Правило Двойной Одинаковой Ноты
Правило: "ДВОЙНАЯ ОДИНАКОВАЯ НОТА"
Первым произведением, над которым работал со мной В.Нильсен, оказалась Си-минорная соната Листа («По прочтению Фауста»). В самом начале сонаты, когда, наверное, разгневанный Мефистофель появляется у себя в аду среди его обленившихся чертей, он выводит их из спячки оглушительным ударом грома - двойным Ми-бемоль мажорным секст аккордом (после доминант-септ аккорда на Си к Ми минору, в верхнем голосе Фа-диез).
И вот тут, к моему удивлению, этот громовый аккорд у моего маленького, сухого старикашки- учителя с его пятью инфарктами сердца запросто, без видимых усилий получался раз в десять громче, чем я мог выжать из себя — здорового 25 летнего парня.
Я никогда не умел просто копировать моих учителей — мне всегда было нужно знать : как именно они это делают? На этот раз мне повезло, и Нильсен рассказал мне все детали этого чуда.
Дело в том, что у нас в ушах есть специальные регуляторы громкости — крошечные, самые маленькие в теле две косточки по 1.2 мм величиной. Их задача — регулировать восприимчивость уха к звуку. Если нужно услышать скребущуюся мышь — ухо открывается полностью. Если мы ожидаем выстрел пушки - чувствительность на минимуме. И если в данном случае (Сонате Листа) я играю в этом двойном аккорде первый аккорд громко, а второй ещё громче, то ухо успевает ко второму приготовиться снижением чувствительности. И как бы громко я ни играл на самом деле, слушатель услышит второй аккорд слабым. Просто потому, что он успел заблокировать своё ухо.
А вот если я всю свою силу вкладываю не во второй, а в первый аккорд, да ещё и после пусть крошечного, но молчания, тишины - вот тут у слушателя впечатление, что потолок раскалывается пополам от этого удара грома.
Этот принцип применим к любым двум одинаковым, повторяющимся нотам, когда вторая нота приходится на счёт «раз» в любом размере: хоть на два, хоть на три, хоть на четыре. Это правило является «антиправилом» к официально рекомендованному акценту на «раз», и оно несколько раз приносило мне успех в устройстве на работу, потому что результат применения этого правила поразительно очевиден и намного лучше, чем то, чему учат в школах.
Например, гастрольную работу в Росконцерте я получил всего лишь за несколько тактов Funiculi-Funicula, сыгранных по этому правилу. Замечательный тенор Вячеслав Осипов отказался до меня от одиннадцати пианистов подряд, так как они «не умели играть» по его мнению, и его гастрольная поездка срывалась. Мне позвонили и предложили «попытать счастья» с Осиповым.
Тот попросил меня лишь сыграть: Lesti! Lesti! Via, montiam su la, из этой песни где я, разумеется, акцентировал первую ноту в двойных одинаковых нотах, а не вторую, как это делают все плохие музыканты. Он тотчас сказал мне, что никаких вопросов ко мне у него больше нет. Я был принят на работу, которая обеспечила мне затем моё финансовое благополучие. Ведь неделя хороших гастролей приносит больше денег, чем год работы в учебном заведении.
Я люблю играть эту песню и в моих сольных концертах. И несколько раз профессора университетов, где я играл, подходили ко мне с вопросом: «Как это Вы так играете эту песню. Она же отвратительна. Мы её ненавидим. А у Вас она звучит легко и красиво. В чём секрет?»
Этот секрет в двойных одинаковых нотах со второй нотой на счёт «раз».
Следует иметь в виду, что иногда такую пару двойных со второй на счёт раз нелегко разглядеть, так как они слились в одну длинную ноту, то-есть обе записаны композитором в виде одной ноты вместо двух слигованных, но при этом удерживаемая нота заходит на следующий счёт «раз». В этом случае первую ноту этой пары следует так же сильно акцентировать, как если бы эти обе ноты в паре были записаны раздельно.
В качестве короткого, но яркого, на всю жизнь запоминающегося примера на это правило я предлагаю послушать замечательное исполнение гениального произведения композитора А.Ф. Львова.
http://www.proza.ru/2017/10/12/568
Благодаря верному (а не "кверх ногами", как обычно) исполнению двойных одинаковых нот и пар "конфликт-разрешение" дирижёр А.А. Карабанов сумел в этом исполнении сохранить и донести до нас всю мощь, энергию и красоту этой божественной музыки.
Свидетельство о публикации №216072500892