Правила Безопасности для музыки
Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам-20
ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ ИДЕИ «ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ» В МУЗЫКЕ
На вопрос, как он работает над новым произведением. Г.Нейгауз отвечал: «Играю себе и играю, пока не выучу». Точно так же все музыканты обычно и делают, и получается у них в конце концов хорошо. Но только этот путь берёт много времени и напрасной работы, так как музыкант отбирает лучшее из всех вариантов, сыгранных им во время занятий. А зачем же играть понапрасну ВСЕ варианты исполнения, если можно сразу исключить из работы заведомо плохие, и затем выбирать всё самое лучшее лишь из «предварительно просеянного» хорошего? Проблема здесь лишь в том, чтобы знать, что же именно отбрасывать, не теряя на это времени и сил. То-есть, нужно уметь по каким-то формальным признакам определять и заранее выбраковывать непригодные для хорошей музыки варианты исполнения.
К этому знанию меня привела суровая необходимость — наш лучший учитель при любых обстоятельствах. Человеком, заставившим меня чётко и формально разобраться в том, что же такое хорошо, а что такое плохо в музыке, была Анна Гавриловна Абрамова, фронтовая подруга моих родителей, обещавшая им «присмотреть за мной» в период моей учёбы в Москонсерватории.
Анна Гавриловна — врач по специальности, не имела каких либо специальных знаний в музыке, но была идеальным слушателем - доброжелательным, очень внимательным и беспощадным. Анна Гавриловна сразу же объяснила мне, что я должен научиться играть так, чтобы каждому (а не только специалистам) моя музыка была понятна и нравилась. Потому что у меня на концертах будут сидеть в залах не профессора музыки, а обычные люди. И эти обычные люди имеют полное право на оценку моего исполнения, поскольку музыка — это та же еда, но только для ушей, а не для рта. И каждый человек от природы чувствует: что вкусно, а что отвратительно (что в еде, что в музыке). Специального образования для этого не нужно.
За всю мою жизнь лишь один мой учитель был более «жeстоким и бесчеловечным», чем А.Г. - это магнитофон. Потому что, в отличие от А.Г., магнитофон даже не был вежливым и всегда называл вещи своими именами, причём, очень неприятными, после которых (кто из музыкантов этого не испытал) хочется бросить музыку вообще и заняться чем-нибудь попроще.
Каждую неделю я приходил к А.Г. домой обедать и ужинать с её семьёй. А затем я «отчитывался»: чему именно я выучился за эту неделю в консерватории. И оставить Анну Гавриловну полностью довольной моей игрой мне удавалось очень, очень редко. По десять, двадцать раз я начинал одно и то же произведение, но в какой-то момент А.Г. каждый раз прерывала меня словами: «Нет, Вовка. Ты уже опять играешь тут без души. Начни с начала»
И я опять начинал, и опять она останавливала меня, как только я начинал эту самую «игру без души». Причём, каждый раз ещё до того, как она меня остановила, я уже и сам чувствовал, что она сейчас скажет «стоп», потому что в моей музыке в этом месте и в самом деле было что-то неудобное и неприятное. Но поначалу я всё никак не мог догадаться: что же именно неверно в моей музыке? Ведь я играл совершенно правильные ноты и ритм.
Поначалу все эти прослушивания казались совершенно безнадёжным для меня делом: кто там знает, что именно А.Г. подразумевает под «игрой с душой»? Однако, постепенно я заметил и «вычислил», на какие именно мои ошибки она всегда так остро реагирует. Ей не нравилось, когда я акцентировал то, что должно быть смягчено и наоборот.
Следующим моим шагом были уже пометки карандашом таких опасных мест для меня самого с указанием необходимых действий (смягчить, съакцентировать), чтобы предотвратить повторную остановку меня в этом месте. И это сработало — благополучных исполнений стало намного больше.
А несколько позже я заметил, что и в других произведениях А.Г. останавливает меня за в точности такие же ошибки. И отсюда был всего лишь один шаг (который я и сделал) до выведения «правил безопасности», вроде «первую короткую ноту в группе после длинной ноты или после тишины никогда не акцентируй — всегда смягчай». Например, самую первую ноту в любой гамме нужно играть тише, чем вторую. Ведь смягчить первую ноту означает — играй вторую, следующую ноту громче, чем первую, о чём многие не догадываются.
Мои сегодняшние ученики знают от меня небольшой перечень таких наиболее обычных для студентов ошибок и делают их очень редко. А мой учитель в аспирантуре В.Нильсен прямо так и говорил: «Учитель должен учить не хорошему, а плохому — чего именно избегать в музыке. Потому что хороших путей в жизни и музыке — миллион, и учить им всем невозможно. А вот плохих — всего несколько. Эти плохие пути нужно найти, обозначить для себя и учеников, и никогда на них не ступать. Это — совершенно реальная задача и цель обучения».
Все знают, что жизнь имеет форму синусоиды — то вверх пошла, то вниз; то вверх, то вниз и так до конца, когда эта синусоида стала уже прямой линией (на кардиограмме). Музыка отражает реальную жизнь и выглядит точно такой же синусоидой (хоть по высоте нот, хоть по ритму, хоть по интенсивности). И точно таким же образом музыка изображает смерть или оцепенение: синусоида превращается в застывшую прямую, когда эти параметры не меняются.
Однако, музыка рассказывет обычно не про смерть, а про жизнь. Поэтому все параметры музыки (высота нот, их сила, длина, скорость итд.) обязательно всё время то вниз, то вверх бегают, но не застывают. И перед музыкантом вследствие этого после каждой сыгранной им ноты всегда стоит задача — выбрать правильные параметры для следующей ноты: что и в какую сторону изменить. К счастью, если речь идёт об исполнителе, то ему нужно выбирать всего лишь один параметр — ИНТЕНСИВНОСТЬ. Потому что два других параметра (ВЫСОТУ и ВРЕМЯ) за него уже выбрал композитор: вверх или вниз пойдёт мелодия, и скорее ли или позже эта самая следующая нота возникнет.
И выбирать исполнителю нужно всего-то лишь из двух вариантов: а) «следующая нота будет громче, чем предыдущая» или б) «следующая нота будет тише, чем предыдущая». Потому что язык музыки использует что-то вроде двоичного счисления: всего 2 варианта для продолжения: или +1 = громче, или -1 = тише. Ноль (без изменений) почти никогда не случается. А если для исполнения применяется инструмент, не способный по своей природе изменять громкость, то музыкант восполняет этот недостаток инструмента АГОГИКОЙ, о которой уже была речь. Нота, которой музыкант дал больше времени кажется слушателю более громкой, а нота, которой дали меньше времени — кажется более тихой. Так что музыкант занят тем же самым выбором ИНТЕНСИВНОСТИ, но с другими средствами осуществления его намерений.
При принятии такого решения музыкант может руководствоваться логикой и определёнными правилами, позволяющими избежать ошибочного выбора. Я их привожу чуть позже. Обычный метод проб и ошибок тоже отлично работает. Только он возьмёт у вас раз в сто больше времени.
Свидетельство о публикации №216072500858