Записки частного лица. автобиография. часть 35

                ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
                «ДОЛГ И ЧЕСТЬ ПО ЖИЗНИ РЯДОМ»
               
                Глава 35.

                УЗЫ ГИМЕНЕЯ.  ОКОНЧАНИЕ УЧИЛИЩА.
                ДВЕ СВАДЬБЫ. ВРЕМЕННО ОДИН...
 

      До нового 1971 года наши отношения с Галиной носили дружеский характер. Они находились в стадии ознакомления друг с другом и не претендовали, пока что, на нечто большее. Схема отношений выглядела стандартно, условия казарменного проживания одного из этой связки накладывали в целом на весь процесс дружбы определенные особенности.

      Происходило все примерно так. По телефону-автомату договаривался с Галиной о встрече в дни моего увольнения. После этого обговаривали место встречи, способ проведения свободного времени.

      В таком режиме незаметно пролетели остаток октября, ноябрь, декабрь месяцы. Зимние каникулы Галина проводила у себя на родине, у нас – курсантов военного училища – наоборот «запарка». Сдавали очередную учебную сессию. В начале февраля начался наш отпуск сроком в две недели. Уехал в свой последний курсантский отпуск с хорошим настроением.
 
     Как-то в один из дней зимнего отпуска, когда вся семья (кроме старшего брата) сидела за столом, отец спросил меня: «А что, сынок, в вопросе женитьбы по окончании училища определился или нет?»

     Отец был мудрым человеком, прожил трудную жизнь и хотел, чтобы его детям жизнь досталась спокойная, мирная, обеспеченная. Конечно, спокойной жизни у офицера, в принципе, не бывает, т.к. все 24 часа в сутки на нем лежит груз ответственности за подчиненных ему людей-военнослужащих.

     Но обеспечить спокойный быт ему, офицеру, может только вторая половина семейной пары – жена. Тогда я ответил родителям, что еще не определился с выбором той единственной, с кем буду делить радость и огорчения всю свою оставшуюся жизнь. Уже тогда вывел формулу своей любви: «Один раз жениться, чтобы ни разу не расходиться».
 
   – Но, хотя бы есть у тебя на примете девушка, с которой дружишь? – спросила мама.
   – Есть, – ответил я, достал из записной заветной книжки фото девушки и протянул родителям.

     Мама, а затем отец внимательно посмотрели на фото Галины. Возвратив его мне, мама сказала: «Хорошая на фото, но тебе с ней жить, тебе и выбирать, достойна ли она быть твоей женой, женой офицера, на всю жизнь или нет».

    Отпуск закончился. Ничем особенным он мне не запомнился. Прошло уже 4 года после окончания школы, все одноклассники разъехались по стране, а те, кто остался в родном городе, обзавелись семьями и были всецело поглощены трудовыми заботами об их содержании.

    Вместе с земляком Анатолием мы ехали поездом Одесса-Новосибирск в плацкартном вагоне. Скоро – южный Урал, и чем ближе поезд подходил к Сибири, тем чаще я вспоминал наш разговор с родителями за столом. Что-то волновало меня, заставляло сердце учащенно биться, когда я вынимал из кармана кителя фото своей девушки и подолгу всматривался в ее черты, словно искал в них совета (а может быть и ответа) как поступать дальше.
 
                Прекрасно все на черно-белом фото.
                Поверь мне искренне – не может лгать душа.
                Что есть в тебе, уж не отнимет кто-то,
                Раз ты действительно по-женски хороша!
 
      И решение пришло ко мне неожиданно и неотвратимо. В Куйбышеве на длительной стоянке поезда зашел на вокзальную почту и отбил Галине телеграмму: «Встречай. Буду в 18.00 местного времени. Саша».

     Отправил и засомневался, а придет ли она меня встречать? И есть ли у нее ко мне серьезные чувства? Такие мысли-вопросы роились у меня в голове все оставшуюся часть пути до города Новосибирска.

     Наконец поезд медленно пошел по мосту через реку Обь, это означало, что скоро будет главный вокзал. Прошло совсем немного времени, и поезд остановился на отведенном ему пути. Послышалось объявление диктора о прибытии нашего состава и голоса встречающих людей, в общем привычная вокзальная обстановка.

     Я с замиранием сердца двигался по проходу вагона к выходу и думал: «Пришла или нет. А может, телеграмму не получила?» С площадки тамбура вагона наконец увидел знакомое лицо девушки, ставшей для меня родной и желанной в последние дни.

     «Белочка моя», – так отныне решил ласково называть ее за светлые-светлые длинные волосы и ласковый голос звучания при обращении к людям. Я помахал ей рукой, привлекая внимание к себе. Она увидела и подняла руку в приветствии, улыбаясь при этом.

     У меня отлегло от души, сомнения рассеялись. Выйдя из вагона, крепко обнял ее, поцеловал (впервые) в губы. Они были холодные от сибирского мороза, но что для меня холод, если в сердце горячий огонь любви проснулся!
 
   – Спасибо, что пришла встретить меня, Галина, очень рад. Мне хочется тебе что-то важное сказать наедине, – сказал девушке после эмоционального всплеска чувств, вызванных встречей после месячной разлуки.
 
   – Есть предложение поехать ко мне в общежитие, там поговорим, покушаем и отогреемся от холода, – сказала Галина, глядя мне в глаза.
   
     Передав свой чемоданчик земляку Анатолию, отправился с Галиной в общежитие. В троллейбусе от мороза все окна были в расписных узорах, обогреватели не работали и температура в салоне была, видимо, одинаковой с улицей.

     Мы стояли на задней площадке, где никого из пассажиров не было. Положив свою руку ей на плечо, я тихо произнес то, что не раз повторял про себя в вагоне поезда:
 
   – Галина, я люблю тебя. Выходи за меня замуж. Если согласна, то ответь сейчас, если нужно время подумать – я не тороплю с ответом.
 
    Она засмущалась, зарделась вся, вспыхнули огоньки ее глаз. Опустив ресницы, она произнесла:
   – Я отвечу сейчас. Спасибо за предложение. Я согласна, – и, наклонив мою голову, нежно поцеловала в щеку.

     Мы оба, счастливые от встречи и услышанного, прижались друг к другу и долго стояли, смущенные от взаимного признания в любви.
 
                И тихий шепот первого признанья,
                Стыдливый взгляд чарующих очей,
                И поцелуй под занавес свиданья
                Остались прочно в памяти моей.

     В назначенное время вернулся в училище и доложил дежурному офицеру об окончании своего отпуска без происшествий. Позже, в расположении роты, когда улеглись эмоции курсантов, приветствующих друг друга после отпуска, в курилке поделился своей радостью с дружком Казимировым Валерием.

     Он женился после года учебы в училище на своей однокласснице из родного города Невиномыска Ставропольского края, снимал квартиру в центре Академгородка, где проживал с молодой женой два последних года. Валерий пожелал успехов в деле подготовки к началу семейного счастья, поделился имеющимся у него опытом в этом вопросе.

     Меня распирало от чувств и приятных воспоминаний от встречи с Галиной по возвращению из отпуска. Я серьезно полагал, что избранница, на которую пал мой выбор, которая ответила согласием на мое предложение, должна быть единственной на всю жизнь. Нас никто насильно под венец не гонит, каждый выбирает свою половинку самостоятельно, по зову сердца.

     Поэтому если уж выбрал нареченную, принял решение связать себя с ней узами Гименея, то надо быть ответственным за это на всю жизнь. Любовь, подсказанная сердцем, расторгнутой быть не может, разумеется, если она взаимная. Но и здесь все ясно. Не женись, если не люб невесте, отойди в сторону, большой трагедии не произойдет.

      Безответная любовь – редкостное явление и сугубо субъективный фактор в отношении людей. Для меня решение признаться в любви Галине окончательно созрело на пути следования из отпуска. Именно в разлуке с девушкой ко мне пришли чувства тоски по ней, желание видеть ее и находиться рядом. Все вместе взятое и породили Любовь – главное чувство к человеку противоположного пола – девушке, женщине, будущей матери моих детей.

     Через неделю убыл в увольнение в общежитие к Галине. Попросил вахтершу позвонить на этаж, где проживала она, и сообщить о моем приезде в гости. За мной должен прийти тот человек, кого назову дежурному. Таковы правила пропуска лиц в студенческое общежитие.

     Каково было мое удивление, когда за мной пришла соседка Галины по комнате. Она что-то шепнула дежурной по общежитию и, улыбаясь, подошла ко мне. На мой удивленный вопрос, что это может означать, с улыбкой ответила:
   – Галина сейчас занята, выйти не может. Попросила, Саша, тебя встретить и провести к нам в комнату.
 
    Мы пошли на этаж. При подходе к комнате проживания подружка Галины произнесла слова, смысл которых не сразу дошел до меня:
   – Не волнуйся, Саша, у Галины в гостях ее родители. Чего остановился, входи смело.
 
     Войдя в комнату, я увидел мужчину и женщину, сидящих на стульях у стола, который стоял в центре комнаты. Рядом за полотняной шторкой девчата хлопотали над приготовлением праздничного обеда. Среди них была Галина. Увидев меня, вошедшего в комнату, подошла ко мне и сообщила неожиданную для меня новость:
 
   – После твоего отъезда от нас я позвонила своим родителям домой и сообщила о нашем решении соединить свои судьбы. Они приехали посмотреть на тебя, поговорить, пойдем к ним, Саша.
 
    «Что должно случиться, того не миновать. Должны ж ее родители видеть того, кому отдала свое предпочтение их дочь. Давай, давай, не робей, Александр, иди, знакомься с будущей родней»,– подумалось мне, и без особого смущения на лице шагнул за штору в направлении ожидавших нас родителей.

     Так состоялось мое знакомство с замечательными людьми – Анатолием Петровичем и Ниной Ивановной Захаренко. После обеда девчата ушли по своим делам, оставив нас и родителей наедине для серьезного разговора.

     И он состоялся, как тому и положено в таких обстоятельствах. Обговорив все вопросы, интересующие их, а также дальнейшие наши с Галиной планы до официального бракосочетания, все пошли меня проводить на автобусную остановку.

      Пора возвращаться, время увольнения близилось к концу, хорошего, как говориться, понемножку. Сделан второй шаг в вопросе создания семьи – и родителям понравился, и обсудили все практические вопросы по предстоящей летом свадьбе.
               
     Затем последовал ответственный и напряженный период в жизни выпускного курса училища. В конце февраля курсанты-выпускники должны были принять участие в дивизионных тактических учениях войск СибВо на своих профильных должностях заместителями командиров подразделений по политической части.

       К нему мы готовились ответственно и основательно – это был наш дипломный проект – организовать политическую работу в ротах, батареях на ответственных учениях. Наш успех или неуспех на учениях – это и оценка всему преподавательскому составу училища в подготовке офицерских кадров политработников, которые придут в войска на ответственную работу.

      Погожим весенним днем, 12 апреля 1971 года, во время увольнительного отпуска мы с Галиной подали заявление во Дворец бракосочетания о регистрации своих отношений на 22 июня, аккурат в день 30-летия со дня войны.

      Заказал переговоры по междугороднему телефону родителям, и когда они состоялись, объявил о принятом решении жениться. Вскоре после этого ко мне в училище приехал отец, представилась командировка в Сибирь, после которой он решил повидать сына и невестку. Познакомил Галину с отцом.

       Он предложил приобрести в спец.магазине для молодоженов все, что необходимо мне и невесте для свадьбы. Купили обручальные кольца, черный костюм, две белые нейлоновые рубашки, фату, материал на платье для невесты и многое другое.

       22 июня состоялось официальное оформление отношений с Галиной. Конечно, оба мы волновались, ведь это важное в жизни каждого из нас событие свершалось впервые, все было новым и интересным. Родители мои на этих важных мероприятиях не присутствовали (работа, хозяйство, удаленность, затраты).

       Решено было также справить вторую свадьбу и в Урюпинске, когда приедем в первый офицерский отпуск.

      Были приглашены 5–7 курсантов (кого считал своими друзьями) моего взвода, земляк Виктор Шевченко. Зинаида с маленьким ребенком уехала в Урюпинск к своим родителям на лето. На регистрацию, свадьбу мне оформили положенный 3-дневный отпуск.

     Виктор Шевченко выпросил у своего начальника служебную «Волгу». Он служил в новой должности адъютанта у заместителя командующего СибВо в штабе округа.
 
     Сообщу, уважаемому читателю, что процесс бракосочетания в городском дворце, обзорная поездка по городу с возложением цветов к монументам выдающихся революционеров Сибири, сама свадьба на квартире родной тети Галины – все прошло замечательно и запомнилось на всю жизнь.

     В прошлом 2018 году мы с Галиной отметили 47-лет совместной жизни в любви и согласии. Все 47 лет вместе с любовью к своей жене Галине я несу в своем сердце чувство благодарности к этой умной, мудрой, доброй и прекрасной женщине, родившей и воспитавшей 3-х славных детей, ставшей для меня настоящей боевой подругой в моменты радости и огорчений.

     Я благодарен Всевышнему за то, что в моей судьбе появилась эта замечательная женщина.

                Благодарю Всевышнего за то,
                Что на пути тебя я встретил.
                Немало времени с тех пор прошло,
                А первый взгляд любви заметен.
                В сердце своем любимая моя
                Храню признательность мужскую,
                Ведь именно тебе благодаря
                Я жизнь с тобой прожил большую.
                И я горжусь, что жизнь связал с тобой,
                Моя вторая половина,
                Ты излучаешь внутренний покой,
                Так будь всегда судьбой хранима.

 
     Наступило время государственных экзаменов, а значит, напряженная пора подготовки, переживаний, ожиданий не только для нас, курсантов, но всех, кто готовил первый выпуск училища, кто верил в нас четыре долгих и трудных года учебы.
     Это волнения и переживания родных и близких курсантов-выпускников. Нас ждали в войсках и на флотах Вооруженных Сил СССР и мы не имели морального права не оправдать доверие партии и правительства. Все четыре года обучения, сдача годовых экзаменов давались мне успешно. По окончании госэкзаменов с учетом годовых оценок мне полагался красный диплом отличника учебы.

     29 июля 1971 года на строевом плацу в торжественной обстановке состоялся первый выпуск офицеров политического училища.

     Вот как описывала это событие городская газета «Вечерний Новосибирск» от 30.07. 1971 года, 41 года назад: «Вот и наступил этот день – торжественный и немного грустный. Мы расстаемся с выпускниками Высшего военно-политического общевойскового училища, с которыми часто встречались в заводских цехах, в студенческих аудиториях, в школьных классах».

     Торжественные мероприятия после обеда переместились в Дом ученых Академгородка, где прошел большой и праздничный концерт коллективов художественной самодеятельности училища.

      Свои лучшие номера посвятил нам ансамбль Песни и пляски Сибирского Военного округа. Присутствовали на всех торжественных мероприятиях высокие гости из Москвы, области, города, Сибирского отделения АН СССР.

      Дипломы трем медалистам вручал генерал армии Епишев А. А. Затем был ресторан «Центральный» города Новосибирск, где мы, молодые офицеры-десантники, вместе с нашими женами, наставниками учебы отметили свой выпуск, воинское звание и окончание училища.

     Этим застольным, традиционным для офицеров мероприятием закончился наш первый этап долгой армейской службы. Курсантская юность закончилась. Из воспитанников мы превратились сами в воспитателей солдатских душ. Наступала пора полной ответственности работы в войсках.
 
     Два дня ушли в хлопотах по оформлению проездных и отпускных документов, предписаний, вещевых аттестатов и многих других необходимых документов. До прибытия в часть предписания предстоял месячный офицерский отпуск.

     И вот прощание с семьей Шевченко, Рязанцевых, и мы с Галиной с небольшим чемоданчиком летим на самолете Ан-2 к ее родителям в Сузун, где она родилась, где прошли детство и школьные годы. Самолет приземлился на полевом аэродроме, нас встречал отец Галины Анатолий Петрович, и вскоре мы прибыли в ее родительский дом.
 
      Он представлял собой крепкую из дерева пятистенку, большое подворье.

       Хвойный лес располагался прямо за оградой земельного придомового участка (огорода). Увиденное произвело на меня, уроженца Хоперских степных мест, неизгладимое впечатление. В таких местах с суровым сибирским климатом могли жить только сильные духом и величайшие труженики - люди.

       Нас поджидали все родственники жены – мама, братишка Евгений и любимая бабушка Юлия Петровна, которая сыграла в жизни детей, пожалуй, большую роль, нежели родители.

       Я бы сказал, она была их духовным воспитателем и наставником. Внешнее благородство и мудрость этой пожилой и тяжело больной женщины с добрыми глазами с первых минут знакомства  вызывали  восхищение и уважение. Галина была меньшей ее копией, я это понял в дни общения с Юлией Петровной.

       Все лучшее она передала своей любимой внучке. Увидев нас вместе, когда мы зашли к ней сразу после приезда, она тихо произнесла, лежа в кровати: «Спасибо богу, что дожила до дня, когда Галина обрела свое семейное счастье. Саша, люби ее так, как люблю ее я с самого рождения. Береги и не обижай ее, она будет тебе верной женой».

                И поцеловав обоих нас, тихо добавила:
   – Теперь и помирать можно с радостью на душе. Через 1,5 месяца после этих слов Юлия Петровна скончалась.

      Неделю мы отдыхали у родителей Галины. Ходили в лес по грибы, купались в небольшой речке Сузунка, притоке полноводной р. Обь, да и в самой сибирской Оби.

      А затем на самолете полетели в Волгоград, а оттуда на «Мораве» – самолетике на 4 пассажира местных авиалиний – до города Урюпинск, моей родины. Там состоялось знакомство Галины с моей мамой, братом Виктором, его женой Ниной, бабушкой Ольгой Ивановной, другими родственниками.

      Там же, где год назад справляли свадьбу брату Виктору, родители справили и нам с Галиной добротную казацкую свадьбу. Вскоре после свадьбы Нина, жена Виктора, родила ему дочь, которую назвали Еленой. Ныне она мать двоих парней-близнецов, проживает в Москве.

       Время отпуска пролетело быстро. Предстояла первая разлука с женой. Она возвратилась в Новосибирск для продолжения обучения на четвертом выпускном курсе института. Мне следовало чуть позже отбыть на новое место службы в десантный полк, дислоцируемый в небольшом Литовском райцентре Алитус.

      Проводив Галину до Поворино и посадив ее в вагон знакомого мне поезда Одесса-Новосибирск, ощутил страшную внутреннюю тоску. Такого состояния мне испытывать еще не приходилось. Было одиноко и опустошенно в душе моей, хотелось бросить все и уехать догонять жену.

      Несколько успокаивало одно обстоятельство – через три месяца у студентов выпускного курса ее института предстояла 7-месячная производственная практика по специальности на предприятиях Сибирского региона.

      Если получится оформить ей вызов из Алитуса, то возможна практика в Литве, по месту службы мужа. Три месяца разлуки выдержать можно, да и есть возможность хорошо подготовить за это время жилье для семейного проживания.
 
      Через несколько дней, попрощавшись с родными, близкими, школьными друзьями, убыл в Литву, к месту моей новой офицерской службы. Мелькали за окном вагона российские пейзажи, поселки, полустанки и разъезды.

      А мысли мои были уже там, в полку, где мне предстояло офицерское становление. Необходимо было свой послужной список начинать с чистого листа. Все достижения прошлых курсантских лет – одно, а достижение положительного результата в войсках – это совсем другое.

                продолжение следует...
               


Рецензии