Погибаю, спасая других

                «П О Г И Б А Ю,      С П А С А Я     Д Р У Г И Х».

«Invia  virtuti  nulla  est  vita.»  - «Нет  дороги, непроходимой  для  доблести!»

В  своих  немногочисленных  письмах  на  родину  он  старался  утешить  овдовевшую  мать, выражая  в  коротких, часто  прерываемых  строчках  свою  любовь  к  ней  и  тоску  по  родному  дому. Последнее  письмо, начатое  лейтенантом – колонелем  Александром  Сетоном  в  районе  мыса  Кэйп, датированное  22  февраля  1852  годом  и  заканчивающееся  поспешно  в  Саймонстауне  тремя  днями  позже, гласило: «Мы  идём  ночью… Я  высаживаюсь  в  Альгоа  Бэй… Получил  две  лошади, которые, думаю  подойдут  мне… Пребываю  в  хорошем  здравии. Всё  хорошо"
Конечно, в  то  время  никто  из  более  чем  шестиста  человек, находящихся  на  борту  транспорта  «Биркенхед»  и  идущего  от  берегов  Англии  в  Южную  Африку, не  думал, какая  жуткая  трагедия  случится  с  ними  26  февраля  1852  года.
Вот  уже  несколько  лет  Великая  Британия  вела  так  называемые  Каффрские  войны  в  Южной  Африке  против  местных  племён. Военные  действия  в  колонии  требовали  постоянного  пополнения  группировки  английских  войск, поэтому  командование  метрополии  время  от  времени  отправляло  туда  транспортные  корабли  с  личным  составом. Транспорт  «Биркенхед», имея  на  борту  несколько  сот  солдат  и  офицеров  с  семьями, среди  которых  были  женщины  и  дети, шёл  на  помощь  силам  британского  колониального  губернатора  Капской  провинции  сэра  Гарри  Джорджа  Смита. После  службы  в  Ирландии  Александр  Сетон  был  назначен  командиром  74 – го  горного  пехотного  полка  вместо  убитого  в  1851  году  в  южноафриканской  кампании  лейтенанта – колонеля  Фордика  и  оказался  на  борту  «Биркенхеда», вышедшего  в  январе  1852  года  из  порта  Корк.
Транспорт  «Биркенхед»  не  дошёл  до  места  своего  назначения, ночью  напоролся  на  риф, получив  огромную  пробоину, потеряв  часть  перевозимых  людей  в  первые  минуты  трагедии. Смелые  и  решительные  действия  старшего  офицера, лейтенанта – колонеля  Александра  Сетона  позволили  избежать  ещё  больших  потерь  на  корабле. В  момент, когда  прозвучала  команда  капитана  судна  Роберта  Сальмонда  «Всем  прыгать  за  борт!», офицер  построил  своих  людей  на  корме  и  приказал  им  не  двигаться  с  места, пока  все  женщины  и  дети  не  погрузятся  в  спасательные  средства, и  тем  самым  предотвратил  неизбежную  панику. Молодые  солдаты, выполняя  приказ  командира, не  смели  его  нарушить, давая  возможность  спастись  женщинам  с  детьми. Заметив  другого  офицера, не  умеющего  плавать, Александр  Сетон  отдал  ему  свою  лошадь, на  которой  тот  спасся. Оставшиеся  в  живых  очевидцы  трагедии  рассказывали, что  Сетон  и  находившиеся  рядом  с  ним, были  погребены  под  обрушившейся  трубой  транспорта.
Катастрофа  унесла  жизни 445  человек, 193  удалось  спастись, среди  спасённых  пятеро  военных – капитан  Райт, лейтенант  Жирардо, Лукас, корнет  Бонд и доктор  Боувен. Женщины  и  дети  добрались  до  берега  без  потерь.
В  трагедии  с  «Биркенхендом»  впервые  прозвучала  важная  заповедь  кораблекрушений – «Сначала  женщины  и  дети…», хотя  сейчас  трудно  сказать, кто  тогда  произнёс  эти  слова – капитан  Сальмонд  или  Александр  Сетон. С  тех  пор  эта  заповедь, как  правило, должна  неукоснительно  исполняться  при  чрезвычайной  ситуации, в  которую  попадает  любой  корабль.
38 – летний  Александр  Сетон  пожертвовал  своей  жизнью  во  имя  спасения  многих  других. Возможно, с  его  гибелью  Англия  потеряла  будущего  великого  военноначальника, либо  учёного. Есть  все  основания  полагать  это, так  как  короткая  жизнь  офицера  проходила  в  постижении  службы  и  наук. В  юности  он  получил  хорошее  образование, с  ним  занимались  опытные  наставники. Изучал  математику  и  физику  в  Италии  у  профессора  Фердинандо  Фижжи. В  15  лет  владел  латинским, греческим  и  французским  языками. Особенно  влекла  молодого  Александра  военная  служба. В  составе  21- го  Северо – британского  фузилерного  полка  служил  далеко  от  дома, в  австралийской  колонии, затем – в  Индии, где  изучил  восточные  языки -  санскрит  и  персидский. Успешно  закончил  Королевский  военный  колледж  в  Сэндхорсте, после  чего  был  рекомендован  в  качестве  консультанта  герцогу  Кембриджскому  сэру  Джоржду  Брауну. Его  научные  познания  отличались  разнообразием – философия, механика, математика, фортостроение, ботаника  и  геология. За  полиглотство  его  сравнивали  даже  со  знаменитым  шотландцем  Джеймсом  Крайтоном  (1560 – 1582), владевшим  двенадцатью  языками, называя  «Восхитительный  Крайтон»
В  наши  дни  на  берегу, напротив  того  места, где  произошло  кораблекрушение  «Биркенхеда», установлен  маяк  с  памятной  доской, возвещающей  о  трагической  дате. Английские  авторы  в  своих  книгах  рассказали  о  мужественном  поступке  А. Сетона, а  художник  Т. Хими  написал  известную  картину  «Крушение  Биркинхеда». На  мемориальной  плите  в  Королевском  госпитале  в  Челси  выбита  фамилия  лейтенанта – колонеля  Александра  Сетона (1814 – 1852), погибшего  во  имя  спасения  других.
«BRAVERY  BECOME  LEGENDARY»   -   «ХРАБРЫЕ  СТАНОВЯТСЯ  ЛЕГЕНДАРНЫМИ!»

Примечания: лейтенант – колонель  -  соответствует  званию  подполковника.

25  июля 2016 г.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии
И вправду отличный рассказ. Поднимает дух, заставляет поверить, что даже если тебе такие люди в жизни не встречались, но они все-таки есть. Это очень поддерживает.

Ковалева Марина 2   24.08.2016 21:24     Заявить о нарушении
Марина!Спасибо Вам,такие отзывы воодушевляют автора.

Вячеслав Прытков   25.08.2016 13:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.