесного царя» Шуберта или каких-либо других пьес с совершенно однозначным содержанием,  я говорил аудитории, ... что отменяю свою просьбу.   Я, дескать, понимаю,  что для  них — людей,  не понимающих музыку,  это уж слишком трудно.

«Я  лучше сам вам расскажу,  что  именно я играл» - говорил я.   И  начинал рассказывать обо всех  сыграннных пьесах  всё «с  точностью наоборот».  То-есть,  про Ноктюрн говорил,  что это была «Баба-Яга»,  а «Баркарола»  -  это-дескать песня про самый первый на Руси паровоз до «Царского Села», итп.

После ошеломлённого молчания зала всегда поднимался крик,  что  я всё перепутал.  Меня хором поправляли и требовали назвать все пьесы правильно.  При этом,  споря со мной,  слушатели  совершенно безошибочно передавали своими словами подлинное содержание каждого произведения из тех,  что  я  только что для них сыграл.  Я  же  в ответ  «изумлялся»:  как это ничего не понимающие  (по их собственному утверждению)  в классике люди смеют спорить о смысле и  содержании  пьес со мною - дипломированным музыкантом с высшим образованием,  который эти пьесы перед ними сам и исполнял?  Кто ж из нас  должен знать лучше?

Спор становился массовым,  и  я предлагал угадать в таком случае содержание следующей «обоймы пьес»,  затем ещё одной.  Однако в конце концов —  я  сдавался.  Я объявлял,   что  мои слушатели,  конечно же,   с самого начала и до конца  были правы,  под их счастливые возгласы и улыбки.

В заключение  концерта  я  исполнял для них какой-нибудь пошлый шлягер давно ушедших годов,  который данная аудитория наверняка не знала,  но «любила  и понимала именно что-то в этом  роде» (как мы выясняли с ними в начале концерта).   Затем я просил ту же  аудиторию рассказать мне что-либо о содержании этой последней пьесы и угадать её название.

Мёртвая тишина в ответ всегда давала мне резон для выражения сомнения в том,  что присутствующие так уж любят и так уж хорошо понимают данный сорт музыки в отличие от классики,  во всех произведениях которой они только что блестяще разобрались.


Рецензии