Записки частного лица. автобиография. часть 33

                ИЗ ФЕРГАНЫ В ОТПУСК ДОМОЙ. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
                ПЕРЕМЕНЫ ПО СЛУЖБЕ. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.

 
        Войсковая стажировка подошла к концу. Мы получили достаточную практику управления военным подразделением – отделением. Кроме того, все курсанты прошли через все этапы подготовки к прыжкам и совершение их днем и в ночных условиях.

        Отныне на груди у каждого из нас (кто прыгал впервые) появились желанные значки «воина-парашютиста» с подвесным номером «3», означающих количество совершенных прыжков. По такому случаю нас поздравило командование дивизии, полка, наши руководители стажировкой, а так- же старослужащие курсанты, кто служил до училища в десантных войсках.

         Получили мы и полагающееся денежное вознаграждение за совершенные три прыжка. Все это вселило в нас чувство радости и гордости за выбранную добровольно воинскую профессию и принадлежность к Крылатой пехоте (так именуют в народе десантные войска).

         Изменились мы и внешне. Загорели под южным ферганским солнцем до коричневого цвета. Полевая повседневная наша форма выгорела до белизны. Обзавелись армейскими панамами (головной убор военнослужащих САВО), в общем стали похожими на военнослужащих местного гарнизона.

         Последнее прощание в ротах, батальоне, с командованием полка, и мы уезжаем дизелем со станции Маргилан до Ташкента. Оттуда нам всем убывать в отпуск, т.е. отправляться в свои города, поселки, деревни, села – родные края. Мы стали теперь на один год ближе к заветной цели – получение образования и профессии в стенах выбранного нами военного училища.
 
        После летнего учебного отпуска мы будем считаться третьекурсниками. Это новый, более высокий рубеж в овладении воинским мастерством армейского политработника.

        Компания в дороге давно проверенная, время пролетело быстро, и вот я снова на перроне моего родного Урюпинска.

        Раннее утро, приятная прохлада ушедшей летней ночи, тишина спящего провинциального городка. Иду (как всегда) пешком, это не утомительно для молодого армейского организма. Приятно пройтись по улице своей юности, проникнуться воспоминаниями 2-летней давности. Идти от силы 10-15 минут от вокзала, время есть на проявление ностальгических чувств, которые овладели мною по ходу движения.

                Манит, манит ностальгия лета.
                Манит и зовет в прошедшие года.
                Значит, в них и было что-то, где-то,
                Чего забыть мы не можем  никогда.
               
                (Затямина Т.)
 
        А вот и дом, он утопает в зелени фруктовых и лиственных деревьев. Конечно, меня ждали, ведь об отпуске я сообщил родителям заранее. У них двойная радость – в отпуск приезжают два сына-курсанта, разве это не повод для родительской гордости. И повторилась снова, как год назад, радость всех обитателей этого большого и гостеприимного дома.
 
       Отпуск всегда проходит быстро, а для военного человека и того подавно, поэтому он спешит насладиться каждым днем своего отдыха вдвойне…

       И снова стены родного училища, знакомые лица отдохнувших сослуживцев, радостные восклицания, объятия, похлопывание по плечам друзей, товарищей.

       Назавтра без раскачки прежний распорядок курсантской жизни-службы. Наш организм за два года привык к нему настолько, что времени на адаптацию после отпуска не требовалось.

       И вот первая ночь в казарме, всеми курсантами любимый отход ко сну – отбой, после которого погружаешься в сладкий, но чуткий армейский сон. Во время него все тяготы военной службы уходят на второй план и ты испытываешь настоящее успокоение организма.

       Через полтора месяца учебы на 3 курсе в моей жизни произошли изменения. Заместитель командира взвода старший сержант Собин Григорий подал рапорт о переводе на должность рядового курсанта по состоянию здоровья.

       Его просьбу удовлетворили, назначив на вакантную должность сержанта Козлова, который до этого был командиром первого отделения. Вместо него на эту должность приказом начальника училища был назначен я.

       Назначению на командирскую должность предшествовали беседы со мной и обсуждение в партийной организации роты, давшей мне (как кандидату на командную должность) характеристику для назначения. Имел индивидуальные беседы с командиром взвода, роты, батальона по существу назначения на сержантскую должность.

       Вскоре был зачитан приказ о моем назначении с присвоением звания «младший сержант». Конечно, внутренне я испытывал радость от того, что мое усердие (отношение) к учебе и службе заметили старшие начальники и оценили по достоинству.

      Затем последовала приятная и необычная (для вновь назначенного) процедура – нашивка на погоны и петлицы сержантских нашивок и шевронов.
 
     Старшие командиры доверили мне воспитание и обучение других курсантов. А для успешного выполнения своих обязанностей командир отделения должен всегда быть сам образцом в учебном процессе и службе. Девиз младшего командного состава во все времена был и остается «Делай, как я!»

     На практике он означал одно – быть во всех учебных дисциплинах и воинской службе на шаг впереди (не меньше) своих подчиненных. Так, что измениться должны были мои требования прежде всего к самому себе, своему отношению к самокритике, прежде чем мне удастся завоевать авторитет на новом участке работы.

      Все выше сказанное имело практическое значение для будущего, ведь через 2 года придется эти командирские качества применить в войсках в роли ротного политработника.

      Основа же, фундамент той будущей профессии закладывалась именно сейчас, когда под твоим началом девять твоих одногодков ( а иные и старше тебя). Новая должность требовала перевода полученных теоретических знаний по военной психологии, администрации, этике и эстетике в практическую плоскость армейской действительности.
 
     Чего греха таить, но сержантские шевроны – это более высокий уровень зрелости военнослужащего, его результатов в боевой и политической подготовке. Приятно осознавать в двадцать лет причастным себя к младшему командному составу, являющегося, по словам Жукова Г. К., выдающегося полководца двадцатого столетия, основным фундаментом воинских коллективов.
 
     Жизнь в училище шла своим чередом. В ее составе появился третий курсантский батальон. Теперь все курсанты располагались по ротно на этажах 3-х новых корпусов училища. Кровати спальные располагались в один ярус. Из окон казармы виден большой строевой плац, предназначенный для проведения построений и строевых занятий.

     На другом конце плаца располагалась 2-этажная современная столовая для приема пищи в две смены курсантов. За ней находились продовольственный склад и караульный комплекс. Неузнаваемо изменилось учебное тактическое поле, огневой, инженерный, химический городки, полоса препятствий и много других новшеств материально-учебной базы училища.
 
      Наступил новый 1970 год, а за ним и долгожданный зимний отпуск. У меня появился земляк в третьем батальоне курсантов, родом из соседнего с Урюпинском города – Новоаннинска Волгоградской области.

      Так что ехать домой предстояло не одному, а в компании с земляком. В зимний краткосрочный отпуск (2 недели с дорогой) мы, курсанты, стремились убыть самолетами Аэрофлота, это значительно экономило время в пути туда и обратно.

      Взяв билеты до Волгограда, мы с Анатолием за 4 часа долетели до нашего областного центра под утро. Сделав пересадку на самолет местных авиалиний, мы к 12 дня были уже в Урюпинске.
 
     Мой отпуск прошел как всегда быстро, и снова мы окунулись в размеренный ритм учебного процесса. Близился праздник – 50-летие со дня создания Сибирского военного Округа.

     В театре оперы и балета города Новосибирска силами коллективов художественного народного творчества предприятий, учебных заведений и воинских частей гарнизона, профессиональных коллективов готовился большой праздничный концерт, посвященный этой знаменательной дате.

    Открытие концерта ознаменовало выступление тысячеголосого хора всех творческих коллективов города и области. В числе участников грандиозного хорового пения были представители от нашего военного училища, в том числе и мне было оказано высокое доверие участвовать в нем.

     Шли репетиции по 2 раза в неделю на сцене оперного театра, после которых мы возвращались к себе в училище. Одновременно в нашем районном Дворце культуры «Юность» Академгородка также готовился праздничный концерт коллективов художественной самодеятельности институтов, предприятий, военного училища.

      Надо сказать честно, что без моего участия не проходило ни одно культурное мероприятие училища. По этой причине я старался везде поспеть. У нас сложился творческий костяк мужского пения под аккомпанемент баяна еще со времен вступительных экзаменов. Руководил нами курсант Калинин А, виртуозно играющий на баяне и обладающий приятным голосовым тенором.

     На первом курсе я записался в кружок народного танца. В этом же кружке вместе со мной занимался мой товарищ по отделению Виталий Протасов. В тот день закончилась очередная репетиция в оперном театре, мне нужно было срочно возвратиться в Академгородок.

      Обратил внимание на непривычно большое количество пассажиров в салоне автобуса. У Кировского моста на остановке в автобус попыталась войти хрупкая миловидная девушка, но тщетно – салон был переполнен. Все же я оказал ей содействие в посадке и мы поехали стоя, прижатые плотно друг к другу. Едем, молчим, так как не познакомились, и повода для разговора мы пока что не смогли найти. Наконец она обратилась ко мне.
 
   – Скажите, пожалуйста, как добраться до Дворца культуры «Юность» в Академгородке?
 
      Тут же с готовностью ответил ей, что направляюсь сам туда и могу ей помочь добраться до места назначения. Познакомились, продолжили разговор по ходу движения автобуса.
 
      Оказалось, девушку зовут Наташа, она учится заочно в институте и работает в одном из НИИ машинисткой. А следует она на концерт по пригласительному билету, врученному ей секретарем комсомольской организации института. Так в разговорах и приехали ко дворцу.

       Сопроводив девушку в раздевалку, провел для нее экскурсию по этажам дворца, затем, войдя в зрительный зал, усадил ее в кресло. Сам, извинившись перед ней, убыл за кулисы сцены готовиться к выступлению в номерах художественной самодеятельности.
 
       После концерта в фойе дворца состоялись танцы для молодежи. Народу было много, однако я решил найти Наташу среди танцующих пар. Но она неожиданно объявилась сама. Тронув меня за рукав мундира, с улыбкой спросила:
   – Вы кого-то ждете или ищите на этом вечере, я не помешаю Вам? – Нет, нет, не помешаете, а ищу Вас, чтобы пригласить на танец.

       Так завязалось наше знакомство в более раскрепощенной атмосфере праздничного танцевального вечера. Время отдыха пролетело быстро и незаметно, тем более когда есть достойный повод продлить хорошее настроение.

      Но все хорошее когда-нибудь да заканчивается… На правах представителя принимающей гостей стороны проводил Наташу до автобусной остановки. Говорили в основном о прошедшем вечере, не более.

      Подошел автобус Академгородок-Вокзал. Мы попрощались за руки и она вошла в салон. И тут только до меня дошло: «Эх, горе-кавалер, что же ты не спросил ее номера телефона. Уедет сейчас и ищи потом ветра в поле!» Я бросился ко входу, но водитель закрыл передо мной створки двери, вот-вот автобус тронется.

      С тоской глядел на покрытые инеем окна, понимая, что ничего более сделать уже не в силах. Как вдруг вижу, на одном из замерзших стекол появляются цифры, их выводила теплая рука Наташи. И тут до меня дошло, что цифры – это номер телефона.

      Интуитивно девушка угадала мои мысли на расстоянии и состояние, в котором пребывал я, стеснительный курсант. Едва успел запомнить шесть цифр, прежде чем автобус тихо отошел от остановки и, увеличив скорость, скрылся из моих глаз.
 
      На следующий день после обеда, перед началом самоподготовки, позвонил Наташе с телефона-автомата, расположенного в фойе учебного корпуса.

     Девушка обрадовалась моему звонку, так как думала, что я не успел запомнить написанного ею на замерзшем стекле номера телефона. Мы поддерживали товарищеские отношения более полугода. Будучи в увольнении я приезжал к ней в гости на квартиру, познакомился с ее родителями. Наташа приходила меня провожать на вокзал, когда курсанты после 3-го курса уезжали в войска на очередную вторую стажировку. Получил даже несколько писем будучи на стажировке и в отпуске дома.

     Наташа была первой девушкой после разрыва отношений с Любой, с которой мне захотелось познакомиться и дружить, как дружат парни и девушки без каких-либо обязательств на супружество. Но так думал я, а Наташу такая ситуация видимо не совсем устраивала...

     Прошло более 2-х лет с тех пор, как состоялась последняя моя встреча с Любой на пляже, обиду на женский пол в душе моей постепенно заменили другие чувства.

      Созревало постепенно и решение – половинку для будущей семейной жизни не надо спешить выбирать. Любовь придет неожиданно, а чувства к той единственной и на всю жизнь сами подскажут и верные слова, и путь к объяснению с любимой.

      Этих чувств к Наташе я пока не испытывал, не созрел...

      Осенью в сентябре мы с Наташей расстались, такая дружба со мной и мои планы
 родителей ее и саму ее не устраивала.

                продолжение следует...


Рецензии