Тихвинский Введенский женский монастырь

Если тебе вдруг станет невыносимо жить в суетном мире,знай, ты всегда можешь найти себе спокойное место в монастыре, хоть в мужском, хоть в женском. Да, в Тихвине их два. В мужском мы уже бывали и не раз. И это самое красивое место в этом городе. А вот про женский узнали совсем недавно.

Оказывается, он был основан еще в XVI веке, в 1560 году новгородским архиепископом Пименом по указу Ивана Грозного. История гласит, что когда-то этот женский монастырь слыл одним из богатейших и известнейших монастырей в России. Слава о нем распространилась после того, как в него сослали четвертую жену царя Грозного — Анну Колтовскую, постриженную в монахини под именем Дарья. Через некоторое время бывшая царица стала настоятельницей монастыря, а впоследствии почиталась в нем как святая. В Смутное время обитель подверглась разрушению шведами, но впоследствии росла и богатела. Память о благоверной царице привлекала в монастырь все новых и новых монахинь, а также богатые пожертвования. К началу XX века он имел обширные угодья и был одним из десяти самых богатых монастырей России.

В 1929 году монастырь был закрыт и разграблен.

Восстановление монастыря началось только в 2005 году, а вновь он был открыт в 2009-м. Он до сих пор в плачевном состоянии, особенно собор Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторые постройки все еще не переданы церкви. До января 2012 года в игуменском корпусе располагалась школа единоборств, на месте алтаря храма — сауна. Даже пожарная часть там была когда-то.

В одном из зданий, так и не переданном монастырю, находится архив Музея Римского-Корсакова. Николая Андреевича крестили здесь же.

Зачем город занялся восстановлением монастыря? Как мне объяснили - для привлечения туристов. Хотя особо сейчас там мало привлекательного, но мы, неугомонные с сестрой следопыты, все же нашли кое-что....

А именно - там течет своя жизнь. Загончик с тремя курами, стираное белье на веревках, ухоженные цветники, детская площадка, свежая поленница, люди. Особые, конечно. На крыльце одного из зданий монументально сидели две почтенного возраста монахини, облаченные в черные платья, от головы до пола. Я не могла оторвать от них глаз. Что таиться за их бесстрастными лицами. Там есть кто-то, вообще? И почему все так черно? Как мне объяснили знающие люди, черное монашеское облачение является и символом покаяния, скорби о грехах и плача об утраченном райском блаженстве. Черный, по сути - это отсутствие цвета, то, что лежит за пределами светового спектра. В отношении к одеянию монашества - цвет совершенного покоя как отсутствия движения страсти, отрешения от всего суетного, от внешней жизни ради сосредоточенности на жизни невидимой, внутренней. Черная мантия, которую носят монашки, называется «риза спасения» или «одежда нетления и чистоты». Отсутствие рукавов у мантии символизирует отсутствие у монахини рук, для суетных мирских дел и грехов. А то, что носят монахини на голове - называется апостольник. Для нас мирских жителей - это просто головной платок с вырезом для лица. А для монахинь - «покрывало смирения и постоянного послушания", который надевается в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты. Вот такие тонкости монашеского фирстиля.

Отведя свои взоры от монахинь, дабы не смущать их своей суетой, мы двинулись дальше. Побродили по соборам и часовням, которые действовали на территории монастыря, полистали детские библейские книжки со сказками, помолчали у икон, погладили стены...я поставила свечку своему близкому другу, покинувшему мир год назад, и пожелала ему легких крыльев и светлой души (У иконы Божьей Матери. Не знаю, почему ее выбрала. Интуитивно).

Интересное наблюдение. Образ Матери на многих иконах, которые я встречала, был очень состаренный скорбный, темный. В Женском же монастыре я впервые увидела ее...как бы это сказать - в более молодом возрасте. Да, она выглядела на этих иконах, как девушка, а не как мать. Это удивительно и бросается в глаза. Правда, не было возможности поговорить на эту тему с настоятелями, мы были одни в соборе с сестрой. И хотелось бы узнать еще художника. Наверное ,схожу в ближайшее время в монастырь и узнаю подробности о написании данной иконы.

Мысли. Пока моя непоседа- дочка бегала вокруг клумбы и нюхала монастырские цветы, я разговаривала с девочкой-послушницей, которая проживала в этом монастыре. Она была скромная, немного смущалась, но все же интересная, живая. Озорной огонек в глазах выдавал страстность ее натуры. В ней чувствовалось пробуждение природного женского, гормонального. «Что будет с ней, когда произойдет взрыв этих гормонов?» – подумала я.

В прошлом году вели мы беседы с моим взрослым другом, который был почитателем секты "Свидетели Иеговы" и вел затворнический образ жизни:
- Саша, как давно у тебя не было связи с женщиной?
- Давно, уж не помню. Может лет пять.
- Ну у тебя же возникают естественные плотские желания?
- Да, – ответил он смущаясь.
- И что ты с ними делаешь?
- Я перевожу их на духовный уровень.
- Каким образом?
- Я читаю больше книг и молюсь.
- И как помогает?
- Да. Мне ничего больше такого не хочется.

Живой, чувственной девчушке из монастыря уготована такая же участь. Но зачем? Кто это придумал? Кто одел ее в смиренную рубашку? И как она себя в ней чувствует?

Элиот - главный герой из моего любимого сериала «Мистер Робот» как-то сказал: «Правила упрощают жизнь. Общество их создает, чтобы обезопасить себя от хаоса и сумасшествия. Обществу страшно жить в многогранном мире, которое оно само же и усложняет. Но иногда правила, созданные самими же людьми, являются источником их преждевременной смерти. Человек ходит, ест, дышит и создается видимость жизни, хотя на самом деле он давно уже мертв». Действительно, уйти в монастырь и жить по правилам, где все расписано по минутам – это же так просто. Не нужно беспокоиться о том, кем ты хочешь стать и чего добиться. Не нужно ломать голову о своем предназначении и что ты можешь дать этому миру. Элементарные знания о возрастной периодизации тоже не нужны, а гормональные всплески и мысли о взаимоотношениях можно объяснить наличием бесов. Компьютерные технологии и развитие интеллекта – это все мирское, пустое. Достижения наук: медицина, психология, биология – как будто на другой планете. Есть наш мир, в котором Бог, Библия, иконы, молитвы и правила, по которым мы живем. Такими шаблонами будет мыслить девочка? Грустно мне все это. Очень грустно. Одно дело, когда ты такой потрепанный жизнью разочаровашка, решивший закрыть себя в келью для осознания, что тебе дальше делать и как жить, другое – когда ты юное бессознательное существо, за которого решили, что природа – это блажь, а твое место – в монастыре…

Эти размышления навеяли мне воспоминания об одном жестоком фильме - «Сестры Магдалины», где была показана вся жесть, которая творилась в ирландских приютах Магдалины. В них жили так называемые «падшие женщины». Эти приюты были в тысячу раз хуже, чем ирландские тюрьмы. Самое жуткое, что фильм основан на реальных событиях и составлен на основе рассказов и записей женщин, которые там выжили… Вы можете себе представить — последний приют Магдалины был закрыт в Ирландии лишь в 1996 году! Правила, жесткие и грубые, как терновый венец, сдавливающий голову и пронзающий шипами запретов твой мозг, от которых проливаются слезы, застилающие взор и сознание. Снимите, это больно.

Отогнав смутные мысли, я посмотрела на свою дочку, порхавшую над цветами как бабочка, и снова вспомнила ту милую девчушку, что пробегала час назад. Обе прекрасные, молодые, свежие, как утренние розы. Вся жизнь впереди…целая огромная жизнь…но какие разные судьбы им уготованы...


Рецензии