Существуют ли те, кто не понимают музыку?
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ТЕ, КТО НЕ ПОНИМАЮТ МУЗЫКУ?
Ни один из композиторов никогда и нигде не сочинял «чуждую народу классическую музыку». Все они отражали в своих произведениях знакомый каждому мир вокруг нас и жизнь людей в нём. И, конечно же, стремились быть понятыми, а, значит, и популярными. Но поскольку это далеко не у всех и не всегда хорошо получается, то лишь избранные единицы из миллионов произведений «поп культуры» выживают в столетиях (естественный отбор) и навсегда становятся бессмертной классикой.
И поскольку вся хорошая музыка основана на реальных образах, структуре и логике данного нам для нашей жизни прекрасного мира, то просто не существует и существовать в мире не может людей, которые не могли бы понимать, сочинять либо исполнять музыку вообще, в принципе. Кем бы они ни были и что бы они сами ни чувствовали и ни утверждали о своих музыкальных способностях.
Это не пустая декларация, это — реальный, проверенный факт. Я многократно выступал перед крайне враждебно к классической музыке настроенной аудиторией (профтехучилища, школьники «переломного возраста», общежития строителей, заключённые исправительных учреждений итп.)
И первое, что я всегда делал, - я просил поднять руки тех, кто классическую музыку не любит и не понимает . Затем я просил всех поднявших руки пересесть на первый ряд, сесть ближе ко мне - для удобства разговора.
Затем я просил всех и, конечно же, этот первый ряд в особенности - угадать правильно название и содержание 5-6 пьес, которые я для них сейчас сыграю. Затем после исполнения ноктюрна Шопена, «Попутной песни» Глинки, «Баркаролы» Чайковского, «Бабы-Яги» Мусоргского, «Полёта шмеля» Римского-Корсакова, «Лесного царя» Шуберта или каких-либо других пьес с совершенно однозначным содержанием, я говорил аудитории, ... что отменяю свою просьбу. Я, дескать, понимаю, что для них — людей, не понимающих музыку, это уж слишком трудно.
«Я лучше сам вам расскажу, что именно я играл» - говорил я. И начинал рассказывать обо всех сыграннных пьесах всё «с точностью наоборот». То-есть, про Ноктюрн говорил, что это была «Баба-Яга», а «Баркарола» - это-дескать песня про самый первый на Руси паровоз до «Царского Села», итп.
После ошеломлённого молчания зала всегда поднимался крик, что я всё перепутал. Меня хором поправляли и требовали назвать все пьесы правильно. При этом, споря со мной, слушатели совершенно безошибочно передавали своими словами подлинное содержание каждого произведения из тех, что я только что для них сыграл. Я же в ответ «изумлялся»: как это ничего не понимающие (по их собственному утверждению) в классике люди смеют спорить о смысле и содержании пьес со мною - дипломированным музыкантом с высшим образованием, который эти пьесы перед ними сам и исполнял? Кто ж из нас должен знать лучше?
Спор становился массовым, и я предлагал угадать в таком случае содержание следующей «обоймы пьес», затем ещё одной. Однако в конце концов — я сдавался. Я объявлял, что мои слушатели, конечно же, с самого начала и до конца были правы, под их счастливые возгласы и улыбки.
В заключение концерта я исполнял для них какой-нибудь пошлый шлягер давно ушедших годов, который данная аудитория наверняка не знала, но «любила и понимала именно что-то в этом роде» (как мы выясняли с ними в начале концерта). Затем я просил ту же аудиторию рассказать мне что-либо о содержании этой последней пьесы и угадать её название.
Мёртвая тишина в ответ всегда давала мне резон для выражения сомнения в том, что присутствующие так уж любят и так уж хорошо понимают данный сорт музыки в отличие от классики, во всех произведениях которой они только что блестяще разобрались.
Свидетельство о публикации №216072500821