Правило Двойной Одинаковой Ноты

Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам-22

  Правило:   "ДВОЙНАЯ   ОДИНАКОВАЯ  НОТА"

Первым произведением,  над которым работал со мной В.Нильсен,  оказалась Си-минорная соната Листа («По прочтению Фауста»). В самом начале сонаты,  когда,   наверное,  разгневанный Мефистофель появляется у себя в аду среди его обленившихся чертей,  он выводит их из спячки оглушительным ударом грома  - двойным Ми-бемоль мажорным  секст аккордом (после доминант-септ аккорда на Си к Ми минору,  в  верхнем голосе Фа-диез).
И вот тут,  к  моему удивлению,  этот   громовый  аккорд  у  моего маленького,  сухого старикашки- учителя  с  его пятью инфарктами сердца  запросто,  без  видимых  усилий  получался раз в десять громче,  чем я мог выжать из себя — здорового 25 летнего парня.

Я никогда не умел просто копировать моих учителей — мне всегда было нужно знать : как именно они это делают?   На этот раз мне повезло,   и  Нильсен  рассказал  мне все детали этого чуда.

Дело в том,  что  у  нас в ушах есть специальные  регуляторы громкости — крошечные,  самые маленькие в теле две косточки по 1.2 мм величиной.  Их задача — регулировать восприимчивость уха к звуку.  Если нужно услышать скребущуюся мышь — ухо открывается полностью.  Если мы ожидаем выстрел пушки -  чувствительность на минимуме.  И  если в данном случае  (Сонате Листа) я играю в  этом двойном аккорде  первый аккорд громко,  а второй ещё  громче,  то  ухо успевает  ко второму приготовиться  снижением чувствительности. И как бы громко  я ни играл на самом деле,  слушатель услышит второй аккорд слабым.  Просто потому,  что он успел заблокировать своё ухо.

А  вот  если  я всю свою силу вкладываю не во второй,  а в  первый аккорд,  да ещё  и  после пусть крошечного,  но  молчания, тишины  -   вот тут у слушателя  впечатление,  что потолок раскалывается пополам от этого удара грома.

Этот принцип применим к любым двум одинаковым,  повторяющимся  нотам,  когда вторая нота приходится на счёт «раз» в любом размере: хоть на два, хоть на три,  хоть  на четыре.   Это правило является «антиправилом» к  официально рекомендованному акценту на «раз»,  и оно несколько раз приносило мне успех в  устройстве на работу,  потому что результат применения этого правила  поразительно очевиден и намного лучше,  чем то,  чему  учат в школах.

Например,  гастрольную работу в Росконцерте  я получил всего лишь за несколько тактов  Funiculi-Funicula,  сыгранных  по этому правилу.  Замечательный тенор  Вячеслав Осипов отказался  до меня от одиннадцати пианистов подряд,  так как они «не умели играть» по его мнению,   и  его гастрольная поездка срывалась.   Мне  позвонили и предложили «попытать счастья» с Осиповым.

Тот попросил меня лишь сыграть:  Lesti! Lesti! Via, montiam su la,  из этой песни где я,  разумеется,  акцентировал первую ноту в двойных одинаковых нотах, а  не вторую,  как это делают все плохие музыканты.  Он  тотчас сказал мне,  что  никаких вопросов  ко мне у него больше нет.   Я  был принят на работу,   которая обеспечила мне затем моё финансовое благополучие.  Ведь неделя хороших гастролей приносит больше денег,   чем год  работы в учебном заведении.

Я  люблю  играть эту песню и  в моих сольных концертах. И несколько раз профессора университетов,  где я играл,  подходили ко мне с вопросом: «Как это Вы так играете эту песню.  Она же отвратительна.  Мы  её  ненавидим.  А у Вас она звучит легко и  красиво.  В  чём  секрет?»

Этот секрет в двойных одинаковых нотах со второй  нотой  на  счёт  «раз».

Следует иметь в виду,  что иногда такую пару двойных со второй на счёт раз нелегко разглядеть, так как они слились в одну длинную ноту,  то-есть обе записаны композитором в виде одной ноты вместо двух слигованных,  но  при этом удерживаемая нота заходит на следующий счёт «раз».  В этом случае первую ноту этой пары следует так же сильно акцентировать,  как если бы эти обе ноты в паре были записаны раздельно.

В качестве короткого, но яркого, на всю жизнь запоминающегося примера на это правило я предлагаю послушать замечательное исполнение гениального произведения композитора А.Ф. Львова.

http://www.proza.ru/2017/10/12/568

Благодаря верному (а не "кверх ногами", как обычно) исполнению двойных одинаковых нот и пар "конфликт-разрешение" дирижёр А.А. Карабанов сумел в этом исполнении сохранить и  донести до нас всю мощь, энергию и красоту этой божественной музыки.

   


Рецензии