Быть нестандартным - хорошо или плохо?
Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам-18
БЫТЬ НЕСТАНДАРТНЫМ — ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
Моего отца переводили по службе в разные города и я учился чуть не каждый год у нового учителя. Все учителя были довольны моими успехами и выступлениями, но все они мучились с моей неспособностью просто скопировать своей игрой то, что мне показывают. Я всегда требовал от них каких-то разъяснений элементарных, само собой разумеющихся, по их словам, вещей и задавал «глупые, тупые вопросы», которые нормальному ученику в голову не приходят. А учителя не могли объяснить мне, что именно нужно изменить в моей игре, чтобы соответствовать их стандартам.
Я понял и освоил эти стандарты много позже, когда стал передразнивать (копировать) моих уже собственных учеников, предлагая им сделать выбор между их и моим способом исполнения какого-то места произведения. Мой последний учитель в музучилище с горечью вдруг сказал мне однажды перед самым выпуском, что все мои учителя (и он в том числе) ничему меня не научили, а просто эксплуатировали какие-то сильные стороны моей природы. Так что я играл «не так, как все» и это давало мне как свои преимущества, так и проблемы.
Однажды я играл в гостях у знакомых, у которых был ещё в живых дедушка, который хорошо знал Рахманинова до его отъезда из России. Он рассказал мне о замеченных в моей игре проблемах, но при этом заметил, что я очень напомнил ему своей игрой Сергея, который играл до отъезда «на таком же, как я, музыкальном языке», но совершенно изменил его в Америке. «Я не узнаю его на его записях»- сказал он мне. - «Иногда можно подумать, что он сам не любит свою музыку, которую играет».
После Всероссийского конкурса (на котором отбирали на Всесоюзный) ко мне подошёл композитор В.Фере и сказал, что очень рад моему успеху. «Я голосовал за Вас, потому что Вы играли так, как играли в годы моей юности. Теперь пианисты так уже не играют» - сказал он мне.
На экзамены в аспирантуру в Ленинградскую Госконсерваторию я опоздал из-за эпидемии холеры. Мне любезно разрешили сыграть им что-нибудь «ровно на пол-часа», раз уж я всё равно тут. «Может быть в будущем году Вам что-нибудь и удастся, а в этом у вас никаких шансов - все места уже заняты».
После прослушивания ректор П.Серебряков пригласил меня в свой кабинет и спросил: «Остальные экзамены сдать сможешь?». Получив утвердительный ответ Серебряков сказал, что они «сразу видят, когда человек привык не для стульев играть». Он позвонил в Минкульт России. Зам. Министра В.В. Кочетков сказал, что слышал меня в Сочи и даст для меня ещё одно место в аспирантуре. Спасибо обоим этим людям, которые помогли мне только за мою музыку. Серебрякова я никогда больше в жизни не встречал, а Кочеткова — вообще никогда не видел.
В тот же день в коридоре Ленинградской консерватории я встретил профессора В.Нильсена, который заявил мне, что он якобы может ответить на ЛЮБОЙ мой вопрос о музыке. Мне, выпускнику столичной консерватории, захотелось поставить на место самоуверенного профессора-ленинградца, и я начал задавать ему все те вопросы, на которые все мои предыдущие учителя долгие годы наотрез отказывались отвечать. Через 4 часа пристрастного допроса профессора неотвеченных вопросов не осталось. И я попросился к нему в ученики — лучшее, что я сделал в своей музыкальной жизни.
Через несколько лет начальник филармонического отдела Москонцерта А.Скавронский пригласил меня для серьёзного разговора и сказал, что коллектив Москонцерта мною очень недоволен. Я «зарабатываю гораздо больше, чем мне полагалось бы при моём очень скромном даровании». Поэтому впредь от предлагаемых мне концертов я должен отказываться, а он мне даст список «гораздо более достойных музыкантов, которых я должен рекомендовать заказчикам вместо себя, сославшись на мою собственную занятость и нездоровье».
Меня это "заманчивое" предложение не заинтересовало, и "почему-то" вслед за этим разговором мне внезапно предложили выступить перед худсоветом. Мнение худсовета полно и чётко донёс до меня пианист Игорь Худолей. Он сказал, что ситуация со мной — очень необычна для него и для всего худсовета. Потому что плохие пианисты играют аварийно: с ошибками и пропусками в тексте, с провалами в технике и в памяти - у меня этого нет.
Но терпеть такую игру, как моя, они тоже не намерены, потому что «она вопреки всем традициям нашей школы». Он сказал, что объездил весь свет, много раз играл в Вене и Зальцбурге, и я должен ему поверить, что в этих городах слушатели были бы просто шокированы тем, как я играю Моцарта. «Это — абсолютно неприемлимо» - заключил он.
Затем инспектировавшая меня тройка профессоров Москонсерватории (Воскресенский, Горностаева, Мержанов) пришла к точно такому же заключению. Мне запретили играть на сцене. А дочерей Воскресенского и Горностаевой Москонцерт "по случайному совпадению" в этот же момент принял к себе на работу (а в Москве пианисту работу найти очень нелегко).
Кстати, по ужасному совпадению именно эта дочь Воскресенского через несколько лет погибла в нескольких шагах от университета в Потшефструме (ЮАР), где я работал.
К счастью, СССР тогда ещё не был развален. Я сыграл «аппеляцию» в Министерстве Культуры СССР, и там мне даже концертную ставку повысили, сказав, что, видимо, все мои неприятности случились просто из-за моей не подходящей для концертной деятельности, совешенно нетипичной для афиш "некошерной" фамилии, режущей ухо и глаз специалистам.
В Вену и Зальцбург мне съездить с концертами не довелось. Но однажды ко мне в Сан-Сити (ЮАР) подошла после концерта группа профессоров Венской консерватории с вопросом: «Где Вы раздобыли такие очаровательные обработки музыки Моцарта?» Я сказал, что слишком уважаю Моцарта и никогда бы не стал играть никаких обработок его музыки. Профессора возмутились: «Простите, но мы знаем каждую ноту Моцарта, а Вы играли похожую, но совершенно другую музыку».
Я пригласил их сесть вокруг меня, открыл ноты 3х сонат и До-минорной фантазии, затем всю эту музыку сыграл для них по второму разу под их пристальным наблюдением. Профессора ни одного различия с напечатанным текстом в моей игре не обнаружили. Они провели короткое совещание на немецком (единственный иностранный язык, который я действительно знал), изъяли из своих карманов все оставшиеся перед завтрашним отъездом ЮАРовские деньги и передали мне с приглашением обязательно выступить когда-нибудь у них в Вене.
Свидетельство о публикации №216072500839