Правила двух последних нот и дитя между взрослых
Два правила: «Две последние ноты» и «дитя между взрослых».
Мне довелось работать со многими замечательными музыкантами. Одной из самых интересных и необычных была сопрано Алла Соленкова. Она пользовалась невероятной популярностью и любовью слушателей не только в СССР, но и за рубежом. Я ни разу не аккомпанировал её концерт в зале с пустыми местами: что в Туве, что в Большом зале Ленинградской филармонии, везде и всегда был аншлаг.
Но пела она очень необычно - настолько свободно ритмически, что это было уже на грани полного отрицания и разрушения ритма. Я попросил В.Нильсена послушать наш с нею концерт в Ленинграде и высказать своё мнение: можно ли так петь? Он долго думал, прежде чем ответить, затем сказал: «Ей — можно! Она всюду чувствует границу, за которую уже ступить нельзя. Она — очень хороший музыкант».
Человеком она была не лёгким, и отношения наши с ней сложились не просто. Когда мне первый раз предложили поехать с ней на гастроли, и я позвонил, чтобы обговорить время репетиций, она мне заявила, что с незнакомыми ей людьми на гастроли не ездит. Поэтому я должен придти к ней, чтобы она «проверила мой интеллект». Меня это очень развеселило, и я спросил в ответ: будет ли она проверять мой интеллект вручную или по приборам? За эту шутку я никуда с ней не поехал и попал к ней в чёрный список на несколько лет. Но однажды у неё была безвыходная ситуация, и она согласилась, чтобы именно меня с ней в какие-то гастроли отправили.
Первым произведением на нашей с ней репетиции была «Ночь» Рубинштейна, потому что пианисты, по её мнению, обычно не справляются с аккомпаниментом и играют очень для вокалиста неудобно. Когда мы дошли до слов «Мой друг, мой нежный друг», где я в точности повторял её фразу, Соленкова испугала меня, внезапно и больно вцепившись когтями в моё плечо. «В чём дело?» - спросил я её. Она не ответила. Затем спросила сама: «А ещё раз это место так же сыграть можешь?». Я сыграл ещё, и ещё раз. «С ума сойти!» - промолвила Соленкова - «Ты же лучше Риты играешь».
Кто такая Рита — я до сих пор не знаю, но Соленкова потребовала от меня немедленно научить её петь это место именно так, как я сыграл. А для этого мне пришлось тотчас сформулировать для неё сразу два правила, которыми с тех пор пользуюсь сам, и все мои партнеры и ученики пользуются.
Первое: «Последняя нота в любой фразе должна быть сильной, акцентированной. Но затакт, конфликтная нота к этой последней ноте должна быть ещё более сильной».
Второе правило: «Маленький ребёнок в толпе не должен быть внизу. На полу — его затопчут, задавят. Маленького ребёнка между взрослых нужно поднять кверху, над головой — там он будет заметен и в безопасности». В переводе на музыкальный язык: «Одинокая короткая нота между длинными нотами всегда должна быть сыграна сильно, акцентирована». Пример, «До-Ре-Ми» из к.ф «Звуки музыки». Нота "Ре" - самая короткая, вот она и должна быть самой сильной. Иначе музыка будет вялой, скучной.
В данном случае (в "Ночи" Рубинштейна - строка "Мой друг, мой нежный друг - лЮблю, твОя") применимы оба этих правила. Поэтому в словах «Люблю» и «Твоя» последняя нота на «лю» и «я» должна быть сильной, но затактовая нота на «люб» и «тво» должна быть ещё сильнее, акцентированной. Иначе первый слог выпадает из восприятия слушателя и получается плохая музыка.
Напомню, что фраза может состоять и из одного слова, и даже из одного слога: «Да!», «Нет!», «Прочь!» итп.
Через несколько лет именно за эти два правила я получил хорошее финансовое поощрение, но не без приключений:
Я участвовал в международной постановке оперы «Риголетто» Верди. Я уже упоминал, что мои хористы так здорово выучили свою партию, что пришедшие на репетицию дирижёр с Риголетто, «сделавшие» уже ранее эту оперу в 103 странах, всех их расцеловали и сказали, что такого замечательного хора в «Риголетто» ещё не слышали. Это я говорю про дирижёра с исполнителем главным роли в опере.
А вот на следующий день прилетела из Германии фрау Краузе — режиссёр постановщик. У неё был очень интересный метод работы: она включала телевизор с записью постановки в каком-то знаменитом театре и просто требовала ото всех делать всё в точности так, как на экране её телевизора. Начала она с очень трудного для вокалистов хора ”Scorrendo uniti remota via”, в котором придворные Герцога с восторгом рассказывают ему о своих ночных приключениях. Они прошлой ночью занимались привычной охотой на красивых девушек и похитили ещё одну для Герцога из её собственного дома.
После получаса репетиции фрау Краузе покинула репетиционный зал, а меня вызвали к министру культуры штата, у которого она уже сидела в кабинете.
Министр спросил меня: «Что ты сделал с хором? Почему они не поют так, как это должно звучать в опере? Режиссёр совершенно не узнаёт музыки и не может с твоим хором работать».
Я ответил, что всё сделано точно по Верди, именно так, как он написал, и вчера дирижёр с Риголетто уже целовали за эту отличную работу каждого моего хориста.
Министр включил запись этого хора оперы, полученную от фрау Краузе, дал мне прослушать и попросил прокомментировать.
Я сказал, что исполнение очень плохое, ничего похожего на ту музыку, что Верди сочинил. Верди написал острые, шестнадцатые ноты, которые должны быть соответственно акцентированы. Их нельзя превращать в сглаженные, вальсообразные триоли. Такими же острыми и акцентированными должны быть и возгласы хора на верхних нотах. Ведь это же хор агрессивных, азартных охотников-разбойников. А на прослушанной записи я слышу лишь какую-то колыбельную в ритме вальса в исполнении жирных, ленивых кастратов, сидящих перед телевизором с кружкой пива.
Министр показал мне этикетку с названием знаменитого театра «Ла Скала» и спросил, как это может быть, чтобы «Ла Скала» пел Верди неправильно?
Я ответил, что у любого театра могут быть неудачи и ленивые исполнители, которые не поработали над произведением, сколько нужно.
Министр сказал, чтоб я шёл домой и никогда уже больше не появлялся бы в театре. Я — уволен.
Я пошёл домой, но в дом не вошёл, так как в моём дворе уже стояла министерская машина с приказом немедленно привезти меня обратно в театр. Оказывается, пока я шёл, дирижёр сумел объяснить фрау Краузе, насколько она компетентна в музыке и чем именно она имеет право руководить в данной постановке. Причём, сделал это настолько доходчиво, что фрау Краузе полезла в драку. Собирались вызывать полицию, но обошлись твёрдым обещанием фрау Краузе не вмешиваться во всё, что касается музыки.
После успешной премьеры министр пригласил меня в свой кабинет и показал газеты с рецензиями, начинавшимися словами «выдающийся успех нашего хора». Хор отмечали все рецензенты. Министр сказал, что это — очень плохо. Те, кто прочтёт, будут думать, что солисты, оркестр, дирижёр на этот раз не были на обычной высоте, раз не с них начали.
«Сколько тебе дали репетиций?» - спросил он меня. Я сказал, что дали 30 оплаченных, но мы ещё сами сделали 11 без оплаты — все горели энтузиазмом и хотели больше и лучше поработать.
Министр что-то написал и сказал, что у меня теперь никогда не будет больше 15 репетиций, а бесплатные репетиции я не имею право устраивать — теперь ему придётся моим людям за них платить.
В заключение он спросил меня, получил ли я свою зарплату за этот месяц? Я ответил, что получил. Тогда он дал мне чек с ещё одной точно такой же зарплатой за тот же месяц и написал на чеке: «Ты делаешь замечательную работу!». Спросил, давая чек, не обижаюсь ли я на него за увольнение? Я попросил увольнять меня точно так же каждый месяц.
Свидетельство о публикации №216072500872